Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окунев Степан Андреевич, Лапшова Ирина Александровна, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

Статья посвящена детальному анализу сущности основополагающих факторов профессиональной успешности будущих специалистов в области права социального обеспечения. Выделяются и описываются профессионально важные качества, которыми должны быть наделены специалисты в данной сфере. Особое внимание уделено проблеме понимания таких явлений, как профессионально важные качества и профессиональная компетентность. Авторы приходят к мнению, что эти явления играют значимую роль в структуре профессиональной успешности, но, несмотря на это, прояснение их сущности затруднено из-за преобладающего многообразия различных интерпретаций, что в свою очередь, неблагоприятно сказывается на решении задач педагогического процесса и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окунев Степан Андреевич, Лапшова Ирина Александровна, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL FACTORS OF PROFESSIONAL SUCCESS OF FUTURE PROFESSIONALS IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY LAW

The article is devoted to a detailed analysis of the essence of the fundamental factors of professional success of future specialists in the field of social security law. Highlighted and described professionally important qualities that specialists in this field should be endowed with. Special attention is paid to the problem of understanding such phenomena as professionally important qualities and professional competence. The authors come to the conclusion that these phenomena play a significant role in the structure of professional success, but, despite this, clarification of their essence is difficult due to the prevailing variety of different interpretations, which, in turn, adversely affects the solution of the problems of the pedagogical process and control.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

3. Ильина О.С. Корпоративная культура как стратегический инструмент управления современной организацией: дисс. канд. социол. наук: 22.00.08. - Тюмень, 2011. - 74 с.

4. Каменская И.Н. Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 35-40.

5. Кричевский Р.Л. Если Вы - заведующая... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2015. - 258 с.

6. Лазарев С.В. Система ценностей каждой организации / С.В. Лазарев // Служба кадров. - 2002. - № 7. - С. 94-96

7. Спивак В.А. Корпоративная культура. - Санкт-Петербург, 2016. - 315 с.

8. Соломанидина Т.О. Организационная культуракомпании: Учебное пособие / Т.О. Соломанидина. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 624 с.

9. Шеляпин В.Н., Федотова Г.А. Формирование корпоративной культуры организации: теоретический аспект // Вестник Новгородского государственного университета. - 2018. - №70. - С. 64-70.

Педагогика

УДК 378

аспирант кафедры психологии и педагогики Окунев Степан Андреевич

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); аспирант кафедры психологии и педагогики Лапшова Ирина Александровна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); кандидат педагогических наук, доцент Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

ФГБОУ ВО « Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена детальному анализу сущности основополагающих факторов профессиональной успешности будущих специалистов в области права социального обеспечения. Выделяются и описываются профессионально важные качества, которыми должны быть наделены специалисты в данной сфере. Особое внимание уделено проблеме понимания таких явлений, как профессионально важные качества и профессиональная компетентность. Авторы приходят к мнению, что эти явления играют значимую роль в структуре профессиональной успешности, но, несмотря на это, прояснение их сущности затруднено из-за преобладающего многообразия различных интерпретаций, что в свою очередь, неблагоприятно сказывается на решении задач педагогического процесса и контроля.

Ключевые слова: профессионально важные качества, профессиональная компетентность, компетенции, профессиональная успешность, профессиональное образование, юридическое образование.

Annotation. The article is devoted to a detailed analysis of the essence of the fundamental factors of professional success of future specialists in the field of social security law. Highlighted and described professionally important qualities that specialists in this field should be endowed with. Special attention is paid to the problem of understanding such phenomena as professionally important qualities and professional competence. The authors come to the conclusion that these phenomena play a significant role in the structure of professional success, but, despite this, clarification of their essence is difficult due to the prevailing variety of different interpretations, which, in turn, adversely affects the solution of the problems of the pedagogical process and control.

Keywords: professionally important qualities, professional competence, competencies, professional success, professional education, legal education.

Введение. К основополагающим факторам, детерминирующим профессиональную успешность будущих специалистов в области права социального обеспечения, обычно относят такие явления, как профессионально-важные качества и профессиональная компетентность.

Профессионально важным качествам посвящено немало научных трудов. Их изучение со стороны генезиса, структуры и функций имеет большое теоретическое, практическое и социальное значение.

