Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛЕЙБОЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Елена Леонидовна, Болотин Александр Эдуардович

В настоящий период специфика совершенствования волейбола взаимосвязана с возрастанием популярности этой игры среди молодых людей. Соревнования предусматривают коллективные усилия игроков с разным темпом при реализации действий. Увеличение результативности подготовленности спортсменок, достижение высоких турнирных показателей требуют постоянного возрастания двигательных навыков для более разнообразного применения волейбольных приемов. Специфика тренировок волейболисток состоит в необходимости коррекции подготовленности отдельных игроков, а также усилении командной игры в целом. При этом весомая роль отводится увеличению результативности тренировок игроков на основе учета базовых элементов техники игры. Материалы. Определение педагогических условий, необходимых для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, исследование специализированных литературных источников, опрос тренеров, оценивание технических приемов профессионалами, анкетирование спортсменок, методы математической статистики. Результаты. В статье представлены педагогические условия, необходимые для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет. К ним относятся: формирование навыков пространственной ориентации игроков с учетом специфики конкретного момента матча; развитие силы и скорости, которые позволяют достичь результативности выполнения технических действий игроками во время матчей; формирование навыков ориентации на площадке у игроков в обычном игровом положении. Значимыми условиями являются: разработка критериев выявления и оценивания степени развития навыков ориентирования на паркете, принимая во внимание конкретный момент игры; развитие индивидуальных навыков и корректировка их применения одновременно с увеличением скорости перемещения по площадке и силы удара по мячу; разработка показателей оценки скоростных и силовых параметров (по 5-балльной системе) у волейболисток. Заключение. Доказано, что создание выявленных условий в тренировочном процессе позволяет увеличить результативность деятельности волейболисток в рамках соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлова Елена Леонидовна, Болотин Александр Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS, NECESSARY FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE BASIC ELEMENTS GAME TECHNIQUE DURING THE PROCESS OF TRAINING 15-17 YEAR-OLD FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS

Nowadays the specificity of volleyball improvement is connected with the popularity of this game increase among young people. The competitions provide collective efforts of the players with different tempo during actions realization. In order to increase the effectiveness of athletes’ readiness, achieve high tournament results and for more varied use of volleyball techniques it is necessary to increase motor skills. The specificity of the training lessons among female volleyball players is in the necessity to correct the readiness of the separate players and improve team work in general. In this connection great role is given to the trainings effectiveness increase on the basis of taking into account the basic elements of game technique. Materials. Pedagogical conditions determination, necessary for effective development of basic elements of game technique during training 15-17 year-old female volleyball players. Research methods. Information sources and methodical literature analysis and summarizing, specialized literature sources studying, interviewing coaches, techniques estimation by the professionals, questionnaire survey among female athletes, methods of mathematical statistics. Results. The article presents pedagogical conditions. They are necessary for an effective development of the basic elements of game technique during the process of 15-17 year-old female volleyball players training. These conditions include the following: the skills of spatial orientation formation among the players taking into account the specificity of the definite moment of the match; strength and speed development, which help to achieve the effectiveness of technical actions fulfillment by the players during the matches; the skills of orientation on the sports ground formation among the players in a usual game position. The most significant conditions are the following: the criteria creation in order to revel and estimate the degree of orientation on the parquet skills, taking into account the definite moment of the game; individual skills development and their application correction simultaneously with the speed of movement along the sports ground increase and the power of slapping the ball; creation of the speed indices and strength parameters estimation (according to 5-point system) among female volleyball players. Conclusion. It is proved that the revealed conditions creation in the training process helps to increase the effectiveness of female volleyball players’ activity in terms of competitions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ»

УДК 796.08 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-16-22

Педагогические условия, необходимые для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток

15-17 лет

Самойлова ЕЛ.' *, Болотин А.Э.2

'Филиал ВУНЦ «ВВА» в г. Челябинске, г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-8989-3025, samox_o6@mail.ru* 2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-3048-378X, a_bolotin@inbox.ru

