Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLLEYBALL WOMEN'S PLAYERS / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаев Эдуард Люцианович, Залялова Эльмира Равилевна, Григорьев Артем Павлович, Коновалов Игорь Евгеньевич

В статье представлены результаты исследования, цель которого позволяет констатировать тот факт, что на данный момент технико-тактическое мастерство волейболисток имеет достаточно посредственный уровень и для его дальнейшего совершенствования необходимы новые формы тактических построений и схем игры, которые позволили бы использовать сильнейшие качества игроков и корректировать недостатки в тренировочном процессе. Предлагаемая статья позволит скорректировать тренировочный процесс подготовки волейболисток и выведет их на более качественный уровень подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Можаев Эдуард Люцианович, Залялова Эльмира Равилевна, Григорьев Артем Павлович, Коновалов Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EVALUATION OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF VOLLEYBALL WOMEN'S PLAYERS HIGH QUALIFICATION

The article presents the results of the study, the purpose of which allows us to state the fact that at the moment the technical and tactical skill of volleyball women's players has a fairly mediocre level and for its further improvement requires new forms of tactical constructions and schemes of the game, which would allow to use the strongest qualities of players and correct shortcomings in the training process. The proposed article will allow adjusting the training process of training volleyball women's players and bring them to a higher level of training

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

МОЖАЕВ Эдуард Люцианович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики футбола и хоккея, Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма, Казань e-mail: mozhaeveduard@mail.ru

ЗАЛЯЛОВА Эльмира Равилевна,

старший преподаватель общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта, Казанский (Приволжский) федеральный университет e-mail: Zalyalovaelmira@inbox.ru

ГРИГОРЬЕВ Артем Павлович,

старший преподаватель общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта, Казанский (Приволжский) федеральный университет

e-mail: Sve-tik191@yandex.ru

КОНОВАЛОВ Игорь Евгеньевич,

доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики волейбола и баскетбола, Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма, Казань e-mail: igko2006@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, цель которого позволяет констатировать тот факт, что на данный момент технико-тактическое мастерство волейболисток имеет достаточно посредственный уровень и для его дальнейшего совершенствования необходимы новые формы тактических построений и схем игры, которые позволили бы использовать сильнейшие качества игроков и корректировать недостатки в тренировочном процессе. Предлагаемая статья позволит скорректировать тренировочный процесс подготовки волейболисток и выведет их на более качественный уровень подготовки.

Ключевые слова: волейболистки, технико-тактическая подготовка, соревновательная деятельность.

MOZHAEV Eduard Lyutsianovich,

candidate of pedagogical sciences, assistant professor department of theory and methods of football and hockey Volga region state academy of physical culture, sports and tourism, Kazan, Russia

ZALYALOVA Elmira Ravilevna,

senior lecturer of the general university department of physical education and sports

Kazan (Volga region) Federal University

GRIGORIEVArtem Pavlovich,

senior lecturer of the general university department of physical education and sports,

Kazan (Volga region) Federal University

KONOVALOV Igor Evgenievich,

Doctor of pedagogical sciences, associate Professor department of theory and methods of volleyball and basketball, Volga region state academy of physical culture, sports and tourism, Kazan

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

FEATURES OF EVALUATION OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF VOLLEYBALL WOMEN'S PLAYERS HIGH

QUALIFICATION

Annotation. The article presents the results of the study, the purpose of which allows us to state the fact that at the moment the technical and tactical skill of volleyball women's players has a fairly mediocre level and for its further improvement requires new forms of tactical constructions and schemes of the game, which would allow to use the strongest qualities of players and correct shortcomings in the training process. The proposed article will allow adjusting the training process of training volleyball women's players and bring them to a higher level of training.

Key words: volleyball women's players, technical and tactical training, competitive activity.

Введение. Проблема технической и тактической подготовленности волейболисток рассматривалась многими исследователями [2, 4], однако вопрос анализа соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации с учетом количественно-качественных показателей технико-тактических действий требует дальнейшего изучения.

Значительное внимание уделено техническому выполнению разных видов подач и методике их совершенствования, но недостаточно освещен вопрос оценки технико-тактических действий.

В работах отечественных и зарубежных специалистов проведен анализ развития технико-тактических взаимодействий при нападающих действиях в волейболе и определена тенденция применения в соревновательной деятельности нападающих ударов, которые выполняются с задней линии игровой площадки. Но, к сожалению, в специальной научно-методической литературе отсутствует обоснование особенностей применения в современном волейболе технико-тактических действий в нападении и методики их совершенствования игроками разного амплуа.

При относительно неизменном на протяжении многих лет арсенале технических приемов существующая система технико-тактических действий волейболистов претерпела множество модернизаций. Особое значение приобретает разработка индивидуальных и групповых моделей технико-тактических действий в нападении квалифицированных волейболистов на основе анализа соревновательной деятельности ведущих спортсменов мира, учитывая их игровые специализации [4].

