Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ / ЭНЕРГИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимирзаева Э.А.

В статье анализируется познание окружающего мира, как фактор формирования интеллектуальной энергичности детей, характеризующих умственное развитие как совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MENTAL ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

The article analyzes cognition of the surrounding world as a factor in the formation of intellectual energy of children, characterizing mental development as a set of quantitative and qualitative changes occurring in the child's mental activity in connection with age, enrichment of experience and under the influence of educational influences.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алимирзаева Э.А.

ЧОУ ВО «Социально-педагогического институт», Дербент

Аннотация: В статье анализируется познание окружающего мира, как фактор формирования интеллектуальной энергичности детей, характеризующих умственное развитие как совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

Ключевые слова: окружающий мир; развитие; формирование; знание; мыслительная деятельность; любознательность; социальная среда; интеллектуальность; энергичность.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MENTAL ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Alimirzaeva E.A.

PEI HE «Socio-pedagogical institute», Derbent

Annotation: The article analyzes cognition of the surrounding world as a factor in the formation of intellectual energy of children, characterizing mental development as a set of quantitative and qualitative changes occurring in the child's mental activity in connection with age, enrichment of experience and under the influence of educational influences.

Keywords: the world around us; development; formation; knowledge; mental activity; curiosity; social environment; intelligence; energy.

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высочайшем уровнем интеллектуального развития способной действенно усваивать познания и использовать их на практике.

Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию интеллектуальной энергичности детей в дошкольном возрасте делается все больше весомым (например: как энергичность ума считается одним из основных качеств личности). Собственно говоря, интеллектуальное образование и становление детей как личности, заключается не только в том, чтобы предоставить ребятам познания, но и обучить их применять эти познания в разнообразной деятельности [3].

Ребенок интеллектуально развивается за это время, когда ему предоставляется вероятность раскрывать, созидать, рассуждать, спорить. В исследовательских работах Т.И. Бабаевой, Л.А. Внегера, Н.Ф. Виноградной, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Н.П. Поддьякова, А.И. Сорокиной и др. подчеркивается идея о том,

собственно, что работа обязана назначать малыша перед потребностью ориентировать собственную интеллектуальную энергичность на поиск и избирательное внедрение имеющихся у него познаний и поступков для заключения новой задачи. Установлено, собственно, что чем увлекательнее эта работа, чем вящий эффект она выделяет. [4].

В многочисленных психолого-педагогических исследовательских работах подтверждена значимость использования всевозможных форм и способов становления интеллектуальной энергичности детей в процессе дошкольного образования. Внедрение данных форм и способов теснейшим образом связано с ходом обновления научной, методической и вещественной базы воспитания и изучения на обозначенных уровнях образования.

В дошкольном возрасте скорым темпом идет скопление познаний, складывается речь, улучшаются познавательные процессы, ребенок завладевает простейшими методами интеллектуальной работы. Обеспечение интеллектуального становления дошкольника содержит большой смысл для всей его последующей работы. Интеллектуальное становление ребенка исполняется под воздействием общественной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а совместно с ним и образовавшуюся систему мнений. В итоге уже в дошкольном возрасте ребенок завладевает языком так, что использует его так бегло, как средством общения.

Интеллектуальное становление дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а вслед за тем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Более действенно интеллектуальное становление происходит под воздействием обучения и воспитания. Чтобы верно осуществить образование интеллектуальной энергичности дошкольников, надобно знать закономерности и способности их интеллектуального развития. С их учетом ориентируются задачи, оглавление, организация и способы интеллектуального воспитания [5].

Российская психология и педагогика занимаются исследованием закономерностей вероятностей интеллектуального становления в дошкольном возрасте, чтобы отыскать пути рационального решения задач воспитания интеллектуальной энергичности: очень максимально использовать способности малыша, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая имеет возможность вызвать сплошное бремя организма -с иной.

Научные работники изучают почти все вопросы интеллектуального развития и воспитания. Исследуются закономерности становления чувств, ощущений, восприятий, собственно, что нужно для разработки содержания и способов сенсорного воспитания как почвы интеллектуального воспитания дошкольников; изучается формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются оглавление и способы интеллектуального воспитания в различные периоды дошкольного возраста и др. [7].

