Шабалина M. Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов
стику свойство адаптивности к постоянно меняющимся условиям, к усложнению и диверсификации многих общественных институтов. Система повышения квалификации педагогических кадров должна учитывать эти изменения и вырабатывать модели внедрения их в работу регионального педагогического сообщества; 2) современная адаптивная образовательная среда имеет определенную структуру, которая включает в себя различные компоненты, располагающиеся на трех уровнях среды. Внутри каждого из уровней выделяются учебные, научные и воспитательные звенья. Адаптивная образовательная среда с такой структурой привязана к определенному региону, что проявляется в ее функционировании, в регулировании ее посредством непрерывного образования педагогов; 3) современная адаптивная образовательная среда должна работать с учетом определенных педагогических технологий. Схема действия среды включает цепочку последовательных процессов, которые идут в двух направлениях: через запрос общества к среде образования и через ответ среды образования на этот запрос. При этом ответ адаптивной среды образования не выглядит как пассивное приспособление к изменениям в социуме, но как преобразующее этот социум действие; 4) в процессе функционирования адаптивной образовательной среды имеются так называемые «образовательные риски», ситуации, связанные со сбоем хода только в общем и целом разработанных механизмов действия адаптивной образовательной среды.
Пять принципов подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды находятся во взаимосвязи и на практике представляют собой единство, которое позволяет перестроить процесс обучения и подготовить учителя к переходу от традиционного обучения к инновационному. Механизмы работы адаптивной образовательной среды регулируются посредством ее проектирования образовательными структурами и педагогическими кадрами с целью получения конкретного положительного результата.
Примечания
1. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксеологические основы постдипломного образования педагога: монография. Псков, 1997.
2. Выготский Л. С. Психология творчества. М., 1987.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
4. Дьяченко В. К. Современная дидактика: теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Ч. 2. Новокузнецк, 1996.
5. Писарева С. А. Проектирование образовательной среды профильной школы: метод. рек. к курсу по выбору. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 55 [1] с.: табл., схемы. (Герценовский университет новой школе: профильное обучение).
6. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: монография. Москва; Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. 206 с.: табл.
7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 173 [2] с.: ил., схемы.
9. Школа: проектирование развития образовательной среды / под. ред. П. И. Третьякова. М.: МИОО, 2007. 271 с.: табл., схемы.
УДК 378.14.015.62
М. Р. Шабалина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются педагогические условия повышения академической успешности студентов профессиональных учебных заведений с учётом факторов, наиболее значимо влияющих на эффективность и результативность их учебной деятельности.
Pedagogical conditions of raising academic success of the students of professional educational institutions with regard for the factors which mostly influence the efficacy and the results of their studies are considered in the article.
Ключевые слова: академическая успешность, самосовершенствование, мотивация достижения, самооценка, волевые качества личности.
Keywords: academic success, self-perfection, achievement motivation, self-estimation, a person's willpower.
B настоящее время, когда в образовательном процессе на первый план выходит уникальная целостная личность учащегося, стремящаяся максимально реализовать свои способности, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, проблема учебной успешности приобретает особое значение.
Понятие «учебная успешность» было введено Б. Г. Ананьевым для характеристики темпов, напряжённости, индивидуального стиля работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает учащийся общеобразовательной школы в процессе своей учебной деятельности [1]. Наше исследование направлено на поиск резервов повышения успешности учебной деятельности студентов первого и второго курсов профессиональных учебных
ШАБАЛИНА Марина Робертовна - аспирант кафедры педагогики Вятского социально-экономического института
© Шабалина М. Р., 2009
заведений. Спектр учебной деятельности студентов шире, чем у учащихся общеобразовательной школы, так как он, помимо усвоения теоретических знаний, практических навыков и умений, включает в себя в обязательном порядке исследовательскую работу. Учитывая академизм и фундаментальность учебных дисциплин, изучаемых студентами высших и средних профессиональных учебных заведений, при оценке эффективности и результативности их учебной деятельности мы считаем целесообразным применение термина «академическая успешность».
