Научная статья на тему 'Педагогические условия интеллектуального развития курсантов при освоении дисциплины История России семинарского типа: обобщение опыта Сибирской пожарно-спасательной академии'

Педагогические условия интеллектуального развития курсантов при освоении дисциплины История России семинарского типа: обобщение опыта Сибирской пожарно-спасательной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная деятельность курсантов / самостоятельная учебная деятельность / умственное развитие / критерии умственного развития курсантов / mental activity of cadets / independent educational activity / mental development / criteria of mental development of cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

Подготовка будущего офицера МЧС России к адекватному, критическому восприятию явной или завуалированной враждебной пропаганды обеспечивается целенаправленным педагогическим стимулированием умственного развития курсанта на занятиях семинарского типа по дисциплине «История России. Определены этапы умственного развития, что позволяет оперативно фиксировать динамику умственного роста: «начитанность», «эрудиция», «интеллект». Эффективная профессиональная мотивация курсанта в системе педагогического процесса стимулирует его активное умственное саморазвитие. Приобретенные умения и навыки самостоятельной умственной деятельности обеспечивают возможность развития от начитанности к интеллекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CADETS WHEN MASTERING THE DISCIPLINE HISTORY OF RUSSIA OF THE SEMINAR TYPE: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY

The preparation of the future officer of the Ministry of Emergency Situations of Russia for an adequate, critical perception of explicit or veiled hostile propaganda is provided by purposeful pedagogical stimulation of the mental development of the cadet in seminar-type classes on the discipline “History of Russia. The stages of mental development are determined, which allows us to quickly record the dynamics of mental growth: “well-read”, “erudition”, “intelligence”. Effective professional motivation of cadets in the system of pedagogical process stimulates their active mental self-development. Acquired skills and skills of independent mental activity provide an opportunity to develop from reading to intelligence.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия интеллектуального развития курсантов при освоении дисциплины История России семинарского типа: обобщение опыта Сибирской пожарно-спасательной академии»

Педагогические условия интеллектуального развития курсантов при освоении дисциплины История России семинарского типа: обобщение опыта Сибирской пожарно-спасательной академии

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Савин Александр Петрович,

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

Подготовка будущего офицера МЧС России к адекватному, критическому восприятию явной или завуалированной враждебной пропаганды обеспечивается целенаправленным педагогическим стимулированием умственного развития курсанта на занятиях семинарского типа по дисциплине «История России. Определены этапы умственного развития, что позволяет оперативно фиксировать динамику умственного роста: «начитанность», «эрудиция», «интеллект». Эффективная профессиональная мотивация курсанта в системе педагогического процесса стимулирует его активное умственное саморазвитие. Приобретенные умения и навыки самостоятельной умственной деятельности обеспечивают возможность развития от начитанности к интеллекту.

Ключевые слова: умственная деятельность курсантов; самостоятельная учебная деятельность; умственное развитие; критерии умственного развития курсантов.

о

U

со

см

см

см

Z

154

Исследование педагогического регулирования активизации самостоятельной деятельности курсантов СПСА МЧС России на занятиях по предметам гуманитарного цикла, в частности по Истории России, обосновано необходимостью совершенствования умственного воспитания обучающихся, как пути решения современной проблемы эффективного противостояния враждебной идеологической пропаганде.

Предметом исследования стал классический дидактический метод, стимулирующий познавательную активность; это - самостоятельная работа курсанта по подготовке к занятиям семинарского типа, по учебной дисциплине История России. Целенаправленная самостоятельная учебная работа это анализ и отбор необходимого для подготовки материала, его логическое осмысление и планирование использования при выступлении. Обучающийся осмысленно отбирает и систематизирует информацию, методически структурирует ее формируя логически правильный текст для ответа на семинарском занятии; что объективно создает умственное напряжение.

Самоподготовка автоматически включает наиболее продуктивные формы мышления и памяти. Это эмоциональная и образная память вызванная впечатлением, ситуативным- сенсационным интересом; в результате возникает яркий образный символ, как основа более глубоких устойчивых знаний. Данный этап умственной деятельности курсанта при самостоятельной подготовке определяет общую эффективность процесса. Эмоционально образная информационная основа - это уже личные знания, стимулирующие словестно-логическую память, и позволяющие самостоятельно формировать текст выступления.

Практическая реализация самостоятельно сформированного курсантом текста активизирует такие виды умственной деятельности как анализ (логический анализ каждого отдельного содержательного компонента, и всего текста в целом); классификация информации по значимости и уровню достоверности; и, в конечном итоге, систематизация. Таким образом осуществляется основная, самая эффективная по результативности и, соответственно по напряженности, умственная деятельность курсанта в процессе самоподготовки. На данном этапе и включается системно-логическая память как высший уровень умственной деятельности при котором осуществляется превращение информации в личностные знания обучающегося. Осмысление усвоенных знаний,

их содержательная и логическая систематизация рождают новые вопросы, а следовательно и новые информационные конфигурации; то есть процесс умственного развития продолжается, формируются навыки и умения интеллектуальной деятельности [3,56].

Гарантией эффективного личностного противостояния негативному воздействию враждебной пропаганды и недобросовестных СМИ мы видим умственное развитие курсанта осуществляемое в педагогическом процессе. Содержание процесса это профессиональное регулирование взаимодействия обучаемого и преподавателя основанное на научной педагогической теории, эффективных, апробированных методах и приемах. Но достижение требуемой результативности возможно лишь при адекватном оперативном управлении каждым этапом учебно-воспитательного процесса. Следовательно, кроме регулирования и контроля каждого этапа взаимодействия, анализа каждого метода и приема в течение данного процесса, необходимо определить объективную шкалу критериев обеспечивающих эффективную диагностику умственного развития обучаемого и анализ («измерение») общих результатов.

