Научная статья на тему 'Педагогические условия организации профилактики деятельности употребления психоактивных веществ студентами физкультурного вуза'

Педагогические условия организации профилактики деятельности употребления психоактивных веществ студентами физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOEDUCATIONAL ENVIRONMENT / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / PREVENTIVE MEASURES / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Л.Ф., Найн А.Я., Барышев А.В.

The distribution and abuse of psychoactive substances in Russia gas become an acute problem and the deterrent of demographic, socioeconomic and defense potentials. The purpose of the present study was to reveal the educational conditions of organization of prevention of abuse of psychoactive substance among adolescents and youth within the designed sports center. Despite the numerous efforts of educational authorities and teaching staff from various educational institutions intended for organization of prevention of abuse of psychoactive substances among adolescents, there exist obvious faults in the issues of development in young people of skills of healthy way of life, effective organization of leisure and formation of mental stability to the abuse of psychoactive substances. The passion of some young people for night clubs and bars needs special attention since this is what has become one of easy drug sources. The activity of some mass media and internet keeps playing the negative role too. Thus steady purposeful enhancement of the active system for creation of conditions of positive prevention of various dependences and development of an anti-drug volunteering movement are among the priority goals of educational establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации профилактики деятельности употребления психоактивных веществ студентами физкультурного вуза»

УДК: 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

условия организации профилактики употребления психоактивных вешеств студентами физкультурного вуза

Соискательница Л.Ф. Артемьева

Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор А.Я. Найн

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Барышев

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ORGANIZATION OF PREVENTION OF ACTION OF ABUSE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES BY STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE L.F. Artem'eva, candidate A.Ya. Nein, professor, Dr.Hab., Honored worker of science RF A.V. Baryshev, associate professor, Ph.D

Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Key words: socioeducational environment, students of university of physical culture, psychoactive substances, preventive measures.

The distribution and abuse of psy-choactive substances in Russia gas become an acute problem and the deterrent of demographic, socioeconomic and defense potentials.

The purpose of the present study was to reveal the educational conditions of organization of prevention of abuse of psychoactive substance among adolescents and youth within the designed sports center. Despite the numerous efforts of educational authorities and teaching staff from various educational institutions intended for organization of prevention of abuse of psychoactive substances among adolescents, there exist obvious faults in the issues of development in young people of skills of healthy way of life, effective organization of leisure and formation of mental stability to the abuse of psychoactive substances. The passion of some young people for night clubs and bars needs special attention since this is what has become one of easy drug sources. The activity of some mass media and internet keeps playing the negative role too. Thus steady purposeful enhancement of the active system for creation of conditions of positive prevention of various dependences and development of an anti-drug volunteering movement are among the priority goals of educational establishments.

Ключевые слова: социально-педагогические условия, студенты физкультурного вуза, психоактивные вещества, профилактическая деятельность.

Введение. Распространение и употребление психоактивных веществ в России превратилось в острейшую проблему, стало фактором подрыва демографического, социально-экономического и оборонного потенциала. Наркомания приводит к деградации людей, сокращению численности населения, снижению потенциала развития и конкурентоспособности страны. Опыт употребления наркотиков в Российской Федерации имеют около 13 % граждан, а именно 18 млн человек. При этом к 24 годам уже каждый пятый молодой человек пробовал наркотики. Общее число лиц, эпизодически употребляющих наркотики в немедицинских целях, достигает 5,5 млн человек, а употребляющих наркотики регулярно - до 3 млн человек. Ежегодно от наркотиков в стране умирают около 100 тыс. человек [1, с. 56-62].

В России наркоситуация предопределяется героиновым давлением со стороны Афганистана. По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, Российская Федерация опережает государства Евросоюза в среднем в 5-8 раз, а Германию - в 20 раз. Этот скачок произошел менее чем за двадцать лет [5].

Результаты анализа наркоситуации показывают, что в Челябинской области не допущен рост подконтрольных наркотических средств, но наблюдается активность криминальных групп по ввозу и сбыту на территории области неподконтрольных синтетических психоактивных веществ, растет число потребления разного рода кустарных наркотиков, изготавливаемых на основе свободно реализуемых лекарств, пищевого мака и бытовой химии.

