Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия'

Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ / СОТРУДНИКИ ФСИН РОССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

Обоснована ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия. Наиболее значимыми являются: организация работы постоянно действующего учебно-методического комплекса по обучению сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия; использование простых для понимания и восприятия приемов при обучении сотрудников ФСИН технике стрельбы из штатного оружия; оперирование конкретными и простыми приемами при объяснении техники стрельбы из штатного оружия. Менее значимыми условиями являются: оптимизация планирования огневой подготовки сотрудников ФСИН с учётом особенностей служебной деятельности; Обеспечение готовности сотрудников ФСИН к воспроизведению навыков точной стрельбы в любой экстремальной ситуации; использование средств обучения стрельбе для перехода от традиционных упражнений к действиям, выполняемым при выполнении практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rank structure of the pedagogical conditions necessary for increasing in learning efficiency of the staff of FSIN of Russia for shooting from the service weapon is proved. The most significant are: the organization of work of the constantly operating educational and methodical complex for Russia FSIN staff training to shooting from he service weapon; the application of the simple for understanding and perception methods when training the staff of FSIN to technique of shooting from the service weapon; the operating by the specific and simple skills in case of the explanation of the shooting technique from the service weapon. Less significant conditions are: the optimization of planning of the shooting training for the staff of FSIN taking into account the features of the service activities; the ensuring of the readiness of the staff of FSIN for reproducing the skills of precision firing in any extreme situation; the usage of the firing training tools for transition from the traditional exercises to the operations performed in case of accomplishment of the practical tasks.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия»

7. Deushev, R.H., Balandin, V.A. and Chernyshenko, Yu.K. (2014), "Availability of elements of sexual dimorphism in various manifestations of coordination capabilities of pupils of 11-15 years studying in educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 63-66.

8. Maximova, S.Yu. (2008), "Development of coordination and psychomotor capabilities of preschool children with a delay of mental development by means of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 38-41.

9. Orlova, N. A. (2005), "Time reaction as indicator of coordination complexity of physical exercise", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 54.

10. Popkova, N.V. (2010), Individualization ofprocess ofphysical training of children of the advanced preschool age, dissertation, Chelyabinsk.

11. Pravdov, D.M. (2009), Forming of physical actions on the basis of use of exercises with a target accuracy at children of preschool age, dissertation, Shuya.

12. Siris, P.Z. (1973), "Rates of a surplus of physical qualities - the factor determining potential opportunities of athlete", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 19-22.

13. Filippov, A.S. and Sergin, A.S. (2013), "Development of coordination capabilities of children of younger school age at physical education classes with a gymnastic orientation", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 29-31.

14. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical bases of the innovative directions in system ofphysical training of children ofpreschool age, dissertation, Krasnodar.

15. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A. and Pashkov, G.M. (2015), "Informational content of parameters of indicators of sports culture of pupils of 7-10 years", Physical culture, sport - science and practice, No. 4, pp. 37-42.

16. Shebeko, V.N. (2011), Forming of the identity of the child ofpreschool age means ofphysical culture, dissertation, Moscow.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.10.2016

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ СТРЕЛЬБЕ

ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ

Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург

Аннотация

Обоснована ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия. Наиболее значимыми являются: организация работы постоянно действующего учебно-методического комплекса по обучению сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия; использование простых для понимания и восприятия приемов при обучении сотрудников ФСИН технике стрельбы из штатного оружия; оперирование конкретными и простыми приемами при объяснении техники стрельбы из штатного оружия. Менее значимыми условиями являются: оптимизация планирования огневой подготовки сотрудников ФСИН с учётом особенностей служебной деятельности; Обеспечение готовности сотрудников ФСИН к воспроизведению навыков точной стрельбы в любой экстремальной ситуации; использование средств обучения стрельбе для перехода от традиционных упражнений к действиям, выполняемым при выполнении практических задач.

