Научная статья на тему 'Педагогические условия интенсификации иноязычного образования в вузе'

Педагогические условия интенсификации иноязычного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGES EDUCATION / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / INTENSIFICATION / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONCENTRATED LEARNING / ВАРИАТИВНОСТЬ / VARIABILITY / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимкина Юлия Юрьевна, Хлыбова Марина Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению условий интенсификации иноязычного образования в неязыковом вузе. Авторы статьи рассматривают особенности и условия использования интенсивных методов обучения иностранному языку, применение технологии концентрированного обучения как условие интенсификации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В статье также описываются условия использования вариативной самостоятельной работы, позволяющей интенсифицировать процесс обучения иностранному языку в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of an intensification of foreign language education in higher school

The article is devoted to consideration of the intensification conditions of the foreign languages educational process in a non-linguistic institution. The authors consider peculiarities and conditions of the application of intensive methods to the foreign language training, the employment of the concentrated training technology as a prerequisite for intensification of the process of formation of the foreign language communicative competence. The article also considers the prerequisites for employment of the variative self-work, which can intensify the process of foreign language teaching in higher education

Текст научной работы на тему «Педагогические условия интенсификации иноязычного образования в вузе»

Тимкина Ю.Ю., Хлыбова М.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Участие российских специалистов в научной и профессиональной международной коммуникации, активное использование информационных ресурсов на иностранных языках актуализируют необходимость интенсификации обучения иностранному языку в профессиональной школе.

Кроме профессиональных компетенций, выпускник высшей профессиональной школы должен обладать иноязычной коммуникативной компетенцией, уровень которой позволит принимать участие в международном сотрудничестве с целью решения профессиональных задач, а также использовать иностранный язык для повышения уровня квалификации в течение жизни.

Целью обучения иностранному языку в вузе выступает формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов в профессиональной сфере общения. Однако следует констатировать тот факт, что число специалистов, свободно владеющих иностранным языком, остается недостаточно высоким. Ряд объективных причин не позволяют эффективно формировать иноязычную компетенцию студентов. Сокращение аудиторных часов, увеличение доли самостоятельной работы, низкая мотивация студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка не позволяют вовлечь обучающихся в иноязычное общение.

Изучение дисциплины «Иностранный язык» бакалаврами в среднем продолжается три семестра, два академических часа в неделю аудиторной работы, магистры изучают иностранный язык ещё в течение одного семестра.

С целью интенсификации иноязычного образования студентов возникает необходимость в создании определенных педагогических условий современного образовательного процесса, направленных на вовлечение студентов в иноязычную деятельность, придание личного смысла (мотива) иноязычному самообразованию, построение индивидуальных образовательных траекторий, отвечающих личным и профессиональным интересам, а также уровню подготовки студентов.

Необходимо применение активных, научно обоснованных форм аудиторного обучения и рассмотрение условий организации внеаудиторного обучения для интенсификации процесса обучения, позволяющих улучшить качество иноязычной подготовки студентов.

В современной педагогической литературе широко исследуются вопросы теории и практики интенсификации методов обучения (Ю. К. Бабанский, С. Н. Лысенкова, В. А. Трайнев, В. Ф. Шаталов и др.). Основные общепедагогические требования к реализации принципа интенсификации были представлены в трудах Ю. К. Бабанского [2, с.381]:

• повышение целенаправленности обучения,

• усиление мотивации учения,

• повышение информативной емкости содержания образования,

• применение активных методов и форм обучения,

• ускорение темпа обучения,

• развитие навыков учебного труда.

Возможности данной концептуальной педагогической модели следует рассмотреть с точки зрения перспектив ее реализации в пространстве обучения студентов иностранному языку в профессиональной школе.

Для обеспечения оптимальных условий интенсификации учебного процесса, а также учитывая специфику преподавания иностранного языка в неязыковых вузах - в кратчайшие сроки научить студентов пользоваться иностранным языком как средством межкультурного общения, актуально использование отдельных положений интенсивного обучения.

Интенсивные методы обучения (Г. Лозанов, Г. А. Китайгородская и др.) призваны не только в кратчайший срок сформировать у обучаемого определенный комплекс умений и навыков, но и заставить обучающегося преодолеть психологический барьер, возникающий при искусственном формировании иноязычной коммуникативной компетенции.

