Научная статья на тему 'К проблеме успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы'

К проблеме успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНАЯ ШКОЛА / EDUCATIONAL SUCCESS / EDUCATIONAL-AND-COGNITIVE ACTIVITY / ADAPTIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Светлана Рудольфовна

В статье анализируется понятие «учебная успешность», а также уточняется и раскрывается на уровне критериальных описаний. Рассматривается состояние проблемы успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы в педагогической науке и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Adaptive School Pupils' Educational-and-Cognitive Activity Achievement

The term educational success is analyzed, specified and discovered in this article in the standard of criterion descriptions. The state of success problem of adaptive school pupils' educational-and-cognitive activity in pedagogical science and practice is examined as well.

Текст научной работы на тему «К проблеме успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы»

УДК 373 ББК 74.202.4

Соколова Светлана Рудольфовна

аспирант г. Екатеринбург Sokolova Svetlana Rudolfovna

Post-graduate

Yekaterinburg

К проблеме успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы

To the Problem of Adaptive School Pupils’ Educational-and-Cognitive

Activity Achievement

В статье анализируется понятие «учебная успешность», а также уточняется и раскрывается на уровне критериальных описаний. Рассматривается состояние проблемы успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы в педагогической науке и практике.

The term “educational success” is analyzed, specified and discovered in this article in the standard of criterion descriptions. The state of success problem of adaptive school pupils’ educational-and-cognitive activity in pedagogical science and practice is examined as well.

Ключевые слова: учебная успешность, учебно-познавательная деятельность, адаптивная школа.

Key words: educational success, educational-and-cognitive activity, adaptive school.

Значимость исследования проблемы успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы, обусловлена существенными изменениями, происшедшими в последние десятилетия в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах и характере социального заказа системе образования.

Современным обществом востребована успешная личность, ориентированная на достижение успеха в различных видах деятельности, с активной жизненной позицией, способная к непрерывному саморазвитию, социальной адаптации и творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей.

В этой связи особое место принадлежит школе, которая становится фактором гуманизации социальных отношений, формирования новых жизненных установок учащихся.

Перед школьным образованием сегодня стоит задача - подготовить выпускников к успешной самостоятельной жизни во все более быстро изменяющемся мире. Важно суметь задать способность выпускникам школ ориентироваться в социуме, а главное - реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, необходимым обществу и окружающим людям.

Успеха, достойного социального положения может добиться только личность активная в социальной и интеллектуальной сферах, уверенная в собственных силах и имеющая основания для этой уверенности.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для достижения успешности учащихся в учебно-познавательной деятельности и последующей жизнедеятельности.

Ориентация личности на достижение успешности является важнейшей жизненной ценностью и непременным условием личностного развития.

Проблема учебной успешности была актуальна всегда. Анализ педагогической литературы, различных научных теорий, подходов и концепций показал, что понятие «учебная успешность» рассматривается учеными в двух основных направлениях. Первое можно обозначить как психологическое или психологопедагогическое, где понятия «успех» и «успешность» определяются как особое эмоциональное состояние ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам (Г.Д. Кириллова, Е.И. Казакова, С.Д. Поляков, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова и др.).

Второе направление связано с рассмотрением учебной успешности в ракурсе проблемы результативности и эффективности, а также успешность учебной деятельности фигурирует в контексте показателей качества образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.).

В последние годы появились работы, специально направленные на рассмотрение проблемы успешности обучения: Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Б.С. Гершунский, Е.В. Коротаева, Н.И. Кочетова, И.А. Ларионова, И.Л. Пшен-цова, Г.С. Созонова и др.

Под успешностью учения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного учащегося, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса.

Педагоги-исследователи, начиная с Я.А. Коменского, неоднократно обращались к проблеме условий успешности обучения при рассмотрении различных психолого-педагогических проблем: З.И. Калмыкова, М.В. Матюхина,

Н.И. Мурачковский, Е.С. Рапацевич изучали вопрос о взаимосвязи мотивации и успешности; А.А. Бударной, А.А. Кирсанов, А.М. Колесова, Е.С. Рабунский обращались к проблеме успешности в связи с изучением индивидуального подхода и индивидуализации обучения; кроме этого, Н.П. Аникеева, Р.С. Кирпичник, Я.Л. Коломенский, Р.С. Немов, А.А. Реан и другие изучали связь успешности обучения с особенностями взаимоотношений в коллективе.

Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе выделяется целый ряд психолого-педагогических условий успешности обучения. Все они в различной степени влияют на процесс и результат обучения.

Проведенный анализ литературных источников дает нам основание предполагать, что проблема учебной успешности учащихся адаптивной школы исследована недостаточно. В исследованиях по данной проблеме не уделено должного внимания понятию «учебная успешность» на уровне критериальных описаний, отсутствует комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешность учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы.

Адаптивная школа - это образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении (Е.А. Ямбург).

В условиях адаптивной школы реализуется личностно ориентированный подход, согласно которому обучаемый становится субъектом саморазвития, самообразования, самореализации и самоактуализации, а учебный процесс, его

компоненты (цели, содержание, методы, формы, средства и др.) воспринимаются учащимися как личностно значимые ориентиры.

