УДК 378.147.88
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Е.М. Муковникова, Л.Г. Кузьмина
В статье анализируются требования, предъявляемые к выпускнику вуза, содержащиеся в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Выделяются общекультурные компетенции, среди которых называются наиболее значимые для современного специалиста, и обращается внимание на то, что данные компетенции соотносятся с понятием «учебная автономия», на необходимость развития которой указывают многие зарубежные и отечественные учёные. Делается вывод о том, что дополнительные образовательные программы как неотъемлемый компонент иноязычного образовательного пространства вуза могут внести существенный вклад в развитие учебной автономии студентов и, тем самым, будут способствовать формированию компетенций специалистов, отвечающих потребностям времени
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, общекультурные компетенции, учебная автономия, образовательное пространство вуза
В современных условиях стремительного развития и упрочения международных отношений, интенсивной интернационализации бизнеса, роста информатизации современного общества, которое происходит за счет постоянно
совершенствующихся информационных
технологий, открывающих новые возможности для взаимодействия и развития в различных сферах деятельности, наблюдается постоянное повышение требований к выпускнику вуза. У современного выпускника-специалиста должен быть сформирован набор профессиональных и общекультурных компетенций, которые позволили бы ему быть конкурентоспособным на рынке труда и успешно функционировать в сфере профессиональной деятельности.
Готовность к постоянному
самосовершенствованию является одной из общекультурных компетенций, необходимость формирования которой обусловливается главной потребностью человека информационного общества - потребностью в постоянном обновлении знаний, т.е. в непрерывном, пожизненном образовании. Наличие у выпускников таких личностных характеристик, которые могли бы помочь им осуществлять самостоятельный поиск необходимой
информации, способствовали бы овладению способами приобретения дополнительных квалификаций, обеспечивали бы личностный рост и развитие, становится всё более и более востребовано в обществе. При этом важно, чтобы выпускник умел самостоятельно ставить перед собой цели, вырабатывать собственную тактику и стратегию их реализации, осознанно принимать
Муковникова Елена Михайловна - ВГУ, преподаватель, тел.8(952)5515151
Кузьмина Лариса Григорьевна - ВГУ, канд. пед. наук, доцент, тел. 8(910)3440107
решения относительно профессиональной деятельности.
Данные положения нашли отражение в реализуемых в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (далее -ФГОС). Так, например, в ФГОС по экономическим направлениям подготовки зафиксировано, что выпускник должен:
обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность; стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию, к повышению своей квалификации и мастерства;
уметь расставлять приоритеты и самостоятельно ставить личные цели;
уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков [7; 8; 9; 10].
Анализ вышеназванных положений показывает, что они соотносятся с широко обсуждаемым сегодня педагогическим феноменом, известным как «учебная автономия обучающегося». Проблема развития умений учебной автономии при овладении иностранным языком вызывает интерес как у зарубежных (D. Little, H. Long, E. Park, H. Holec, P. Voller и др.), так и у отечественных (Н. Ф. Коряковцева, И. В. Лукша, Е. А. Насонова, Е. Н. Соловова, Т. Ю. Терновых, и др.) исследователей.
Д. Литтл считает, учебная автономия характеризуется развитием у обучающихся способности определять цели и стратегии и оценивать свои действия [12]. Х. Холек понимает под учебной автономией способность обучающихся управлять процессом обучения, т. е. ставить пред собой цели, обучаться и проводить оценку своей деятельности [11]. П. Воллер утверждает, что учебная автономия характеризуется переходом контроля над
процессом обучения от преподавателя к обучающимся и отношениями сотрудничества между преподавателем о обучающимися [13].
Н. Ф. Коряковцева даёт следующее определение учебной автономии: «это способность субъекта самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, осуществляя рефлексию и коррекцию учебной деятельности, и, накапливая индивидуальный опыт, ответственно и независимо принимать квалифицированные решения относительно собственно учения в различных учебных контекстах при определённой степени обособленности/независимости от преподавателя и принятии на себя его функций» [1]. Под учебной автономией И. В. Лукша понимает осознание ответственности каждого обучающегося за процесс и результат собственной учебной деятельности. Таким образом, учебная автономия характеризуется самостоятельностью в принятии решений, в выборе способов учебной деятельности, способов контроля и самоконтроля, и в переносе результатов учебной деятельности в новый как учебный, так и профессиональный контекст [3]. Е. А. Насонова под термином «учебная автономия» имеет ввиду: «желание и способность личности выступать в качестве ответственного субъекта процесса учения, осуществлять самостоятельную учебную деятельность и саморазвиваться в образовательном и профессиональном аспектах» [4]. Е. Н. Соловова связывает учебную автономию с такими понятиями, как разделённая ответственность (ответственность и преподавателя и обучающегося), возможность выбора у обучающегося траектории учебного процесса, самоконтроль, рефлексия [5]. Т. Ю. Терновых в свою очередь рассматривает учебную автономию как процесс учения, в котором обучающиеся самостоятельно выбирают способы учебной деятельности, формы работы, сроки её выполнения, способы контроля и оценивания, перенос результатов работы в новые учебные контексты [6].
