Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОДГОТОВКА ЛИДЕРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ощепков Алексей Александрович, Фриауф Владимир Владимирович

В данной статье на основе анализа исследований и собственной практической работы обоснованы условия подготовки лидеров в молодежной среде. Описаны возможности работы с молодежью с высоким лидерским потенциалом в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ощепков Алексей Александрович, Фриауф Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE TRAINING OF YOUTH LEADERS IN THE CONTEXT OF REGIONAL YOUTH POLICY

In this article, based on the analysis of research and their own practical work, the conditions for training leaders in the youth environment are justified. The article describes the possibilities of working with young people with high leadership potential in the regions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Ощепков Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (г. Димитровград); аспирант Фриауф Владимир Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (г. Димитровград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В данной статье на основе анализа исследований и собственной практической работы обоснованы условия подготовки лидеров в молодежной среде. Описаны возможности работы с молодежью с высоким лидерским потенциалом в регионах.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, подготовка лидеров, педагогические условия.

Annotation. In this article, based on the analysis of research and their own practical work, the conditions for training leaders in the youth environment are justified. The article describes the possibilities of working with young people with high leadership potential in the regions.

Keywords: leadership, leadership qualities, training of leaders, pedagogical conditions.

Введение. В настоящее время вопросы формирования молодежного лидерства имеют важное социальное значение. Общество нуждается в лидерах новой формации: активных, уверенных, идущих в ногу со временем, способных продвигать новые социальные инициативы и проекты. Подготовка лидеров среди молодежи - процесс последовательный и поэтапный, который важно организовать в ходе всего процесса воспитания и обучения, когда молодые люди сами являются активными участниками, субъектами собственного становления. Целью данной статьи является анализ исследований подготовки лидеров среди молодежи и обоснование условий подготовки лидеров в молодежной среде.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на труды Г. Бейлза, Т. Нькома, Ф. Фидлера, А. Харс, Э. Хартли, мы рассматриваем лидерство как результат сложного и многопланового воздействия различных факторов вхождения лидера в различные ситуации [11]. Важным отличием динамического анализа лидерства как процесса от теории врожденных черт заключается в том, что эта концепция предполагает возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, и в случае заинтересованности организации в лидерах появляется возможность формирования их так же, как руководителей.

На наш взгляд, модели лидерства, которые развиваются сегодня, являются преимущественно ценностными. Мы разделяем идею рассматривать лидерство не с позиции структуры или системы, а с позиции межсубъективных отношений. Через ценностные теории мы пытаемся по-другому взглянуть на процесс лидерства, видя в нем основу для нового мышления и поведения. Лидерство становится скорее философией, чем теорией или технологией, как раньше. Стоит отметить, что некоторые из ценностных теорий включают в себя особые техники (например, теории Г. Фейрхольма и С. и Т. Кучмарских). Однако эти техники и технологии основаны на ценностях, а значит, они больше представляют собой практическую философию («философию в действии»), ориентированную на субъекты организационного процесса, и разработаны для того, чтобы помочь индивидам найти себя, развить в себе лидерские качества.

В.Б. Сбитнева отмечала, что в процессе специально организованных условий работы с молодыми людьми у них развиваются лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену детского объединения выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях [9].

Свойственные молодым людям энергия, восприимчивость к новому, стремление к поиску и совершенствованию создают предпосылки для появления новых лидеров, способных в условиях реформирования и трансформации российского общества стать важным фактором социализации молодежи и совершенствования демократизации социально-политических отношений.

А. Е. Подобин говорил о том, что создание педагогических условий предполагает особую обстановку, систему помощи развитию личности, качеств и ценностей человека [6]. О важности создания особых условия для становления лидеров среди молодежи говорили Т.Е. Вежевич [2], Е.М. Ермолов [4], С.Н. Лукаш [8], А.В. Зорина [5], В.Б. Сбитнева [9] и т.д. Их исследования позволили определить, что к педагогическим условиям для подготовки лидеров среди молодежи можно отнести конкретно установленные направления деятельности педагогов, молодых людей, социального окружения, которые способствуют успешность реализации намеченной цели вырабатывания у молодых людей высокого лидерского потенциала.