В рамках интенсивного направления развиваются действующие и создаются новые методические системы. За последние годы многие из идей, на которых строится теория интенсивного обучения, стали достоянием широких педагогических кругов (Л. Ш. Гегечкори, И. Ю. Шехтер, В. В. Петрусинский и др.). Некоторые из них развиваются в научных исследованиях, другие апробируются только на практике. Именно практика показала, что использование даже отдельных положений интенсивного обучения дает положительные результаты на всех этапах обучения иностранным языкам, от дошкольного образования до средней и высшей школы.

Методы и технологии, основанные на принципах интенсивного обучения, имеют большие потенциальные возможности. Можно определить следующие педагогические условия их эффективного использования:

- активизация учебной деятельности;

- реализация межпредметных связей в процессе обучения;

- оптимизация учебного процесса;

- максимальное вовлечение личностного и психофизиологического потенциала обучаемых;

- заинтересованность и высокая квалификация преподавателя, использующего методы интенсивного обучения [3].

Сегодня интенсивное обучение и интенсификация учебного процесса шагнули далеко за рамки суггестопедии, релаксопедии и т.д. Среди многих направлений в поисках интенсификации процесса обучения многочисленные исследования посвящены вопросам организации учебного процесса, его пространственным, временным, режим-

ным параметрам.

В качестве системы обучения, соответствующей интенсификации обучения, нам видится концентрированное обучение. Концентрированным обучением называют такой процесс обучения, при котором деятельность педагогов и студентов направлена на изучение одной учебной дисциплины в течение длительного промежутка времени - от нескольких часов до нескольких дней и недель. В педагогической практике достаточно широко распространено другое название этого явления - метод погружения.

В исследовании И. А. Зимней рассматривается, в каких случаях более эффективным является концентрированное обучение, а в каких — распределенное во времени. Так, было подчеркнуто, что концентрация благоприятно действует на те моменты учебной деятельности, которые: а) требуют сосредоточения, «включения», вхождения в ситуацию; б) характеризуются необходимостью непрерывного подкрепления и в) обеспечивают большую гибкость поведения в дальнейшем за счет охвата всей системы, всего целого [4, с.28].

Для усвоения и творческого восприятия одних наук и соответствующих им дисциплин необходим длительный процесс «созревания», а для освоения других важным фактором является интенсивность. Так, например, невозможно освоить за короткое время основы философии. Вместе с тем, не вызывает сомнений, что иностранный язык является одной из дисциплин, к которым концентрированное обучение применимо в большей степени.

Следует отметить, что есть некоторая область пересечения концентрированного и интенсивного обучения. Концентрированность учебных часов и учебного материала является одной из внешних характеристик интенсивного обучения. Однако наличие этой характеристики, как отмечают И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, еще не означает, что данное обучение - интенсивное. «Интенсив» в понимании Г. А. Китайгородской -это не срок обучения, а напряжение [5]. Напряжение создает условия для активизации личности, активизации мыслительной, речевой и эмоциональной деятельности, что и позволяет добиться ощутимых результатов.

В процессе реализации концентрированного обучения целесообразно использование отдельных положений интенсивных методов обучения:

- ролевая организация учебного материала и учебного процесса, коллективное взаимодействие обеспечивают «плотность и непрерывность общения» [5];

- полифункциональность упражнений, обеспечивающая тренировки в решении коммуникативных задач, в употреблении грамматических, лексических форм, позволяющая реализовать одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью;

- особым образом организованные традиционные занятия в сочетании с интерактивными формами проведения занятий. Проведение длительных учебных занятий обеспечивает большую возможность использования интерактивного обучения. Становится возможным более широкое применение ролевых и деловых игр, диспутов, групповых дискуссий, «круглых столов», при этом они органично встраиваются в структуру длительного занятия [3];

- подключение эмоциональных факторов к обучению иностранному языку, акти-

визирующих процесс усвоения. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны, интеллектуальная деятельность студентов, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение речевыми умениями.

- организация учебного пространства, отличная от традиционной системы обучения (студенты сидят полукругом или произвольно), снимает чувство скованности, официальную атмосферу занятия.

Применение концентрированного обучения с использованием отдельных положений интенсивных методов позволяет интенсифицировать иноязычное общение и создать языковую среду на аудиторных занятиях. При этом организация внеаудиторной работы студентов приобретает большую значимость по сравнению с традиционной формой обучения.

Основой интенсификации самостоятельной работы студентов выступает вариативность образования, направленная, во-первых, на реализацию принципа индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, то есть удовлетворения личных и профессиональных познавательных потребностей студентов, а также учета уровня владения иностранным языком, во-вторых, на развитие инициативы, творчества и личной ответственности студентов за собственную учебную деятельность.

