Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ЗАВЕДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ЗАВЕДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье и здоровье / будущие воспитатели / дети дошкольного возраста / физическое воспитание / педагогические условия / заведения дошкольного образования / health and health care / future educators / preschool children / physical education / pedagogical conditions / preschool education institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Лосенко

В статье обосновано, что существенное снижение показателей здоровья детей дошкольного возраста обуславливает необходимость подготовки педагогов дошкольного образования к решению задач здоровья. Определено, что важное роль в физическом воспитании детей играет воспитатель, его видение процесса физического воспитания, стремление использовать вариативные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности, развивать у детей живой интерес к занятий физической культурой Подчеркнуто, что подготовка будущих воспитателей к физическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования предполагает выбор содержания, процесс его усвоения согласно целям системы дошкольного образования, физического развития ребенка и уровня формирования готовности каждого студента в отрасли физкультурного дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И В. Лосенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREPARATION OF FUTURE EDUCATORS FOR THE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS

The article substantiates that a significant decrease in the health indicators of preschool children necessitates the training of preschool teachers to solve health problems. It is determined that an important role in the physical education of children is played by the educator, his vision of the process of physical education, the desire to use variable forms of organization of physical culture and recreation activities, to develop in children a keen interest in physical education, It is emphasized that the preparation of future educators for the physical education of children in preschool institutions involves the choice of content, the process of its assimilation according to the goals pre-school education systems, the physical development of the child and the level of formation of readiness of each student in the field of physical education preschool.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ЗАВЕДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ЗАВЕДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Лосенко, ассистент

Мелитопольский государственный университет (Россия, г. Мелитополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-128-132

Аннотация. В статье обосновано, что существенное снижение показателей здоровья детей дошкольного возраста обуславливает необходимость подготовки педагогов дошкольного образования к решению задач здоровья. Определено, что важное роль в физическом воспитании детей играет воспитатель, его видение процесса физического воспитания, стремление использовать вариативные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности, развивать у детей живой интерес к занятий физической культурой Подчеркнуто, что подготовка будущих воспитателей к физическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования предполагает выбор содержания, процесс его усвоения согласно целям системы дошкольного образования, физического развития ребенка и уровня формирования готовности каждого студента в отрасли физкультурного дошкольного образования.

Ключевые слова: здоровье и здоровье, будущие воспитатели, дети дошкольного возраста, физическое воспитание, педагогические условия, заведения дошкольного образования.

Постановка проблемы. Дошкольный возраст - решающий период жизни человека в формировании отношение к физической активности как существенному элемент здорового образа жизни. Целенаправленное физическое воспитание вносит незаменимый вклад в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Приоритетной задачей является оптимизация профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе специалистов дошкольного профиля.

Ведь уровень их готовности к педагогической деятельности сказывается на успешности процесса воспитание детей в заведениях дошкольного образования основах общенациональных ценностей, среди которых одна из важнейших - укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Организация здоровье сберегающей среды в дошкольном учебном заведении является одной из важнейших задач в реализации образовательного процесса.

В связи с этим актуализируется проблема подготовки и формирование готовности педагогических кадров и физического воспитания детей в учреждениях дошкольного образования. Физическая культура, спорт - это сферы, в которых в разных формах отражаются ос-

новные эстетические ценности - красота тела человека, красота движений, прекрасные и возвышенные поступки.

В 2012 году был принят Закон Российской Федерации с изменениями 2020года «Об образовании», четко обозначивший роль каждой образовательной организации, ее права и обязанности.

Одной из таких обязанностей всех образовательных организаций, в том числе и учреждений дошкольного образования (согласно с Законом Российской Федерации «О дошкольном образовании» (О дошкольное образование, 2014) есть пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни; организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровление учащихся детей для занятия физической культурой и спортом; обеспечение безопасности учащихся детей во время пребывания в организации, осуществляющий образовательную деятельность; профилактика несчастных случаев с учащимися детьми во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Физическое воспитание детей в учреждениях дошкольного образования отражает две

линии оздоровительно-развивающей работы: привлечение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы с дошкольниками. Цель физического воспитания детей в учреждениях дошкольного образования - обеспечение высокого уровня реального здоровье детей и воспитание физической культуры, позволяет дошкольнику самостоятельно решать задача здорового образа жизни и безопасной поведения.

Анализ исследований. Анализ научных источников показал, что в психолого-педагогической науке значительное внимание уделяется профессиональной подготовке, в частности, таким ее аспектам, как философия образования (Е. Васильева, М. Забоева, А. Макаренко); профессиональная компетентность педагогов (Н. Бибик, Я. Каменский, Е. Флерина, Л. Болотина, Т. Ильина, А. Граборров, Ф. Андреев, Ю. Азаров, Ю. Верошанский). Относительно проблемы подготовки воспитателей дошкольных учреждений образования, ученые в основном характеризуют понятие «профессиональная компетентность» и обосновывают некоторые аспекты профессиональной компетентности (И. Сушкова, К. Климова. А. Тутолмин, Г. Лионидова, Н. Кардашова, Т. Соловьева, О. Шиян и др.).

