Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1108
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PROJECT ACTIVITY / INDIVIDUAL FINAL PROJECT / SCIENTIFIC RESEARCH / METASUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатенко Мария Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности индивидуального проектирования старшеклассников в соответствии с ФГОС СОО. Также представлен опыт подобного проектирования и трудности, с которыми может столкнуться педагог в процессе своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатенко Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ORGANIZING INDIVIDUAL PROJECT ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF GEF SECONDARY GENERAL EDUCATION

The article discusses the features of the individual design of high school students in accordance with the Federal State Educational Standard of the secondary educational institution The experience of such design and the difficulties that a teacher may encounter in the process of his work are also presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Учитывая актуальность проблемы разработана методическая система развития профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной работе по экологии, которая реализована в рамках внеурочного курса «Экологический менеджмент». В основу разработанной методики полжены научно-экологические, психолого-педагогические и методические идеи, определившие специфику цели, отбора и структурирования содержания педагогические технологии, методы и формы обучения, этапы формирования профессионального самоопределения в области экологического менеджмента, так же результативно-оценочного компонента. Целевой компонент методической системы представлен триединством цели предполагающей формирование экологической культуры (стратегическая цель), планируемые результаты обучения (цель средство), формирование профессионального самоопределения обучающихся в области экологического менеджмента (цель-субъект). Содержательный компонент разрабатывался с учетом структуры профессионального самоопределения и включает компоненты: ценностно-смысловой, целевой, познавательный, практический. Технологический компонент предполагает использование системы модулей, позволявших включать обучающихся в познавательную, коммуникативную и практическую деятельность по мотивации, познанию сущности, проектированию и рефлексии профессии менеджер - эколог. Процессуальный компонент включает этапы развития профессионального самоопределения, предполагающих динамику от мотивации к освоению профессии к планированию личного саморазвития в ней. Результативно-оценочный компонент включает критерии диагностики сформированности профессионального самоопределения на основе выделенных критериев.

Литература:

1. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения // Современные проблемы науки и образования, 2018. №3. С. 97.

2. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 6.

3. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем. Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - 176 с.

4. Зеер Э.Ф. Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях. Учебное пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 100 с.

5. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993. - 340 с.

6. Кудрявцева Л.Д. Методика профессиональной ориентации для старшеклассников // Педдиагностика. М. 2006. - С. 86-92

7. Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д., Карпов А.В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. - М.: Логос, 2011.

8. Кушлин В.И. Экологический менеджмент // Вестник Российской Академии Наук, 2015. - Том 66. № 3, 261 с.

9. Леонтьев Д.Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. -М.: Смысл, 2001. - 103 с.

10. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002. 332 с.

11. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. - 496 с.

12. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 15.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа: file:///D:/Downloads/fgos_ru_sred.pdf.pdf

14. Чалов В.И. Экологический менеджмент // Вестник Российской Академии Наук, 2015. Том 66. № 3. 261 с.

Педагогика

УДК 378

учитель Игнатенко Мария Евгеньевна

МБОУ «Калачевская СОШ» Прокопьевского МО (с. Шарап)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности индивидуального проектирования старшеклассников в соответствии с ФГОС СОО. Также представлен опыт подобного проектирования и трудности, с которыми может столкнуться педагог в процессе своей работы.

Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный итоговый проект, научное исследование, метапредметные результаты.

Annotation. The article discusses the features of the individual design of high school students in accordance with the Federal State Educational Standard of the secondary educational institution The experience of such design and the difficulties that a teacher may encounter in the process of his work are also presented.

Keywords: project activity, individual final project, scientific research, metasubject results.

Введение. В настоящее время метод проектной деятельности - неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта. Знания имеют особенность устаревать и требуют постоянного обновления, поэтому школьников необходимо научить приобретать их самостоятельно для решения разнообразных образовательных задач.

Современным старшеклассникам важно научиться прогнозировать свою деятельность и управлять ей, предупреждать ее последствия, адаптируясь в постоянно меняющихся условиях обучения и жизни в целом. Наиболее эффективным для достижения этих целей является метод проектов.

Данный метод используется в отечественной и зарубежной педагогике давно. Он возник еще в 1920-е годы благодаря американскому философу, педагогу Дж. Дьюи и его ученику В.Х. Килпатрику. Метод проектов также назвали «методом проблем», так как в его основе лежали гуманистические воззрения о том, что деятельность учащихся нужно выстраивать в соответствии с его личным интересом.