Ключевые слова: обучение стрельбе из штатного оружия; сотрудники ФСИН России; педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASING IN LEARNING EFFICIENCY OF STAFF OF FSIN OF RUSSIA FOR SHOOTING FROM SERVICE

WEAPON

Alexey Evgenyevich Baturin, the candidate ofpedagogical sciences, chief of department, St. Petersburg Institute of Professional Development of Employees of FSIN ofRussia,

Vasily Vasilyevich Volsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Northwest Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the Russian President, St. Petersburg

Annotation

The rank structure of the pedagogical conditions necessary for increasing in learning efficiency of the staff of FSIN of Russia for shooting from the service weapon is proved. The most significant are: the organization of work of the constantly operating educational and methodical complex for Russia FSIN staff training to shooting from he service weapon; the application of the simple for understanding and perception methods when training the staff of FSIN to technique of shooting from the service weapon; the operating by the specific and simple skills in case of the explanation of the shooting technique from the service weapon. Less significant conditions are: the optimization of planning of the shooting training for the staff of FSIN taking into account the features of the service activities; the ensuring of the readiness of the staff of FSIN for reproducing the skills of precision firing in any extreme situation; the usage of the firing training tools for transition from the traditional exercises to the operations performed in case of accomplishment of the practical tasks.

Keywords: training in firing from service weapon, staff of FSIN of Russia, pedagogical conditions.

В настоящее время овладение навыками ведения прицельной стрельбы сотрудниками ФСИН является неотъемлемым элементом их служебной деятельности. При обучении сотрудников ФСИН стрельбе из штатного оружия следует учитывать и то, что основной задачей при применении оружия является не уничтожение, а обезвреживание и задержание преступников. Стрельба на поражение должна вестись по нижним конечностям, что значительно ограничивает размер цели и предъявляет повышенные требования к навыкам владения оружием. Необходимо также отметить важную особенность при обучении сотрудников ФСИН стрельбе из штатного оружия. Практика показала, что сотрудникам ФСИН необходима динамическая тренировка при формировании навыков стрельбы из штатного оружия. Но, к сожалению, занятия по огневой подготовке проходят по старой методике, с использованием статической стрельбы. Это значительно снижает эффективность занятий по огневой подготовке. Количество времени, выделяемое на огневую подготовку, не соответствует требованиям, предъявляемым экстремальным условиям службы сотрудников ФСИН.

В практике обучения сотрудников ФСИН стрельбе из штатного оружия используются разнообразные электронные тренажёры. Вместе с тем, практика показала, что они необходимы лишь на начальном этапе обучения или после длительного перерыва в стрельбе. На первоначальном этапе обучения они необходимы для отработки стойки стрелка, хвата оружия, прицеливания, задержки дыхания, при отработке других вопросов, необходимых для производства меткого выстрела. Однако в целом они не отражают всего того, что необходимо делать во время боевой стрельбы, при обезвреживании преступников. Практика показывает, что условия стрельбы при возникновении экстремальных ситуаций, вынуждающих сотрудников ФСИН вести огонь на поражение, также как и их собственное психическое состояние, будут сильно отличаться от спокойной обстановки при стрельбе в условиях стрелкового тира.

По мнению ряда экспертов в области практической стрельбы эти условия будут характеризоваться:

- внезапно возникающей ситуацией, требующей незамедлительного реагирования;

- необходимостью вести стрельбу в изготовке, значительно отличающейся от той, которая была выработана в процессе тренировки на занятиях в стрелковом тире;

- различными внешними, отвлекающими факторами окружающей среды, в условиях которой придется вести прицельную стрельбу;

- состоянием высокой эмоциональной возбуждённости, неизбежно возникающего стрессового состояния в экстремальных ситуациях, особенно при вооружённом сопротивлении со стороны преступных элементов.

Следует учитывать, что в боевой обстановке сложно воспроизвести идеальную изготовку для прицельной стрельбы. Поэтому положения для стрельбы во время тренировок должны постоянно меняться, чтобы исключить их привязку для стрельбы в однотипных условиях. Уход с линии огня и стрельба должны вестись сотрудниками ФСИН практически одновременно.

