Научная статья на тему 'Этнохудожественное воспитание как предмет психолого-педагогического исследования'

Этнохудожественное воспитание как предмет психолого-педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ETHNO ARTISTIC EDUCATION / ETHNO PEDAGOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / QUALITATIVE MEASURES / CHILD CALENDAR FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И. Г.

This article presents the psychological pedagogical research of the process of the ethno artistic education using the elements of folk artistic culture. The relevance of this issue is explained. The author gives the definition of the term ethno artistic education and explains its significance in the development of the personality. The article shows also the objects and the main aims of the ethno artistic education, presents the graded algorithm of research

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno artistic education as subject of psychological pedagogical research

This article presents the psychological pedagogical research of the process of the ethno artistic education using the elements of folk artistic culture. The relevance of this issue is explained. The author gives the definition of the term ethno artistic education and explains its significance in the development of the personality. The article shows also the objects and the main aims of the ethno artistic education, presents the graded algorithm of research

Текст научной работы на тему «Этнохудожественное воспитание как предмет психолого-педагогического исследования»

ТЮРМ ЮСШЛШ1Я

#

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И.Г. Иванова, аспирантка Казанского государственного университета

культуры и искусств

Ключевые слова: этнохудожественное воспитание, этнопедагогика, педагогические условия, качественные показатели, детский календарный фольклор.

Одна из важнейших задач современного общества — духовно-нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками множеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Как «оживить» прошлое, не просто ознакомить с ним, сделав его предметом изучения, а увлечь, зажечь им, перевести его в настоящее, раскрыв богатства культурного наследия и многовековых традиций народа. Все это актуализирует проблему этноху-дожественного воспитания в современной образовательной системе. При этом одной из основных задач выступает определение методологии использования элементов народной художественной культуры в процессе обучения и воспитания, в частности школьников, т.е. какими методами, какими универсальными путями идти к достижению цели. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно в млад-

шем школьном возрасте происходит творческое развитие детей, и именно эстетическая деятельность более всего соответствует эмоциональной природе восприятия школьника. Фундаментальные теоретико-методологические основы формирования творческой личности представлены в исследованиях выдающихся отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Л.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна и др. Проблемы развития творческой личности освещались в трудах ученых-педагогов: Э. Б. Абдуллина, Ю.Б.Алиева, А.А.Аронова, Н. А. Ветлугиной, И.Я.Лернера, Л.А.Рапацкой, А.Я.Пономарева и др. Проблеме этноху-дожественного воспитания посвящены труды многих современных ученых-педагогов: Т.И.Баклановой, Г.Н.Волкова, И.Ф.Гончарова, Л.В.Ершовой, М.И.Махмутова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, И.Ю.Павловой, Ф.Ш.Салитовой, С.А.Хамматовой, Я.И.Ханбикова и др. Возможность освоения школьниками народной художественной куль-

Теория воспитания

#

туры подтверждается в трудах фольклористов и искусствоведов: Э.Е.Алексеева, Б.В.Асафьева, Г.С.Виноградова, В.Е.Гусева, И.И.Земцовского, Г.М.Макарова и др.

Этнохудожественное воспитание — это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре. Основными задачами этнохудожественного воспитания выступают: а) воспитание этнической культуры личности; б) формирование и развитие этнокультурной компетентности; в) развитие личностных качеств учащихся средствами этноху-дожественного воспитания; г) привлечение ресурсов этнохудожественного воспитания для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей детей и подростков средствами народной художественной культуры. Одним из средств этноху-дожественного воспитания младших школьников является детский фольклор. Фольклорное наследие любого народа — уникальный источник сохранения культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. Трудно найти другой материал, столь близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательные и обучающие возможности, каким является детский календарный фольклор. Гармоничное соединение в фольклоре пения, народного танца, игры на народных инструментах и сценарного действия народных праздников открывает большие возможности переключения внимания учащихся с одного вида творчества

на другой, помогает снять напряжение, скованность, зарядиться положительной энергией, стать физически и морально здоровым человеком. Детский календарный фольклор мы применяем также в качестве психофизической разгрузки, способствующей физическому развитию детей.

Специфика детского фольклора, в частности многообразие возможностей для создания образов и способов их выражения, богатство оттенков для передачи настроений, недоступных слову, позволяет решать разнообразные задачи: а) воспитание добрых чувств; б) усвоение моральных норм и представлений во время фольклорного прослушивания народных песен, инструментальных произведений; в) развитие речи и укрепление здоровья (использование дыхательной гимнастики во время пения, физическое развитие в играх под музыку и танцах); г) развитие творчества в процессе импровизации и т.д. Изучение народных традиций, участие в календарных народных праздниках способствует развитию мышления, помогает активизации интереса школьников к истории и культуре своего народа, содействует формированию активной творческой личности. Таким образом, этнохудожественное воспитание средствами детского календарного фольклора выступает как этно-педагогический процесс [1], который несет в себе не только эстетическую, психологическую, физиологическую функции, но и в целом решает задачи духовно-нравственного воспитания школьников. Основной целью использования детского календарного фольклора на начальном этапе этнохудо-

Казанский педагогический журнал

42009

#

жественного воспитания младших школьников является формирование умений и навыков общения. Многие первоклассники испытывают трудности в общении со сверстниками и старшими, в результате чего возникают стрессовые ситуации и т.д. Поэтому необходимо помочь им подружиться с одноклассниками, научить уважительно относиться к пожилым людям, познакомить с нормами поведения своего и других народов, проявлять терпимость и понимание к традициям различных народностей.

