Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файрман Елена Алексеевна

В статье раскрывается значение детской художественной литературы для развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, методические основы использования художественной литературы, описываются условия для развития речи дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файрман Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

РС! 10.21661/Г-554229

Файрман Е.А.

Педагогические условия использования художественной литературы в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В статье раскрывается значение детской художественной литературы для развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, методические основы использования художественной литературы, описываются условия для развития речи дошкольников.

I

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, художественная литература, выразительность речи, особенности развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, условия развития выразительности речи.

Дошкольное детство является благоприятным временем для воспитания будущего читателя. Через художественную литературу начинается постепенное приобщение к духовному наследию ребенка, в процессе чего развивается его речь и чувства к окружающему его миру.

с тем, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Данная тенденция ставит перед педагогом ряд вопросов: какие произведения необходимо включить в круг детского чтения? Как привить детям любовь к художественному слову и уважение к книге? Можно посоветовать воспитателям при подборе книг учитывать не только данный в программе перечень, но и интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить дошкольников с детскими журналами, пополнять детскую библиотечку [1].

Формирование и развитие правильной речи детей дошкольного возраста является одной из важных задач дошкольного образования. В рамках нашего исследования, мы провели анализ практической ситуации. В результате чего, мы сделали вывод, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Поэтому, чтобы речь ребенка достигла высокого уровня, педагоги дошкольного образовательного учреждения должны уделять большое внимания для полноценного речевого развития детей.

Важным условием для развития речи дошкольников является создание предметно-развивающей речевой среды, которая должна соответствовать оптимальным психолого-педагогическим условиям. Для всестороннего развития речи ребенка необходимо особым способом организовать предметное окружение, что в свою очередь и является речевой предметно-развивающей средой. Если правильно организовать речевую среду, то она будет нести в себе познавательное отношение не только к окружающему миру, но и в целом к родному языку и речи, оказывая эффект воспитательного воздействия. Для расширения более четких речевых представлений и создается речевая среда. Если предметно-развивающая среда организована согласно правилам, то ребенок чувствует себя комфортно, защищенно, стимулируется познавательная и речевая активность, развивается воображение, побуждает желание к игре. В целом предметно-развивающая среда помогает всестороннему развитию личности ребенка.

При организации предметно-развивающей среды должна быть выполнены следующие ее характеристики:

- открытость и незамкнутость;

- способной к изменению и развитию;

- она должна иметь характер не только развивающий, но и развивающийся;

- на протяжении всего времени она должна пополняться и обновляться различными дидактическими и наглядными материалами, различными пособиями и игровым материалом [10].

Для того чтобы у детей воспитать бережное отношения к книге и развить интерес к произведениям художественной литературы, целесообразно в каждой группе создать литературный центр - это спокойное, удобное, эстетически оформленное место. В нем дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать журналы, иллюстрации, альбомы. Так же в литературный центр можно приносить книги, сделанные своими руками.

В старшей группе содержание книг в литературном центре становится более разносторонним и разнообразным, как правило включает в себя различные детские журналы, произведения о природе, познавательную литературу, хрестоматии, детские энциклопедии, русские народные сказки, сказки народов мира. Начинает значительно увеличивается количество книг, дети могут самостоятельно пользоваться книгами, рассматривать картинки, составлять рассказы после просмотра иллюстраций, задавать вопросы педагогу.

Для того чтобы обогатить словарь детей дошкольного возраста целесообразно использовать произведения художественной литературы.

По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Через художественную литературу у детей формируются нравственные чувства, нормы нравственного поведения, обогащается внутреннее отношение к окружающему миру, воспитывается эстетическое восприятие. Произведения литературы оказывают влияние на развитие речи, дают образцы русского литературного языка.

Е.А. Флерина отмечала: «Что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой» [8].

Н.С. Карпинская также считала: «Что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность» [8, с. 32].

Речь взрослых для ребенка в период дошкольного детства является образцом для подражания. Поэтому при общении с детьми, воспитателю необходимо следить за своей речью. Во-первых, она должна быть выразительной, чёткой, правильной. Во-вторых, он должен использовать невербальные средства общения: мимику и жесты, паузы, позы, смех, слезы и т. д. Кроме того, невербальные средства общения совершенствуют и развивают коммуникативные возможности ребенка, что в свою очередь ведет к более высоким возможностям для его развития.

Поэтому художественная литература является востребованным условием для развития речи. При реализации Федерального государственного образовательного стандарта в области «Речевого развития», педагог дошкольного учреждения должен для себя поставить ряд задач:

- побуждение интереса и желания у детей к чтению художественных произведений;

- воспитание у детей бережное отношение и любовь к книгам;

- обогащение словаря;

- развитие поэтического слуха, интонационной выразительности чтения.