Т.Е. Вежевич говорила о том, что формирование лидеров среди молодых людей не может проходить как стихийный процесс, его необходимо и возможно организовывать, и это целесообразно делать в ходе обучения и воспитания, чтобы сам субъект становился активным участником и субъектом своего лидерского развития [2].

Однако до настоящего времени общепринятые педагогические условия для подготовки лидеров в молодежной среде региона не определены. Педагогические условия можно рассматривать как сочетание специально создаваемых, педагогически контролируемых факторов, социальных обстоятельств, которые могут обеспечить создание такой среды, в которой эффективно формируются лидерские качества представителей молодежи. Основой нашего научного исследования является убеждение, что педагогические условия являются основным элементом педагогического процесса, который охватывает содержание, направления, формы и методы работы с лидерами среди молодежи.

Мы считаем, что условиями подготовки лидеров среди молодежи можно обозначить: применение современных диагностических процедур и методов, направленных на мониторинг динамики развития лидерских качеств у подрастающего поколения; проектирование временного или постоянного поля для самоактуализации личности молодежного лидера и необходимость поддержания и внедрения в жизнь разнообразных молодежных инициатив; широкое распространение позитивного опыта деятельности инициативной молодежи; применение эффективных педагогических технологий по подготовке лидеров среди молодежи, внедрение специального обучения и развития лидерских качеств среди молодежи; обучение потенциальных молодежных лидеров технологиям медиации; налаживание межсекторального взаимодействия и координации усилий молодежных объединений города и других социальных институтов по формированию лидерских качеств молодых людей.

Очевидно, что, если молодежи не предоставить возможность социальной активности, мы не получим в результате развития их лидерских качеств. В этом плане, нами разделяется также позиция В.В. Суханова [10], Б.М. Барсегяна [1] и прочих исследователей, что молодежные центры и движения нуждаются в оптимизации системы управления, должном финансировании, создании необходимых условий для креативности и активности молодых людей.

Согласно разделяемой нами позиции Т.Е. Вежевич [2], в процессе подготовки лидеров среди молодежи важна грамотная работа педагогов, обучающих, которые создают условия для реализации активности молодых людей, формирования их активной жизненной позиции. В основании работы - педагогика сотрудничества, поддержки и современные технологии управления процессом подготовки молодежных лидеров. Важно создание полей для самоактуализации в плане социального развития и взаимодействия, включение в организаторскую деятельность, систематический мониторинг.

Уникальная роль в развитии лидерского потенциала молодежи должна быть отведена высшей школе, что соотносится с отечественными педагогическими традициями, принимающими по внимание как интересы отдельной личности, так и общества и государства в целом.

С молодежью, имеющий высокий лидерский потенциал, возможно выстраивание работы, предполагающей молодых людей в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта. Каждый сможет в ходе работы реализовать различные позиции социального взаимодействия - от исполнителя до организатора.

Со слов Ю.С. Дубро, наиболее оптимально лидерский потенциал молодежи позволяют реализовать используемые личностно-ориентированные технологии, положительно воздействующие за счет принципов индивидуализации и дифференциации при организации деятельности. В числе продуктивных личностно-ориентированных технологий можно назвать следующие: ролевые игры, дискуссии, организация мозгового штурма, проведение ситуационного анализа, тренинги, самопрезентации, социальные лидерские проекты. Исследования автора убедительно доказывают, что большой эффективностью обладают также практико-ориентированные проекты, позволяющие оказывать влияние на становление лидеров среди молодежи, так как в них участники могут проявить ключевые лидерские компетенции в социально-значимой деятельности [3].

Л.А. Кириленко также подчеркивает возможности проведения тренингов по развитию лидерских компетенций и развитию социально-психологических лидерских качеств у молодых людей. Важно уделять вниманию развитию представлений молодежных лидеров о себе и своих возможностях, формированию субъектной позиции лидера [6].