Для проведения педагогического исследования мы разработали определенный алгоритм действий, включающий в себя несколько этапов: 1 этап — определение цели и основных задач этнохудожественного воспитания младших школьников на основе использования детского календарного фольклора: а) цель — формирование знаний, умений и навыков общения в коллективе; б) основные задачи — развитие творческой активности личности младшего школьника в процессе этнохудожественного воспитания, формирование знаний, умений и навыков этнохудожествен-ного творчества, развитие умений и навыков общения в процессе этноху-дожественного творчества. 2 этап — разработка критериев оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков общения у младших школьников: а) активность и творческое участие школьника в проведении мероприятия; б) уровень знаний, умений и навыков этнохудожественного творчества; в) уровень знаний, умений и навыков общения в процессе этнохудожественного творчества.

3 этап — определение качественных показателей уровня сформированно-сти знаний, умений и навыков общения у младших школьников: а) активное участие в ходе всего проведения урока, мероприятия; творческая деятельность (участие в подготовке декораций, костюмов, сценария и т.д.); совместное активное участие родителей школьника; б) знание календарных праздников разных народов, умения читать стихи, петь, танцевать, играть на народных инструментах и декламировать, водить хоровод и т.д.; в) знание правил общения друг с другом и умения соблюдать их в коллективе (усвоить правила-запреты, правила-разрешения, понимать их смысл и значение в сказках, загадках и пословицах); взаимовыручка и поддержка товарищей в играх и забавах (например, умение общаться со сверстниками в процессе проведения фольклорных игр, подражание положительным героям детского фольклора в действительности); умения общаться с младшими, взрослыми и родителями (почет и уважение к старшим, забота о младших и т.д.).

4 этап — разработка учебно-методического обеспечения процесса этнохудожественного воспитания с использованием детского календарного фольклора, способствующего эффективному этнохудожественному воспитанию. С этой целью автором было разработано учебное пособие «Играем, играем — всех потешаем!» [2], где в первой главе («Из истории календарей») прилагается краткий народный календарь, который дает необходимые теоретические сведения (отобраны и упрощены с учетом уров-

Теория воспитания

#

ня подготовки необходимые основные сведения о календарных праздниках). Во второй, третьей и четвертой главах представлены сценарии детских фольклорных праздников, которые классифицированы по временам года. В пятой главе представлены «Малые жанры русского фольклора»: песни-заклички, календарные песни, считалки, потешки, прибаутки, дразнилки и т.д. Это учебное пособие призвано способствовать более глубокому пониманию русских традиций, обрядов и обычаев, является своеобразной малой энциклопедией народных знаний об окружающем нас мире, содействует формированию мировоззрения младших школьников средствами народного искусства [3]. Следующее учебно-методическое пособие «Детский календарный фольклор» нацелено на комплексный подход в преподавании фольклора, дает четкое представление о круге изучаемых проблем, методологических основах, формах и видах деятельности, предполагает обогащение целостной воспитательной работы на основе педагогически и методически осмысленного русского народного календаря [4]. Учебно-методическое пособие предполагает тесную взаимосвязь с другими предметами общеэстетического блока: изобразительное искусство, хореография, фольклорный театр. Автором также разработана образовательная и развивающая программа «Волшебный мир фольклора» [5], рассчитанная на три года обучения (с первого по третий классы) для детей разных уровней музыкальных способностей, являющаяся важным звеном в комплексном эстетическом развитии

учащихся. Ее особенностью является то, что представленный русский фольклор изучается не изолированно от фольклора других народов, а во взаимодействии с ним, автором предложено разработанное направление на возрождение семейных традиций во взаимодействии детей и родителей (укрепление родственных контактов, воспитание у детей чувства ответственности за семью, организация совместного семейного досуга и совместного творчества).

5 этап — определение форм, методов и основных принципов проведения занятий с использованием элементов этнохудожественной культуры. Например, изучение весеннего календарного праздника («Масленица») целесообразнее проводить на природе, где дети смогут покататься на санках, соорудить чучело из снега и соломы, покидаться снежками и т.д. Для проведения зимнего праздника («Коляда») мы используем направление на возрождение семейных традиций во взаимодействии детей и родителей (приглашаются родители, бабушки и дедушки, которых дети одаривают подарками с пожеланиями им здоровья и счастья). Нами разработаны основные принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе этнохудожественного воспитания: а) природосообразности; б) культу-росообразности; в) интегративности.

6 этап — подведение итогов, обобщение результатов и выводы.

Таким образом, этнохудожествен-ное воспитание — это этнопедагоги-ческий процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и разви-

Казанский педагогический журнал

42009

#

тие этнокультурной компетентности и развитие личностных качеств учащихся средствами этнохудожествен-ного творчества. В качестве средства народной художественной культуры мы используем детский календарный фольклор, обладающий огромным педагогическим потенциалом, выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности младшего школьника. Для проведения педагогического исследования нами разработаны критерии оценки и качественные показатели уровня сфор-мированности знаний, умений и навыков общения младших школьников, его учебно-методическое обеспечение, принципы, способствующие эффективному этнохудожественному воспитанию. Разработанный поэтапный алгоритм психолого-педагогического исследования дает возможность вы-

явить эффективность процесса этно-художественного воспитания с использованием элементов народной художественной культуры.

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В. Этнопедаго-гизация образования // Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные труды.— Казань: Магариф, 2005.— 447 с.

2. Иванова И.Г. «Играем, играем — всех потешаем!» Учеб. пособие. — Казань, 2006. - 87 с.

3. Мухаметзянова Г.В. Формирование мировоззрения средствами национального искусства // Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные труды.-Казань: Магариф, 2005.- 447с.

4. Иванова И.Г. Детский календарный фольклор. Учебно-методическое пособие.- Казань, 2007.- 79 с.

5. Иванова И.Г. Волшебный мир фольклора. Учеб. программа.- Казань, 2008.56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.