Воспитатель помогает ребенку развивать собственные чувства в результате усвоения им языка тех произведений, с которыми он их знакомит. Через художественное слово ребенок учится понимать всю красоту родной речи, которую он слышит, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и в то же время формирует его моральные представления.

При организации педагогической деятельности, педагог дошкольного образования использует формы работы с детьми: организация книжного уголка, беседы о книгах, организуются выставки детских рисунков по анализу прочитанных книг, праздники и развлечения, утренники, беседы о писателях и художниках, тематические дни писателей, прослушивание аудио-и видео записей художественных произведений.

На всевозможных занятиях, которые проводятся в детском саду, педагоги должны уделять большое внимание развитию словаря. Осуществляется систематическое функционирование по формированию связной речи и отработке грамматических видов. Работа над звуковой культурой речи обязана идти регулярно, не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментах.

При ознакомлении с литературными произведениями, детей старшей возрастной группы учат замечать выразительные средства. Дети шестого года жизни уже способны хорошо понимать содержание литературного произведения: они могут различать жанры литературных произведений и выделять одни характерные особенности для определенного жанра. Когда педагог осуществляет анализ сказки, для того чтобы дети смогли понять и почувствовать ее смысл и содержания он должен быть таким, чтобы, у дети надолго остались в памяти и полюбились художественные образы. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями, ребенка учат ощущать красоту и напевность стихотворения, глубже понимать содержание. Ознакомляя детей с рассказами, воспитатель обязан рассказать важность описываемого явления, взаимные отношения, которые возникают между героями, просить ребят обратить внимание на то, какими словами автор описывает героев и их поступки. Для выявления понимание ребенком содержания произведений, его умений давать оценку поступкам и действиям героев, воспитатель задает уточняющие вопросы [9].

При выборе художественной литературы следует учитывать индивидуальные особенности детей и их развитие. При отборе детских художественных произведений педагоги детского образовательного учреждения должны тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, поскольку для каждого возрастного этапа свои произведения детской литературы [11].

В процессе знакомства дошкольников с художественными произведениями воспитатель должен применять различные методы:

- выразительное прочтение воспитателем;

- обсуждение прочитанного;

- рассматривание иллюстраций;

- объяснение неизвестных ребёнку слов;

- повторное прочтение.

Воспитатель при организации занятий и самостоятельной художественно-речевой деятельности дошкольников использует приемы руководства выразительными качествами детской речи.

Л. В. Щерба считала, что - «Исходным приемом является образец выразительного чтения -правильная, предварительная продуманная речевая деятельность педагога, предназначена для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте, образец используется и после речи детей, но при этом он будет служить для сравнения и коррекции. Но чтобы дети не копировали его бездумно, чтобы формировать творческую индивидуальность чтения, образец должен сопровождаться рядом других приемов. Их назначения - помочь ребенку осознать особенности исполнения данного произведения, заблаговременно потренироваться, поучиться читать его, особенно сложные места. Фронтально направленные активные приемы, в первую очередь требующие проговаривания, важны еще и потому, что на занятии далеко не все дети смогут поупражняться в громкой речи, в чтении вслух» [3, с. 265].

Образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя к выразительности речи детей. Используется напоминание сходного случая, яркого представления из жизни детей, оживляющее пережитые ранее чувства. В старших группах преобладают приемы, рассчитанные на творческое использование их детьми. Например, когда ребенок дают простую характеристику героям, что помогает ему использовать подходящие интонации («Лиса хитренькая, тоненько говорит, ласково»).

Для запоминания используют упражнение на повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы). На занятиях используются разные варианты проговаривания: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей. Нужно обратить внимание, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности, а не носило принудительного, механического характера.

В процессе становления выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать прием словесных упражнений. Для этого детям предлагается упражнение на повторение (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса.

Интонация играет значительную роль в речи. Для развития умения осознано пользоваться интонацией в процессе высказывания, составляются и разрабатываются специальных упражнения. Щерба Л.В. в своих методических пособиях рекомендует ряд интересных упражнений для формирования интонационной выразительности. Это упражнения на произнесение фраз с различными интонациями [3, с. 247]

Чтение по ролям и совместное чтение с воспитателем (когда воспитатель начинает читать, а ребенок договаривает строки) является одним из эффективных приемов чтения детьми художественных произведений, который ведет к безусловному повышению качества чтения. Материалом могут служить стихотворения, потешки, считалки, шутки.