Результаты умственного развития проявляются в учебной деятельности прежде всего: в объеме усвоенного материала, который курсант может воспроизвести при опросе, либо при обсуждении предложенной педагогом проблемы; в умении пользоваться усвоенной информацией для построения ответа, доклада, реферата на занятиях по истории России; в способности анализировать и воспринимать любую информацию из различных источников, прямо или косвенно воздействующую на сознание, критически контролируя ее направленность.

Как цель - умственное развитие достигается, прежде всего, умственным воспитанием, то есть передачей педагогом определенной информации и трансформацией ее в личные знания обучаемого. Результативность умственного воспитания личности традиционно выражается в следующей последовательности: начитанность, эрудиция, интеллект.

«Начитанность» предполагает владение значительным объемом информации из различных областей знаний; умение определить «Из какой именно области та или иная информация? Тот или иной вопрос?»; навыки устного и письменного изложения прочитанной или услышанной информации. Как личностное качество, «начитанность» формируется в семье и в системе общего образования (то есть в детском и подростковом периоде). Как личностная характеристика курсанта - «начитанность» определяется и оценивается преподавателем в процессе занятий семинарского типа методом опроса и тематической беседы. Полученные результаты позволяют выстроить наиболее результативный план умственного воспитания курсанта и на конкретном занятии, и в процессе обучения в целом.

«Эрудиция» позволяет систематизировать значительные объемы информации и оперативно пользоваться ими при обсуждении возникающих проблем из различных областей знаний. «Эрудиция» это объективный этап личностного умственного воспитания [4,71]. Выявить данную характеристику сложно, так как в учебном процессе ее проявление практически не дифференцируется, что обусловлено тематической ограниченностью обсуждаемого вопроса, и абстрактностью отличия критериев «эрудиции» от критериев «интеллекта».

«Интеллект» - высший уровень и цель умственного воспитания личности. Это сопоставление фактов, сложных информационных блоков, научных понятий, обобщение выводов, систематизация и структуризация знаний. Способность создавать новые информационные модели, формулировать научные гипотезы и применять методологические концепции для их обоснования и осмысления. Это убежденное стремление к обучению и саморазвитию.

Выявление возможностей учебной дисциплины «История России» в процессе умственного развития курсантов СПСА, на основе определенных нами критериев умственного развития это направление непрерывного педагогического исследования, обеспечивающее необходимую результативность учебно-воспитательного процесса.

Таким образом активизация познавательной деятельности курсантов на занятиях по Истории России обеспечивает интенсивность личностных мыслительных операций, то есть умственной деятельности. Целенаправленное регулирование мотивации курсанта в субъект-субъектном взаимодействии с педагогом формирует стремление к умственному развитию. В результате приобретаются умения и устойчивые навыки умственной деятельности, а также личностное стремление к умственному саморазвитию, через начитанность к эрудиции, и далее к интеллекту.

Литература

1. Азизова, С.М. Технология умственной работы как фактор формирования у студентов стремления к самореализации в их образовательной деятельности. Текст. / С.М. Азизова. Автореф. дис. канд. пед. наук. Махачкала, 2005 г.

2. Алханов, А. Самостоятельная работа студентов. Текст. / А. Алханов // Высшее образование в России. 2005. - № 11

3. Беспалая, Е.Н. Учебные умения и навыки как важный элемент самостоятельной образовательной деятельности студентов в вузе. Текст. / Е.Н. Беспалая // Вестник волгогр.гос. арх-строит. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». 2004 -№ 5.

4. Каминская, С.С. Исследование эффективности самостоятельной работы студентов. / С.С. Каминская // Вопросы обучения и воспитания в вузе. Томск, 1992. -№ 4.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

5. Тригер, Д.Я. Научные основы организации умственного труда студентов. Текст. / Д.Я. Тригер. М Просвещение, 1974. - 278с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CADETS WHEN MASTERING THE DISCIPLINE HISTORY OF RUSSIA OF THE SEMINAR TYPE: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire And Rescue Academy EMERCOM of Russia

The preparation of the future officer of the Ministry of Emergency Situations of Russia for an adequate, critical perception of explicit or veiled hostile propaganda is provided by purposeful pedagogical stimulation of the mental development of the cadet in seminar-type classes on the discipline "History of Russia. The stages of mental development are determined, which allows us to quickly record the dynamics of mental growth: "well-read", "erudition", "intelligence". Effective professional motivation of cadets in the system of pedagogical process stimulates their active mental self-development. Ac-

quired skills and skills of independent mental activity provide an opportunity to develop from reading to intelligence.

Keywords: mental activity of cadets; independent educational activity; mental development; criteria of mental development of cadets.

References

1. Azizova, S. M. Technology of mental work as a factor in the formation of students' desire for self-realization in their educational activities. Text. / S.M. Azizova. Abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. Makhachkala, 2005.

2. Alkhanov, A. Independent work of students. Text. / A. Alkhanov // Higher education in Russia. 2005. - № 11

3. Bespalaya, E.N. Educational skills and abilities as an important element of independent educational activity of students at the university. Text. / E.N. Bespalaya // Bulletin of the volgogr.state arch-builds. un-ta. Ser. "Humanities". 2004 -№ 5.

4. Kaminskaya, S.S. The study of the effectiveness of independent work of students. / S.S. Kaminskaya // Questions of education and upbringing at the university. Tomsk, 1992. - No.4.

5. Trigger, D. Ya. Scientific foundations of the organization of students' intellectual labor. Text. / D. Ya. Trigger. M Enlightenment, 1974. - 278s.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.