Разработка индивидуальных и групповых моделей технико-тактических действий в нападении на основе объективных критериев оценки технико-тактического мастерства игроков и внедрение целевых тренировочных программ могут повысить эффективность технико-тактической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

подготовки квалифицированных волейболисток различных амплуа. Внесение необходимых корректив в тренировочный процесс с учетом узкой специализации игроков является необходимой предпосылкой для совершенствования технико-тактических действий в спортивных играх.

Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти показатели - своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.

Использование компьютеров и специальных программ позволяет определять оптимальные варианты стратегии и тактики ведения игры, выполнять экспресс обработку статистических показателей, создавать специализированные базы данных.

В современном волейболе применяются различные программы и методики оценки результативности и эффективности соревновательной деятельности, что составляет информационное обеспечение тренировочного и соревновательного процесса. Данные используются при анализе динамики спортивных достижений, определении соревновательного потенциала спортсменов и команд, подборе и комплектовании национальных сборных [2].

Цель исследования - программирование технико-тактической подготовки квалифицированных волейболисток с учетом общих тенденций развития соревновательной деятельности в волейболе на современном этапе.

Методы исследования: анализ данных специальной научно-методической литературы, анализ соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов, педагогическое наблюдение, моделирование.

Сложный характер соревновательной деятельности в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени и пространства. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, которые давали бы возможность оптимизировать стратегию, обеспечивающую эффективность действий команды для достижения желаемого результата в условиях конфликтных ситуаций [6].

Проблема оптимизации конкретной игровой ситуации определяется действием многих объективных и субъективных факторов, к которым относятся: уровень мастерства игроков, условия соревнований, степень мобилизации действий игроков, владение инициативой действий над соперником (навязывание своей игры), нахождение оптимальных способов ведения соревновательной деятельности как отдельным игроком, так и командой в целом, что определяет конечный результат игры [5]. Поэтому в условиях высокой конкуренции решающее значение для эффективной соревновательной деятельности в спортивных играх, в том числе и волейболе, имеет уровень тактического мастерства спортсменов. Тактическое мастерство характеризуется умением: управлять своими действиями целенаправленно и своевременно применять их в конкретной соревновательной ситуации; заранее предугадывать намерения соперника, а свои тщательно маскировать; использовать слабые стороны противника; заставить действовать в неудобной для него манере; правильно оценивать конкретную соревновательную обстановку и ситуацию, действовать смело и решительно [3].

На данный момент в классическом волейболе по многочисленным результатам исследований ведущих специалистов теории и методики преподавания волейбола технико-тактические действия в нападении классифицируются на индивидуальные и групповые [1, 7].

Анализ данных специальной научно-методической литературы и соревновательного опыта ведущих волейбольных команд мира свидетельствует о том, что тактические схемы игры могут быть реализованы как с первой, так и со второй передачи. В настоящее время атаки, выполняемые с первой передачи, применяются достаточно редко и их вклад в общую копилку результативных действий весьма незначительный [6]. Следует отметить, что количество атак из разных зон игровой площадки с одним атакующим игроком с повышением уровня квалифи-

кации игроков команды уменьшается, а количество групповых нападений, а также атак из глубины площадки увеличивается [1].

В групповых тактических действиях в нападении в системе подготовки квалифицированных волейболисток можно выделить три основных взаимодействия игроков в процессе соревновательной деятельности - «волна», «эшелон», «крест», при условии, что один игрок выполняет атакующие действия первым темпом (укороченные, скоростные передачи, т.е. атака на опережение), другой - вторым темпом нападения (средние, высокие по траектории полета мяча и скоростные передачи).

Групповое тактическое взаимодействие «волна» - это наиболее простое при реализации волейболистками различного уровня подготовленности, о чем свидетельствуют результаты его объема и эффективности на основании анализа соревновательной деятельности. Особенностью данного технико-тактического действия является обыгрывание блока соперника по всему фронту сетки и взаимодействие игроков первого и второго темпа нападения в смежных зонах первой линии нападения.

Современные тенденции развития волейбола свидетельствуют о применении в соревновательной деятельности волейболисток высокого класса группового тактического взаимодействия «эшелон», которое по структуре выполнения сходно с предыдущей комбинацией, но с достаточно важной отличительной чертой - атакующий удар выполняется из шестой зоны игровой площадки из-за спины игрока первого темпа нападения, предпринимающего отвлекающие действия. При выполнении данных условий нападающий удар игроком второго темпа нападения, как правило, производится на опускающийся блок соперника.