Учеными также исследуются вопросы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре (А. Арефьев, С. Балбенко, Н. Данилко, Н. Зубалий, Н. Мацкевич, Т. Овчаренко, А. Петунин, Б. Шиян), внедрение личностно ориентированных технологий обучения и воспитания в высших педагогических учебных заведениях (О. Вербицкий, Л. Сущенко); психолого-педагогические основы обучение специалистов в области физического воспитания и спорта (М. Карабаева, Л. Захарова); подготовка студентов к физическому воспитанию дошкольников (Н. Кожухова, Л. Рыжова, М. Барисова, Э. Степаненкова) и др.

Однако, несмотря на научные достижения исследователей по проблеме подготовки будущих воспитателей к физическому воспитанию дошкольников, эта проблема не является окончательно решенной. Вопрос подготовки будущих воспитателей к физическому воспитание детей в заведениях дошкольного обра-

зования требует особого внимания и тщательного поиска эффективных путей решения проблем, что возникают в воспитательном процессе.

Целью статьи является выделение и обоснование педагогических условий подготовки будущих воспитателей к физическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

Изложение основного материала. Воспитатель дошкольного учебного заведения - это специалист широкого профиля, педагог-универсал, помогающий детям пройти первую образовательную ступень и среду иного осуществляет физическое воспитание дошкольников.

Таким образом, с одной стороны, общество нуждается квалифицированных воспитателей дошкольных учреждений образования, компетентных в вопросах физического воспитания дошкольников, с другой стороны, необходимо совершенствовать систему методической работы с педагогами дошкольного образования так, чтобы технологии здоровье хранения активно использовались в практической работе.

Самая полная задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей решается в пределах физического воспитания, что предполагает: приобретение опыта двигательной деятельности детей; развитие координации и гибкости, тем самым способствуя правильному формированию опорно двигательной системы организма дошкольника; развитие равновесия и координации движений, освоение детьми правильного выполнения основных движений, а также - формированию ценностно-мотивационной сферы, связанной с саморегуляцией двигательной активности; знакомство с ценностями здорового образа жизни, с нормами правильного питания, двигательного режима, закаливания и т.д.

Своевременность подготовки будущих воспитателей к физическому воспитанию детей в заведениях дошкольного образования определяется некоторыми факторами: подготовка к осуществлению основных профессиональных обязанностей, необходимость сформировать и сохранить здоровье ребенка в системе образования и собственное здоровье для достижение личностных и профессиональных целей, качественного выполнения

должностных обязанностей и ведение активной социальной жизни.

Успешность выделения педагогических условий, зависит от четкости определение конечной цели или результата, которые должны быть достигнуты: от понимания того, что усовершенствование образовательного процесса, как правило, достигается путем реализации не одного, а целого ряда условий их системы; на определенных этапах педагогические условия являются результатом, достигнутым в процессе их реализации Чрезвычайно значимым в рамках исследования является интерпретация понятия «педагогические условия» О. Солнцевой, которая описывает исследуемую категорию как компонент педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательного и материально пространственной среды, влияющих на личностный и процессуальный аспекты этой системы и обеспечивают ее эффективное функционирование и развитие (Солнцева О.)

На основе проведенного анализа научно-педагогической литературы, понятие «педагогические условия» рассматриваем как совокупность объективных возможностей содержания, методов и форм, направленных на решение поставленных задач в образовательном процессе и акцентируем, что педагогические условия в образовательном процессе создаются сознательно и реализуются с обеспечением его эффективности Современными учеными активно ведутся научные исследования по проблеме применения педагогами воспитателями современных здоровьесберегающих технологий. Да, исследуются разнообразные аспекты применения здоровьесберегающих технологий воспитателями дошкольных учебных заведений и инструкторов по физической культуры дошкольных учебных заведений активно используются здоровьесберега-ющие технологии в логопедической практике

Поскольку педагогические условия оказывают прямое влияние на процесс формирования готовности воспитателей к физическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому предполагаем, что для эффективной подготовки будущих воспитателей к физическому воспитание детей в заведениях дошкольного образования необходима реализация таких педагогических условий:

1) развитие ценностно-мотивационного отношения студентов к реализации физкультурно-оздоровительных технологий в учреждениях дошкольного образования. Обозначенное педагогическое условие необходимо для стимулирования здоровье сберегающей, здоровье творческой атмосферы среди будущих воспитателей;

2) изучение интегрированного курса «Физическое воспитание детей дошкольного возраста по методике преподавание» и обеспечение его связей с психолого-педагогическими и медико-биологическими дисциплинами;

3) использование проблемно-развивающих упражнений с целью овладения студентами способами активизации оздоровительной деятельности детей в заведениях дошкольного образования;

4) активизация индивидуализированной самообразовательной деятельности студентов.

