стоянного психоэмоционального стресса, подготовка и реализация психологических программ реабилитации.
Список использованных источников
1. Дуйнова, Т. О. Особенности стрессоустойчивости спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / Т. О. Дуйнова // ЛОМОНОСОВ-2012 : материалы Междунар. молодежного науч. форума / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М. : МАКС Пресс, 2012.
2. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 701 с.
3. Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В. И. Моросано-ва // Вопросы психологии. - №1. - 1991. - С. 118-127.
4. Реан, А. А. Психология изучения личности : учеб. пособие / А. А. Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.
5. Ханин, Ю. Л. Русский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности / Ю.Л. Ханин // Стресс и тревога в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 1146-156.
6. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб. : Речь, 2001. - 256 с.
7. Шагиев, Р. М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Р. М. Шагиев. - Ярославль, 2003. - 180 с.
14.12.2015
УДК 796.325+796.015+796.092.29
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Р. В. Селявко, Белорусский государственный университет
физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы педагогического управления учебно-тренировочным процессом волейболистов с помощью методики оценки эффективности их технико-тактических действий в процессе игры. Использование данной методики способствует оказанию помощи тренеру команды в ключевых вопросах тренировочной и соревновательной деятельности: определении стартового состава команды, оперативного вмешательства в ход матча, выявления сильных и слабых сторон технико-тактических действий игроков для корректировки их тренировочного процесса и т.д. Знакомство волейболистов с представленной методикой положительно влияет на понимание ими своих технико-тактических действий и приводит к улучшению качества игры.
ANALYSIS OF COMPETITION PERFORMANCE OF VOLLEYBALL PLAYERS AS A MEANS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THEIR TRAINING ACTIVITY
Abstract
This article analyses pedagogical management issues of volleyball players' training activity by the means of performance evaluation of their technical and tactical
actions during the game. Application of this method assists coach in solving main difficulties of training and competitive activity, such as making decision on starting lineup of the team, effective interference in the course of play, detection of advantages and disadvantages of players'technical and tactical actionsfor correction oftheirtraining process, etc. The use of the introduced method allows volleyball players to understand their technical and tactical actions better and improves game performance.
Введение
Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, который предусматривает практическую реализацию различных видов контроля, в том числе оперативного, применяемого для получения объективной информации [5]. Успешная работа тренера во многом зависит от умения фиксировать результаты игровой деятельности спортсменов, анализировать полученные данные, методически грамотно строить учебно-тренировочный процесс команды. Важным показателем управления тренировочным процессом является полезность действий игроков и команды в целом, определяющаяся коэффициентом действия. Коэффициент действий игроков и команды - это условные понятия, которые определяются суммой действий игроков с учетом влияния на них различных обстоятельств (действия противника, простые или сложные условия выполнения того или иного технического приема, тактической комбинации; качество доводки мяча при приеме, передачи мяча для нападающего удара и т. п., даже линия судейства). Это необходимо для более объективной оценки эффективности действий каждого игрока [9].
Необходимость правильной оценки уровня технико-тактической подготовленности волейболистов-студентов обусловила направленность исследования, проведенного на кафедре спортивных игр Белорусского государственного университета физической культуры (БГУФК).
Цель исследования: анализ эффективности соревновательной деятельности волейболистов мужской сборной команды БГУФК для решения проблем педагогического управления учебно-тренировочным процессом.
Задачи исследования:
1) Разработать протокол оценки эффективности игровых действий для сбора показателей технико-тактических действий (ТТД) непосредственно в процессе соревновательной деятельности волейболистов - студентов БГУФК.
2) Модифицировать методику количественной оценки эффективности соревновательной деятельности (Бунин В. Я., 1985 г.) с учётом тенденций современного волейбола.
3) Внедрить методику количественной оценки эффективности соревновательной деятельности в учебно-тренировочный и соревновательный процесс мужской команды БГУФК по волейболу.
Гипотеза исследования: предполагается, что в зависимости от полученных показателей оценки ТТД волейболистов на соревнованиях можно управлять учебно-тренировочным процессом команды, а также определять оптимальное сочетание игроков на площадке для их дальнейшего участия в играх.
Методы и организация исследования
Основными методами нашего исследования являются:
1. Анализ и изучение литературных источников.
2. Метод педагогического наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической обработки данных.
