Научная статья на тему 'Реализация педагогического потенциала фольклора в условиях современной социально-культурной сферы общества'

Реализация педагогического потенциала фольклора в условиях современной социально-культурной сферы общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / FOLK ART CULTURE / FOLKLORE / PEDAGOGICAL POTENTIAL / EDUCATION / BEST EDUCATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И. Г.

В статье обоснована актуальность проблемы, приведены соответствующие законодательные документы, подтверждающие роль и значение использования педагогического потенциала фольклора как средства воспитания личности, раскрыты особенности его реализации в социально-культурной сфере общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALE PEDAGOGICAL POTENTIAL FOLKLORE IN CONTEMPORARY SOCIAL-CULTURAL SPHERES OF SOCIETY

The urgency of the problem, are the relevant regulatory legal documents confirming the role and importance of folklore as a means to educate a person, cleared up the implementation of the pedagogical potential of folklore in the socio-cultural spheres of society

Текст научной работы на тему «Реализация педагогического потенциала фольклора в условиях современной социально-культурной сферы общества»

УДК 13.21.08

И.Г. Иванова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

В статье обоснована актуальность проблемы, приведены соответствующие законодательные документы, подтверждающие роль и значение использования педагогического потенциала фольклора как средства воспитания личности, раскрыты особенности его реализации в социально-культурной сфере общества.

Ключевые слова: народная художественная культура, фольклор, педагогический потенциал, воспитание, передовой педагогический опыт.

Ilvira Ivanova SALE PEDAGOGICAL POTENTIAL FOLKLORE IN CONTEMPORARY SOCIAL-CULTURAL SPHERES OF SOCIETY

The urgency of the problem, are the relevant regulatory legal documents confrming the role and importance offolklore as a means to educate a person, cleared up the implementation of the pedagogical potential offolklore in the socio-cultural spheres of society.

Keywords: folk art culture, folklore, pedagogical potential, education, best educational experience.

Реализация педагогического потенциала фольклора в условиях современной социально-культурной сферы общества становится одним из факторов сохранения национально-культурного наследия, интегрирования многополярной культуры народов России, обеспечения устойчивости социума и выполнения государственного «социального заказа» по межкультурной и духовной консолидации полиэтничного общества. Впервые его роль и значение было обосновано в «Рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении фольклора» (1989), законах РФ «Об образовании» и «О культуре» (1992). В этих документах определены права граждан на свободную реализацию своей культурной самобытности, проведение национальных фестивалей и выставок.

В документе Минобразования РФ (2002) «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» перед учреждениями поставлены следующие задачи этнокультурной направленности: развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности; воспитания патриотов России; развитие культуры межэтнических отношений и др. В этом документе подчеркивается приоритетность области «Искусство» как основы для воспитания в контексте лучших традиций народной культуры посредством приобщения к ее духовно-нравственным ценностям.

Проблема использования народного художественного творчества как фактора духовнонравственного и творческого развития личности освещена в исследованиях М.Л.Бирюковой, В.Ф.Канева, М.Ю.Новицкой, О.В. Резановой, Т.Я.Шпикаловой и др. Проблеме реализации педагогического потенциала фольклора посвящены труды многих современных ученых-педагогов: Т.И.Баклановой, Г.Н.Волкова, И.Ф.Гончарова, Л.В.Ершовой, М.И.Махмутова, Г.В.Мухаметзяновой,

З.Г.Нигматова, Ф.Ш.Салитовой, С.А.Хамматовой, Я.И.Ханбикова и др.

Художественно-эстетическое воспитание средствами фольклора рассматривалось в трудах ученых:

Н.С.Меликмамедова (азербайджанского), Ю.В.Юзбашяна (армянского), Л.С.Бабенко (белорусского), Нго Тхи Нам (вьетнамского), Э.Л.Эксанишвили (грузинского), Л.П.Куприяновой (русского), С.Ф.Сизиковой (таджикского), З.М.Явгильдиной (татарского), И.Ю.Павловой (чувашского), А.Ш.Хасанова (узбекского) и др.

В исследованиях Л.Викара, Л.В.Жирновой, Л.М.Кашаповой, М.Г.Кондратьева,

М.Н.Нигмедзянова, И.Ю.Павловой, Э.М.Шигаповой затрагиваются вопросы родственных связей национального фольклора различных народностей. В работах Е.В.Беляевой, С.А.Хазей, Ф.Ф.Харисовой рассматриваются вопросы оздоровления детей на основе использования народной художественной культуры, коррекции их психоэмоционального развития, профилактики девиантного поведения.

Специфика реализации педагогического потенциала фольклора позволяет решать разнообразные воспитательные задачи: а) воспитание добрых чувств; б) усвоение моральных норм; в) развитие речи и укрепление здоровья (использование дыхательной гимнастики во время пения, физическое развитие в фольклорных играх под музыку и танцах); г) развитие творческого потенциала личности и т.д. Следовательно, реализация педагогического потенциала фольклора в социально-культурной деятельности может быть направлена на решение задач гармоничного развития подрастающего поколения.

Отечественная практика воспитания с использованием фольклора представляет значительный интерес и содержит различные подходы, формы и методы его осуществления. Например, на базе средней

образовательной школы № 135 и №15 г. Казани организован русский детский фольклорный ансамбль «Родничок», который является лауреатом городских и республиканских фольклорных фестивалей: «Казанская субботея», «Венок дружбы», «Каравон» и др. Использование в этом коллективе фольклора как средства воспитания направлено на развитие духовно-нравственных качеств личности. Для работы с русским детским фольклорным ансамблем «Родничок» автором изданы специальные учебные и учебно-методические пособия [1,2,3].

