Н.А. НЕФЕДОВА (Москва)
педагогические условия использования традиций и инноваций в воспитательной деятельности вуза*
Рассмотрена роль традиций и инноваций в воспитательной деятельности вуза, выявлены педагогические условия их взаимодействия, управления и эффективной реализации в рамках системы воспитания студентов.
Ключевые слова: воспитание, внеучебная деятельность, инновации, традиции, взаимодействие, субъекты воспитания, студенты, преподаватели.
Современное воспитание в высшей школе заметно меняет свой облик: в него прочно входят такие понятия, как «интеграция» и «стандартизация», «информатизация» и «компьютеризация», «инновация» и «вариативность». Эти сложные, противоречивые процессы глубоко затрагивают воспитательные традиции, поэтому перед учеными и практиками стоят важные задачи гармонизации процессов глобализации и регионализации, сохранения и развития национальных культур в контексте модернизации образования. В связи с этим воспитательная деятельность высшей школы воспринимается как эффективный механизм взаимодействия традиций и инноваций. Благодаря этому взаимодействию происходит активная передача достижений культуры новым поколениям и обеспечивается непрерывное и поступательное развитие [2].
Традиционная модель воспитания не может дать студенческой молодежи ценностные ориентиры в воспитании без учета современных реалий, что приводит к изменению ее социальных функций. Эта модель фундаментальна по отношению к традициям, установкам на определенный уровень, форму и цели воспитательного процесса, современное же воспитание связано с инновационными преобразованиями, что существенно усиливает значимость инновационного потенциала всей системы образования (Там же).
Многолетний опыт воспитательной работы со студентами показывает, что сложно про-
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №12-06-00031а.
текающие инновационные процессы во вне-учебной деятельности необходимы как студентам, так и преподавателям. Инновации в воспитании часто оцениваются только по локальным критериям: функциональности, изменению структур, уменьшению социальных и личных затрат [4]. Следует отметить, что инновационные процессы в воспитании студентов должны быть ориентированы не только на западные аналоги, но и на отфильтрованные временем традиционные российские основы воспитания.
Разнообразие теоретических исследований традиций и инноваций свидетельствует о большом интересе ученых к этой проблеме. В трудах Н.А. Бердяева, В.П. Вахтерова, В.В. Зень-ковского, П.Ф. Каптерева, И.В. Киреевского,
Н.О. Лосского, В.В. Розанова, К.Д. Ушинско-го, С.Л. Франка и других представителей отечественной философско-педагогической мысли эта проблема рассматривалась в контексте постижения человеком смысла жизни, определения и реализации целей и задач образования подрастающего поколения [5].
В отечественных философских и педагогических исследованиях инновации рассматриваются как образовательный процесс (И.А. Колесникова, В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян,
B.А. Сластенин и др.), а также выделяются подходы к взаимодействию с традициями (М.В. Богуславский, В.А. Караковский, С.В. Куликова,
C.Д. Поляков, М.М. Поташник и др.). Для нашей работы особенно важны роль традиций в процессе воспитания, которая охарактеризована в работах И.С. Кона, А.В. Мудрика, М.В. Савина и др., и значение воспитания во вне-учебной и внеурочной деятельности (Л.В. Алиева, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев и др.).
Современные ученые подчеркивают диалектическую составляющую взаимодействия традиций и инноваций в воспитании. Многолетний исторический опыт образования тесно переплетается с современными реалиями, создаются новые условия для инновационной модели воспитания, основанной на стабильности и изменчивости. Стабильность подразумевает отбор и сохранение ценного педагогического опыта, а изменчивость - становление новых отношений и связей, обновление теоретических и методологических установок.
Рассмотрим понятия «инновация» и «традиция» с точки зрения современной педагогической мысли и теории воспитания. Изменения в содержании, организации, структуре
© Нефедова Н.А., 2013
и функциональных обязанностях - педагогические условия для инновации в воспитании. Как мы видим, это не разовые акции, в которых участвует лишь часть субъектов воспитания, это многогранный, хорошо подготовленный процесс полного обновления внеучебной деятельности. Главные его составляющие -непрерывность и цикличность, сотрудничество и соперничество, интенсивность и дифференциация.
В отличие от инноваций в различных областях современной жизни, инновации в воспитании высшей школы зависят от субъективного восприятия студентов и инновационного потенциала адаптивных воспитательных программ образовательного учреждения. Большое значение в этом процессе имеет готовность учреждения к инновациям, его ресурсная (материально-техническая, финансовая и т.д.) и кадровая (административный и педагогический коллектив) база.
Остановимся более подробно на ведущей роли педагогического сообщества в реализации инновационных и традиционных воспитательных технологий (профессорско-преподавательский состав, кураторы академических групп, кафедры, факультеты и другие структурные подразделения вуза). Педагогический коллектив, с одной стороны, воспроизводит инновации как способ собственного существования (активно-адаптирующая система), с другой - использует инновации в качестве средства развития (инновационность - критерий профессионализма). Инновационная концепция современного воспитания включает инновацию как способ воспроизводства, инновационность как качество профессионально-педагогической культуры и инноваторство как личностную и профессиональную ценности [4].