5. Анкетирование.
Работа выполнялась в три этапа с 2012 г. по 2015 г. на базе учебно-спортивного комплекса БГУФК, а также в спортивных залах г. Минска.
На 1-м этапе (сентябрь 2012 г. - сентябрь 2014 г.) проводились предварительные исследования. Выявлялись подходы к решению проблемы оценки эффективности технико-тактических действий волейболистов, анализировалась эффективность игровых действий высококвалифицированных волейболистов, а также волейболистов - студентов БГУФК в играх Любительской Волейбольной Лиги (ЛВЛ) сезонов 2012/2013, 2013/2014г.
Результатом 1-го этапа явилось установление теоретико-методических предпосылок для дальнейшего исследования. Был разработан протокол оценки эффективности игровых действий волейболистов, модифицирована методика оценки (на основании методики В. Я. Бунина 1985 г.).
На 2-м этапе (сентябрь-октябрь 2014 г.) нами на основе методики количественной оценки эффективности технико-тактических действий волейболистов разработан протокол оценки эффективности соревновательной деятельности; модифицирована сама методика, а именно - критерии оценки с учётом специфики современного волейбола; проведено исследование показателей эффективности игровых действий волейболистов -студентов БГУФК.
На 3-м этапе (октябрь 2014 г. - март 2015 г.) проводился анализ эффективности игровых действий волейболистов мужской сборной БГУФК на соревнованиях ЛВЛ 2014/2015 г.; осуществлялась коррекция учебно-тренировочного процесса на основе анализа полученных в ходе исследования данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Обсуждение результатов исследования позволило сделать выводы, разработать практические рекомендации и внедрить методику оценки эффективности игровых действий волейболистов в практику подготовки спортсменов мужской сборной БГУФК по волейболу.
Качество управления командой в волейболе - один из факторов, влияющих на успешность выступления на соревнованиях. В системе педагогического управления командой волейболистов выделяют:
1. Управление игроками во время соревнований;
2. Управление учебно-тренировочным процессом.
Управление командой волейболистов во время соревнований делится на:
1) оперативное (непосредственная подготовка к матчу, управление действиями спортсменов в процессе игры и т.д.);
2) стратегическое (разработка стратегических планов, тактических новшеств и т.д.).
Под управлением учебно-тренировочным процессом в волейболе понимают деятельность по постановке реальной цели подготовки, перспективных и текущих задач; определение методов, средств и путей решения этих задач; организацию учебно-тренировочного процесса. В управление спортивной тренировкой входит планирование тренировочного процесса, текущий контроль процесса тренировки и состояния тренированности, а также обобщение и анализ данных контроля и внесение необходимых корректив в планирование (как в задачи плана, так и в способы их реализации). В практике волейбола принято различать многолетнее, перспективное, годичное и текущее планирование [6].
В учебно-тренировочной работе особенно важна срочная контрольно-корректировочная информация, когда занимающийся сам замечает свои ошибки и старается их исправить. Эта информация основана на оценочных суждениях и критериях оценки на этапах закрепления двигательного навыка и формирования умения применить знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий. Большое значение приобретает информативность сформированных критериев, эталонов самооценки, на основе которых учащиеся реализуют собственную контрольную функцию, воспринимают и осмысливают контролирующее воздействие тренера [4].
Контроль соревновательной деятельности в виде оценки эффективности технико-тактических действий - важнейший рычаг в управлении учебно-тренировочным и соревновательным процессом команды.
Об эффективности соревновательной деятельности можно судить по спортивному результату на соревнованиях. Однако сам результат не всегда является отражением успешности выполнения тех или иных технико-тактических действий. В процессе регистрации соревновательной деятельности можно получить информацию о частных показателях (отдельных технических приёмах: подача, атака, приём, блок и т.д.) А тренер, в свою очередь, получает информацию о том, сколько игрок выполнил тех или иных технических элементов и какой процент из них был успешным. Структуру соревновательной игровой деятельности следует рассматривать как совокупность технико-тактических приемов, операций, объединенных в целостную систему результативных действий [2].