Вариативное образование, по мнению его разработчика А.Г. Асмолова, направлено на «расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности». При этом целью вариативного образования выступает формирование целостной картины мира, которая обеспечит личности возможность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности [1].

Вариативность - от «вариант» - видоизменение, разновидность рассматривается как наличие нескольких возможных вариантов, видоизменение второстепенных элементов чего-либо при сохранении основы. На сегодняшний день понятия «вариативность», «многообразие», «разнообразие» зачастую используются как рядоположенные, хотя, безусловно, не являются синонимичными [6].

Реализация вариативной самостоятельной работы студентов представляется возможной при переходе от единообразия форм, заданий и упражнений, характерных для традиционной организации самостоятельной работы (письменные лексико-грамматиче-ские упражнения, перевод текстов, заучивание лексических единиц и т.д.), к многообразию образовательных форм, широко представленных в сети Интернет, при организации научно-исследовательской работы студентов в команде.

Вариативная самостоятельная работа студентов по изучению иностранного языка обладает такими характеристиками, как модульность, гибкость, адаптивность. Наличие разных вариантов самостоятельной деятельности предполагает разбивку курса на самостоятельные взаимозаменяемые модули, предоставление широкого спектра форм и средств образовательного процесса, что позволяет свободно определять наиболее приемлемые и привлекательные для студента методы, время и место работы. Самостоятельная работа в данном случае позволяет индивидуализировать усвоение речевых и языковых навыков и умений.

Вариантами иноязычного образования в самостоятельной работе студентов, представленными при обучении студентов английскому языку в Пермской государственной сельскохозяйственной академии, выступают ресурсы Интернет, работа с электронными учебными пособиями, работа с традиционными печатными пособиями. Наибольшей популярностью среди студентов пользуются массовые открытые интернет курсы (MOOCs - Massive Open Online Courses), представленные на различных платформах: «edX», «Openlearning», «Udemy», «Khanacademy», «Coursera» и других.

Разнообразие открытых образовательных курсов на английском языке позволяет студентам самостоятельно подобрать курс в направлении будущей профессиональной деятельности в соответствии с интересами и потребностями.

Прохождение образовательных интернет-курсов, разработанных лидирующими университетами мира, позволяет вовлечь студентов в реальное общение на иностранном языке, активизирует все виды речевой деятельности (чтение дополнительной литературы, аудирование - прослушивание лекций, письмо - еженедельное выполнение письменных работ, обсуждение затронутых проблем на форуме, говорение - отчеты о прохождении курса).

Ценным в данной работе является приобщение студентов к культуре образования в других странах, знакомство с культурой и традициями народов разных стран мира, что, безусловно, способствует развитию толерантности и уважения к чужой культуре, пониманию своей.

Следующим вариантом самостоятельной работы, предлагаемым студентам, является работа с электронными учебно-методическими пособиями, разрабатываемыми преподавателями кафедры иностранных языков. Тренировочные программы организуют упражнение в конкретном виде речевой деятельности, предоставляя обучающемуся выбор уровня сложности изучаемого материала, количество заданий, времени на выполнение заданий, системы оценок. Контролирующий блок программы позволяет осуществлять контроль и самоконтроль формируемых навыков и умений, обеспечивая оперативность получения ответа, что в свою очередь позволяет своевременно корректировать процесс обучения.

Таким образом, в современном образовательном пространстве интенсификация образовательного процесса рассматривается как создание педагогических условий, преобразующих процесс обучения иностранному языку в аудиторной и самостоятельной работе, обеспечивающих повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Интенсификация аудиторного обучения достигается путем применения технологии концентрированного обучения с элементами интенсивного обучения. Применение вариативного образования в самостоятельной работе позволяет увеличить объем учебного материала, организовать иноязычное общение, реализовать проектную деятельность, что отвечает личным и профессиональным интересам студентов и определяет интенсификацию процесса внеаудиторного обучения иностранному языку в высшей школе.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России [Электронный ресурс] URL: http://www.zankov.ru /about/theory/ article=157/ (дата обращения 23.05.15).

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 561

с.

3. Бушуева М. А. Дидактические условия применения концентрированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: Научный журнал. 2011. № 1 (55). С. 103-106.

4. Зимняя И. А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранному языку. // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3 / Ред. Мельник СИ. - М.: МГПИИЯ, 1977. С. 17-30.

5. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Высшая школа, 2009. 277c.

6. Юсупов В.З., Коротаев В.Г. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.