Аннотация: В настоящий период специфика совершенствования волейбола взаимосвязанасвозрастанием популярности этой игры среди молодыхлюдей. Соревнования предусматривают коллективные усилия игроков с разным темпом при реализации действий. Увеличение результативности подготовленности спортсменок, достижение высоких турнирных показателей требуют постоянного возрастания двигательных навыков для более разнообразного применения волейбольных приемов. Специфика тренировок волейболисток состоит в необходимости коррекции подготовленности отдельных игроков, а также усилении командной игры в целом. При этом весомая роль отводится увеличению результативности тренировок игроков на основе учета базовых элементов техники игры. Материалы. Определение педагогических условий, необходимых для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, исследование специализированных литературных источников, опрос тренеров, оценивание технических приемов профессионалами, анкетирование спортсменок, методы математической статистики. Результаты. В статье представлены педагогические условия, необходимые для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет. К ним относятся: формирование навыков пространственной ориентации игроков с учетом специфики конкретного момента матча; развитие силы и скорости, которые позволяют достичь результативности выполнения технических действий игроками во время матчей; формирование навыков ориентации на площадке у игроков в обычном игровом положении. Значимыми условиями являются: разработка критериев выявления и оценивания степени развития навыков ориентирования на паркете, принимая во внимание конкретный момент игры; развитие индивидуальных навыков и корректировка их применения одновременно с увеличением скорости перемещения по площадке и силы удара по мячу; разработка показателей оценки скоростных и силовых параметров (по 5-балльной системе) у волейболисток. Заключение. Доказано, что создание выявленных условий в тренировочном процессе позволяет увеличить результативность деятельности волейболисток в рамках соревнований. Ключевые слова: техническая подготовка, волейбол, физическая подготовка.

Для цитирования: Самойлова Е. Л.*, Болотин А.Э., Педагогические условия, необходимые для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 1517 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2022; 17(3): 16-22. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-16-22.

Pedagogical conditions, necessary for the effective development of the basic elements game technique during the process of training 15-17 year-old female

volleyball players

Elena L. Samoylova'*, Aleksandr E. Bolotin2

1Branch of Military Educational-Scientific Center "Air Force Academy" in Chelyabinsk

Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0001-8989-3025, samox_06@mail.ru* 2Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0003-3048-378X, a_bolotin@inbox.ru

Abstract: Nowadays the specificity of volleyball improvement is connected with the popularity of this game increase among young people. The competitions provide collective efforts of the players with different tempo during actions realization. In order to increase the effectiveness of athletes' readiness, achieve high tournament results and for more varied use of volleyball techniques it is necessary to increase motor skills. The specificity of the training lessons among female volleyball players is in the necessity to correct the readiness of the separate players and improve team work in general. In this connection great role is given to the trainings effectiveness increase on the basis of taking into account the basic elements of game technique. Materials. Pedagogical conditions determination, necessary for effective development of basic elements of game technique during training 15-17 year-old female volleyball players. Research methods. Information sources and methodical literature analysis and summarizing, specialized literature sources studying, interviewing coaches, techniques estimation by the professionals, questionnaire survey among female athletes, methods of mathematical statistics. Results. The article presents pedagogical conditions. They are necessary for an effective development of the basic elements of game technique during the process of 15-17 year-old female volleyball players training. These conditions include the following: the skills of spatial orientation formation among the players taking into account the specificity of the definite moment of the match; strength and speed development, which help to achieve the effectiveness of technical actions fulfillment by the players during the matches; the skills of orientation on the sports ground formation among the players in a usual game position. The most significant conditions are the following: the criteria creation in order to revel and estimate the degree of orientation on the parquet skills, taking into account the definite moment of the game; individual skills development and their application correction simultaneously with the speed of movement along the sports ground increase and the power of slapping the ball; creation of the speed indices and strength parameters estimation (according to 5-point system) among female volleyball players. Conclusion. It is proved that the revealed conditions creation in the training process helps to increase the effectiveness of female volleyball players' activity in terms of competitions.

Keywords: technical training, volleyball, physical training.

For citation: Elena L. Samoylova*, Aleksandr E. Bolotin. Pedagogical conditions, necessary for the effective development of the basic elements game technique during the process of training 15-17 year-old female volleyball players. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 16-22. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-3-16-22.