В связи с протекающими процессами в Российской Федерации, на рынке труда востребованы высококвалифицированные практико-ориентированные специалисты. Таким образом, одной из актуальных проблем является конкурентоспособность выпускников образовательных организаций. Одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности является высокое качество образования. Повышение требований к качеству подготовки специалистов обуславливает необходимость в формировании и развитии профессионально важных качеств. Они считаются одной из неотъемлемых составляющих профессионализма специалиста во всех сферах деятельности.

Помимо «профессионально важных качеств» в научной литературе в качестве еще одного основополагающего фактора профессиональной успешности довольно широко применяется термин «профессиональная компетентность». И это не случайно, ведь компетентностный подход лежит в основе всего современного профессионального образования.

Его суть заключается в том, что в ходе образовательного процесса обучающиеся овладевают рядом компетенций, которые способствуют успешному осуществлению ими будущей профессиональной деятельности. Таким образом, образование носит практико-ориентированный характер и результативно отвечает на вызовы в области труда.

Изложение основного материала статьи. Существуют различные подходы к трактовке определения «профессионально важные качества».

Так, Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Г.Н. Солнцева определяют понятие «профессионально важные качества» как «признаки и качества, которые важны для успешного выполнения профессиональных задач работником на конкретной должности» [6].

В свою очередь, под указанным выше термином, В.А. Бодров понимает «совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности» [4].

Ряд ученых, такие как А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова полагают, что профессионально важные качества представляют собой необходимые индивидуально-психические и личностные качества субъекта для осуществления той или иной деятельности. Понятие «профессионально важные качества» трактуется ими как «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне» [3].

В своих научных трудах А.В. Карпов обращает внимание на то, что профессионально важные качества могут включать в себя не только психические, но и внепсихические свойства субъекта, такие как соматические, морфологические, биологические, типологические, конституциональные, нейродинамические и др., приводя в пример физическую силу и выносливость, которые являются профессионально важными качествами для многих видов деятельности.

В том числе, А.В. Карпов классифицирует профессионально важные качества, разделяя их на 4 основные группы, которые образуют структуру профессиональной пригодности. Он выделяет абсолютные и относительные профессионально важные качества, антипрофессионально важные качества, а также мотивационную готовность к реализации той или иной деятельности [5].

Абсолютные свойства являются необходимыми для выполнения деятельности и относительные минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне. В то время как определяющие характеризуются высокими количественными и качественными показателями деятельности.

Антипрофессионально важные качества представляют собой свойства, противоречащие тому или иному виду профессиональной деятельности. Данные свойства значимо коррелируют с параметрами деятельности, однако отрицательно, в противовес качествам первых трех групп.

Следует отметить, что при освоении профессии происходит перестройка имеющихся определенных качеств личности в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Таким образом, формируется система профессионально важных качеств. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности могут развиваться и появляться новые способности и качества.

По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности [16].

Изучив и проанализировав научную литературу, посвященную данному вопросу, профессионально важными качествами можно считать «совокупность качеств и свойств специалиста, необходимых для успешного и качественного осуществления профессиональной деятельности» [12].

Необходимо подчеркнуть, что определенный перечень профессионально важных качеств для каждой деятельности специфичен как по их составу, так и по необходимой степени выраженности и, в том числе, по характеру взаимосвязи между ними.

Так, ученые разделяют профессионально важные качества специалистов в области права социального обеспечения на когнитивные, аналитические эмоционально-волевые, психофизиологические, эстетические, а также социальные категории.

Когнитивные качества характеризуются анализом возникшей ситуации, обработкой большого количества информации, хорошей памятью, структурным мышлением, вниманием, воображением.

К аналитическим качествам специалистов в области права социального обеспечения можно выделить способность к рефлексии. Другими словами, к умению оценивать свои действия и поступки.

К эмоционально-волевым качествам личности следует отнести: сдержанность, настойчивость, уравновешенность, последовательность в действиях и решениях.

В свою очередь, психофизиологические качества выражаются в стрессоустойчивости и выносливости.

Эстетические качества проявляются в опрятности, а также во внешней привлекательности специалиста.

А социальные профессионально важные качества представителей рассматриваемой профессии заключаются в коммуникативности, эмпатии и толерантности, а также в красноречивости.