Н.А.Крюкова, О.Н.Басов, Н.А. Малярова отмечают, что развитие лидерских компетенций студентов высших учебных заведений становится возможным в нескольких форматах. Это может быть организованная внеаудиторная работа молодых людей: они участвуют в мероприятиях студенческого совета, работе профсоюзной организации и т.д. В рамках организации учебной деятельности молодые люди могут принимать участие в научно-практических конференциях и круглых столах, что положительно влияет на развитие навыков самоорганизации. Молодежь принимает участие в публичных выступлениях, презентациях и учится отстаивать свою точку зрения. Мероприятия могут проходить внутри вуза и за его стенами. Например, есть ряд внешних проектов, нацеленных на изучение и обучение будущих лидеров. Как в Москве, так и в регионах, организуются Форумы для молодых лидеров, отдельные конкурсы и школы лидеров от крупных организаций и компаний. В качестве примера можно привести проект «Лаборатория карьеры», в рамках которого предлагаются стажировочные программы и карьерные мероприятия для молодежи. Этот проект впервые был реализован в 2014 году и на данный момент проводится под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ). Этот проект - уникальная система развития лидерских компетенций молодежи посредством стажировочных программ и карьерных мероприятий. Студенты имеют возможность принять участие в одном из трех ежегодных отборов на стажировки. Проект строится на основе принципа «work-based-leammg» (обучение на практике), предполагает формирование надпрофессиональных компетенций молодых людей, выявление потенциальных молодежных лидеров. В стажировочную программу входит как профессиональный блок (опыт работы по выбранной специальности), так и мероприятия на развитие лидерства [7].

В вышеперечисленных исследованиях в целом доказана важность включения молодежи в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта, развитие умений реализации деятельности в объединении от исполнителя до организатора.

В ходе проведенного нами исследования было доказано, что программа деятельности по реализации педагогических условий подготовки лидеров в молодежной среде в контексте региональной молодежной политикидолжна быть направлена на формирование у молодых людей профессиональных компетенций, необходимых для развития внутренней мотивации, ориентированной на развитие лидерских качеств, а также на развитие умений анализировать и изменять свои стили деятельности. Методологической основой данной программы может выступать теория личностных конструктов Дж. Келли, которая технически заложила основу для использования методики фиксированной роли для формирования новой системы ценностей у испытуемых. Суть программы заключается в том, чтобы на основании репертуарных решеток и выявляемых таким образом личностных конструктов предложить студентам в игровой форме попробовать внести некоторые коррективы в собственные системы личностных конструктов, а затем поделиться опытом.

Целью реализации данной программы является формирование у молодых людей профессиональных компетенций, необходимых для развития внутренней мотивации, направленной на развитие лидерских

качеств, а также анализировать и изменять свои стили деятельности, направленные на проявление лидерского поведения. В проведенном экспериментальном исследовании в форме внедрения программы ценностного развития личности молодых людей было выявлено, что структуры систем ценностных ориентаций личности, волевого контроля эмоциональных реакций и уровня лидерских способностей имеют значимые взаимосвязи. При этом были обнаружены особенности личностных структур и их динамики. Так, проведенные занятия по личностному развитию привели к усилению взаимной связи лидерских способностей с социальным развитием и духовностью, при этом снижая ценность гедонизма. Возможно утверждать, что лидерство снижает ценность наслаждения и способствует усилению социально-духовных ценностей и усилению волевого контроля собственных эмоций.

Уникальное умение лидера - обращать в собственных союзников скрытых и даже явных противников. Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать быстрого успеха, полагаться на случайную победу. Страна, регион, учебное заведение хотят видеть в новом поколении молодежи лидеров как в выполнении своих профессиональных задач, так и в решении социальных проблем, укреплении нравственных ценностей, сплочении коллективов, реализации общественных инициатив. Именно поэтому одна из важнейших задач современности для вузов страны - готовить таких молодежных лидеров.

Если говорить о программах и проектах развития лидерства среди молодежи, возможных к реализации в конкретных образовательных учреждениях региона, то на базе вузов, к примеру, могут быть реализованы технологии развития лидерства посредством организации самоуправления. В частности, молодые люди-активисты могут принимать участие в работе стипендиальных комиссий; приемных комиссий; комиссий по аттестации; совета по научно-исследовательской работе; советов по работе в общежитиях (полное или частичное самоуправление) и другие. Эффективными формами привлечения молодых людей к управлению учебным заведением, обеспечивающими дальнейшую демократизацию жизнедеятельности коллектива может быть право запроса (в устной или письменной форме) к администрации по вопросам, входящим в её компетенцию и т.п.