Введение

В настоящий период специфика совершенствования волейбола взаимосвязана с возрастанием популярности этой игры среди молодых людей. Соревнования предусматривают коллективные усилия игроков с разным темпом при реализации действий. Тренеры стремятся достичь роста игровой динамики за счет высокого уровня подготовленности спортсменок. Игроки должны быстро двигаться по площадке, разрешая разные двигательные задачи. Для этого требуется высокая степень физической, технической и тактической подготовленности спортсменов в большинстве игровых видов спорта. [6-10].

Увеличение результативности подготовленности спортсменок, достижение высоких турнирных показателей требуют постоянного возрастания двигательных навыков для более

разнообразного применения волейбольных приемов. Специфика тренировок волейболисток состоит в необходимости коррекции подготовленности отдельных игроков, а также усилении командной игры в целом. При этом весомая роль отводится увеличению результативности тренировок игроков на основе учета базовых элементов техники игры.

Материалы и методы

В настоящее время главной задачей тренировочного процесса волейболисток 15-17 лет является развитие у них игровых навыков путем корректировки базовых элементов техники игры [5].

Рассматривается создание моделей тренировки в целях совершенствования точности перемещений игроков в качестве главного условия

увеличения эффективности игры. Эффективность игры определяется качеством реализации последнего этапа перемещения для игры с мячом. Придается большое значение целесообразности исследования пространственно-силовых характеристик моторики, точности движений при перемещении игроков по площадке; индивидуальных компонентов тела; правильному распределению работы мышц; точности траектории передвижения волейболисток.

Для решения вышеперечисленных задач осуществляется развитие физических качеств (среди них и координирование движений). Также применяют ряд методик развития волейбольных приемов в рамках начальных стадий под-

готовки в качестве базиса понимания основных технических действий на площадке [3].

Предполагается высокая значимость сопряженной методики в качестве главного условия, которая способствует оптимизации развития технических игровых компонентов [2]. С целью решения этой задачи следует обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет.

Для определения этих педагогических условий был проведен опрос тренеров квалифицированных волейболисток. В опросе приняли участие 37 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура педагогических условий, необходимых для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет ( п=37)

Ранговое место Педагогические условия Ранговый показатель,%

1 Формирование навыков пространственной ориентации игроков с учетом специфики конкретного момента матча 28,2

2 Развитие силы и скорости, которые позволяют достичь результативности выполнения технических действий игроками во время матчей 21,8

3 Формирование навыков ориентации на площадке у игроков в обычном игровом положении 17,1

4 Разработка критериев выявления и оценивания степени развития навыков ориентирования на паркете, принимая во внимание конкретный момент игры 12,9

5 Развитие индивидуальных навыков и корректировка их применения одновременно с увеличением скорости перемещения по площадке и силы удара по мячу 11,3

6 Разработка показателей оценки скоростных и силовых параметров ( по 5-балльной системе) у волейболисток 8,7

Формирование навыков пространственной ориентации игроков с учетом специфики конкретного момента матча респонденты определили в качестве главного условия, необходимого для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет. Это условие может быть реализовано, когда в рамках занятий разрешаются интеллектуальные задачи. Вышеназванные умения помогают совершенствовать игровые приемы. В целях формирования умения ориентироваться на площадке используются упражнения, предполагающие применение волейболистками различных отвлекающих действий.

Техника игры в весомой мере влияет на результаты матчей. Качество исполнения приемов отдельными волейболистками определяет игровое содержание командных действий. Но базой успеха можно назвать каждый аспект подготовки спортсменок - физическую подготовку, технику, тактику, психологическую и функциональную подготовку. Значимым моментом может являться также возможность преодолеть возникающие сложности в игре [1].

Тренерами может использоваться метод применения интеллектуальных заданий в рамках подготовки спортсменок. В некоторых случаях используются базовые стратегии, применяе-

мые в целях развития соревновательной работы игроков. В связи с этим необходимо переосмысление имеющихся технических приемов для спортсменок, проработка базовых элементов техники игры для реализации заданных целей.

В ходе исследования учитывалось, что в нем участвовали игроки спортивной волейбольной школы (девушки от пятнадцати до семнадцати лет). В рамках коррекции тренировок волейболисток применялись:

• исследование научно-методологических литературных источников;

• исследование специализированных литературных источников;

• оценивание технических приемов профессионалами [4].

