Научная статья на тему 'Педагогические условия использования календарного фольклора в этнохудожественном воспитании личности'

Педагогические условия использования календарного фольклора в этнохудожественном воспитании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРНО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN'S CALENDAR-GAME FOLKLORE / ETHNOART EDUCATION / SOCIALLY-PEDAGOGICAL FUNCTIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И. Г.

В статье представлен раздел диссертационного исследования, посвященного разработке педагогических условий процесса этнохудожественного воспитания личности на основе использования календарного игрового фольклора. Обоснована актуальность проблемы, дано определение понятия этнохудожественное воспитание, изложены разработанные автором педагогические условия, включающие разработку учебно-методического комплекса, методологию исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF USE OF CALENDAR FOLKLORE IN ETHNOART EDUCATION OF A PERSON

In the work the section of the dissertational research, devoted to development of pedagogical conditions of process of ethno art education of a person on the basis of use of calendar game folklore, is presented. The urgency of a problem is stated and ethno art education is defined. The author discusses the pedagogical conditions, developed in her research, including the development of an educational-methodical complex, methodology of the investigated process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия использования календарного фольклора в этнохудожественном воспитании личности»

5. Богословский, В. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход / В, Богословский, Е. Караваева, А. Шехонин // Высшее образование В России. - 2007. - №10.

Статья поступила в редакцию 12.05.09

УДК 37.03 72.03

И.Г. Иванова, аспирант КГУКИ, г. Казань, E-mail: iraida@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЛЕНДАРНОГО ФОЛЬКЛОРА В ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

В статье представлен раздел диссертационного исследования, посвященного разработке педагогических условий процесса этнохудожественно-го воспитания личности на основе использования календарного игрового фольклора. Обоснована актуальность проблемы, дано определение понятия этнохудожественное воспитание, изложены разработанные автором педагогические условия, включающие разработку учебнометодического комплекса, методологию исследуемого процесса.

Ключевые слова: этнохудожественное воспитание, социально-педагогические функции, педагогические условия, методологические подходы, детский календарно-игровой фольклор.

Возросшее внимание государства к традиционной народной культуре обусловлено острыми современными проблемами сохранения культурной идентичности, самобытности и культурного наследия каждого народа. Культура народов России выполняет в обществе ключевую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности. В связи с этим одним из важнейших направлений в русле духовно-нравственного развития личности становится этнохудожественное воспитание. Актуальность этнохудожественного воспитания молодежи в современных условиях отражается во многих важнейших правительственных программах, а также в международных актах ЮНЕСКО «Рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении фольклора» (1989 г.), законах РФ «Об образовании» и «О культуре» (1992 г.). В частности, задача повышения роли и значения традиционной культуры и национально-культурного наследия России в образовании рассматривается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Методологическую основу процесса этнохудожественного воспитания составили идеи Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и других выдающихся русских философов о значимости отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия для судьбы России, о национальном характере и национальных образах мира. Основополагающее значение имеют труды выдающихся русских педагогов: П.П. Блонского, В.И. Водовозова, К.Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и других. Средством этнохудожественного воспитания выступает народная художественная культура. Ценностно-

смысловой потенциал этнохудожественной культуры отражается в ее ведущей функции - интегративной, для выполнения которой выработаны целостные системы, раскрывающие суть народного миропонимания по важнейшим философским вопросам в жизни человека, общества и природы. Ответы на философские вопросы бытия даются народной культурой в форме эстетически и логически завершенных художественных систем [1]. Мы используем в качестве руководства к нашему исследованию одну из ведущих этих систем, а именно, целостный календарно-обрядовый комплекс, формирующий ритмичность, «экологичность», «природосообразность» жизни человека в течение года, создающий условия для полноценного общения людей, наполненный духовным содержанием с необходимым для физического и психического здоровья чередованием труда и отдыха, обладающий высокой этической и эстетической ценностью.