Согласно научным трудам А.И. Ляшенко специалисты в области права социального обеспечения должны быть наделены определенными профессионально важными качествами, а именно:

- вниманием, стремлением понять позицию других;

- лидерскими качествами;

- дружелюбием, общительностью;

- обходительностью, вежливостью;

- жизнерадостностью;

- толерантностью, упорством;

- ответственностью;

- энтузиазмом и альтруизмом;

- способностью выполнять разнообразную работу;

- умением взаимодействовать со специалистами;

- аккуратностью и последовательностью в работе;

- умением вести диалог и высказываться;

- умением планировать;

- умением заботиться о других;

- обладать хорошей памятью, способностью обучать других;

- умением воплощать новые идеи, обладать самостоятельностью суждений [8].

В своих работах С.В. Мельников, выделяя личностные качества социального работника, подразделяет их на три группы.

К первой группе ученый относит требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам таким, как восприятие, воображение, память, мышление; и психическим состояниям таким, как усталость, стресс, апатия, депрессия, тревожность. В том числе, как отдельные категории выделяются: внимание как состояние сознания, а также эмоционально- волевые характеристики.

Во вторую группу качеств он выделяет психоаналитические качества: самокритичность, самоконтроль, самооценка своих поступков; а также стрессоустойчивые качества, такие как самовнушаемость, физическая тренированность, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

В третью группу входят: коммуникабельность; эмпатичность; красноречивость; визуальность, представляющую собой внешнюю привлекательность личности.

Кроме того, С.В. Мельников подчеркивает, что моральное сознание определяет направленность воли и является мощным фактором саморегуляции человека. В том числе, он выделяет среди важных личностных качеств - моральные, такие как гуманистическая направленность личности; личная и социальная ответственность; доброта и справедливость, а также чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей; готовность понять и прийти к ним на помощь [10].

С.Н. Козловская полагает, что эффективность деятельности специалистов в области права социального обеспечения может определяться исходя из общих и специфических критериев, базируясь на следующих принципах работы:

- умении точно сформулировать проблему клиента;

- анализе факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятствующих решению проблемы;

- оценке степени разрешения проблемы;

- разработке плана действий;

- вовлечении получателя социальных услуг в разрешение проблемы;

- оценке изменений, достигнутых в положении получателя социальных услуг.

Наряду с этим, она указывает на необходимость учета в данной профессии аксеологических особенностей человека. Успешность социального работника С.Н. Козловская определяет результативностью его деятельности и ее общественным признанием, выделяя такие профессионально важные качества, как умение помочь, вежливость, дружелюбие и справедливость [7].

В качестве детерминанты профессиональной успешности будущих специалистов, помимо профессионально важных качеств, на современном этапе часто указывается такое понятие, как «профессиональная компетентность». Но несмотря на это существует проблема, связанная с дефиницией данного термина. Ознакомимся с некоторыми определениями.

Ю.Г. Татур под «профессиональной компетентностью» понимает «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способности (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, навыки, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной ситуации» [13].

В.Д. Шадриков видит в «профессиональной компетентности» «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, которые составляют сущность профессиональной деятельности [16].

Т.Ю. Базаров рассматривает «профессиональную компетентность» как «совокупность ряда личностных характеристик, свойств, способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать человек для успешной работы в рамках заданных компетенций (типов задач) конкретной должности или компании в целом» [9].

Обобщив рассмотренные определения, можно сделать вывод, что «профессиональная компетентность» -это совокупность характеристик и свойств личности, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и раскрывающихся через такие признаки, как:

- профессиональная мотивация и стремление реализовать свой потенциал;

- профессиональные знания, умения, навыки, опыт, профессиональные личностные качества.

В данном контексте термин «профессиональная компетентность» включает в себя и узконаправленные, касающиеся области права социального обеспечения «профессиональные важные качества». Но, в целом, нужно отметить, что эти явления достаточно самостоятельные. Касательно профессиональной сферы, например, юриспруденции «профессионально важные качества» в широком понимании относятся ко всем юристам без исключения, а вот о «профессиональной компетентности» стоит говорить, когда дело относится к определенной профессиональной деятельности, должности, например, специалиста в области права социального обеспечения.

Как уже отмечалось выше термин «профессиональная компетентность» используется чаще в научном обиходе, а вот в нормативно-правовых и нормативных актах в области образования достаточно широко применяется термин «компетенции».

Стоит отметить, что несмотря на официальное употребление этого термина его определения не содержится ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в федеральных государственных образовательных стандартах в области среднего профессионального образования. Определения данного термина приходится также черпать из специальной литературы.

А.В. Хуторской под «компетенциями» понимает «знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний» [15].

Н.Ю. Русова указывает, что «компетенции» - это «совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности» [11].