Учет особенностей региона, в свою очередь, позволил нам выделить конкретные приоритетные направления работы с молодежью на местах, более адекватно учитывать интересы и потребности различных групп молодежи, обеспечить участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, а также сохранить некую информационную открытость. В частности, опыт Ульяновской области убеждает в том, что востребованной является такая технология развития лидерства, как организация самоуправления (молодежные советы, студенческие советы, создаваемые сейчас во многих учебных заведениях региона и показавшие уже хорошие результаты в направлении развития лидерских качеств молодежи).

При Правительстве Ульяновской области уже на протяжении нескольких лет действует Молодёжное правительство, в состав которого входят отраслевые молодёжные министерства области. Так при Министерстве образования и науки Ульяновской области действует молодёжное Министерство образования. В соответствии с положением молодёжное Министерство образования Ульяновской области является постоянно действующим совещательным органом при Министерстве образования и науки Ульяновской области. В компетенцию молодёжного Министерства образования Ульяновской области входит подготовка предложений по взаимодействию Министерства образования и науки Ульяновской области с молодыми гражданами, проживающими на территории Ульяновской области, с целью привлечения их к участию в общественно-политической и социально-экономической жизни Ульяновской области.

Важную роль в достижении поставленных целей, на наш взгляд, играет наставничество как эффективный инструмент для развития кадрового управленческого резерва. Наставничество позволяет не только накапливать и передавать корпоративные знания, но и формировать у наставляемых требуемые модели организационного поведения, мотивацию к труду и профессиональному развитию.

Много внимания развитию лидерских инициатив уделяется также в образовательной области (и особенно в ней). В том числе, региональное Правительство уделяет большое внимание проблемам молодежи и поддержке молодежных инициатив. Образовательные организации нуждаются особенно в молодых и активных лидерах, которые достойно продолжат будущее развитие региона. Успехи молодежи сегодня - это стабильность и процветание нашего региона и российского государства завтра.

В целом, региональная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков лидерства у молодых людей, что позволит им полнее реализовать свой потенциал, укрепит уверенность в своих силах и собственном будущем, привлечет к активной общественной жизни. Молодежь, принимающая непосредственное участие в решении важных политических, управленческих, социальных вопросов, будет способна оказать непосредственное влияние на региональную молодежную политику за счет рассмотрения важных для них вопросов, выдвижение новых идеи и инициатив.

Выводы. На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. В настоящее время формирование лидерских качеств является важным аспектом становления молодой личности, поэтому начинать его нужно как можно раньше. Эффективная организация воспитательного процесса должна предусматривать создание непременных социально-педагогических условий, благодаря которым станет возможным формирование лидерских качеств учащейся молодежи. Если создать определенные педагогические условия, в данном случае в виде проведения программы, направленной на развитие лидерского потенциала молодежи и при контроле такой ситуации с помощью психологического тестирования, можно выявить и сформировать определенный набор ценностей и развивать уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

Литература:

1. Барсегян В.М. Политическая активность молодежи как канал социальной мобильности в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 23.0002. - Москва, 2016. - 29 с.

2. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ, 2001. - 22 с.

3. Дубро Ю.С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников // Вестник евразийской науки. - 2015. - Том 7. - № 4. - С. 14-18.

4. Ермолов Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет-суворовцев: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2015. - 26 с.

5. Зорина А.В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Нижний Новгород, 2009. - 24 с.

6. Кириленко Л.А. Влияние тренинга лидерской компетенции на формирование субъектной позиции руководителя // Психология, социология и педагогика. - 2017. - № 4. - С. 3-9.

7. Крюкова Н.А., Басов О.Н., Малярова Н.А. Методологические основы подготовки молодых лидеров: компетентностный подход // Кластеры. Исследования и разработки. - 2016. - № 3 (4). - С. 19-26.

8. Лукаш С.Н., Тимченко П.В. Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 9-14.