Проблема реализации педагогического потенциала фольклора в Республике Мордовия во многом обусловлены ведущими тенденциями в общем образовании. Весомым вкладом в культуру Мордовии можно считать издания учебно-методических пособий «Мордовская музыка в начальной школе», «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе» - богатейшее традиционное народное искусство мокши и эрзи, освещаемое в широком контексте национальных художественных традиций и во взаимосвязях музыкальных культур соседних и родственных народов (финно-угорских, славянских, тюркских).

Так, в Марийском республиканском колледже культуры и искусств в учебный план введено изучение марийских традиционных инструментов - гармошка, жалейка, шушпык (свирель), шумыр (волынка), кусле (гусли), а также введены предметы, связанные с освоением фольклорной культуры марийского народа - «Народное музыкальное творчество мари», «Расшифровка народных песен». Реализации педагогического потенциала фольклора отводится значительное место и об этом свидетельствуют темы дипломных работ студентов: «Скрипичные традиции башкирских мари», «Инструментальные традиции кировских мари», «Орнаментика татарских песенно-танцевальных наигрышей гармонистов Параньгинского района РМЭ» и т. д.

В Чувашии в Чебоксарском Центре детского и юношеского творчества организован ансамбль народных инструментов «Эревет», что в переводе с чувашского означает «Чудо-краска». В составе оркестра много чувашских народных инструментов и в его репертуаре основное место занимает чувашская фольклоорная музыка. В современных общеобразовательных школах Чувашии уроки музыки проводятся по специальным программам с использованием чувашского музыкального фольклора. Для этого предназначена изданная чувашскими музыкантами - педагогами хрестоматия «Чувашская музыка» [4].

В процессе совместной экспериментальной работы Московского государственного университета культуры и искусств и педагогов-экспериментаторов образовательных учреждений Северного Окружного Управления Московского Департамента Образования под научным руководством профессора ТИ.Баклановой создана преемственная образовательная модель «Детский сад-школа-вуз», в которую вошли ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1664, прогимназия №1667, средняя школа № 683. При таком подходе ценности отечественной культуры становятся средством воспитания, обновления содержания образования, совершенствования качества воспитательного процесса на основе использования фольклорного искусства. Так, в интегрированной образовательной системе «Сказочная страна», «Кто на свете всех милее?» и «Русский дом» представлены образы-идеалы русского народа, воплощенные в фольклоре [5] .

В Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Уде) проводятся различного рода исследования ученых и студентов на предмет отношения подрастающего поколения к фольклорному искусству казачьего народа. Разработан программный проект - деятельность культурной общественной организации «Клуб любителей казачьего фольклора», который предполагает решение проблемы популяризации, изучения, сохранения и дальнейшего развития казачьего фольклора, способствующей формированию условий для развития творческих способностей детей, подростков, молодежи. «В качестве ожидаемых результатов видится сохранение народных традиций забайкальских казаков, обусловленных своеобразием языка, местного уклада жизни, трудовой деятельностью; пропаганда народного творчества забайкальских казаков; укрепление дружбы и культурных связей между народами» [6].

В Краснодарском университете культуры и искусств используется педагогический потенциал фольклора адыгов, кабардинцев, балкар и других народов Юга России. Изучение, сохранение и дальнейшее развитие культурного наследия полиэтнического и поликонфессионального региона осуществляется в направлении взаимовлиянии, единства в разнообразии, взаимообогащении и синкретизации.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы: а) актуальность сохранения и развития народной художественной культуры подчеркивается в важнейших правительственных документах и программах, в международных актах ЮНЕСКО; б) проблеме реализации педагогического потенциала фольклора посвящены труды ученых-педагогов, фольклористов, искусствоведов, что подверждает актуальность выбранной темы исследования; в) реализация педагогического потенциала фольклора позволяет решать разнообразные воспитательные

задачи: укрепление здоровья - использование дыхательной гимнастики во время пения, физическое развитие в фольклорных играх под музыку, физическое развитие в танцах; патриотическое воспитание, усвоение моральных норм, воспитание добрых чувств и т.д.; развитие речи, памяти, кругозора, знаний; развитие творческого потенциала личности; г) реализация педагогического потенциала фольклора в социально-культурной деятельности может быть направлена на решение задач гармоничного развития подрастающего поколения.

Литература

1. Иванова И.Г. Играем, играем - всех потешаем. Учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань, 2006.

2. Иванова И.Г. Детский календарный фольклор. Учебно-методическое пособие / И.Г. Иванова. -Казань, 2007.

3. Иванова И.Г. Волшебный мир фольклора. Учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань, 2008.

4. Воротникова Г.К. Некоторые особенности освоения национальной музыки в чувашской школе. Методическое пособие / Г.К. Воротникова. - Чебоксары, 1990. - 31с.

5. Нестеренко А.В. Модернизация и совершенствование образования на основе народной художественной культуры / А.В.Нестеренко // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. - Шуя, 2005. - С. 25.

6. Нужнова Н.М. Воспитание подрастающего поколения на традициях забайкальского казачьего фольклора / Н.М.Нужнова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Междун. научн. конгресса. - М.: ВИНИТИ, 2007. - С. 271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.