Главными техническими приемами игроков мы выделили: волейбольную подачу, пас, удар в нападении, прием, блокировку игрового снаряда. Все действия предусматривают индивидуальную специфику, а также условия, в рамках которых выполняется технический прием. На рис. 1 представлены технические приемы в определенном порядке.

Технические приемы

Подача мяча (сверху и снизу)

Передача мяча (сверху и снизу двумя руками)

Нападающий удар

Прием мяча двумя руками снизу и защитные действия

Блокирование

Рис. 1. Классификация базовых элементов техники игры волейболисток

На первой стадии анализа производилось анкетирование девушек в целях определения значимости всех приемов, принимая в рас-

чет 5-балльный механизм оценивания. Итоги оценивания значимости технических приемов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты экспертной оценки значимости технических приемов волейболисток

п/п Наименование технических приемов Эксперты

1 2 3 4 Сумма

Подача мяча 5 5 5 5 2 5

Передача мяча 3 4 3 4 1 9

Нападающий удар 5 4 4 4 2 2

Прием мяча 4 5 5 5 2 4

Блокирование 5 4 4 5 2 2

Результаты экспертной оценки значимости технических приемов волейболисток свидетельствуют о том, что первую позицию по общему количеству баллов занимают подачи, вторую позицию - прием мяча. Блокировка мяча, «нападающий удар» расположились на третьей и четвертой позициях. Пятую строчку занимает передача мяча другому игроку.

Проводилось также анкетирование с целью определения целесообразности коррекции технических приемов игроков. В рамках анализа специфики действий игроков во время соревнований было получено соотношение игровых приемов, которые производятся квалифицированными спортсменами (рис. 2).

р падача мичд

■ Передача мяч*

■ Нвпадагкци й удар

дМчА

Рис. 2. ¡Соотношение технических приемов, выполняемых высококвали

болистками за одну игру

анными волей-

Стоит выделить, что структурные корректировки в рамках сопоставления технических приемов, которые делаются квалифицированными игроками, реализуются с учетом игрового положения. Можно отметить, что общее значение индивидуальных технических приемов определяется ходом игры. Установлено, что, когда умения волейболисток становятся близкими по показателям к игрокам уровня высшей лиги, игра на площадке становится более быстрой и зрелищной.

В качестве второго условия респонденты определили развитие силы и скорости, которые позволяют достичь результативности выполнения технических действий игроками во время матчей. Появление таких умений должно быть

ориентировано для стандартных игровых положений. В целях автоматизации рассматриваемого приема его многократно повторяют во время тренировок и тренировочных игр.

Принимаются в расчет характеристики силы и скорости. Эти качества в комплексе определяют результативность исполнения технических приемов игроками. Подвергалась оцениванию степень совершенствования скоростных и силовых характеристик в рамках 5-балльной методики. Наибольшую значимость представляла эффективность совмещения вышеназванных навыков волейболистками. В таблице 3 представлена шкала и критерии оценки эффективности выполнения технических приемов у волейболисток.

Критерии оценки коррекции технических приемов волейболисток

Таблица 3

Критерии оценки Баллы Характеристики оценки

«Отлично» 5 (пять) Волейболистка проявляет мышечные усилия в рамках реализации тех. приемов (подача, пас, удары, блокировка снаряда), надлежащим образом ориентируется в пространстве в обычном, нестандартном положении, правильно двигается во время игры.

«Хорошо» 4 (четыре) Наблюдается хороший уровень мышечных усилий в рамках реализации нужных действий, в процессе ориентации в пространстве в различном положении. Действия производятся с нужной техникой, рационально сочетаются силовые, скоростные умения в рамках конкретных игровых действий на площадке.

«Удовлетворительно» 3 (три) Наблюдается удовлетворительный показатель мышечных усилий в рамках исполнения тех. приемов в индивидуальных ситуациях, с малой степенью точности прикладываются мышечные усилия в целях надлежащим образом выполнять движение при использовании игровых тех. приемов, совмещая скоростные и силовые умения. Следует выделить ряд сложностей в реализации этих навыков, принимая во внимание трудность выполнения приема, конкретный момент матча.

