УДК 37.013.46
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Л.Г. Кузьмина
В статье указывается, что решение текущих задач реформирования иноязычной подготовки студентов не возможно без использования всех ресурсов, которые в настоящее время имеются в системе высшего образования. Утверждается, что большими возможностями для повышения качества обученности иностранным языкам обладает единое иноязычное образовательное пространство вуза. Рассматриваются педагогические условия его эффективного функционирования
Ключевые слова: высшее образование, иноязычная подготовка, иноязычное образовательное пространство вуза, педагогические условия
В специальной литературе указывается, что для того, чтобы система образования отвечала потребностям текущего времени, а также закладывала основы в удовлетворении потребностей в специалистах с высшим образованием для будущего, оно должно обладать рядом черт, среди которых называются:
• общедоступность, обеспечение предпосылок и гарантий качественного образования для всех;
• многообразие, создание условий качественного образования для каждого;
• непрерывность, развитие системы оперативно обновляемого образования в течение всей жизни;
• фундаментальность и глубина основ начального, основного, общего среднего и профессионального образования;
• практическая направленность образования;
• адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий;
• международный характер образования [9, 44] .
Данный перечень содержит ключевые положения, которые имеют непосредственное отношение к решению задач реформирования иноязычной подготовки студентов с целью придания ей инновационного характера, и исходя из которых, можно определить основные задачи, которые стоят перед системой иноязычного образования студентов в настоящее время.
Прежде, однако, заметим, что реформирование иноязычной подготовки студентов неязыковых факультетов высших учебных заведений представляется абсолютно необходимым, поскольку очевидно, что в
Кузьмина Лариса Григорьевна - ВГУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: kuzminahome@mail.ru
обществе все больше возрастает интерес к иностранным языкам. Он обусловлен кардинальными изменениями в жизни, среди которых, прежде всего, следует отметить коммуникационные и технологические преобразования, которые вовлекают как в непосредственное, так и опосредованное общение (прежде всего, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Интенсивное межкультурное взаимодействие, а также необходимость в быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося поликультурного мира только усиливает интерес к иностранным языкам. Более того, в современных условиях, когда человеческая цивилизация, развивающаяся в направлении ко всеобщей глобализации, становится все более единой, владение иностранными языками становится жизненной необходимостью [5].
С другой стороны, именно языковая культура сейчас признается неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом [2]. По-прежнему владение иностранным языком является незаменимой составляющей культурного уровня человека, показателем его образованности. Все эти тенденции и обусловливают небывалый интерес к иностранным языкам, и объясняют возрастание потребностей самых разных людей в них.
Возвращаясь к вопросу
реформирования иноязычной подготовки студентов неязыковых факультетов вузов, следует отметить, что ее ключевыми моментами, «векторами развития» выступает необходимость обеспечения: • «удовлетворения разнообразных личных потребностей обучающихся в иностранном языке»,
• «вариативности предоставляемых образовательных услуг»,
• «непрерывности и преемственности в иноязычном образовании»,
• «соответствия иноязычной подготовки студентов задачам развития современной экономики, культуры, науки и технологий».
Однако решение данных проблем не возможно, если их рассматривать только в контексте обучения иностранному языку в рамках институционально предписанного и обязательного для освоения вузовского курса «Иностранный язык». Широта и сложность стоящих задач требуют подключения всех имеющихся в вузе ресурсов, способных внести свой вклад в обеспечение существенного прорыва во владении иностранными языками. Другими словами, для повышения уровня владения иностранным языком выпускниками вузов необходима интеграция всех обучающих сред внутри иноязычного образовательного пространства вуза, идея необходимости которого была обоснована автором ранее [6].
В свою очередь, решение задач реформирования иноязычной подготовки студентов за счет реализации возможностей, предоставляемых иноязычным
образовательным пространством вуза, может быть осуществлено при наличии соответствующих условий, которые обеспечат его эффективное функционирование.
Рассмотрим данные условия, которые, как показывает анализ работ [1, 3, 4, 8], являются неотъемлемым компонентом любой педагогической системы. Они отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование. К образовательным возможностям относятся целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса, а к материально-пространственным - учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение
образовательного учреждения и пр.
Однако прежде, чем назовем данные условия, обеспечивающие эффективность функционирования иноязычного
образовательного пространства вуза, заметим, что в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние, так и внешние
элементы. Первые обеспечивают воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, а вторые содействуют формированию процессуальной составляющей системы.
Итак, среди основных условий, которые обеспечивают эффективное функционирование иноязычной
образовательной среды вуза можно выделить следующие группы педагогических условий:
1. содержательные;
2. психолого-педагогические (личностные и коммуникативные);
3. организационные;
4. дидактические и методические;
5. материально-технические.
1. Содержательные условия представляют собой совокупность возможностей для становления и развития личности будущего специалиста, которыми обладают компоненты иноязычного образовательного пространства с точки зрения содержания иноязычной подготовки. К ним относится обеспечение:
• актуальности содержания иноязычного образования для личностного и профессионального развития студента;
• открытости и вариативности содержания иноязычного образования для удовлетворения личных и профессиональных потребностей в иностранном языке;
• наличия вариативных моделей формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов внутри иноязычного образовательного пространства вуза;
• наличия вариативных программ реализации иноязычной подготовки в учебном процессе в каждом компоненте педагогической системы «иноязычное образовательное пространство вуза»;
• вариативность модулей в рамках учебных программ во всех компонентах иноязычного образовательного пространства вуза;
• свободы выбора образовательного маршрута в рамках образовательного учреждения.