Как можно видеть, ключевой идеей, объединяющей вышеизложенные интерпретации понятия «учебная автономия», является «независимость и самостоятельность»
обучающегося в принятии решений по поводу организации процесса своего обучения и оценке его результатов (приобретенных навыков, умений, компетенций) с перспективой применения их в будущей профессиональной деятельности, а также его «ответственность» за результаты своего учебного труда. Данная общая идея напрямую связана с требованиями, предъявляемыми к специалисту с высшим образованием, и, таким образом, учебная автономия оказывается необходимым условием для формирования у выпускника компетенций, зафиксированных в ФГОС и диктуемых запросами современного рынка труда.
Если теперь остановиться на иностранном языке как учебной дисциплине в неязыковом вузе и
ее возможностях в развитии учебной автономии студентов, то следует упомянуть, что, в соответствии с требованиями ФГОС, количество аудиторного времени, отводимого на традиционный курс иностранного языка, сокращается. Уровень же требований к иноязычным знаниям, навыкам и умениям студента «на выходе» возрастает.
Опыт преподавания наглядно показывает, что большинство сегодняшних студентов достаточно самостоятельны в целеполагании для того, чтобы анализировать свои перспективы выхода на рынок труда и развивать необходимые для этого компетенции с первых лет обучения в вузе. Они осознают собственные потребности в образовании и учатся выбирать те курсы и образовательные программы, которые необходимы им для достижения личных и профессиональных целей. Именно по этой причине одна из главных задач образовательной системы на сегодняшний день состоит в том, чтобы предоставить обучающимся возможность выбора разнообразных учебных дисциплин и программ.
Важно отметить, что основными условиями для обеспечения учебной автономии при обучении иностранному языку ученые называют разработку новых обучающих программ и учебных пособий, специально организованной системы оценивания автономной учебной деятельности обучающихся [4]. При этом, как показывает анализ исследований в данной области, в подавляющем большинстве работ речь идет о новых курсах только для основных образовательных программ (далее - ООП), где иностранный язык изучается в качестве обязательной учебной дисциплины в вузе, и не рассматриваются вопросы интеграции основных и дополнительных образовательных программ по иностранному языку (далее - ДОП). В то же время, совместные усилия всех субъектов образовательного процесса, которые вовлечены в разные формы организации обучения иностранным языкам в вузе (внутри «иноязычного образовательного пространства вуза»), могли бы существенным образом повлиять на качество владения иностранными языками студентами [2]. Более того, думается, что именно в условиях функционирования образовательного пространства в вузе создаются предпосылки для достижения этой цели. Так, например, разнообразные по характеру ДОП, в которых в той или иной форме «участвует» иностранный язык; разнообразные формы внеаудиторной, в том числе, самостоятельной, деятельности студентов по иностранному языку; ресурсный центр поддержки изучения языков; центр международной сертификации уровня владения иностранным языком и пр. взаимодополняющие среды обучения иностранным языкам в большей степени, чем отдельно взятый институционально предписанный вузовский курс иностранного языка, обеспечивают реальные
возможности для повышения обученности студентов иностранным языкам.
Таким образом, в условиях ограниченного количества учебных часов интеграция ООП и ДОП предоставляется абсолютно необходимой с целью обеспечения различным категориям обучающихся в вузе (студентам, магистрам, аспирантам) возможностей удовлетворять свои вариативные потребности в изучаемом иностранном языке. При этом ДОП по иностранным языкам будут выступать средством личностного и профессионального развития, а также средством обеспечения академической мобильности студентов [там же].
Изложенные теоретические положения получили практическую реализацию в совершенствовании иноязычной подготовки студентов Воронежского государственного университета, обучающихся по направлению «Экономика» (профиль «Мировая экономика»). В текущем учебном году кафедрой английского языка в профессиональной международной деятельности была осуществлена интеграция содержания обучения английскому языку как обязательной учебной дисциплине в вузе и ДОП по подготовке обучающихся к сдаче международного сертификационного экзамена BEC (Business English Certificate). В ООП был добавлен блок «BEC», для чего в перечень учебной литературы, зафиксированной в рабочей программе по английскому языку, был внесен УМК «Business Benchmark», который нацелен на обучение будущих экономистов профессиональному общению и подготовку к сдаче международного экзамена. Он состоит из учебного пособия для студента, рабочей тетради для самостоятельной работы, методического пособия для преподавателя с дополнительными заданиями, аудиоприложения и набора тестовых заданий формата BEC. По нашему мнению, неоспоримым преимуществом
использования материалов данного УМК в обучении английскому языку в рамках основной учебной дисциплины является наличие в нем достаточных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов по английскому языку и самоконтроля (например, ключей к упражнениям и в самом пособии, и в рабочей тетради, по которым студенты осуществляют самопроверку). Домашняя работа, при этом, на занятии не проверяется; непосредственно в аудитории разбираются исключительно те вопросы, которые, согласно специальному заданию, преподаватель предварительно отмечает как вызывающие затруднения. Таким образом, контроль от преподавателя переходит к студенту -заменяется самоконтролем студента. Такая технология работы не на словах, а на деле позволяет «перекладывать ответственность за результаты обучения на плечи самих обучающихся». В то же время, работая самостоятельно, студенты постепенно учатся осмысливать собственный процесс изучения языка.