В основу тактического взаимодействия «крест» положены скрестные перемещения игроков различного амплуа в волейболе. На современном этапе развития волейбола заметна тенденция к унифицированию использования данной тактической комбинации, что связано с повышением ростовых данных и тактического мастерства у игроков первого темпа нападения.

В основе индивидуального тактического мастерства лежат тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления, которые составляют необходимую основу для совершенствования индивидуальных технико-тактических действий в нападении [1]. В индивидуальных технико-тактических действиях в нападении волейболисток высокой квалификации выделяют тактические комбинации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

«взлет», «зона», «прострел», нападающие удары, выполняющиеся из задней линии игровой площадки.

Технико-тактическое действие «взлет» характеризуется действиями игрока первого темпа нападения и выполнение им нападающего удара с низкой передачи разыгрывающего игрока на одинарном блоке соперника либо при его отсутствии. Главным условием для организации данного тактического действия является оптимальное доведение мяча в зону действия игрока данного вида амплуа при выполнении защитных действий игроков команды. Результаты педагогического наблюдения свидетельствуют о достаточно высокой степени вероятности выигрыша мяча командами ведущих волейболисток мира либо о затруднении организации нападающих действий команды соперников за счет применения данного технико-тактического действия.

Технико-тактическое действие «зона» выполняется игроками первого и второго темпа нападения в таких условиях, в которых нападающий удар можно выполнять только в определенной зоне игровой площадки. В данном случае нападение выполняется со средней траектории мяча и максимально приближенной к сетке. Основным недостатком данного технико-тактического действия является прямолинейность траектории мяча после выполнения нападающего удара, что не представляет сложности для игроков команды соперников при выполнении защитных действий [3].

Технико-тактическое действие «прострел» выполняется игроками различного амплуа в нападении, однако наибольшее применение наблюдается у игроков второго темпа нападения на краях сетки. Данное технико-тактическое действие заключается в выполнении нападающих ударов со средних и скоростных передач относительно высоты сетки и направлено на «разрыв» организованного группового блока соперника. Анализ соревновательной деятельности волейболистов высокого класса свидетельствует о том, что технико-тактическое действие «прострел» применяется при успешно выполненных технико-тактических действиях в защите («доигровочных» мячах).

Результаты исследования и их обсуждение. Сутью проблемы совершенствования технико-тактических действий спортсменов в игровых командных видах спорта с учетом специфики их игровой деятельности, а также высокоспециализированных компонентов игры, определяют возможность достижения победы в каждом конкретном матче [4]. С этой целью

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

нами изучены и проанализированы показатели технико-тактических действий в нападении высококвалифицированных волейболистов мира за результатами выступлений на крупнейших международных соревнованиях. Педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью волейболисток высокой квалификации проводилось по результатам чемпионата России по волейболу среди команд суперлиги 2016 - 2018 гг. (проанализировано 70 игр).

В результате исследования нами зарегистрированы и проанализированы технико-тактические действия в нападении волейболисток на основе комплекса наиболее информативных показателей нападающих действий, которые в дальнейшем были использованы для оценки, интерпретации и моделирования технико-тактических действий в нападении с учетом игровых амплуа: нападающие первого и второго темпа нападения, «диагональный».

На основе результатов анализа данных проведенного исследования можно констатировать, что наибольший вклад в эффективность соревновательной деятельности волейболисток высокого класса вносят игроки первого темпа нападения, реализуя технико-тактическое действие «взлет», которое является основой для организации всех групповых тактических взаимодействий («волна», «эшелон», «крест»).

В настоящее время широко представлен анализ технико-тактических действий в соревновательной деятельности волейболисток. Уже давно разработаны различные варианты условно-кодированной записи игр, позволяющие фиксировать технико-тактические действия, выполняемые волейболистами в ходе игры [2].

Условно-кодированная запись игры позволяет изучать следующие компоненты соревновательной деятельности: содержание и объем технико-тактических действий, эффективность технико-тактических действий, загруженность зон в атаке и эффективность нападения в различных игровых ситуациях (после приема и в «доигровке»). Многочисленные исследования показывают, что современный волейбол характеризуется значительным увеличением интенсивности игры за счет повышения скорости развития атак, использованием игроков задней линии в нападении [1].

С развитием компьютерной техники появились новые информационные технологии, расширяющие возможности записи технико-тактических действий в процессе игр. Разработаны качественные компьютерные программы, позволяющие записывать технико-тактические действия в наиболее полном объеме,

оценивать не только эффективность технических приемов, но и определять такие показатели, как направление нападающего удара, загруженность зон в атаке и пр. [2].

При анализе результативности и эффективности технико-тактических действий в соревновательной деятельности особый интерес вызывает сравнительная характеристика данных показателей у победителей и побежденных. Подобные исследования позволяют выявить наиболее весомые факторы, определяющие победу одной команды над другой. Это необходимо для определения приоритетов в тренировочном процессе высококвалифицированных волейболисток и ближайшего резерва [2].