Практическая стрельба требует от сотрудников ФСИН гораздо большего сосредоточения внимания, собранности, повышенной координации движений, быстроты реакции, хладнокровия, чем во время статической тренировки в тире. Повышенные требования предъявляются и к моментальной оценке обстановки, а также к быстроте принятия решения на поражение цели, уверенности во владении табельным оружием. Особенности скоростной стрельбы во время задержания преступников характеризуются более "жёсткой" стойкой, плотным хватом и быстрым нажимом на спусковой крючок.

Решение этих задач тесно связано с обоснованием педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия. Для определения ранговой структуры этих условий был проведен опрос 28 тренеров по стрельбе города Санкт-Петербурга. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия (п=28)_

Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Организация работы постоянно действующего учебно-методического комплекса по обучению сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия 28,2

2 Использование простых для понимания и восприятия приемов при обучении сотрудников ФСИН технике стрельбы из штатного оружия 21,8

3 Оперирование конкретными и простыми приемами при объяснении техники стрельбы из штатного оружия 17,3

4 Оптимизация планирования огневой подготовки сотрудников ФСИН с учётом особенностей служебной деятельности 12,7

5 Обеспечение готовности сотрудников ФСИН к воспроизведению навыков точной стрельбы в любой экстремальной ситуации 11,8

6 Использование средств обучения стрельбе для перехода от традиционных упражнений к действиям, выполняемым при выполнении практических задач 8,2

В ходе исследования установлено, что наиболее значимыми условиями являются организация работы постоянно действующего учебно-методического комплекса по обучению сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия, а также использование простых для их понимания и восприятия приемов тренировки. Значимым условием является оперирование конкретными и простыми приемами при объяснении техники стрельбы из штатного оружия. Менее значимыми условиями являются: оптимизация планирования огневой подготовки сотрудников ФСИН с учётом особенностей служебной деятельности; Обеспечение готовности сотрудников ФСИН к воспроизведению навыков точной стрельбы в любой экстремальной ситуации; использование средств обучения стрельбе для перехода от традиционных упражнений к действиям, выполняемым при вы-

полнении практических задач. Практика показала, что в стрессовой ситуации, во время огневого контакта с преступниками, «подобрать» дыхание для точной стрельбы не представляется возможным, так как все происходит без участия сознания сотрудников ФСИН. Поэтому очень важно обратить внимание на этот элемент подготовки. Установлено, что успех достигается многократными тренировками и отработкой различных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе служебной деятельности. Технические элементы в процессе подготовке к «скоростной стрельбе» должны даваться на уровне подсознания сотрудников ФСИН.

ВЫВОД. Выявленные педагогические условия, необходимы для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия. Создание этих условий позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава по обучению сотрудников ФСИН стрельбе из штатного оружия. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности использования, выявленных педагогических условий для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия.

Контактная информация: a_baturin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2016

УДК 797.14

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЯХТСМЕНОВ КЛАССА 29Й НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ Таисия Анатольевна Бородина,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрен уровень развития основных физических качеств у яхтсменов, специализирующихся в классе яхт 29й на учебно-тренировочном этапе. Определены те качества, развитие которых находится не на достаточном уровне для спортсменов данной специализации. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с требованиями учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ «Парусный спорт» и предложены упражнения для контрольно-переводных нормативов на учебно-тренировочном этапе.

Ключевые слова: физические качества, контрольно-переводные нормативы, юношеский класс 29й, парусный спорт, подготовленность, простая зрительно моторная реакция (ПЗМР), сен-сомоторное реагирование.

ASSESSMENT OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF YACHTSMEN PHYSICAL QUALITIES SPECIALIZING IN 29th CLASS AT EDUCATIONAL AND TRAINING

STAGE Taisiya Anatolyevna Borodina,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the level of development of the main physical qualities at the yachtsmen specializing in the 29th class of yachts covering the educational and training stage. The underdeveloped qualities with poor level of development for the athletes of this specialization have been defined. The comparative analysis of the received results and the requirements to the training program for the sports school "Sailing" has been carried out and the exercises for the control and transition standards at the educational and training stage have been offered.

Keywords: physical qualities, control and transition standards, 29th youthful class, sailing, readiness, simple visually motor reaction, sensor-motor reaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.