Как показали материалы широкомасштабного анкетного опроса (п=478), к основным проблемам

подрастающего поколения подавляющее большинство респондентов исследования относят девальвацию ценностей, неуверенность в завтрашнем дне, социально-правовую незащищенность, падение нравственности в подростковой и молодежной среде, бездуховность, отсутствие ценностных ориен-таций, низкий уровень культуры у представителей этой социально-демографической категории граждан как выражение духовно-нравственного кризиса общества [1, с. 56-57]. Следствием всего этого являются наркомания, алкоголизм, преступность. Схожие результаты отмечаются и в других работах [7-9].

Следует отметить и то, что приоритетными факторами, способствующими вовлечению в процесс наркотизации детей, подростков и молодежи, как показало исследование, являются прежде всего: негативное влияние СМИ на воспитание подрастающего поколения, морально-психологический климат семьи, социально-экономическая нестабильность в обществе, рост антиобщественных явлений в странах, отсутствие условий для проведения досуга детей и подростков.

Для принятия решительных мер, способных предотвратить негативное развитие наркоситуации, необходим непрерывный анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации больных наркоманией.

Отмеченное позволяет констатировать, что изучаемая проблема организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками и студентами вузов чрезвычайно важна и актуальна.

Цель исследования - выявление педагогических условий организации профилактической деятельности употребления психоактивных веществ подростками и молодежью в рамках созданного физкультурно-спортивного центра.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы. Теоретические: анализ нормативных документов в сфере образования, направленных на профилактику употребления молодежью психоактивных веществ; историко-педагогический, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ проблемы. Эмпирические: исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, констатирующий и поисковый эксперименты, наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание, статистические методы обработки данных.

Основными экспериментальными площадками были Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» и Федеральный экспериментальный физкультурно-спортивный центр

по разработке и апробации технологии профилактики наркомании среди молодежи на базе Урал-ГУФКа. Дополнительными площадками являются Екатеринбургский и Стерлитамакский (Республика Башкортостан) филиалы УралГУФКа. На заключительном этапе исследованием было охвачено 386 человек, в том числе 49 педагогов образовательных учреждений.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту», рассчитанной на долгосрочный период, в Уральском государственном университете физической культуры был создан «Федеральный физкультурно-спортивный Центр» (ФСЦ), основной задачей которого были разработка и апробация технологий профилактики наркомании среди молодежи. На базе этого Центра и строилось все опытно-поисковое исследование по данной проблеме в период с 2006 по 2012 г.

Ниже приведена структура ФСЦ как одно из важных педагогических условий организации работы по профилактике употребления психоактивных веществ (см. схему).

Приоритетная цель ФСЦ - создание педагогических условий для социально-психологической адаптации студентов, подростков и учащейся молодежи к здоровьесберегающей жизнедеятельности средствами физической культуры, спорта и туризма, обеспечивающих отвлечение от наркомании, вредных привычек. Под педагогическими условиями в нашем исследовании понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели [4, с. 17-18].

Социальный заказ общества (стандарта) по организации профилактики наркомании среди молодежи и цель могут быть достигнуты путем формирования потребности в здоровом образе жизни, физическом самовоспитании субъекта. Физическая культура, спорт, туризм, здоровый образ жизни, как известно, должны стать надежной психологической защитой детей, подростков и молодежи. Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни - продукт духовных усилий самого человека. Физическое здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру и к самому себе, имеется ли (сформулирована ли) у подростка потребность в духовном самосовершенствовании и физическом самовоспитании, познании самого себя, познании других [6, с. 89].

В опытно-поисковой работе ФСЦ по апробации педагогических условий организации профилактики наркомании среди студенческой молодежи были выполнены следующие мероприятия: разработаны и утверждены Концепция и проект долгосрочной программы до 2015 года профилактики наркомании в подростковой и мо-

Типология объектов методологической разработки проблемы актуализации потребности человека в ЗОЖ (целостный подход)

Функция образования Тип деятельности педагога Тип деятельности школьника Тип активности Тип усвоенной культуры

Экономическая (профессионализация) Обучение Учение Субъект деятельности Культура познания

Социальная (социализация) Воспитание Самовоспитание Личность Культура взаимодействия

Культурная (вращивание) Развитие Саморазвитие Индивидуальность Культура развития

Валеологическая (защита) Оздоровление Самооздоровление Организм (здоровый) Физическая культура