На основании проведённого исследования научной литературы нами был сделан вывод, что академическая успешность - это качественная характеристика эффективности и результативности учебной деятельности студента. Она находит своё выражение в таких объективных критериях, как академическая успеваемость, уровень развития учебной активности, самостоятельности, креативности и рефлексии. Важным критерием академической успешности является субъективная оценка студента эффективности собственной учебной деятельности.
Анализ педагогической теории и практики позволил нам сделать вывод: педагоги, как правило, отождествляют успешность учебной деятельности студентов с их успеваемостью. И как следствие, решение проблемы повышения академической успешности студентов переходит в плоскость повышения их академической успеваемости. Подобный подход обедняет проблематику данного вопроса по ряду причин.
Во-первых, академическая успешность проявляется не только в результатах промежуточных и итоговых аттестаций, но и в развитии личностных качеств студента.
Во-вторых, уровень сформированности личностных образований, таких, как стиль учебной деятельности, мотивационная направленность личности, во многом определяет эффективность учебной деятельности студента. Роль педагога в процессе формирования личностных качеств меняется по мере продвижения учащегося по всем ступеням образования.
В-третьих, рассматривая учебный процесс в динамике его развития, необходимо учитывать особенности возраста, личностные качества, которые и определяют вектор развития успешности учебной деятельности студента.
Поэтому при определении педагогических условий, обеспечивающих повышение академической успешности, необходимо учитывать специфику учебной деятельности студентов, которая определяется прежде всего особенностями возраста. Возраст студентов первого и второго курсов - 17-19 лет -совпадает с периодом поздней юности (по Б. Г. Ананьеву). По мнению В. И. Слободчикова, юность -
завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста -саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [2].
Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто противоречивых потребностей юношеского возраста - в общении, уединении, в достижениях, в саморазвитии, самосовершенствовании. Способность учащегося открывать в себе уникальный потенциал, самостоятельно определять направление и способы личностного роста является мощным резервом повышения его академической успешности.
Важная функция преподавателя - поддержать студента в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в потоке учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большие объёмы разнообразной информации, осознать свои способности, свои личностные качества, обеспечить поддержку потребности учащегося в саморазвитии, в самосовершенствовании.
Результаты исследования специфики учебной деятельности студентов позволили нам выделить следующие педагогические условия, обеспечивающие повышение академической успешности:
1) условия, направленные на создание комфортной эмоциональной среды для всех участников образовательного процесса;
2) условия, направленные на формирование адекватной самооценки и развитие мотивации достижения успеха, что является стабильным ресурсом повышения академической успешности студентов;
3) условия, направленные на поддержку стремления студента к саморазвитию и самосовершенствованию.
Охарактеризуем выявленные педагогические условия повышения академической успешности студентов. Обобщая результаты теоретических исследований, мы пришли к выводу, что педагогические условия, направленные на создание комфортной эмоциональной среды для субъектов учебного процесса, раскрываются через эмоционально положительный тонус деятельности; создание ситуации успеха; помогающие отношения, способствующие саморазвитию личности студента; понимание студентом значимости, личного и общественного смысла изучаемого учебного материала; осознание студентом себя субъектом учебного процесса, отвечающего за результаты собственной учебной деятельности.
Во многом комфортность и эффективность взаимоотношений между субъектами образовательного процесса зависит от того, насколько преподава-
Шабалина М. Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов
тель при организации педагогического взаимодействия учитывает степень осознанности представлений личности студента о самом себе, его самооценку. Педагогические и психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, на отношения с окружающими, т. е является важным фактором успешности какой-либо деятельности человека, в том числе и учебной. Многие психологи убеждены в том, что самооценка не выбирается учащимся произвольно, а определяется обстоятельствами его жизни, т. е. она «всегда объективно обусловлена и адекватна породившим её обстоятельствам». Опираясь на это положение, можно сделать следующие оптимистичные выводы:
1) педагог, владея информацией о самооценке студента, может регулировать его учебную деятельность в направлении повышения её эффективности;
2) так как высокая адекватная самооценка учащегося создаёт предпосылки для эффективного взаимодействия между субъектами педагогического взаимодействия, приводящего к повышению академической успешности студентов, то необходимо создавать педагогические условия для формирования адекватно высокой самооценки учащихся.