Одним из существенных недостатков предлагаемых вариантов оценки технико-тактических действий в соревновательной деятельности является недостаточно полная характеристика действий в защите. Во всех вариантах записи игр фиксируется только успешный блок и успешное действие в защите. Более детальной оценки защитных технико-тактических действий не осуществляется. Данная тенденция, возможно, является одной из предпосылок того, что в современном волейболе наблюдается явное преобладание атаки над зашитой.

Заключение

1. Анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы, опыта ведущих специалистов по вопросам совершенствования спортивного мастерства спортсменок высокого класса в игровых видах спорта свидетельствуют о том, что технико-тактическая подготовка является основным фактором, который влияет как на достижение высоких спортивных результатов, так и на определение содержания учебно-тренировочного процесса.

2. Решение проблемы технико-тактического совершенствования волейболисток высокой квалификации нашло воплощение в разработке программы совершенствования нападающих действий игроков на основе определения арсенала групповых и индивидуальных технико-тактических действий в нападении, систематизации и проведения количественного анализа нападающих действий волейболисток высокого класса, разработки системы оценки нападающих действий игроков, моделирования нападающих действий и применения специально-игровых упражнений, направленных на коррекцию техники нападающих ударов.

3. Алгоритм разработки программы совершенствования технико-тактических действий в нападении волейболисток высокого класса раз-

ных амплуа должен включать в себя совершенствование соревновательной деятельности с опорой на групповые и индивидуальные количественные и качественные модели, проецирующие технико-тактические действия в нападении. Такой подход обеспечивает объективный подбор средств и методов их применения в тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменок в соответствии с индивидуальными особенностями технико-тактической подготовленности каждой волейболистки.

Список литературы:

[1] Безмылов H.H. Критерии отбора квалифицированных баскетболистов в команду: авто-реф. дис. ... канд. наук по физ. воспитанию и спорту: 24.00.01 / H.H. Безмылов. - К., 2010. -24 с.

[2] Беляев A.B. Волейбол: теория и методика тренировки / A.B. Беляев, Л.В. Булыкина. М.: ТВТ «Дивизион», 2011. - 175 с.

[3] Железняк Ю.Д. Интеграция и системность как факторы эффективности физического воспитания, спортивной подготовки, физкультурного образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры и спорта. 2011. № 3. С. 24-28.

[4] Козина Ж.Л. Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса спортсменов в игровых видах спорта : дис. ... канд. наук по физ. восп.: 24.00.01

Ж.Л. Козина. К.: Олимп. и профес. спорт, 2010. - 238 с.

[5] Оинума С. Уроки волейбола / пер. с яп. М.: Физкультура и спорт, 1999. - 112 с.

[6] Осколнова B.A., Сунгуров М.С. Волейбол: учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 2001. - 296 с.

[7] Обучение студентов технике и тактике передачи мяча двумя руками сверху в волейболе: учеб.-метод. пособие / Г.Р. Данилова, И.Е. Коновалов. Казань: Изд-во «Отечество», 2017. -51 с.

Spisok literatury:

[1] Bezmylov N.N. Kriterii otbora kvalificirovannyh basketbolistov v komandu: avtoref. dis. ... kand. nauk po fiz. vospitaniyu i sportu: 24.00.01 / N.N. Bezmylov. - K., 2010. -24 s.

[2] Belyaev A.V. Volejbol: teoriya i metodika trenirovki / A.V. Belyaev, L.V. Bulykina. M.: TVT «Divizion», 2011. - 175 s.

[3] Zheleznyak Yu.D. Integraciya i sistemnost' kak faktory effektivnosti fizicheskogo

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

vospitaniya, sportivnoj podgotovki, fizkul'turnogo obrazovaniya / Yu.D. Zheleznyak // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury i sporta. 2011. № 3. S.24-28.

[4] Ктта Zh.L. Teoretiko-metodicheskie osnovy individualizacii uchebno-trenirovochnogo processa sportsmenov V igrovyh vidah sporta : dis. ... kand. паик ро vosp.: 24.00.01/Zh.L. Kozina. К.: ОИтр. i profes. sport, 2010. - 238 s.

[5] Oinuma S. Uroki volejbola / per. s уар. М.: Fizkul'tura i sport, 1999. - 112 s.

[6] Oskolnova У.А., Sungurov M.S. Уо^Ьо1: ucheb. posobie. М.: Fizkul'tura i sport, 2001. -296 s.

[7] Obuchenie studentov tekhnike i taktike peredachi myacha dvumya rukami sverhu V volejbole: ucheb.-metod. posobie / G.R. Danilova, 1.Е. Konovalov. Kazan': Izd-vo «Otechestvo», 2017. - 51 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.