Проблеме этнохудожественного воспитания личности посвящены труды многих современных ученых-педагогов: Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, И.Ф Гончарова, Л.В. Ершовой, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, И.Ю. Павловой, Ф.Ш. Салитовой, С.А. Хамматовой, Я.И. Ханбико-

ва и др. Вопросы этнопедагогики, этнохудожественной культуры освещались в исследованиях Г.С. Виноградова, В.Е. Гусева, В.А. Разумного, И.И. Земцовского, А.С. Каргина, М.П. Чередниковой, Н.В. Леоновой и т.д. Проблеме воспитания подрастающего поколения средствами этнокультуры посвящены работы А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буевой, Л.Н. Когана, Д. С. Лихачева и др. Проблема приобщения детей к этнической культуре и народному художественному творчеству как фактору духовно-нравственного и творческого развития личности рассматривается в работах М. Л. Бирюковой, В.Ф. Канева, О.В. Резановой, Т.Я. Шпикало-вой. Социально-педагогические функции фольклора отражены в работах М.С. Жирова, Г.А. Коровкина, Н.Ю. Новицкой, С.В. Приходько, Г.А. Романова, Т.К. Рулина, Л.В. Фибих.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и научная неразработанность явились основой для проведения экспериментального исследования. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий процесса этнохудожествен-ного воспитания личности школьника на основе использования детского календарного игрового фольклора. Объектом исследования выступает процесс этнохудожественного воспитания. Предмет исследования - совокупность педагогических условий, способствующих эффективному использованию детского календарного игрового фольклора в процессе этнохудо-жественного воспитания. Процесс этнохудожественного воспитания личности школьника на основе использования детского календарного игрового фольклора будет эффективным если разработаны и внедрены необходимые педагогические условия, включающие: а) отбор и систематизация адаптированного применительно к учебно-воспитательному процессу в условиях образовательных учреждений календарного игрового фольклора; б) разработка учебно-методического обеспечения процесса этнохудожественного воспитания, необходимого для эффективного использования детского календарного игрового фольклора; в) использование разнообразных, соответствующих специфике исследования форм, методов и принципов этнохудожественного воспитания.

Этнохудожественное воспитание - это этнопедагогиче-ский процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и развитие этнокультурной компетентности, обладающий огромным педагогическим потенциалом и выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности. Средством этнохудожественного воспитания в нашем исследовании выступает календарный фольклор, в частности, детский игровой фольклор. Феномен «фольклор» имеет различные трактовки в определении и характеристике: первичная аутентичная культура этнической общности (Л.И. Васеха); «хранилище мудрости и жизненной силы народа» (Л. Л. Куприянова); «важнейший компонент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий определенные

циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий (А.С. Каргин); совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности (Рекомендации ЮНЕСКО).

Одной из форм приобщения детей к фольклору, как элементу народной художественной культуры, отвечающей особенностям детской психики, является знакомство с ним в процессе традиционной народной игры. Игры народные - это термин, которым мы обозначаем как, собственно, игры, так и различные зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую развлекательную основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, песенного, поэтического и изобразительного искусства. Многовековой опыт человечества доказывает, что детская народная игра имеет громадный педагогический потенциал и является важнейшим средством этнохудожественного воспитания: игра является важным педагогическим средством регулирования отношений детей и педагогов; ее суть в способности преображать действительность; в игре впервые проявляется и формируется потребность ребенка воздействовать на мир; она имеет такое же непреходящее образовательное значение, как и народная поэзия, легенды, сказки и т. д. Игра - это своеобразная школа социализации ребёнка, играть - для ребёнка означает осваивать социальный опыт. По мнению Е. Покровского, «игра представляет собою один из методов, посредством которого ребенок мало-помалу вступает в общение с внешним миром» [2].

Детские фольклорные игры можно разделить на три типологические группы: драматические (творческие), спортивные и хороводные. В этом плане детский игровой фольклор, как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Отметим также его роль в формировании механизмов мышления и личностного потенциала, а именно: регуляция социо-психогенных потребностей в самовыражении, творчестве, коммуникативности, снятие социальной напряженности и т.д. Таким образом, детский игровой фольклор является средством, инициирующим нужные потребности, способствующим появлению соответствующих видов поведения, что, в конечном итоге, обеспечивает возможность целенаправленного формирования определенных личностных качеств у учащихся.