Воспитание выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста требует хорошего овладения техникой речи. Работу над техникой речи можно рассмотреть с двух сторон: с одной стороны, это воспитание звуковой культуры речи, а с другой, как работу над выразительностью речи.

Известный методист М.А. Рыбникова писала, «В системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий произношением. Работа над речью должна ставить своей задачей развития фонетической четкости» [4, с. 25].

Специалисты советуют делать упражнения по техники речи ежедневно по 8-10 минут.

Начинать работу над техникой речи следует с постановки дыхания. Для того, чтобы лучше овладеть правильным дыханием, необходимы упражнения.

Для того чтобы ребенок смог управлять голосом, важно его научить правильно пользоваться дыханием. Для выразительного чтения большое значение имеет звонкий, послушный голос. Добиться звонкости и собранности звука, естественной благозвучности, слышимости на дальнем расстоянии можно, выполняя упражнения.

Каждое слово надо произносить ясно, четко, отчетливо. Для выработки хорошей дикции необходимо знать место и способ образования звуков. Для этого используются разные системы тренировки дикции, в которые включают чисто- и скороговорки.

Чистоговорка - это ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки очень полезно использовать при закреплении произношения звука. Например: Цо - цо - цо, снесла курица яйцо, жу - жу - жу, молока дадим ежу.

Скороговорка - труднопроизносимая ритмическая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. При использовании скороговорок, вырабатывается правильная артикуляция звуков. Например: шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше, несли по два гроша; На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Произведения детской художественной литературы являются средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средством развития речи детей. Через книгу совершенствует речь ребёнка, обогащается и развивается её форма, так как еще с раннего возраста ребенок, не понимая этого, тянется к языковому образу, через игру учиться повторять живое слово, играет с ним.

Таким образом, в настоящее время для развития выразительности речи средствами художественного слова используется комплекс разнообразных методов и приемов. Среди них наиболее эффективными являются те, которые направлены на развитие всех компонентов выразительной речи (как речевых, так и внеречевых).

Литература

1. Колодяжная Т.П. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян. - М.: УЦ Перспектива, 2009. - 144 с. - ISBN 978-5-98594-167-8

2. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника / А.М. Леушина; сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999 - С. 358-369

3. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М: Учпедгиз, 1975.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Ми-нобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 80 с. (Правовая библиотека образования).

5. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.

6. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 448 с. - ISBN 978-5-7695-9603-2

7. Торсуева И.Г. Мелодика речи: ЛЭС / И.Г. Торсуева. - М., 1990.

8. Рябова Е.Д. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-voz (дата обращения 26.02.21).

9. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotk:a-hudozhestvenaja-literatura-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 2.03.21)

10. О.Е. Кондрашина [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/pedagogicheskie-usloviya-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov/viewer (дата обращения 5.03.2021).

11. Левченко Е.В. Роль художественной литературы в развитии речи детей / Е.В. Левченко, Н.А. Карелина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №7 (17). - С. 9-12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// moluch.ru/th/1/archive/109/3741/ (дата обращения: 05.03.2021).

УДК 37

DOI 10.21661/Г-554369

Фан И., Коновалова С.А.

Китайские философы о музыкальном воспитании и современные педагоги о вокальном образовании

Аннотация

В статье представлен анализ мировоззрения китайских философов на музыкальное воспитание. Рассмотрены суждения Сюнь-цзы, Мэн Кэ, Гуань-цзы на эстетическое воспитание посредством искусства; представлена роль педагога в музыкальном воспитании и становлении музыканта, проанализированы связи мирового порядка, гармонии жизни и музыкальной гармонии. В статье обоснованы педагогические подходы обучению вокалу современных китайских преподавателей, которые опираются на сохранения традиций, а также на обогащение традиционных вокальных техник европейским опытом.

I

Ключевые слова: музыкальное воспитание, вокальное образование, китайская философия, музыкальное образование в Китае.

Система взглядов Сюнь-цзы занимает особое место в развитии философской, общественно-политической и педагогической мысли Китая. Он, опираясь на философские школы древнего Китая выдвигал теорию применения законов для регулирования общественных отношений и идеи самосовершенствования, применения ритуалов и музыки.

Спецификой педагогических взглядов Сюнь-цзы было особое внимание к ритуалу и законам как к инструментам воспитания личности. Его учение о ритуале носит всеобщий характер, который рассматривается в качестве воспитательного инструмента «исправления злой природы» человека. Однако он разделяет воспитательные методы исправления природы человека, так образованные и знатные люди должны воздействовать на свою злую природу сознательно, прибегая к ритуалу и «чувству долга», а не образованных следует, по его мнению, учить с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.