Комплект содержит в себе достаточное количество дополнительных заданий, самостоятельно выбирая которые, студенты могут компенсировать личные пробелы. Здесь можно говорить о том, что студенты получают возможность самостоятельно строить процесс своего обучения и осознанно влиять на свой прогресс в изучении английского языка.
Следует отметить, что в условиях функционирования иноязычного образовательного пространства обучающиеся имеют возможность осуществляют выбор конкретной ДОП из списка предлагаемых вузом. При этом делают они это на основе предпринимаемого самостоятельно анализа специфических целей, содержания и последовательности изучения материала в рамках выбранного курса. Так, в рамках рассматриваемого варианта интеграции ООП и ДОП студенты могут углублять и расширять (в зависимости от индивидуальных потребностей) курс
профессионального общения, подкрепляя его занятиями на курсах по подготовке к экзамену BEC.
Учебные задания в условиях ДОП обычно рассматриваются как предложения со стороны преподавателя, которые обучающиеся могут отклонить или заменить на другие по их желанию. В рамках ДОП по иностранному языку оказывается возможным более широко использовать активные методы обучения (проблемное обучение, проектную деятельность, групповые формы работы и пр.), а также банк материалов для самостоятельного изучения, включая ресурсы Интернет. Именно внутри иноязычного образовательного пространства организуется интенсивная внеаудиторная деятельность по иностранным языкам, которая либо «поддерживает» аудиторные занятия, либо имеет отдельное назначение.
Суммируя вышеизложенное, можно заключить, что описанный вариант интеграции обучения английскому языку в ООП и ДОП является необходимым сегодня инструментом совершенствования процесса обучения
иностранному языку в неязыковом вузе. Названная ДОП по английскому языку предоставляет студентам «дополнительные возможности». Она не только обеспечивает возможность внешней международной сертификации их уровня владения иностранным языком, необходимость в которой ощущается всё больше в условиях развития академической мобильности студентов, но и, в целом, способствует удовлетворению потребностей в иностранном языке различных категорий обучающихся, в зависимости от уровня языка или ступени образования.
С другой стороны, продвижение по уровням владения иностранным языком обеспечивает обучающимся «наглядность» их прогресса в овладении английским языком, тем самым повышает мотивацию к дальнейшему самообразованию и развивает их учебную
автономию, что, без сомнения, способствует личностному и профессиональному развитию будущих специалистов.
В целом, описанные нововведения в иноязычной подготовке студентов неязыковых факультетов способствуют решению современных задач высшего образования, вытекающих из требований ФГОС, нацелены на выполнение социального заказа на подготовку специалиста, владеющего иностранным языком для собственного личностного развития, участия в межкультурном общении, решения социальных и профессиональных задач.
Литература
1. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. - М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.
2. Кузьмина, Л. Г. Иноязычное образовательное пространство вуза и основные принципы его формирования [Текст] / Л. Г. Кузьмина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - №3.2. - С.67-70.
3. Лукша И.В. Языковая лаборатория как средство оптимизации учебной автономии в мультимедийном профессионально-ориентированном контексте (на примере факультета иностранных языков педагогического вуза): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Лукша. - М., 2008. - 16 с.
4. Насонова Е. А. Обучение профессионально-ориентированному диалогическому общению студентов в условиях учебной автономии средствами Интернет-чата (неязыковой вуз, английский язык): Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Насонова. - М., 2008. - 24 с.
Воронежский государственный университет ADDITIONAL ELT PROGRAMMES IN U
5. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход / Е.Н. Соловова. -М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.
6. Терновых Т.Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом (языковой факультет, немецкий язык): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Терновых. - М., 2007. - 20 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 - Менеджмент. - М., 2010.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 - Управление персоналом. - М., 2010.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 - Экономика. - М., 2010.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080502 -Экономика и управление на предприятии. - М., 2010.
11. Holec, H. Learner Training: Meeting needs in self-directed learning // Foreign Language Learning: Meeting individual needs / H. B. Altman and C. V. James (eds.) -Oxford: Pergamon Press, 1980. - Pp 30-45.
12. Little, D. Learner Autonomy: A Theoretical construct and its practical application // Die Neueren Sprachen. 1994. Vol. 93. № 5. - Pp. 430-42.
13. Voller, P. Does the Teacher Have a Role in Autonomous Learning? // Autonomy and Interdependence in Language Learning / P. Benson and P. Voller (eds.). -London: Longman, 1997. - Pp. 98-113.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
E.M. Mukovnikova, L.G. Kuzmina
With reference to Federal State Educational Standards it is claimed that under the present circumstances alongside with professional competences general cultural competences of students are of primary importance in Higher Education nowadays. It is underlined that they relate to a well-known term "learner autonomy" and can be successfully developed through the means of foreign languages. It is believed that additional EFL programmes can help to solve the problem if integrated with basic ELT course
Key words: Federal State Educational Standards of Higher Education, general cultural competences, learner autonomy, educational environment