Мы выделяем следующие функции детской календарной фольклорной игры: а) физическое развитие личности школьника; б) формирование нравственного начала в личности (нравственное становление личности); в) воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю; г) знакомство посредством фольклорной игры с окружающей действительностью, налаживание взаимодействия с социосредой; д) развитие творческих способностей личности. С учетом вышеуказанных функций нами осуществлялись отбор и систематизация материала календарного игрового фольклора, адаптация его применительно к учебно-воспитательному процессу школьников в условиях образовательных учреждений. Основное внимание при этом уделялось педагогическому потенциалу фольклорного материала - это развивающие, обучающие, воспитательные его ресурсы, а также учет социально-пространственного временного поля игры.

Последующим этапом явилась разработка учебнометодического обеспечения процесса этнохудожественного воспитания, способствующего эффективному использованию детского календарного игрового фольклора. С этой целью автором было разработано учебное пособие «Играем, играем -всех потешаем!» [3]. Это учебное пособие призвано способствовать более глубокому пониманию русских народных традиций, обрядов и обычаев, календарных детских игр, является своеобразной малой энциклопедией народных знаний об окружающем нас мире, содействует формированию мировоззрения младших школьников средствами народного искусства. Следующее учебно-методическое пособие «Детский кален-

дарный фольклор» нацелено на комплексный подход в преподавании детского фольклора, дает чёткое представление о круге изучаемых проблем, методологических основах, формах и видах деятельности, предполагает обогащение целостной воспитательной работы на основе педагогически осмысленных примеров детских фольклорных игр [4]. Автором также разработана образовательная и развивающая программа «Волшебный мир фольклора» [5], рассчитанная на три года обучения (с первого по третий классы) для детей разных уровней музыкальных способностей, являющаяся важным звеном в комплексном этнохудожественном воспитании учащихся. В помощь организатору детского фольклорного досуга, автором разработано учебное пособие «Фольклорный праздник и народные игры», освещающее вопросы сохранения национальных традиций, установления связей между старой, традиционной и современной культурой. Автор не ограничивается рамками традиционного игрового фольклора, а предполагает использование авторских вариантов традиционных игр, их разновариантных переработок.

Следующим педагогическим условием выступает использование разнообразных, соответствующих специфике исследования форм, методов и принципов этнохудожественного воспитания на основе применения детской календарной фольклорной игры. В процессе планирования и организации учебных занятий мы использовали следующие методологические подходы:

а) культурологический подход, позволяющий рассматривать процессы этнохудожественного воспитания в русле концепций культурогенеза и этногенеза, при этом культуросооб-разность становится важнейшим условием развития этноху-дожественного воспитания и средством реализации его национальной идеи;

б) художественно-эстетический подход - это взаимосвязь этнохудожественного и эстетического воспитания личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. В основе этого подхода собственно человеческое отношение личности к миру вещей и миру людей, а также закономерности порождения смысла произведений искусства. Любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности и гармонии, заложенных в глубинах содержания произведений искусства;

в) интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень этнохудожественного воспитания, в процессе которого немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности (психофизиологический, психический, личностный). Такими универсальными качествами обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура, в частности, календарный фольклор, позволяющий рассматривать народное искусство как явление, обладающее интегрирующими качествами, обеспечивающими художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов народного художественного творчества, синтез народного искусства и т.д.;

г) личностно-ориентированный подход означает, что центром учебно-воспитательного процесса является растущая личность и это, в целом, обеспечивает полноценное вхождение личности в культуру. Этот подход позволяет видеть процесс развития личности в контексте концепции гуманизации образовательной системы и рассматривать народную культуру и искусство как явления, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности, влиять на ее нравственно-эстетическое и творческое развитие. При этом, применение данного подхода в обучении и воспитании предоставляет право обучаемому лично участвовать в творческой интерпретации известных ему образцов народного художественного творчества;

12З

д) этнорегиональный подход позволяет органично внедрять в этнохудожественное воспитание региональный компонент. Этнорегиональный компонент в содержании учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов, что способствует, в целом, формированию национального самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам;

е) экологический подход означает сохранение единства и связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. В народной культуре и искусстве природа - всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром и поэтому «природное» выступает как критерий человеческих ценностей. Экология природы, экология культуры не может не включать экологию этнической культуры и народного искусства. Этот подход предполагает включение в содержание этнохудожественного воспитания широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которыми поможет сформировать у учащихся ценностное отношение к окружающему природному миру единой планеты Земля;

ж) деятельностный подход - это неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе использования народных традиций. Он помогает развивать естественную мотивацию художественного творчества, способность контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры того или иного региона.