Чтобы иметь возможность правильно анализировать соревновательную деятельность в волейболе, необходимо понять, что волейбол - это спортивная игра. Существует теория игр, иначе называемая теорией вероятности, разработанная специально для прогнозирования возникновения некоторых событий на основе предшествующих событий. Это в полной мере подходит к волейболу, так как основное событие, основная цель эпизода (а игра в волейбол состоит из эпизодов) - выигрыш мяча - является результатом некоторых действий (подача, прием, атака и т. д.).
В качестве критерия эффективности игровых действий в волейболе используется вероятность выигрыша мяча или успешного решения другой игровой задачи с учётом возможного многократного перехода мяча от одной команды к другой в ходе розыгрыша. В соответствии с требованиями к оценкам сложных систем [3] значения критериев эффективности вычисляются на основании математического описания моделей игры. Эти теоретико-вероятностные модели образуют многоуровневую иерархическую систему, что позволяет не только получить оценки эффективности различных игровых действий, но и проследить их связь с результатом партии или встречи в целом. Эти тезисы и являются основными положениями методики количественной оценки эффективности соревновательной деятельности, которую мы использовали в экспериментальной части исследования (методика предложена В. Я. Буниным в 1985 году).
По результатам первого этапа нашего исследования были установлены числовые показатели (коэффициенты), достижение которых в процессе соревнования можно считать необходимым уровнем выполнения технических приёмов для волейболистов. В работах многих авторов [3, 8, 10] отмечалось, что в играх, в которых принимали участие волейболисты высокой квалификации, среднее значение показателей эффективности технико-тактических действий (ТТД) следующее:
1. Подача - коэффициент в диапазоне 0,410-0,450.
2. Атака - коэффициент 0,600-0,630.
3. Приём - коэффициент 0,540-0,570.
4. Блок - коэффициент 0,180-0,230.
Анализ протоколов оценки эффективности соревновательной деятельности волейболистов - студентов БГУФК за 2012-2014 г. показал, что коэффициенты эффективности, предложенные В. Я. Буниным в качестве средних показателей в играх команд высокой квалификации, таковыми являются и для соревнований ЛВЛ, в которых участвует волейбольная команда БГУФК. Необходимым уровнем показателей эффективности выполнения игровых действий можно считать значение коэффициента для подачи - 0,410; для атаки - 0,600; для приёма - 0,570; для блока - 0,230.
Одной из исследовательских задач была разработка протокола оценки эффективности соревновательной деятельности на основании методики количественной оценки эффективности технико-тактических действий (В. Я. Бунин, 1985 г.). В то же время мы модифицировали сами критерии оценки выполненного технического приёма, что было обусловлено новыми тенденциями в процессе соревновательной деятельности на современном этапе развития волейбола.
Изменения коснулись следующих технических приёмов:
1. Подача и приём подачи.
В. Я. Бунин при оценке подачи выделяет шесть предполагаемых вариантов результата выполнения технического приёма (немедленный выигрыш мяча подачей; мяч после подачи возвращён без атаки; связующий соперника после приёма подачи делает передачу снизу; связующий после приёма делает передачу сверху вне площади нападения; связующий делает передачу сверху из площади нападения; ошибка при подаче).
Нами было определено 4 варианта результата данного игрового действия:
1) выигрыш мяча (коэффициент по Бунину - 1, является числовым отображением полезности выполненного действия);
2) мяч не доведён (при подаче - 0,450, при приёме - 0,550);
3) мяч доведён (при подаче - 0,350, при приёме - 0,650);
4) ошибка (коэффициент - 0).
Уменьшение количества вариантов результата действия обусловлено тем, что:
• возвращение мяча первым касанием при некачественном приёме случается достаточно редко;
• передачи мяча снизу и сверху вне площади нападения для дальнейшей атаки в современном волейболе сходны по своим параметрам и, на наш взгляд, одинаково влияют на вероятность выигрыша мяча атакой.
2. Блок
Бунин В.Я. выделял четыре варианта результата выполнения блокирования (результативный блок; мяч после блокирования остался на стороне противника; мяч после блокирования остался на стороне блокировавших; ошибка при постановке блока, мяч проигран).
Мы выделили три основных варианта выполненного технического приёма:
1) мяч выигран блоком (коэффициент по Бунину - 1);
2) мяч остался в игре (независимо от стороны, количественное выражение коэффициента - 0,520);
в) мяч проигран блоком (коэффициент - 0).