Реализация обозначенных педагогических условий происходит в три этапа:

- подготовительный (мотивация к обучению избранной профессии, стимулирование студентов 1-3 курсов) к работе с детьми на основе показательных физкультурных занятий досуг, праздников в заведениях дошкольного образования);

- основной (использование проблемно-развивающих упражнений «Физические качества», «Взаимосвязь дополнительного единства интеллектуального и физического развития дошкольников», конструирование комплексов общеразвивающих упражнений и подвижных игр, которые позволяют студентам осознать внутренний психолого-педагогический механизм развития физических свойств детей; организация студентами 4-5 курсов спортивно-массовых мероприятий, направленных на формирование знаний детей о собственном здоровье, формы и функции организма, стремление к занятиям различными видами спорта с участием детей, родителей, педагогов);

- завершающий (формирование профессионально-практических умений у студентов во время лабораторных занятий по дисциплине «Физическое воспитание детей дошкольного возраста с методикой преподавания», педагогической и производственной практики; выступления студентов на научных конференциях, семинарах).

Основными видами деятельности студентов обеспечивают эффективную подготовку будущих воспитателей к физическому воспитанию детей в заведениях дошкольного образования есть учебное, профессиональное и учебно-прикладное. Такая логика организации образовательного процесса позволяет осуществить постепенный переход студента от наиболее абстрактных, знаковых моделей, ко все более конкретным, прикладным моделям, т.е. переход от учебной к самостоятельной деятельности по физическому воспитанию дошкольников.

Выводы. Подготовку будущих воспитателей к физическому воспитанию детей в заведениях дошкольного образования рассмотрены в аспекте соответствия целей и задач (обозначенных законодательно) содержания, методам и формам работы по осуществлению здоровья в практической деятельности воспитателей дошкольных учебных заведений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Подготовку будущих воспитателей к физического воспитания детей в учреждениях дошкольного образования рассматриваем как комплекс взаимосвязанных мер путем создания и реализации педагогических условий, реализация которых направлена на формирование у студентов готовности к физическому воспитанию дошкольников. Реали-

зация очерченных педагогических условий направлялась на овладение студентами знаний о здоровье, здорового образа жизни; стимулирование мотивации к решению задач здоровье сбережения в учреждениях дошкольного образования; формирование умений использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе для формирования позиции субъекта здоровье сберегающей деятельности у ребенка дошкольника.

Проблема подготовки будущих воспитателей к физическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования остается актуальным и требует глубокого осмысления на теоретическом и методическом уровне. Причины этого - в отсутствии целенаправленной систематической работы с будущими воспитателями по систематизации знаний и умений в построении здоровье сберегающего образовательного процесса, а также в формальном и ограниченном подходе к организации методической работы (преобладание традиционных форм, недостаточное использование активных методов обучения и др.). В связи с этим актуализируется необходимость проведения педагогического эксперимента, направленного на формирование готовности будущих воспитателей физического воспитания дошкольников.

Библиографический список

1. Валиева Г.В. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте / Г.В. Валиева, Д.А. Игнатова // Философские аспекты физической культуры и спорта: Материалы всероссийской научной-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию факультета физической культуры, Тульский государственный педагогический университет им. Л.М. Толстого / Под ред. А.Ю. Фролова. - Тула, 2017. - С. 495-499.

2. Волошина Л., Курилова Т. Играйте на: здоровье // Дошкольное образование. - 2006. - №5. -С. 1-5.

3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с. ISBN 5-7695-2540-1.

5. Петр Францевич Лесгафт: Вклад в педагогику. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchite176.ru/petr-francevih-lesgaft-vklad-v-pedagogiku/.

6. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 287 с.

- nedaeoeuuecKue nayHU -

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREPARATION OF FUTURE EDUCATORS FOR THE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL EDUCATION

INSTITUTIONS

I.V. Losenko, Assistant Melitopol State University (Russia, Melitopol)

Abstract. The article substantiates that a significant decrease in the health indicators of preschool children necessitates the training of preschool teachers to solve health problems. It is determined that an important role in the physical education of children is played by the educator, his vision of the process of physical education, the desire to use variable forms of organization of physical culture and recreation activities, to develop in children a keen interest in physical education, It is emphasized that the preparation of future educators for the physical education of children in preschool institutions involves the choice of content, the process of its assimilation according to the goals pre-school education systems, the physical development of the child and the level offormation of readiness of each student in the field of physical education preschool.

Keywords: health and health care, future educators, preschool children, physical education, pedagogical conditions, preschool education institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.