В процессе этнохудожественного воспитания личности средствами детского календарного фольклора, в частности, детской фольклорной игры мы применяли следующие основные принципы, способствующие повышению эффективности исследуемого процесса: а) природосообразности; б) культуро-сообразности; в) интегративности. Следуя особенностям календарного фольклора и учитывая специфику фольклорной игры, нами использовались различные формы учебноБиблиографический список

воспитательного процесса, включающие, как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Во внеучебной работе мы использовали различные виды социокультурной деятельности (культпоходы в театры и на концерты детских фольклорных коллективов, посещение выставок народных промыслов и музеев национальной культуры, участие в конкурсах и фестивалях, национальных народных праздниках и т.д.).

Обобщим изложенное выше. Возросшее внимание к развитию национальных культур народов России отражается во многих государственных документах и программах ЮНЕСКО. Одним из инновационных направлений современного образования является этнохудожественное образование, определяемое как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. В этом контексте этнохудожественное воспитание является предметом исследования многих современных ученых, что подтверждает актуальность данной проблемы в педагогической науке.

Предметом нашего исследования выступает разработка педагогических условий, способствующих эффективному эт-нохудожественному воспитанию на основе использования детского календарного игрового фольклора. С учетом социально-педагогических функций календарного игрового фольклора осуществлялся отбор и систематизация материала, адаптация его применительно к учебно-воспитательному процессу школьников в условиях образовательных учреждений. Последующим этапом явилась разработка учебнометодического комплекса, включающего учебную программу, два учебных пособия и учебно-методическое пособие. С целью повышения эффективности исследуемого процесса применялись различные методологические подходы (культурологический, художественно-эстетический, интегративный, личностно-ориентированный, этнорегиональный, экологический, деятельностный) и ведущие принципы (природосообразности, культуросообразности, интегративности.). Результаты формирующего эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.

1. Павлова, И.Ю. Вопросы этнохудожественного образования: аксиологический аспект / И.Ю. Павлова // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 3.

2. Кузьмина, Н.П. Игровой фольклор в молодёжной среде: учебное пособие / Н.П. Кузьмина. - Казань: КГУКИ, 2005.

3. Иванова, И.Г. «Играем, играем - всех потешаем!»: учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Астория», 2006.

4. Иванова, И.Г. Детский календарный фольклор: учебно-методическое пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Астория», 2007.

5. Иванова, И.Г. Волшебный мир фольклора: учебная программа / И.Г. Иванова. - Казань: «Окей», 2008.

6. Иванова И.Г. «Фольклорный праздник и народные игры»: учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Окей», 2009.

Статья поступила в редакцию 15.04.09

УДК 372.3 (57)

Ю.Б. Петросов, аспирант НГГУ, г. Нижневартовск, Т: 89226553500

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

В статье показана взаимосвязь процесса модернизации начального профессионального образования и процесса профессионального становления будущего специалиста, обеспечивающего потребности личности и общества. На основе официальных статистических данных, а также результатов исследовательской работы выделен региональный аспект.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, тенденции, развитие, цели, содержание, профессиональное становление личности.

В современной науке за образованием почти единогласно признается задача обеспечения становления человека как личности во всей совокупности социальных ролей, отношений и связей. Используя общее образование как базис, профессиональное образование создает условия для профессионального становления личности - управляемого процесса активного ов-

124

ладения субъектом труда системой профессиональных знаний и компетенций, необходимых на данном этапе овладения профессией, создания моделей дальнейшего профессионального развития. Данный процесс сопровождается приобретением или изменением профессионально важных качеств личности и формированием позитивного отношения к профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.