Значение коэффициента0,520 обусловлено тем, что по методике Бунина при оставлении блоком мяча на своей стороне мы получаем коэффициент 0,580,
а при оставлении на стороне противника - 0,460. Предположив, что такие исходы будут повторяться примерно с одинаковой частотой, мы имеем возможность предложить коэффициент 0,520 как среднее арифметическое числовых значений 0,580 и 0,460.
Неизменными остались критерии оценки нападающих ударов:
а) мяч выигран (коэффициент - 1);
б) мяч остался в игре (коэффициент - 0,470);
в) мяч проигран при атаке (коэффициент - 0).
На основании методики количественной оценки эффективности технико-тактических действий волейболистов (В.Я. Бунин, 1985 г.) мы разработали протокол оценки эффективности игровых действий волейболистов для анализа соревновательной деятельности игроков мужской сборной БГУФК по волейболу. Фрагмент данного протокола представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Фрагмент протокола для оценки эффективности игровых действий волейболистов (на примере подачи и атаки)
ПРОТОКОЛ оценки эффективности игровых действий волейболистов
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
ПОДАЧА АТАКА
№ ФИО Эйс мяч не доведён мяч доведён ошибка Забил мяч оставлен в игре ошибка
Условные обозначения:
• «эйс» - мяч выигран непосредственно с подачи;
• мяч не доведён (соперником) - игровая ситуация, когда после приёма мяча связующий соперника ограничен в выборе вариантов продолжения атаки из-за неудобного места своего касания с мячом (далеко от сетки, без возможности передачи игроку первого темпа);
• мяч доведён (соперником) - игровая ситуация, когда после приёма мяча связующий соперника имеет возможности для всего разнообразия продолжения атаки (первым темпом в зоне 3, атаки из зон 2 и 4, а также из зоны 6 - «пайп»);
• ошибка - немедленный проигрыш очка при выполнении технического приёма;
• забил (при атаке) - немедленный выигрыш мяча при помощи нападающего удара;
• оставил в игре (при атаке) - ситуация, когда после выполнения нападающего удара мяч сыгран соперником в защите, и розыгрыш продолжается.
В процессе игры наблюдатели фиксировали исход каждого технико-тактического действия (ТТД) волейболиста команды БГУФК, делая пометку (точку, звёздочку и т. д.) в соответствующую графу. В итоге мы получали протокол с набором точек в каждой графе. Глядя на него, тренер имеет возможность оперативного вмешательства в ход игры путём определённых указаний или замены. После игры протокол подлежал срочной обработке, в результате которой мы получали оперативные цифровые данные полезности действий игрока в прошедшей игре. Эти цифровые данные в тот же день в течение первых двух часов после окончания игры рассылались игрокам по электронной почте или социальным сетям для дальнейшего самоанализа. Пересылаемый
файл содержал информацию об эффективности выполнения игроками основных технико-тактических приёмов игры (подача, приём, атака, блок), а игроки были ранжированы по степени успешности выполнения каждого из этих приёмов. Данная информация, основанная не на субъективных впечатлениях, а подтвержденная числовыми показателями, играет важную роль не только для тренера, но и для процесса самоанализа и самоконтроля игроком собственных технико-тактических действий. Это даёт основание для корректировки тренировочного процесса.
Заключение
Процесс определения стартового состава команды в волейболе зачастую затрагивает некоторые моральные аспекты и предопределяет наличие проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Каждый игрок достаточно субъективно оценивает собственный уровень игры по сравнению с его конкурентом по позиции. Более того, многие специалисты и болельщики часто склонны к эмоциональной оценке полезности игрока для команды. Эффектные действия в волейболе (например, мощный нападающий удар; силовая подача в прыжке) могут существенно влиять на оценку полезности игрока окружающими, что не имеет при этом под собой статистической основы. В этом случае эмоциональный фактор при оценивании - главенствующий.
Исходя из вышеизложенного нами была определена необходимость использования системы оценки эффективности технико-тактических действий в тренировочной и соревновательной деятельности мужской сборной команды БГУФК по волейболу. Тем самым предполагалось решение ряда задач, как тренерских (определение оптимального сочетания игроков), так и игровых (повышение показателей личной эффективности), что в совокупности неизменно ведёт к улучшению результата команды.