лодежной среде на совместной Коллегии Министерства по физической культуре и спорту, Главного управления образования и науки, Управления здравоохранения и Управления внутренних дел Челябинской области; разработаны и апробированы нетрадиционные технологии профилактики наркомании и асоциального поведения среди подростков и молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма; проведена переподготовка (п=89) физкультурно-педагогических кадров, в Региональном Центре повышения квалификации УралГУФКа, обеспечивающих целенаправленную работу среди подростков и молодежи, привлекая специалистов медицинской академии дополнительного образования, института повышения квалификации работников профессионального образования; разработано методическое информационно-образовательное обеспечение различных категорий населения по вопросам формирования здорового образа жизни, самоконтроля физического здоровья и физического самовоспитания молодежи в условиях неформальных объединений; через средства массовой информации привлечено внимание к проблеме наркомании на основе организации совместных конференций и мероприятий педагогов, психологов, медицинских и спортивных работников, в целях поиска путей виктимоло-гической профилактики молодежи; в планы НИР кафедр, в том числе тематики диссертационных исследований, курсовых и дипломных работ магистрантов, включены вопросы организации профилактики наркомании среди молодежи, сопряженные с исследованиями социологов, психологов, физкультурных и медицинских работников; составлен перспективный (ежегодно обновляемый) план организации смотров-конкурсов на лучшую постановку профилактической антинаркотической работы средствами физической культуры, спорта и туризма в организациях, учебных заведениях, клубах и неформальных объединениях молодежи.

Второе педагогическое условие связано с актуализацией потребности в здоровом образе жизни молодежи во внеучебной и учебной среде, позволяющее расширить пространство осознания подростками себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развивать устойчивое неприятие употребления психоактив-

ных веществ, обеспечивать самостоятельность в принятии позитивных решений [2, с. 187]. Потребность - объективно-субъективная нужда, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением существуют противоречия, которые существенно негативно влияют на профилактику употребления молодежью психоактивных веществ в условиях неформальных объединений.

Для нас в актуализации потребности в здоровом образе жизни (без наркотиков) значимым являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры как результат физического образования - «на деятельность индивида по позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей». Первый предполагает наличие субъекта самопреобразования, второй - наличие признака бинарности процесса воспитания-самовоспитания.

Актуализация потребности в ЗОЖ молодежи основывалась на глубоком практическом освоении социально-психологического тренинга (спецкурса), который включал: практикумы, проектирование, семинары-тренинги по вопросам наркологии, охватывающие знания клиники и патогенеза наркомании. Спецкурс (учебная программа) знакомит студентов с различными методами исследования самооценки, с симптомами и синдромами психических расстройств при видах наркомании, способствует формированию внутреннего отношения к общественным явлениям, в частности к наркомании. Полученные знания позволяют студентам глубже овладеть методами психогигиены и психопрофилактики раннего алкоголизма и наркоманий. Данная учебная программа по дисциплине «Профилактика наркотической зависимости» подготовлена для всех студентов 2-го курса и предполагает сдачу обязательного зачета.

Цель курса заключается в формировании у студентов базовых знаний в области теории и практики развития наркотической зависимости, необходимых для реализации профилактических программ в условиях учебной и внеучебной деятельности. Все это влияет на изменение ценностных ориентаций самих студентов и позволяет формировать у будущих специалистов мотивацию к здоровому образу

жизни и необходимость ведения ими в последующем профилактической работы среди различных возрастных групп: подростков, студенческой молодежи, а также в их семьях и в ближайшем социальном окружении.

В обобщенной и свернутой форме типология объектов методологической разработки проблемы актуализации потребности в ЗОЖ по признакам: «тип деятельности педагога», «тип деятельности школьника», «тип активности», «тип усвоенной культуры» - представлена в таблице. Показано, что в рамках четырех базовых функций образования пространство разработки проблемы актуализации физического образования содержит 20 проблемных модулей и подпадает под понятие «объект исследования».

Что же касается теоретической сущности и функции актуализации потребности учащегося в ЗОЖ, то мы в процессе ее выявления руководствовались общим подходом, относя актуализацию к полю педагогической деятельности и располагая ее в блоке модулей «Тип деятельности педагога» (см. таблицу).

При этом мы имели в виду, что в практике познания важно то, каким образом может быть выявлена взаимосвязь части и целого и, следовательно, в какой мере «актуализация» может быть соотнесена, или может иметь структурное сходство с подструктурами (частями) образовательного процесса - обучением, воспитанием, развитием, оздоровлением организма обучающегося [9, с. 374].

В соответствии с нашим подходом понятие актуализации определяется отношением перехода принципиальной возможности самовоспитания в действительность физического самовоспитания - в мотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс физического самоопределения, саморазвития, самосовершенствования - в самоактуализацию, следовательно, к явному неприятию употребления психоактивных веществ.