Т.Ф. Ефремова раскрывает «компетенции» как «знания и опыт в определённой области, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» [14].

Таким образом, «компетенции» представляют из себя знания, умения и опыт личности в определенной области.

Понимание сущности такого явления как «компетенции» достаточно важно, ведь оценивание компетенций будущих специалистов осуществляется в ходе всего образовательного процесса.

Как же соотносятся понятия «профессиональная компетентность» и «компетенции»!?

В научной литературе их обычно либо отождествляют, либо дифференцируют. Но исходя из вышеперечисленных признаков «профессиональной компетентности» можно прийти к еще одному выводу: компетенции, как и профессиональные личностные качества, являются составной частью профессиональной компетентности.

Основные компетенции, которыми должны обладать будущие юристы в области права социального обеспечения, изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Данный стандарт закрепляет общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции направлены на формирование способностей, которые присущи всем юристам и в какой-то мере коррелируют

с профессионально важными качествами. Профессиональные же компетенции имеют более узкую ориентацию, без их освоения не представляется возможным успешное осуществление профессиональной деятельности будущими специалистами в области права социального обеспечения.

Между тем в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что требования, выдвигаемые к профессиональным компетенциям, должны опираться на существующие профессиональные стандарты. Профессиональные стандарты призваны стать неким связующим звеном между профессиональным образованием и профессиональной деятельностью. Определение профессионального стандарта закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации и сводится к некоей квалификации, необходимой для осуществления трудовой деятельности. Под квалификацией в свою очередь понимается «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» [1]. Наиболее близкий по своему содержанию к специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» в полной мере также опирается на эту дефиницию.

Еще более противоречивое определение «квалификации» содержится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Здесь она понимается как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции» [2], который необходим для дальнейшей трудовой деятельности. Исходя из этой дефиниции «компетенция» существует как самостоятельное явление наравне с знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, вышеупомянутые официальные документы не проливают свет на сущность «профессиональных компетенций», а наоборот вносят большую запутанность, оперируя понятием «квалификация». Взяв за основу определение «квалификации», данное в Трудовом кодексе Российской Федерации, в целом, можно предположить, что оно полностью, как и «компетенция», охватывается более широким определением «профессиональной компетентности».

Выводы. Профессионально важные качества и профессиональная компетентность являются неотъемлемыми элементами профессиональной успешности будущих юристов в области права социального обеспечения. Но, не смотря на всю их значимость, преобладающее многообразие интерпретаций данных явлений, к сожалению, осложняет прояснение их сущности, а это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на решении задач педагогического процесса и контроля. Профессионально важные качества специалистов в области права социального обеспечения имеют весьма многообразный спектр. Однако, в отличии от компетенций, единый перечень не закреплен на законодательном уровне. Большое количество трудов посвящены отдельным особенностям необходимым для успешной профессиональной деятельности работников социальной сферы, таким как толерантность и эмпатия. В дополнение к указанным, в качестве одних из неотъемлемых качеств, необходимо выделить - стрессоустойчивость и сдержанность.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - Рос. газ., 2001.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - Рос. газ., 2012.

3. Батаршев А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова. - С-Пб: Питер, 2007. - 186 с.

4. Гаджиева П.Д., Дудаев Г.С.Х., Серкерова Н.К. О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. -2020. - № 3 (82). - С. 301-302.

5. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. - М.; Ч. 5, глава 3. - С. 190-195.

6. Климов Е.А. Психология труда, инженерная психология и эргономика / Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Г.Н. Солнцева. - М.: Юрайт, 2020. - 351 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 174 с.

8. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. - М.: Наука, 1995. - 72 с.

9. Материалы круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом»: https://ht-lab.ru/knowledge/articles/materialy-kruglogo-stola--problema-kompetentsiy-v-psikhologii-i-upravlenii-регеопа1от-/ [28.06.2021].

10. Мельников С.В. Теория социальной работы / С.В. Мельников, Г.В. Люткене. - Саратов: Вузовское образование, 2020. - 118 с.

11. Русова Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании. Магистерский курс. Программа и терминологический словарь. - Нижний Новгород: НГПУ, 2002. - 28 с.

12. Сорокопуд Ю.В. Окунев С.А., Лапшова И.А. Применение гуманитарных технологий в процессе формирования профессиональный качеств будущих юристов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 4 (83). - С. 76-77.

13. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки, 2004. - 17 с.

14. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф.: https://www.efremova.info/ [28.06.2021].

15. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. [28.06.2021].

16. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1998. - 318 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Ощепков Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (г. Димитровград); аспирант Фриауф Владимир Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (г. Димитровград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В данной статье на основе анализа исследований и собственной практической работы обоснованы условия подготовки лидеров в молодежной среде. Описаны возможности работы с молодежью с высоким лидерским потенциалом в регионах.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, подготовка лидеров, педагогические условия.

Annotation. In this article, based on the analysis of research and their own practical work, the conditions for training leaders in the youth environment are justified. The article describes the possibilities of working with young people with high leadership potential in the regions.

Keywords: leadership, leadership qualities, training of leaders, pedagogical conditions.

Введение. В настоящее время вопросы формирования молодежного лидерства имеют важное социальное значение. Общество нуждается в лидерах новой формации: активных, уверенных, идущих в ногу со временем, способных продвигать новые социальные инициативы и проекты. Подготовка лидеров среди молодежи - процесс последовательный и поэтапный, который важно организовать в ходе всего процесса воспитания и обучения, когда молодые люди сами являются активными участниками, субъектами собственного становления. Целью данной статьи является анализ исследований подготовки лидеров среди молодежи и обоснование условий подготовки лидеров в молодежной среде.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на труды Г. Бейлза, Т. Нькома, Ф. Фидлера, А. Харс, Э. Хартли, мы рассматриваем лидерство как результат сложного и многопланового воздействия различных факторов вхождения лидера в различные ситуации [11]. Важным отличием динамического анализа лидерства как процесса от теории врожденных черт заключается в том, что эта концепция предполагает возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, и в случае заинтересованности организации в лидерах появляется возможность формирования их так же, как руководителей.

На наш взгляд, модели лидерства, которые развиваются сегодня, являются преимущественно ценностными. Мы разделяем идею рассматривать лидерство не с позиции структуры или системы, а с позиции межсубъективных отношений. Через ценностные теории мы пытаемся по-другому взглянуть на процесс лидерства, видя в нем основу для нового мышления и поведения. Лидерство становится скорее философией, чем теорией или технологией, как раньше. Стоит отметить, что некоторые из ценностных теорий включают в себя особые техники (например, теории Г. Фейрхольма и С. и Т. Кучмарских). Однако эти техники и технологии основаны на ценностях, а значит, они больше представляют собой практическую философию («философию в действии»), ориентированную на субъекты организационного процесса, и разработаны для того, чтобы помочь индивидам найти себя, развить в себе лидерские качества.

В.Б. Сбитнева отмечала, что в процессе специально организованных условий работы с молодыми людьми у них развиваются лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену детского объединения выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях [9].

Свойственные молодым людям энергия, восприимчивость к новому, стремление к поиску и совершенствованию создают предпосылки для появления новых лидеров, способных в условиях реформирования и трансформации российского общества стать важным фактором социализации молодежи и совершенствования демократизации социально-политических отношений.

А. Е. Подобин говорил о том, что создание педагогических условий предполагает особую обстановку, систему помощи развитию личности, качеств и ценностей человека [6]. О важности создания особых условия для становления лидеров среди молодежи говорили Т.Е. Вежевич [2], Е.М. Ермолов [4], С.Н. Лукаш [8], А.В. Зорина [5], В.Б. Сбитнева [9] и т.д. Их исследования позволили определить, что к педагогическим условиям для подготовки лидеров среди молодежи можно отнести конкретно установленные направления деятельности педагогов, молодых людей, социального окружения, которые способствуют успешность реализации намеченной цели вырабатывания у молодых людей высокого лидерского потенциала.

Т.Е. Вежевич говорила о том, что формирование лидеров среди молодых людей не может проходить как стихийный процесс, его необходимо и возможно организовывать, и это целесообразно делать в ходе обучения и воспитания, чтобы сам субъект становился активным участником и субъектом своего лидерского развития [2].

Однако до настоящего времени общепринятые педагогические условия для подготовки лидеров в молодежной среде региона не определены. Педагогические условия можно рассматривать как сочетание специально создаваемых, педагогически контролируемых факторов, социальных обстоятельств, которые могут обеспечить создание такой среды, в которой эффективно формируются лидерские качества представителей молодежи. Основой нашего научного исследования является убеждение, что педагогические условия являются основным элементом педагогического процесса, который охватывает содержание, направления, формы и методы работы с лидерами среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.