Изложение основного материала статьи. Применение метода проектов в массовой школе привело к ослаблению содержательной составляющей учебного процесса, в связи с этим уже в 30-х годах прошлого века метод перестал быть популярным и сохранился только в изучении технических и естественных дисциплин. В 60-е годы в Великобритании, Германии, США, Италии и многих других странах метод проектов был также востребован, но только в качестве одного из компонентов системы образования, не заменяющего, а дополняющего систематическое предметное обучение. В качестве проектов рассматривались задания, направленные на исследование проблем окружающей жизни. Способы организации проектной деятельности не изменились.

Параллельно с западными с учеными данным вопросом занимались и отечественные педагоги. Так, в 1905 году С.Т. Шацкий возглавил группу педагогов, которая активно использовала проектный метод в практике преподавания.

Цель проектной деятельности С.Т. Шацкий видел в мотивации ученика к самостоятельной творческой и поисковой деятельности, в объединении знаний с практическими навыками. В 1930-х годах произошел переход на предметное обучение, и проектная деятельность была подвергнута критике со стороны партии и правительства страны. Интерес к ней возродился лишь к середине 90-х годов ХХ века. Реализация метода проектов осуществляется через внедрение в преподавание школьных дисциплин проектных заданий.

Исследователь Е.С. Полат в своем научном труде «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» отмечает, что умение использовать метод проектов - это показатель высокой квалификации преподавателя, прогрессивности его методики обучения и развития обучающихся [4, с. 86].

Итак, проектная деятельность возникла из идеи свободного воспитания и в настоящий момент является важнейшим компонентом образования, с четко разработанной структурой и элементами. Данный метод пережил несколько периодов своего становления и в настоящее время является неотъемлемым элементом образовательного процесса.

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования необходимо больше внимания уделить развитию навыков проектирования и проектной деятельности школьников.

Анализируя Стандарт среднего общего образования на предмет частоты упоминания терминов «проект», «проектирование» и «проектная деятельность» можно сделать вывод о том, что в современном образовании проектной деятельности уделяется большое внимание, как наиболее эффективной технологии, способствующей реализации системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования в разделе «Общие положения» пункте 5 наряду с другими важными характеристиками личности выпускника выделены такие как: «способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность».

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» указывается, что в числе метапредметных результатов должно быть владение навыками проектной деятельности, а в числе предметных - виды деятельности по преобразованию и применению полученных знаний в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Проектные и исследовательские умения обучающихся должны развиваться от одной выполненной работы к другой. Без специально организованной системы учебно-исследовательской и проектной работы в школе решить эти задачи трудно. Начиная с начала обучения ребенка в школе и до момента государственной итоговой аттестации учебно-исследовательская и проектная деятельность должна строиться на принципе преемственности результатов на всех образовательных уровнях.

На дошкольном уровне, начиная с 6 лет, возможно формирование первичных представлений о проектных и исследовательских действиях и понятиях.

В начальной школе нужно готовить детей к самостоятельному проектированию. Этому могут способствовать курсы внеурочной деятельности. К осваиваемому содержанию такого курса можно отнести: проектные умения, цепочки необходимых действий, технология учебного исследования и проектирования.

В основной школе развитие исследовательских и проектных умений школьников должно быть продолжено на уроках и во внеурочной проектной деятельности. Траектория приобретения и развития исследовательских и проектных умений обучающегося должна строиться на основе выполненных учебно-исследовательских и проектных работ с соблюдением принципа от простого к сложному. На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы.

Особое значение отводится пункту про индивидуальный проект, который является обязательным условием реализации требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Следовательно, сегодня каждый ученик должен быть обучен проектной и исследовательской деятельности. И это не случайно, ведь именно в процессе самостоятельной работы над созданием проекта формируются абсолютно все универсальные учебные действия, требуемые ФГОС СОО.

В 2020/2021 учебном году в штатном режиме все образовательные организации Российской Федерации перешли на ФГОС среднего общего образования. Согласно ФГОС СОО индивидуальный проект в 10-11 классе является особой формой организации деятельности обучающихся.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность [8].

Работа над проектом направлена на приобретение практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, проект является мощным инструментом развития познавательных УУД (формирование навыков постановки цели и задач, выработка самостоятельного алгоритма действий для решения поставленной проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование результата и пр.).