Темп, напряжённость учебной деятельности, степень прилежания и силы воли, которые прилагает учащийся в достижении поставленных учебных целей, определяются уровнем и характером мотивации. Большое значение в настоящее время приобретает исследование таких широких видов мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), обусловливают творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнять дело на высоком качественном уровне везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности. В контексте исследования педагогических условий, направленных на повышение академической успешности, принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач и т. п. Недостаток мотивационного обеспечения учебной деятельности студентов может быть компенсирован волевыми качествами личности.
Таким образом, субъективные составляющие академической успешности студента - это устойчивая высокая адекватная самооценка, мотивированность на достижение успеха в процессе учеб-
ной деятельности и высокий уровень развития волевых качеств. Если учеба не приносит удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех», то возможности учащегося в реализации учебного потенциала будут существенно ограничены. Поставив перед собой задачу повышения академической успешности студентов, мы определили направленность педагогических условий на формирование у студентов мотивации достижения успеха, высокой адекватной самооценки.
Стабилизировать самооценку и вывести её на уровень адекватной можно только в процессе учебной деятельности, ставя перед студентами реально достижимые цели и задачи, контролируя их успешность в освоении новых тем, закреплении навыков и умений. Нейтрализовать заниженную самооценку можно, воспитывая у студентов персональную ответственность за результаты своей учебной деятельности, внушая учащимся, что они могут развить свои способности посредством упорной работы. Оценка деятельности таких студентов должна быть направлена не на снижение требовательности, а на оказание помощи, поддержки, на стимулирование веры в свои возможности. Индивидуальные относительные нормы оценки результатов учебной деятельности студентов с заниженной самооценкой должны быть дополнены социальной нормой, без которой невозможно учащимся контролировать свой вклад в академическую успешность всей учебной группы, что также способствует повышению ответственности за результаты своей учебной деятельности. Всё это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки студентов при общем повышении её уровня, ориентирует на развитие своих способностей, на повышение академической успешности.
Коррекция завышенной самооценки в сторону адекватной предполагает развёрнутую оценочную деятельность преподавателя по отношению к студенту, активное включение в процесс оценивания студентов учебной группы. При этом педагог обеспечивает помощь учащимся:
- в выявлении трудностей, возникающих в процессе их учебной деятельности, осознания возникающих интеллектуальных затруднений, определения возможностей решения учебной задачи в имеющихся условиях образовательной среды с учётом собственного учебного потенциала;
- преодолении возникающих в учебном процессе проблем с использованием индивидуальных преимуществ;
- реализации имеющихся знаний и умений, в выборе вариантов решения проблемы, исходя из возможностей образовательной среды, а также индивидуальных возможностей студентов;
- организации оптимального взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
Создание педагогических ситуаций, направленных на развитие мотивации достижения и внутреннего локуса контроля
- Индивидуальная педагогическая поддержка студентов со стороны педагогов, направленная на развитие рецессивных личностных качеств.
- Тренинг академической успешности
Создание комфортной эмоциональной среды для субъектов учебного процесса на основе данных диагностики самооценки и характера мотивации студентов
педагог
студент
ев Н Я
а «
н и
н и о в
в
а»
н
и
Становится субъектом учебного процесса, ответственным за результаты собственной учебной деятельности
Готовность студентов к осознанной саморегуляции личностных качеств, определяющих высокий уровень академической успешности
Индивидуальная работа, направленная на развитие рецессивных личностных качеств
Взаимодействие субъектов учебного процесса,
успешности
Нами были выделены следующие психолого-педагогические приёмы, стимулирующие развитие мотивации достижения успеха:
- новизна и актуальность содержания учебного материала;
- постоянное обновление уже усвоенных студентами знаний;
- профессиональная направленность в изучении общеобразовательных дисциплин;
- многообразие форм самостоятельной работы;
- активные формы и методы обучения;
- проблемный характер обучения;
- поощрение творчества, инициативы, самостоятельности студентов;
- эмоциональность преподавателя.
