Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПОРТСМЕНЫ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ / ГОТОВНОСТЬ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / СОМАТОТИП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич, Мельников Евгений Вячеславович, Сорокин Андрей Владимирович, Едигарев Роман Валерьевич, Галунин Алексей Сергеевич

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий, необходимых для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа. В качестве главных педагогических условий, необходимых для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту респонденты отметили избирательность планирования физической нагрузки с учетом соматотипа, а также индивидуализацию разработки содержания тренировки, в соответствии с соматотипом гиревиков. Основными условиями являются: обоснование индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов, с учетом показателей их соматотипов, а также применение специальных методических приемов для тренировки спортсменов по гиревому спорту с разным соматотипом. Важно уделять внимание разработке разных тренировочных программ для спортсменов по гиревому спорту с учетом особенностей их соматотипа, а также направленности тренировки на максимальное использование преимущества спортсменов, имеющих разный соматотип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич, Мельников Евгений Вячеславович, Сорокин Андрей Владимирович, Едигарев Роман Валерьевич, Галунин Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR THE DEVELOPMENT OF POWER ENDURANCE IN SPORTSMEN IN HEAVY WEIGHT SPORTS TAKING INTO ACCOUNT SOMATOTYPE

The article presents the results of the authors' research on identifying the pedagogical conditions necessary for the development of power endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype. As the main pedagogical conditions necessary for the development of power endurance in athletes in kettlebell lifting, respondents noted the selectivity of physical activity planning taking into account the somatotype, as well as the individualization of the development of training content, in accordance with the somatotype of kettlebells. The main conditions are: the justification of individual training tasks for athletes, taking into account the indicators of their somatotypes, as well as the use of special methodological techniques for training athletes in kettlebell lifting with different somatotype. It is important to pay attention on the development of different training programs for athletes in weight lifting, taking into account the features of their somatotype, as well as the focus of training on maximizing the advantage of athletes who have different somatotype.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА»

УДК 796.89

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ

СОМАТОТИПА

Евгений Анатольевич Пронин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Владимирович Сорокин, соискатель, Роман Валерьевич Едигарев, соискатель, Алексей Сергеевич Галунин, соискатель, Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники, Череповец

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий, необходимых для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа. В качестве главных педагогических условий, необходимых для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту респонденты отметили избирательность планирования физической нагрузки с учетом соматотипа, а также индивидуализацию разработки содержания тренировки, в соответствии с соматотипом гиревиков. Основными условиями являются: обоснование индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов, с учетом показателей их соматотипов, а также применение специальных методических приемов для тренировки спортсменов по гиревому спорту с разным соматотипом. Важно уделять внимание разработке разных тренировочных программ для спортсменов по гиревому спорту с учетом особенностей их соматотипа, а также направленности тренировки на максимальное использование преимущества спортсменов, имеющих разный соматотип.

Ключевые слова: педагогические условия; спортсмены по гиревому спорту; готовность к соревновательной деятельности; средства и методы тренировки; соматотип.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p357-360

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR DEVELOPMENT OF POWER ENDURANCE IN SPORTSMEN IN HEAVY WEIGHT SPORTS TAKING INTO

ACCOUNT SOMATOTYPE

Evgeny Anatolyevich Pronin, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; Evgeni Vyacheslavovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrei Vladimirovich Sorokin, the applicant, Roman Va-lerievich Edigarev, the applicant, Alexey Sergeevich Galunin, the applicant, Military Order of Zhukov University of Radio Electronics, Cherepovets

Abstract

The article presents the results of the authors' research on identifying the pedagogical conditions necessary for the development of power endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype. As the main pedagogical conditions necessary for the development of power endurance in athletes in kettlebell lifting, respondents noted the selectivity of physical activity planning taking into account the somatotype, as well as the individualization of the development of training content, in accordance with the somatotype of kettlebells. The main conditions are: the justification of individual training tasks for athletes, taking into account the indicators of their somatotypes, as well as the use of special methodological techniques for training athletes in kettlebell lifting with different somatotype. It is important to pay attention on the development of different training programs for athletes in weight lifting, taking into account the features of their somatotype, as well as the focus of training on maximizing the advantage of athletes who have different somatotype.