Таким образом, мы отмечаем, что инновационная воспитательная деятельность в образовательном учреждении - это многофазный, циклический процесс, развивающийся по объективным законам, основанным на национально-культурных традициях и корпоративных традициях самого учреждения. Формирование инновационного воспитательного пространства затрагивает всю систему вне-учебной деятельности в вузе, но непрерывность и ценностный смысл обеспечивают воспитательные традиции, без которых невозможен качественный процесс современного воспитания студентов.
Традиции в воспитании студенчества -это эффективное целенаправленное воспита-
тельное средство, несущее глубокий педагогический смысл не только во внешних проявлениях (культуросообразные формы поведения, обряды, ритуалы и т.д.), но и в ценностнокультурной базе (моральные нормы, нравственные идеалы и смыслы, национальные основы и др.). В процессе нравственного воспитания студентов вуза целесообразно использовать следующие виды традиций: национальные, обеспечивающие присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных ценностей, соответствующих моральных норм, формирование культуросообразных способов нравственного поведения; региональные, способствующие включению студента в национальную и общечеловеческую культуру, позволяя ему в то же время осознать единство нравственных ценностей и моральных норм на уровне нации и человечества [1].
Мы видим, что сущностная характеристика взаимодействия традиций и инноваций в процессе воспитания студентов вуза проявляется в единстве двух основных функций - сохранения и обновления педагогического опыта. Традиции задают ценностно-смысловую основу инноваций, которые, в свою очередь, со временем превращаются в педагогические традиции. Этот процесс предстает на разных уровнях, в разных плоскостях, экстенсивно или интенсивно, в зависимости от готовности его принятия педагогическим коллективом образовательного учреждения. Традиции не противопоставляются инновациям, а плавно входят в них, образуя новые модели современного воспитания. Скорее всего, неприятие инноваций педагогическим составом образовательного учреждения происходит из-за неверия в собственный потенциал, консервативности мышления или охвата слишком небольшого сектора внеучебной воспитательной работы, который не оказывает значительного влияния на всю образовательную деятельность вуза.
Взаимодействие традиций и инноваций в вузе включает в себя триединый процесс: всеобщее, особенное и единичное в их диалектическом существовании. Всеобщность - признак системы воспитания в вузе, накопление и передача опыта, непрерывность, саморазвитие. Особенное проявляется в том, что соотношение традиций и инноваций на различных этапах развития воспитательного пространства меняется в пользу то одного, то другого. Единичное включает опыт жизнедеятельности всех субъектов воспитания, их субъективные позиции, нравственные и моральные установки.
Таким образом, мы можем определить субъективные и объективные факторы, влияющие на взаимодействие традиций и инноваций во внеучебной воспитательной деятельности современного вуза. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания студентов, включают в себя совокупность условий:
- общие (организация воспитательного процесса как последовательной целенаправленной системы, опирающейся на традиционные формы работы и использующей инноватику, его непрерывность, методологическое, организационно-управленческое, кадровое обеспечение);
- частные (формирование креативной инновационной воспитательной педагогической среды, которая в наибольшей степени способствует культурно-нравственному обогащению студентов, разработка и реализация инновационной модели воспитания, создание благоприятного социальнопсихологического климата в вузовской среде, разработка мониторинга и оценки воспитанности студентов);
- специфические (доведение до сознания педагога и студента актуальности, приоритетности, роли, места и практического значения инновационной воспитательной деятельности, основанной на педагогических традициях как механизмах индивидуального развития личности каждого).
литература
1. Абрамян Н.Ю. Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
2. Воспитательная деятельность современного вуза. Научный доклад / под ред. А.В. Алиевой, Н.А. Нефедовой. М. : Изд-во Академии МНЭПУ, 2012.
3. Жолован С. В.Традиции как фактор развития образовательной системы школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.
4. Илюхина Л.В. Инновационный потенциал парадигмальной трансформации российской системы образования: тенденции изменений : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д., 2005.
5. Праслова Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.
Pedagogic conditions of the use
of traditions and innovations
in the educational work of a higher school
There is considered the role of traditions and innovations in the educational work of a higher school, revealed the pedagogic conditions of their interaction, management and effective implementation within the system of students’ education.
Key words: education, extracurricular work, innovations, traditions, interaction, subjects of education, students, teachers.
л.н. харченко
(ставрополь)
аргументы в пользу становления модели эффективного вуза
Изложен авторский взгляд на эффективность деятельности современного вуза, представлена трактовка понятия «эффективный вуз». Эффективность вуза рассматривается с позиций оценки педагогических, социальных и экономических эффектов; представлены данные диагностики готовности преподавателей вузов к инновационнокоммерческой деятельности.
Ключевые слова: эффективность, эффективный вуз, эффективный преподаватель, педагогические, экономические, социальные эффекты образования.
Понятие «эффективный вуз» введено в активный тезаурус Министерством образования и науки Российской Федерации в прошлом году. Насколько позволяют критерии (ЕГЭ, иностранные студенты, привлекаемые средства, учебные площади), по которым определялся уровень эффективности того или иного вуза, можно определить эффективный вуз как отвечающий данной системе критериев. Осенью текущего года Минобрнауки планирует повторить проверку вузов по тем же критериям, добавив еще трудоустройство выпускников и их количество, зарегистрированное на бирже труда.
Предлагаем расширить тезаурусную базу. «Эффективный», согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, - дающий эффект, действен-
© Харченко Л.Н., 2013