Разработка проекта осуществляется под руководством учителя по выбранной теме. Результатом должна стать проектная работа, выполненная и оформленная в соответствии с установленными требованиями. Остановимся на этапах работы над индивидуальным проектом.

Этапы работы над индивидуальным проектом.

1 этап - организационно-подготовительный - предполагает:

1) Формулировка проблемы, выбор и защита темы.

2) Определение цели, объекта и предмета, формулирование гипотезы и задач.

4) Установление критериев оценки проекта и формы его представления.

После определения формы продукта (письменный отчет, презентация, фильм, устное выступление и т.д.) необходимо определить к нему содержательные, визуальные, технические требования.

2 этап - основной - включает:

1) Теоретическая характеристика рассматриваемой проблемы.

2) Практический этап.

3) Консультационные занятия.

Возможно составление промежуточных отчетов обучающихся, обсуждение альтернатив, проблем, возникших в ходе выполнения проекта[1; 2; 3; 4; 5; 6].

3 этап - заключительный - подразумевает:

1) Оформление результатов проекта.

2) Предварительная защита проекта.

3) Подготовка и публичная защита проекта.

Защита проекта рассматривается согласно ФГОС СОО и примерной ООП СОО как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися метапредметных результатов образования.

Для результативного использования данного метода могут быть использованы самые разнообразные типы и виды проектов.

Нами был проведен опрос среди педагогических работников о том, с какими трудностями они встречаются при организации индивидуальной проектной деятельности.

1. Готовность педагогов к организации проектной деятельности.

К сожалению, на данный момент не все педагоги компетентны в данной сфере, большинство не обладает опытом и знаниями необходимыми для написания проекта, поэтому необходимо введение курса повышения квалификации «Основы исследовательской деятельности», кроме того, на методических советах, заседаниях школьных объединений нужно рассматривать вопросы по организации индивидуальной проектной деятельности.

2. Создание нормативной базы, которая регулировала бы научно-исследовательскую деятельность в рамках написания индивидуальных итоговых проектов. Сюда относится разработка и внедрение рабочей программы, положений об индивидуальном проекте, внесение изменений в учебный план и тарификацию и пр.

3. Определение узловых точек, которые будут свидетельствовать о качестве подготовки исследовательских работ. В нашей школе такими мероприятиями стали коллоквиумы, семинары, научно-практические конференции, олимпиады, круглые столы, выпуски газет.

4. Организация преемственности исследовательской деятельности между уровнями образования.

Такой подход поможет качественно подготовить школьников к основам научной деятельности. В данном

случае на помощь приходит внеурочная деятельность, в рамках которой предусмотрены часы, отведенные на организацию исследовательских занятий.

5. В создании специальной организации - школьного научного сообщества, координирующего всю научную деятельность школы.

На данный момент подобные общества в школьной практике встречаются редко, поэтому научная работа ведется отрывочно.

6. В привлечении специалистов разных областей, способных оказать помощь в подготовке и проведении исследований. Как правило, большинство школ не считают необходимым прибегать к помощи компетентных специалистов, чаще обходятся собственными ресурсами.

7. В определении средств и методов исследования.

Цель индивидуального итогового проекта - создание готового продукта. Предполагается, что проекты, создаваемые школьниками, будут носить практико-ориентированный характер и содержать в себе решение значимых для школьника и общества проблем, поэтому методы и средства, выбранные для проведения исследования, не должны носить поверхностный характер.

В нашей школе подготовка и защита индивидуальных проектов проходит уже не первый год. За это время разработаны и внесены изменения в учебный план, составлены необходимые приказы, положения и программа об индивидуальном итоговом проекте, введены занятия внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» и «Эрудит», которые помогают выстроить учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в соответствии с принципом преемственности результатов на всех образовательных уровнях. Кроме того, создано научное общество школьников (далее НОШ) «Исследователь», которое объединяет учащихся 2-11 классов, изъявивших желание заниматься научной деятельностью.

Программа «Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на 2 года и предполагает разработку и защиту индивидуальных итоговых проектов.

С введением индивидуального итогового проекта в учебном плане школ должны быть предусмотрены элективные курсы, необходимые для написания данного вида работы.

Каждый год должен утверждаться график работы над проектом (педсовет №1, август). В течение первого года учащиеся закрепляются за руководителями, выбирают темы проектов, знакомятся с основами проектной деятельности, проводят эксперимент. Работа проводится в консультационном режиме во внеурочное время.