Keywords: pedagogical conditions, athletes in kettlebell lifting, willingness to compete, means and methods of training, somatotype.

Достижение высоких результатов в спорте требует индивидуализации тренировочного процесса. [1, 2]. Индивидуальный подход к подготовке спортсменов по гиревому спорту предполагает моделирование уровня их физической готовности, а также органи-

зацию тренировочного процесса с учетом их индивидуальных возможностей. Для этого требуется обоснование индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов.

Индивидуальный подход к подготовке спортсменов по гиревому спорту придает особую субъективность их подготовке к соревнованиям. Субъективность их подготовки к соревнованиям состоит в том, что она осуществляется спортсменом, цель такой тренировки и ее достижение зависят от него самого. Важно отметить положительные стороны такой тренировки. К ним можно отнести:

- рассмотрение процесса достижения готовности спортсменов к соревновательной деятельности, как самостоятельной индивидуальной системы тренировки;

- разработку личностного аспекта системы подготовки к соревнованиям, с учетом их потенциальных физических возможностей и соматотипа;

- формирование готовности к соревнованиям через организацию индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов;

- ориентация спортсменов на гарантированный результат в ходе соревновательной деятельности, полученный благодаря оптимальному использованию имеющихся условий подготовки к соревнованиям.

Решение проблемы подготовки спортсменов по гиревому спорту к соревнованиям не может рассматриваться без учета требований к тренировочному процессу. Изменения в содержании подготовки спортсменов по гиревому спорту к соревнованиям, повлекли за собой изменение традиционных представлений о тренировочном процессе. Изучение тренировочного процесса спортсменов по гиревому спорту требует его рассмотрения одновременно с нескольких позиций.

Первая позиция фиксирует взаимодействие тренировочного процесса с его индивидуализацией и разработкой содержания тренировки.

Вторая позиция определяет всю совокупность психолого-педагогического сопровождения этого процесса с активным взаимодействием тренера и спортсмена.

Разрешить данную проблему можно, если придать тренировочному процессу индивидуальный смысл. С этой целью следует обосновать педагогические условия, необходимые для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа.

Для определения этих педагогических условий был проведен опрос тренеров по гиревому спорту, имеющих большой опыт тренерской деятельности. В опросе приняли участие 79 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с разным соматотипом (п=79)

Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Планирование физической нагрузки с учетом соматотипа у спортсменов по гиревому спорту 27,4

2 Разработка содержания тренировки для спортсменов по гиревому спорту в соответствии соматотипом спортсмена 22,6

3 Обоснование индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов, с учетом показателей их соматотипов 16,3

4 Применение специальных методических приемов для тренировки спортсменов по гиревому спорту с разным соматотипом 13,7

5 Разработка разных тренировочных программ для спортсменов по гиревому спорту с учетом особенностей их соматотипа 11,2

6 Направленность тренировки на максимальное использование преимущества спортсменов, имеющих разный соматотип 8,8

В качестве главных педагогических условий, необходимых для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту респонденты отметили избирательность планирования физической нагрузки с учетом соматотипа, а также индивидуализацию разработки содержания тренировки, в соответствии с соматотипом гиревиков. Ос-

новными условиями являются: обоснование индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов, с учетом показателей их соматотипов, а также применение специальных методических приемов для тренировки спортсменов по гиревому спорту с разным сома-тотипом. Важно уделять внимание разработке разных тренировочных программ для спортсменов по гиревому спорту с учетом особенностей их соматотипа, а также направленности тренировки на максимальное использование преимущества спортсменов, имеющих разный соматотип.

Респонденты обратили внимание на избирательность планирования физической нагрузки с учетом соматотипа. Избирательность планирования физической нагрузки с учетом соматотипа является наиболее значимым условием в тренировочном процессе для спортсменов по гиревому спорту. Планирование физической нагрузки должно осуществляться с учетом особенностей соматотипа спортсменов. Для совершенствования физической подготовленности спортсменов-гиревиков должны подбираться адекватные упражнения. Планирование тренировок должно составляться на базе «классических» упражнений, применяемых в гиревом спорте.