В результате исследования нами был проведён анализ эффективности игровых действий волейболистов мужской сборной команды БГУФК с целью педагогического управления их учебно-тренировочным процессом. Решены следующие задачи:
1) Разработан протокол оценки эффективности игровых действий для сбора показателей технико-тактических действий непосредственно в процессе соревновательной деятельности волейболистов.
2) Модифицирована методика количественной оценки эффективности соревновательной деятельности (Бунин В.Я., 1985 г.) с учётом тенденций современного волейбола.
3) Методика количественной оценки эффективности соревновательной деятельности внедрена в учебно-тренировочный и соревновательный процесс мужской сборной команды БГУФК по волейболу.
Данная методика (с использованием разработанного протокола оценки эффективности ТТД) может применяться тренерами команд различной квалификации для получения показателей полезности отдельных игроков, что позволит:
• правильно оценить уровень подготовленности игроков своей команды и игроков команды соперника;
• оценить вклад каждого игрока в достижение положительного результата команды на соревнованиях;
• выявить технико-тактические действия, требующие совершенствования в рамках учебно-тренировочных занятий по волейболу.
Использование модифицированной нами методики оценки эффективности игровых действий и разработанного протокола оценки эффективности ТТД
позволит наблюдателю безошибочно оценивать эффективность игровых действий волейболистов в процессе соревновательной деятельности.
Для последующего управления учебно-тренировочным процессом целесообразно использовать полученные данные эффективности соревновательной деятельности игроков своей команды на разных этапах ее подготовки.
Список использованных источников
1. Барчукова, Г. В. Способ оценки технического и технико-тактического мастерства спортсменов в индивидуально-игровых видах спорта [на примере настольного тенниса] / Г. В. Барчукова, Ю. Н. Лохов. - Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 2. - С. 50-54.
2. Бунин, В. Я. Количественная оценка соревновательной деятельности в волейболе / В. Я Бунин / / Педагогический контроль за специальной физической и технической подготовленностью квалифицированных волейболисток: метод, рекомендации / Бел. гос. орденоносный ин-т физ. культуры; сост. Э. К. Ахмеров, В. Я. Бунин, В. Я. Ивановский. - Минск, 1985. - С. 15-35.
3. Бунин, В. Я. Методология динамического прогнозирования спортивных результатов в игровых видах спорта / В. Я. Бунин // Волейбол и теннис в современном спортивном движении: Материалы Международной научно-практической конференции. Минск, 23 февраля 2000 г. - Минск : АФВиС РБ, 2000. - С. 20-26.
4. Демчишин, А. А. Подготовка волейболистов / А. А. Демчишин, Б. С. Пилипчук. - Киев, 1979. - 104 с.
5. Зациорский, В. М. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В. М. Зациор-ский. - М. : ФиС, 1987. - 256 с.
6. Клещев, Ю. Н. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки команд высших разрядов по волейболу : учеб. пособие для студентов, аспирантов и слушателей фак. пов. квал. ГЦОЛИФКа / Ю. Н. Клещев; ГЦОЛИФК. - М., 1983. - 34 с.
7. Маслов, В. Н. Соревновательная деятельность квалифицированных волейболистов / В. Н. Маслов // Подготовка спортсменов высокой квалификации в спортивных играх. -Киев, 1992. - С. 34-38.
8. Поздняк, Н. В. Комплексная оценка эффективности соревновательной деятельности в волейболе с использованием компьютерной программы-методики «VOLLEYstat», базы данных и рейтинговой оценки / Н. В. Поздняк // Sport Revju. - 2001. - С. 4-14.
9. Управление тренировочным процессом квалифицированных волейболистов / под ред. В. А. Запорожанова, В. Н. Платонова. - Киев, 1985. - 192 с.
10. Ширяев, И. А. Волейбол: учеб. пособие / И. А. Ширяев; Э. К. Ахмеров. - Минск: БГУ, 2005. - 243 с.
23.11.2015
УДК 796.433.1
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫСТУЛЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ТОЛКАТЕЛЬНИЦ ЯДРА НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ 2015 ГОДА
Е. Г. Тычина,
Республиканский научно-практический центр спорта
Аннотация
В статье представлена многолетняя динамика спортивных достижений белорусских толкательниц ядра. Предпринята попытка спрогнозировать соревновательные результаты их выступления на чемпионате мира по легкой атлетике 2015 г. Проведен сравнительный анализ прогнозных и фактических результатов выступления.