Второй год предполагает анализ и обработку полученных данных, оформление проекта. В декабре для учащихся 11 класса организуется предварительная защита с целью выявления уровня готовности и корректировки. Приказом школы утверждаются предметные комиссии и график предзащиты.

Итогом освоения программы «Проектная деятельность старшеклассников» является защита проектов, на которую каждый ученик представляет: паспорт проекта; пояснительную записку; презентацию проекта,

продукт; краткий отзыв руководителя, содержащий характеристику работы учащегося в ходе выполнения исследования. Защита проходит в мае на зачетной неделе.

Нужно отметить, что школьников интересуют разнообразные темы: «Фанфикшен, как жанр современной литературы», «Инфляция. Как это касается меня?», «Смертная казнь: за и против», «Биотопливо -экологически чистое топливо», «Физика в лыжном спорте», «Влияние рукоделия «Бисероплетения» на психоэмоциональное состояние», «Музыка в жизни современной молодежи», «Использование технологии 3Dмоделирования» и пр. Учащиеся работают с интересом, предлагают педагогам новые идеи.

Функционирующее НОШ «Исследователь» проводит встречи с интересными людьми, занимающимися научной деятельностью, готовит школьников к научно-практическим конференциям, дважды в год выпускает газету, в которой представлены результаты деятельности.

Такая работа имеет свои плоды: школьники неоднократно становились победителями и призерами научно-практических конференций и олимпиад разных уровней. Члены общества стремятся к приобретению навыков научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, к более глубокому познанию достижений науки в разных областях, к развитию своего интеллектуального потенциала.

В стадии работы на данный момент находятся методические рекомендации для педагогов по работе над индивидуальным итоговым проектом. Кроме того, наша школа планирует сотрудничество со специалистами разных отраслей, которые помогли бы школьникам в подготовке проектов и получении новых знаний.

В ежегодном послании Федеральному собранию В.В. Путин отметил, что школа формирует будущее России, поэтому она должна отвечать на вызовы времени.

Выводы. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня человека в течение всей жизни. С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска и проектирования в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимы каждому человеку.

Выполнение старшими школьниками индивидуальных итоговых проектов позволяет не только повысить интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам, не только обеспечить высокий уровень теоретической подготовки школьников, но закладывают фундамент для дальнейшего развития личности и ее самоопределения.

Литература:

1. Петунин, О.В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи: теоретико-методологические аспекты [Текст]: монография / О.В. Петунин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 214 с.

2. Петунин, О.В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин. // Народное образование. - 2012.

- № 7. - С. 164-169.

3. Петунин, О.В. Переход образовательных организаций на обучение по индивидуальным учебным планам [Текст]: методические рекомендации / О.В. Петунин, Л.М. Швачунова, Л.П. Молчанова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. - 55 с.

4. Петунин, О.В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи [Текст]: монография / О.В. Петунин. - Томск: Изд-во Томского университета, 2010. - 372 с.

5. Петунин, О.В. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии [Текст] / О.В. Петунин // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - С. 58-68.

6. Петунин О.В. Формы и методы работы в профильных классах [Текст] // Биология в школе. - 2005. -№ 3. - С. 25-30.

7. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. - С. 3-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]

- URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya (дата обращения 11.11.2019).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 08.03.2020).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=6408 (дата обращения 10.11.2020).

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс]. - URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273 fz/?yclid=1133730806300446568 (дата обращения 10.11.2020).

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры теории и технологии социальной работы Исмаилов Исмаил Кургалиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ОСОБЕННОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье автором рассмотрены особенности туристско-краеведческой работы со студентами в вузе. Дан анализ литературы по данной проблеме. Приведены трактовки понятий различных ученых, занимающихся вопросами краеведения. Педагогическое краеведение выступает в качестве средства развития региональной педагогической науки, так и источником совершенствования системы образования в регионе. Автором подчеркнуто, что краеведение является комплексной наукой, разносторонне изучает очерченную часть страны. Краеведческую работу рассматривает как педагогическое средство реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью, учета диалектического мышления на основе единства и взаимосвязи приобретенных учащимися знаний и умений их практического применения.

Ключевые слова: краеведение, студенты, вуз, педагогический потенциал, подготовка. Annotation. In the article, the author considers the features of tourist and local history work with students at the University. The literature on this problem is analyzed. Interpretations of the concepts of various scientists involved in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.