Одновременно апробировалось следующее педагогическое условие - волонтерское движение как эффективное направление первичной профилактики употребления молодежью психоактивных веществ, которое стало обобщающим. Внедрение факультатива «Основные направления работы волонтерского движения по профилактике наркомании» во многом изменило характер отношения студента к учебной и внеучебной деятельности [2, с. 187]. И связано это прежде всего с актуализацией потенциала волонтерства, позволяющего расширить пространство осознания себя как субъекта социальной деятельности, развивать устойчивое целостное отношение к волонтерству, обеспечивать самостоятельность в принятии решений по вик-тимизации подростков в условиях неформальных объединений.

Организуя волонтерское движение в УралГУФК по проблеме первичной профилактики употребления

подростками, студентами психоактивных веществ (ПАВ), мы разработали инновационный «волонтерский маршрут». Он предусматривает формирование у студента-волонтера: устойчивого неприятия употребления психоактивных веществ; личностной значимости самостоятельной деятельности по профилактике виктимного поведения подростка; наличие положительных эмоций; последовательного продуманного выполнения действий; глубинных, осознанных, системных знаний по видам и формам наркозависимости человека; и, наконец, умений и навыков оказания необходимой поддержки и помощи детям, подросткам, которые уже вовлечены в виктимологическую зависимость.

В опытно-поисковой работе по организации волонтерского движения участвовали студенты 2-го курса (п=136) специальности «Легкая атлетика». Выбор специальности был не случайным. Этот вид спорта отличается увлекательностью, для него характерны легкость и быстрота движений, стремительность атак и самоотверженность, неожиданность технических комбинаций. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств. В процессе спортивной деятельности занимающиеся получают довольно значительную и в то же время посильную физическую нагрузку (безопасную для организма в плане перегрузок) и вместе с тем сильную эмоциональную зарядку, которая позволяет управлять психическим состоянием ребенка, подростка. Для волонтера это принципиально важно. В процессе реализации физкультурно-оздоровительной функции волонтера по профилактике виктимного поведения подростков (на основе применения наших педагогических технологий) предметом преобразования выступают различные способности волонтера, приоритет среди которых мы отдаем стрессоустойчивым способностям противостоять рискам виктимизации. Так, к примеру, в процессе анализа «волонтерского маршрута» изучается преобразовательная роль специально подобранных тренировочных упражнений и действий из арсенала средств этого вида спорта, обеспечивающих значительный позитивный результат в развитии гибкости, ловкости, координации, скорости реакции, выносливости, повышения общего тонуса, физической и интеллектуальной трудоспособности.

Для ознакомления волонтеров с сущностью и содержанием феномена виктимизации личности нами разработан и апробирован 38-часовой семинар-практикум «Виктимизация как основа организации профилактики наркомании среди подростков неформальных объединений». В содержание семинара входило: изучение роли физической культуры и жизни современного человека; знакомство с понятиями «здоровье», «валеология», «генезис виктимности», «виктимная личность», «виктимное поведение», «педагогическая профилактика виктимности», «группы в ситуации виктимного риска»;

развитие ценностных представлений волонтера о здоровьесберегающей и здоровьепреумножаю-щей деятельности; рассмотрение факторов физического и духовного здоровья человека; рассмотрение конкретных способов и средств укрепления своего здоровья и конкретные механизмы развития собственной здоровьеориентированной направленности личности.

Таким образом, содержательный смысл и контекст данного обучающего семинара-практикума заключаются: во-первых, в том, чтобы вооружить волонтеров полезной информацией о проблеме виктимизации, создать личное информационное пространство для сохранения и приобретения знаний и умений здорового образа жизни; во-вторых, сформировать у волонтера осознание и ощущение принадлежности к общности, приобщенности к важному процессу профилактики наркомании, возможность подкрепить свои впечатления в диалоге с другими подростками, студентами, не задействованными в этой работе; в-третьих, добиться понимания волонтером того, что он создает мотивацию к виктимологической профилактике, и как полученные компетенции должны использоваться в его деятельности по проектированию индивидуального маршрута саморазвития и самосовершенствования средствами физической культуры и спорта.

Атерогенные материалы, полученные в ходе мониторинга, показали положительные результаты апробации выделения педагогического условия организации волонтерского движения как важного направления первичной профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Комплексное использование этого условия позволит расширить пространство воспитательной деятельности с подростками благодаря активизации потенциала во-лонтерства [2, с. 189]. Это подтверждает эффективность разработанной программы управления психическим состоянием детей и подростков, позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности и тем самым является средством профилактики наркозависимости молодежи.