«Неудовлетворительно» 2 (два) Неправильная координации усилий мышц в рамках реализации тех. приемов в индивидуальных моментах матча; отсутствие готовности принимать лидирующую роль во время игры.

« Очень плохо» 1 (один) Неверная координация волейболисток в рамках игры.

Исследования показали, что значимыми условиями также являются: формирование навыков ориентации на площадке у игроков в обычном игровом положении; развитие индивидуальных навыков и корректировка их применения одновременно с увеличением скорости перемещения по площадке и силы удара по мячу; разработка показателей оценки скоростных и силовых параметров ( по 5-балльной системе) у волейболисток.

Заключение

В целях совершенствования подготовки волейболисток пятнадцати-семнадцати лет требуется проанализировать смену структуры приемов, принимая во внимание конкретный момент матча, его специфику. Полученные данные свидетельствуют, что общая значимость различных технических приемов определяется положением волейболисток во время игры. В ходе тренировки корректировке должны подвергаться следующие показатели: навыки пространственной ориентации игрока с учетом специфики кон-

кретного момента матча; ориентация в обычном игровом положении; развитие силы и скорости, которые позволяют достичь результативности выполнения технических действий игроками во время матчей. Скоростные и силовые параметры должны измеряться по разработанной нами 5-балльной системе. Следует оценивать показатели отдельно, а также в комплексе. Используемые тренерами замеры в процессе оценивания выполнения технических действий игроков в рамках конкретных игровых моментов дают возможность развивать индивидуальные навыки, корректируя их применение, одновременно уделяя внимание скорости перемещения волейболисток по площадке и силе удара. Развитие технических действий у волейболисток помогает улучшить результаты спортсменок, количество набранных очков в рамках соревнований.

Список литературы

1. Аврамова Н.В., Назаренко Л.Д. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 2(23): 10-16. URL: http://journalsport. ru/images/vipuski/7-i/2.pdf

2. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. Москва: Физкультура и Спорт. 2017: 178.

3. Иорданская Ф.А. Функциональная подготовленность волейболистов: диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов дизадаптации. Москва: Спорт-Человек. 2016: 176.

4. Межман И.Ф. Научись играть в волейбол: учебное пособие. Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики. 2017: 335.

5. Гераськин А.А., Рогов И.А., Сокур Б.П., Ко-лупаева Т.А. Основы обучения технике игры в волейбол : учебное пособие. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. 2014: 280.

6. Bolotin А.Е., Bakayev V.V., You C. "Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels". Journal of Human Sport

and Exercise. 2018; 13(2): 240-244.

7. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Success criteria of the pedagogical pattern of physical training on self-guide basis with individual assignments among futsal referees. Journal of Human Sport and Exercise. 2017; 12(3): 607-615. DOI:10.14198/ jhse.2017.123.05

8. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Pedagogical conditions required to improve the speed-strength training of young football players. Journal of Physical Education and Sport. 2017; 17(2): 638642. DOI:10.7752/jpes.2017.02095

9. M. Kolokoltsev, L. Kuznetsova, V. Makeeva, N. Ustselemova, E. Romanova, A. Savchenkov, N. Mischenko, A. Vorozheikin, A. Bolotin, A. Skaliy. Physical education of girls from different somatotypes and health groups. Journal of Physical Education and Sport. 2021; 21(2), Art 106: 852-859

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. M. Kolokoltsev, A. Vorozheikin, E. Romanova, A. Bolotin, A. Gryaznykh, A. Skaliy, D. Sovetkhanuly, A. Kaldybayeva, A. Gabdullin, I. Kushakova, A. Pashkov. Girls with "different volumes and intensity of physical activity constitution types": a comparative analysis. Journal of Physical Education and Sport. 2021; 21(3), Art 183: 1436 - 1443 DOI:10.7752/

Статья поступила в редакцию: 28.07.2022

Самойлова Елена Леонидовна - преподаватель, Филиал ВУНЦ «ВВА» в г. Челябинске, 454015, Россия, г. Челябинск, Городок-11, дом 1, e-mail: samox_o6@mail.ru

Болотин Александр Эдуардович - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195220, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29, e-mail: a_bolotin@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.