Точкой отсчета в адаптивной системе обучения является учащийся с его индивидуальными особенностями: природными задатками и способностями, характером протекания мыслительных процессов; уровнем знаний и умений; работоспособностью; уровнем познавательной и практической самостоятельности и активности; темпом продвижения в обучении; отношением к учению и т.д. Результатом адаптивного обучения будет являться качественное изменение этих индивидуальных особенностей.

Личностно ориентированный подход предусматривает учет индивидуальности каждой личности, самобытности, самоценности каждого учащегося и его развития не как коллективного субъекта, а, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым опытом.

К учащимся с разным уровнем готовности к учебной деятельности следует подбирать соответствующую для него систему педагогических воздействий, рассчитанных на «зону ближайшего развития».

Таким образом, в практике адаптивной школы усиливается важность создания психолого-педагогических условий, которые максимально способствовали бы раскрытию возможностей развивающейся личности учащегося и обеспечению успешности его учебно-познавательной деятельности.

Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической практике требует уточнения и раскрытия понятия «учебная успешность» на уровне критериальных описаний.

С точки зрения философии адаптивной школы и нашего понимания, учебно-познавательная деятельность представляет собой самостоятельную, целенаправленную, самоуправляемую, мотивированную деятельность ученика по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения, в ходе которой происходят изменения в его субъектном опыте.

В практике адаптивной школы возникает противоречие между представлениями об успешности как интегративной характеристике процесса и результа-

тов обучения и реальной оценкой этих результатов, которая осуществляется в приоритете по показателям успеваемости учеников. Возникает закономерный вопрос: как сочетаются, взаимосвязаны успеваемость, по которой оценивается результативность школы, и успешность ученика, по которой можно судить об эффективности изменений в личностном развитии.

Критериальная база личностно ориентированного обучения строится на отслеживании сформированных психологических новообразований: ценностных ориентаций, психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, социально значимых качеств и способностей. Но в образовательной практике действует ориентация на обученность и планируемые результаты, определяемые образовательными стандартами. Стандарт отражает лишь «верхний слой» образованности обучаемых - знания и умения.

Успеваемость отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах.

Так, Н.И. Мешков пишет, что тот или иной характер учебной деятельности проявляется в академической успеваемости, а соответственно, и в академической успешности [2].

Б.Г.Ананьев, впервые употребивший термин «успешность обучения», отмечает, что в отличие от успеваемости, представляющей собой «фиксированный результат процесса обучения, в условных количественных показателях отражающий успешность последнего» [1;151], успешность обучения «свидетельствует о качестве учебной деятельности как процесса, протекающего во времени» [1;152]. Таким же образом характеризует это различие Н.И.Мешков [2].

Основываясь на подходе Б.Г. Ананьева и Н.И. Мешкова, будем понимать «учебную успешность» как качественную характеристику учебно-познавательной деятельности, отражающую процесс достижения положительного результата каждым учеником.

Критериями учебной успешности в адаптивной школе является академическая (учебная) успеваемость, отражающая в балльной оценке (отметке) уровень учебных достижений, а также ценностные ориентации, интеллектуальномотивационная готовность к учению, уровень сформированности учебнопознавательных умений, работоспособность, рефлексия, самооценка, активность, самостоятельность, коммуникативность, ответственность, творческий потенциал.

Признаки успешности в учебно-познавательной деятельности в адаптивной школе с одной стороны ориентированы на полное освоение учеником образовательного стандарта, с другой стороны, составляют динамику личностного развития ученика, отражая тем самым вклад педагога в обеспечение этой динамики.

Изучение состояния исследуемой проблемы в процессе обучения химии свидетельствует, что в условиях сокращения бюджета времени объем содержания обучения практически сохраняется, что ведет к возникновению затруднений в учебно-познавательной деятельности и снижению мотивации к изучению естественных наук. Слабая сформированность познавательной мотивации учащихся к изучению химии требует создания условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Поэтому особую актуальность приобретает формирование внутренней личностной направленности на учение, на осознание значимости саморазвития и самодвижения, что придает смысл учебной деятельности и побуждает к достижению результата.

Анализ научно-методической литературы, собственный преподавательский опыт указывают, что учащиеся слабо владеют способностью к планированию, анализу своей деятельности, умению использовать способы и приемы рациональной организации умственного труда, самостоятельно добывать знания.

Недостаточный уровень сформированности общеучебных умений и навыков указывает на трудности в управлении и организации собственной учебной деятельности.

Следовательно, возникает необходимость осознанного включения учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность, что способствует формирование умений и навыков учебного труда, самопознанию, духовному и интеллектуальному саморазвитию.

Таким образом, изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической практике требует реализации комплекса психолого-педагогических условий, направленных на совершенствование организации учебного процесса, способствующих достижению гарантированного результата.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. - С. 129-267.

2. Мешков, Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости [Текст]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 84 с.

Bibliography

1. Ananyev, B.G. Psychology of Pedagogical Estimate [Text] / B.G. Ananyev// Selected Psychological Works: In 2 Volumes. - V.2. - M.: Pedagogics, 1980. - P. 129-267.

2. Meshkov, N.I. Psychological-and-Pedagogical Factors of Academic Progress [Text]. - M.: Moscow University Publishing House, 1991. - 84 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.