В заключение можно отметить следующее. Несмотря на многие усилия органов управления образованием и педагогических коллективов различных образовательных учреждений, направленные на организацию профилактической деятельности употребления подростками ПАВ, проявляются явные недоработки в вопросах развития у молодежи навыков ЗОЖ, рациональной организации досуга, формирования психической устойчивости против употребления ПАВ. Обращает на себя внимание пристрастие определенной части молодежи к проведению свободного от занятий времени (досуга) в ночных клубах и барах, ставших одним из самых доступных источников приобретения наркотических веществ. Определенную негативную роль продолжает играть также деятельность ряда средств массовой информации и интернета. Поэтому одной из приоритетных задач образовательных

учреждении является постоянное целенаправленное совершенствование действенной системы по созданию условий позитивной профилактики различных видов зависимостей, развитию антинаркотического добровольческого движения.

Литература

1. Артемьева Л.Ф. Новые направления в организации профилактики наркомании подростков и студентов / Л.Ф. Артемьева // Педагогическая наука и образование: темат. сб. науч. трудов. Вып. 13 / отв. ред. А.Я. Найн. - Челябинск: Урал ГУФК, 2013. - С. 56-62.

2. Богданова Е.В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Е.В. Богданова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 185-189.

3. Журлова И.В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И.В. Журлова. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамяки-на, 2004. - 172 с.

4. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография: отв. ред. А.Я. Найн. - Челябинск: Изд-во Урал-ГУФК, 2012. - 340 с.

5. Лыгина М.А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании / М.А. Лыгина // Известия Пензенского гос. пед. университета им. В.Г. Белинского, 2010. - № 11. - С. 15-18.

6. Селиванова Н.Л. Деятельность эксперта в оценке качества воспитания личности / Н.Л. Селиванова // Вопросы воспитания. - 2012. - № 3. - С. 86-93.

7. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: авто-реф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Е. Сикорская. - Елец, 2011.

- 36 с.

8. Черепанова Н.В. Добровольчество как основа деятельности некомерческой организации / Н.В. Черепанова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Здоровье города». - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - С. 35-39.

9. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. - СПб.: Питер, 2003.

- 608 с.

References

1. Artem'eva, L.F. New directions in organization of drug abuse prevention among adolescents and students / L.F. Artem'eva // Educational science and education: subject collection of research works. Iss. 13 / Ed. by A.Ya. Nein. - Chelyabinsk: UralSUPC, 2013.

- P. 56-62. (In Russian)

2. Bogdanova, E.V. Educational conditions of organization of volunteering of teacher's college students / E.V. Bogdanova // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2013. - № 1. - P. 185-189. (In Russian)

3. Zhurlova, I.V. Social educational victimology: lecture course / I.V. Zhurlova. - Mazyr: I.P. Shamyakin MSPU, 2004. - 172 P. (In Russian)

4. Competency approach in education as a base of qualitative training of experts in physical culture: monograph: ed. by A.Ya. Nein. - Chelyabinsk: Publ. h-se UralSUPC, 2012. - 340 P. (In Russian)

5. Lygina, M.A. volunteer movement as a new direction of primary prevention of drug addiction / M.A. Lygina // Izvestiya Penzenskogo gos. ped. universiteta im. V.G. Belinskogo, 2010. - № 11. - P. 15-18. (In Russian)

6. Selivanova, N.L. Expert activity in the estimation of the quality of personality training / N.L. Selivanova // Voprosy vospitaniya. -2012. - № 3. - P. 86-93. (In Russian)

7. Sikorskaya, L.E. The educational potential of volunteering in socialization of student youth / L.E. Sikorskaya // abstract of doctoral thesis (Hab.) / L.E. Sikorskaya. - Yelets, 2011. - 36 P. (In Russian)

8. Cherepanova, N.V. Volunteering as a basis of activity of a nonprofit organization / N.V. Cherepanova // Proceedings of the All-Russian theor.-pract. conf. "City health". - Stavropol: Servisshkola, 2006. - P. 35-39. (In Russian)

9. Frankin. R. The motivation of behavior: biological, cognitive and social aspects / R. Frankin. - St.Petersburg: Piter, 2003. - 608 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

artlu21@mail.ru

Поступила в редакцию 07.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.