Респонденты обратили внимание на индивидуализацию разработки содержания тренировки, в соответствии с соматотипом гиревиков. Учитывая это, а также разные типы телосложения спортсменов, можно предположить, что для разных ситуаций наиболее эффективным будет сочетание разных тренировочных средств для спортсменов-гиревиков с разным соматотипом.

Нами были определены модельные характеристики, позволяющие более эффективно осуществлять управление физической подготовкой спортсменов-гиревиков с различным соматотипом.

Респонденты обратили внимание на обоснование индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов, с учетом показателей их соматотипов. Содержание индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов составлялось на базе «классических» упражнений, применяемых в гиревом спорте. Применялись: толкание набивного мяча, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, прыжок в длину с места, бросок мяча весом 3 кг двумя руками вперед, подтягивание в висе на высокой перекладине, челночный бег 3^10 м, преодоление трех 10-метровых дистанций за минимальный промежуток времени, разнонаправлено, бег на 30 м, бег на 1000 м, наклоны вперед. Данная модель тренировки создавалась с учетом преобладания мезоморфного типа соматотипа, характеризующаяся тем, что гиревик продолжительное время выполняет упражнение, стремясь сохранить постоянный темп и ритм, величину усилий и амплитуду движений.

Для спортсменов, имеющих эндоморфный тип соматотипа, была разработана модель тренировки, имеющая свое содержание, характеризуемое четкой дозировкой продолжительности выполнения упражнений не более 2 мин; четким планированием интервала отдыха 30-120 сек. между подходами и 4-5 мин между сериями подходов.

Для эктоморфов, медленно набирающих мышечную массу, была разработана модель тренировок, включающая выполнение упражнений максимально приближенных к соревнованиям. Такая модель тренировки очень эффективна для развития силовой выносливости, что способствует повышенному набору мышечной массы.

Респонденты обратили внимание на применение специальных методических приемов для тренировки спортсменов по гиревому спорту с разным соматотипом. Это требует высокой личной подготовленности тренеров, учитывающих соматотип спортсменов по гиревому спорту.

В ходе исследования была установлена необходимость уделять внимание разработке разных тренировочных программ для спортсменов по гиревому спорту с учетом особенностей их соматотипа, а также направленности тренировки на максимальное использование преимущества спортсменов, имеющих разный соматотип. Разработке индивидуальных тренировочных программ для спортсменов с разными особенностями

соматотипа.

ВЫВОД. Выявленные педагогические условия, необходимы для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом их соматотипа. Создание перечисленных выше условий позволит в значительной степени улучшить качество тренировочного процесса спортсменов по гиревому спорту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука/ А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). -С. 33-35.

2. Bolotin А.Е. Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training / А.Е. Bolotin, V.V. Bakayev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - № 16 (1). - Р. 102-108.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2014), "Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol.109, No. 3, pp. 33-35.

2. Bolotin А.Е., Bakayev V. V., Vazhenin S.A. (2016), "Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training" Journal of Physical Education and Sport, No. 16(1), Art.17, pp.102-108.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.11.2021

УДК 796.61.093.56

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТРАВМООПАСНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ НА ЗАДНЕМ КОЛЕСЕ, В ВЕЛОСПОРТЕ ВМХ

Александр Сергеевич Пушкин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Марина Андреевна Овсянникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

Материалы статьи подготовлены по результатам собственных исследований авторов, основной целью которых является разработка вспомогательного страховочного устройства для обучения начинающих гонщиков ВМХ езде на одном колесе, а также обоснование технологии использования этого устройства в процессе обучения. Дана характеристика разработанного устройства, описан алгоритм его применения в обучении гонщиков техническому элементу «езда на одном колесе способом вилли». Представлены упражнения, которые необходимо использовать в процессе освоения этого технического элемента, способы коррекции возникающих ошибок техники выполнения. Использование разработанного вспомогательного страховочного устройства позволяет ускорить сроки освоения езды на одном (заднем) колесе, снизить риск травматизма, уменьшить количество возникающих типичных ошибок техники выполнения элемента, способствует преодолению психологического барьера (страх гонщика перед падением назад).

Ключевые слова: гонщики ВМХ, техника выполнения, страховочное устройство, езда на одном колесе, травматизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.