2. Психолого-педагогические (личностные и коммуникативные) условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей (мер воздействия) среды, направленных на развитие личностного аспекта педагогической системы
(преобразование конкретных характеристик личности).
Они обеспечивают учет интересов, потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей студентов, их склонности к эмпирическим методам познания и способности к самостоятельной деятельности и заключаются в обеспечении:
• субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов, взаимопонимания и удовлетворенности взаимодействием всех участников;
• диалогического характера педагогического общения обучающихся и обучающих;
• развитии рефлексивной культуры обучающихся;
• преобладающего позитивного настроения всех участников учебно-воспитательного процесса с целью поддержания благоприятного психологического микроклимата в учебной группе [7].
3. Организационные условия - совокупность целенаправленно сконструированных мер воздействия на процессуальный аспект педагогической системы, которые заключаются в управлении функционированием и развитием педагогической системы «иноязычное образовательное пространство вуза». К ним относится:
• наличие и последовательная реализация языковой политики вуза в отношении изучения иностранных языков [10];
• реализация интегративного подхода к организации взаимодействия форм и способов иноязычного образования внутри иноязычного образовательного пространства вуза;
• выбор форм проведения занятий и форм работы с учетом пожеланий обучающихся;
• обеспечение доступа студентов к иноязычным ресурсам вуза (банкам учебных материалов Ресурсного центра поддержки изучения иностранных языков, электронным образовательным ресурсам на платформе МооШе, компьютерным обучающим и контролирующим программам по иностранным языкам и
пр);
• участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.
4. Дидактические и методические условия -выступают как результат целенаправленного
отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей обучения. Они подразумевают:
• разнообразие методических обучающих средств (печатных и электронных УМК, цифровых образовательных ресурсов, аутентичных материалов СМИ и пр.);
• обеспечение учебной автономии обучающихся и профессиональной автономии обучающих;
• использование активных форм обучения, применение моделирования разных видов, эвристического и исследовательского методов, межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний
5. Материально-технические условия включают использование реального физического оборудования (компьютерного оснащения, мультимедийных средств, образовательного программного обеспечения и
пр).
Перечисленные педагогические
условия представляют собой совокупность возможностей иноязычного образовательного пространства вуза (как в образовательном, так и материально-пространственном плане), которые оказывают положительное влияние на него и обеспечивают его эффективное функционирование. Они позволяют
дифференцировать обучение иностранному языку во всех входящих в него средах, способствуют созданию гибкой системы выбора языков и условий их изучения, а также вариативной системы форм и средств обучения, отражающих современное состояние теории и практики обучения иностранным языкам. Наличие данных условий является обязательной предпосылкой успешного решения комплекса современных задач по реформированию обучения / преподавания / изучения иностранных языков в неязыковом вузе и высшей школы, в целом.
Литература
1. Алексанян Г.А. Педагогические условия использования облачных технологий в обучении математике студентов СПО / Г.А. Алексанян // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№1; URL: www.science-education.ru/115-11860 (дата обращения: 07.04.2014).
2. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной / И.К. Войтович. - Ижевск: Изд-во
«Удмуртский университет», 2012. - 212 с. URL: http://elibrarv.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/94 45/2012449.pdf?sequence=1 (дата обращения: 07.04.2014).
3. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1987. - № 1. -С. 29-32.
4. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. -Челябинск, 2000. - 383 с.
5. Кузьмина Л.Г Международная интеграция в реформировании высшего образования / Л.Г. Кузьмина // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования», 2011. - №2. - С.52-56.
6. Кузьмина, Л. Г. Иноязычное образовательное пространство вуза и основные принципы его формирования [Текст] / Л. Г. Кузьмина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - №3.2. - С.67-70.
7. Кулюткин Ю., Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов //
Общество «Знание» России, 2000. URL: http://znanie.org/iornal/n1 01/obraz sreda.html (дата
обращения: 07.04.2014)
8. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
9. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебн. пособие. 2-е изд., перераб. / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. - Н. Новгород: НИМБ, 2004. - 624 с.
10. Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах высших учебных заведений и возможные пути их решения / В.Н. Афонасова, М.В. Вербицкая, Л.Б. Кузнецова, Л.Г. Кузьмина, Н.В. Патяева, Е. Н. Соловова, М. А. Стернина, С. А. Сучкова, Е. В. Тросклер, О. Щеголева // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке: материалы междунар. науч.-практ. конф., 18 марта 2011 г. / Отв. редактор доц. О.Н. Морозова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - С.233-240.
Воронежский государственный университет
PEDAGOGICAL PROVISIONS FOR EFFICIENT FOREIGN LANGUGE LEARNING WITHIN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY
L.G. Kuzmina
The paper discusses current innovations in FL learning and teaching in Higher Education. It is stated that in order to implement reforms in non-linguistic universities it is topical to use all reasonable endeavors. It is claimed that this problem can be successfully solved within the FL educational environment which provides all necessary pedagogical conditions for it.
Key words: Higher Education, foreign language learning and teaching, educational environment, pedagogical provisions