Успешность в какой-либо деятельности, в том
числе и учебной, предполагает наличие комплекса личностных качеств, дающих человеку возможность принимать решения и регулировать своё поведение, учитывая и оценивая ситуацию, исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев. По нашему мнению, для успешной деятельности вообще и учебной в частности значимыми являются следующие личностные качества: ответственность, дисциплинированность, целеустрем-
направленного на повышение академической студентов
лённость, настойчивость, самостоятельность, инициативность, терпеливость, энергичность, выдержка, работоспособность, любознательность, критичность, принципиальность.
Когда мы говорим о студенте как о субъекте учебной деятельности, мы понимаем, что, с одной стороны, у него должна быть система отчётливых представлений о своих возможностях как при решении учебных задач, так и в плане формирования и совершенствования личностных качеств, обеспечивающих его эффективную учебную деятельность. А с другой стороны, наработанная система умений и навыков, позволяющих эффективно влиять на процесс формирования и совершенствования этих личностных качеств. Только тогда учащийся сможет сам ставить цели, приводить их в соответствие с требованиями обстоятельств и удерживать в поле своего сознания до момента их достижения. Задача преподавателя - создать такие педагогические условия, которые способствовали бы формированию профессионально важных качеств личности, стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагогические условия должны быть направлены на то, чтобы помочь студенту осознать происходящие в психике процессы
Вахрушева Л. Н. Организация самостоятельной деятельности студентов педагогического факультета
развития, вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития. Таким образом, создаются условия для самосовершенствования личности - осознанного, управляемого личностью процесса развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Функция педагогов заключается в обеспечении эффективности этого процесса, что предполагает помощь студентам в осознании целей, задач и возможностей своего развития, в определении средств и способов деятельности, направленной на развитие качеств личности, наиболее значимо влияющих на академическую успешность.
Характер деятельности педагога и студента в процессе их взаимодействия, определяемого педагогическими условиями, направленными на повышение академической успешности студентов, мы представили в виде схемы (см. рисунок).
Понимание роли преподавателя не только как транслятора знаний, но и как наставника, партнера, помогающего студенту быть успешным в своей учебной деятельности, приводит к пониманию необходимости создавать педагогические условия, которые обеспечивают создание комфортной эмоциональной среды для всех участников образовательного процесса, формирование адекватной самооценки, развитие мотивации достижения успеха, поддержку стремления студента к саморазвитию и самосовершенствованию.
Примечания
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. II. / под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 230 с.; Т. 2. 213 с.
2. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
УДК 378.14
Л. Н. Вахрушева
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье раскрывается значение организации самостоятельной деятельности студентов. Даны определения понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность» с позиций разных авторов. Рассмотрена процедура организации самостоятельной деятельности студентов, включающая определение целевых ориентиров, содержание работы и руководство самостоятельной деятельностью студентов со стороны преподавателя.
In this article the importance of organizing students' independent activity is revealed. The author studies different scientists' points of view on the terms "independent work", "independent activity". The procedure of organizing students' independent activity is considered. It includes the process of target determination, the contents of the work and teacher's supervision of students' independent activity.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность студентов, самостоятельная работа, целевые ориентиры.
Keywords: students' independent activity, independent work, purpose guideline.
Серьезное внимание в вузах уделяется формированию у студентов самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность педагога. Познавательная активность и самостоятельность развиваются в процессе самостоятельной работы учащихся. Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между передачей знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики. Самостоятельная деятельность приводит студента к получению нового, упорядочению и углублению знаний.
Н. Андрианова [1] указывает, что исходя из личностно-ориентированного подхода, когда во главу угла ставится личность с ее возможностями, потребностями, системой отношений, неоспорим тот факт, что процесс самосовершенствования и саморазвития напрямую связан с организацией самостоятельной деятельности. Умение работать самостоятельно становится фактором самореализации и формирования личности. Показателем определения степени развития самостоятельности как черты личности обучающегося является постепенное
ВАХРУШЕВА Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ © Вахрушева Л. Н., 2009