9. Сбитнева В.Б. Педагогические условия развития лидерстких качеств подростков в детском общественном объединении: дис... канд. пед. наук: 13.00.01. - Пермь, 2006. - 25 с.

10. Суханов В.В. Деятельность молодежных центров в развитии политической культуры и социализации личности: дис. . канд. культурологии: 24.00.01. - СПб, 2015. - 243 с.

11. Fiedler F. The Effects of Leadership Training and Experience: A Contingency Model Interprétation / F. Fiedler // Administrative Science Quarterly. - 1972. - Vol. 17. - № 4. - P. 453-470.

Педагогика

УДК 37.011.33

кандидат филологических наук, доцент Панченко Наталья Николаевна

Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Федерального образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск); преподаватель Журавлев Валерий Евгеньевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

К ВОПРОСУ О СМЕЩЕНИИ СУЩНОСТНОЙ ДОМИНАНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ЧЕЛОВЕК ВНУТРЕННИЙ VS МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о прогностическом выявлении аттрактора образовательного пространства, который может служить ценностным ориентиром и вывести систему из точки бифуркации. Инволюционное переосмысление нынешней образовательной парадигмы с приоритетом ценностей высшего порядка наряду с самоорганизацией и активным конструированием мира станет маркером системы образования и будет способствовать смещению сущностной доминанты от «человека-модели» к «человеку внутреннему».

Ключевые слова: система образования, бифуркация, ризома, нелинейность, аттрактор, сингулярность, целостность.

Annotation. The article deals with the problem of the prospects of the educational paradigm in identifying its value constituent. Involution, priority of higher motivation values, self-organization and active constructability may serve the marker of the educational system and provide the shift from «the human as a model» to « the human inside».

Keywords: system of education, bifurcation, rhizome, non-linearity, attractor, singularity, wholeness.

Введение. Преломление систем и общественных институтов через призмутекущего моментарисует перспективу неопределённости. Вызовынынешней модели общественного развития фокусируются надвижении (согласно логике формационной теории) от капитализма - к посткапитализму и являются той воронкой, которая затягивает внутрь себя всё большее количество веками создаваемых социальных конструктов. Применяя более ёмкую терминологию, мы говорим о цифровом сознании, цифровой цивилизации, об эре пост-человечества,а ещё точнее - о том грандиозном сломе, который разрушает самую суть «человека внутреннего», превращая его в «человека-функцию», «человека-модель», «человека-ризому», «человека-химеру». И эта новаяданность по мере своего продвижения по цифровому пространству будет с большой долей вероятности поглощать сущностную доминанту «человека внутреннего», восходящую к идее гуманизма и целостности.

Несомненно, ни буржуазная революция 17 века в Нидерландах, ни промышленная революция в Англии с её безжалостным «огораживанием», выхолащивающим, казалось бы, суть всего человеческого, ни французские революции конца 18 - начала 19 века - ничто не меняло так кардинально ментальность, интеллект, психику.

Как здесь не вспомнить Григория Сковороду с его концепцией «человека внутреннего», получившейразвитие в отечественной философии ипедагогике,концепцией, которая восходилакглубинным смыслам личности, направленной внутрь, «вглубь себя»! Натура внешняя (материя) и натура внутренняя (духовное, невидимое) восходит к идее творца и творящего, и кореллирует,в какой-то степени,с нашимпониманием сущностной природы человека. Ведь что есть «истинный человек», - восклицает Сковорода, - что бы оно ни было: дело ли, действие ли, или слово - все то пустая пустошь, если оно не получило события своего в самом человеке, ибо все разнообразие материального мира, вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в человеке [131.

Сингулярность технологическая, поглощающая реальность сегодняшнего дня и предрекающая иные идеалы наступающего «завтра»,погружаетэто понимание сущностной природы человека в совершенно иное русло. Так, сценарий известного футуролога и изобретателя Рэя Курцвейла предполагает стирание границ между машиной и человеком при наступлении сингулярности, которая понимается как слияние человека и технологий: после наступления сингулярности разум, освобождённый от своих биологических и технологических корней, начнёт пронизывать материю и энергию в самой их сущности. Соединённый разум достигнет этого, реорганизуя материю и энергию в поисках оптимального равновесия, которое требуется,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.