К концу дошкольного возраста у ребят скапливается довольно большой запас элементарных знаний об окружающем, они обладают ведущими мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), готовы выделять немаловаж-

ные и несущественные симптомы предметов и явлений, ставить кое-какие причинно-следственные связи, у них складываются зачатки учебной деятельности. Настоящее интеллектуальное становление происходит лишь только в процессе организованной деятельности, в следствие этого задача воспитателей заключается в разработке надлежащих критерий для сего, например и в претворении в жизнь целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Воспитание интеллектуальной энергичности-это целенаправленное влияние педагогов и родителей на становление интенсивной мыслительной деятельности детей. Оно подключает: известие доступных познаний об находящемся вокруг мире, их классификацию, составление познавательных интересов, умственных способностей и умений, становление познавательных возможностей. Тем более велика роль воспитания интеллектуальной энергичности и самостоятельности, приобретение умственных умений и способностей-это значимые предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности и взрослой жизни [6].

В Программе воспитания в детском саду определены следующие задачи воспитания интеллектуальной энергичности детей дошкольного возраста: составление правильных представлений о простейших явлениях окружающей действительности; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления и речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, простейших способов умственной активности [8].

В прочем скопление познаний и представлений без соответственного управления идет беспорядочно: они имеют все шансы быть поверхностными, зачастую неверными. Ребенок думает, что «облако-это вата», а «звезды-это электронные лампочки». Наблюдая окружающую действительность, он самостоятельно пытается делать выводы.

Задача воспитателя и родителей произведено в поочередном повышении у ребят запаса познаний, их упорядочении, уточнении, классификации. Ребенок обязан получить отчетливые представления об находящихся вокруг предметах, их предназначении, кое-каких качествах (цвет, размер, форма) и свойствах (бьется, разламывается, стремиться, льется и др.), о материалах, из коих они изготовлены. Он приобретает еще познания о кое -каких природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных симптомах времен года и связи меж данными симптомами, обычных особенностях кое-каких животных и связи, их с образом жизни данных животных и т.п.).

В процессе наблюдений за появлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных педагоги и родители создают у ребят зачатки материалистических представлений о мире. Дошкольников знакомят с доступными им социальными появлениями и мероприятиями: трудом людей, с всенародными праздниками; с столицей-городом Москвой Российского государства, с столицей-городом Махачкалой своей Республики Дагестан, с народами, живущими в нашей стране, в своей Республике Дагестан. Детей знакомят с жизнью и деятельностью великих и знаменитых людей. Ознакомление с социальными появлениями и мероприятиями содействуют воспитанию у детей интереса к социальной жизни госу-

дарства, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма, патриотизма и толерантности [8].

Необходимой задачей воспитания интеллектуальной энергичности считается становление познавательных психологических процессов: чувств, восприятия, памяти, фантазии, мышления и речи. Знание находящегося вокруг мира наступает с чувств и восприятий. Чем выше степень их становления, тем богаче способности, находящейся вокруг реальности. В следствие этого в детском саду большая забота уделяется сенсорному воспитанию. Особенная роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек использует родной язык для выражения собственных дум и осознания высказанного другими.

Овладение речью выделяет ребенку вероятность получать познания о реальности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, комментарий педагога и т.п.), а не лишь только методом конкретного восприятия предметов или же явлений. В детском саду принимают решение этих задач речевого становления, как обогащение словаря, составление грамматического строя, становление связной речи. В дошкольном возрасте у детей складывается дееспособность намеренного запоминания, возрастает размер памяти; задача состоит в том, чтобы тренировать произвольную память, обогащать ее нужными знаниями. Большая забота уделяется развитию воображения; оно нужно для каждой творческой деятельности.

В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на базе которого с накоплением актуального навыка и развитием мышления формируется творческая воображение. Для младшего дошкольника свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Педагог создает у ребят аналитическую мыслительную работу, которая выделяет вероятность поглубже воспринимать появления, выделять немаловажные и несущественные их стороны. Любознательность- качество, свойственное ребенку. Оно выражается в интенсивном внимании к находящемуся вокруг миру, в стремлении все разглядеть, потрогать, привести в воздействие.

О наличии любознательности говорят и бессчетные вопросы. Педагог поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, пытаясь своевременно ответить на возникающие у них вопросы, ориентируя их идеи на самостоятельный поиск ответа. Задача интеллектуального воспитания- развивать детскую любознательность, пытливость разума и создавать на их базе устойчивые познавательные интересы. Перед детским садом стоит задача развивать интеллектуальные возможности ребенка. Возможностями в психологии принято именовать эти качества личности, которые делают посыл к удачному овладению той или иной деятельностью.

Интеллектуальные возможности человека имеют все шансы характеризоваться этими свойствами ума, как смекалка (быстрота интеллектуальной реакции), критичность (способность беспристрастно расценивать прецеденты, появления, итоги труда и разбирать их, отмечать промахи и т.д.), пытливость (способность к напористому розыску заключения интеллектуальной задачи, внедрение всевозможных методик для отыскания верного ответа), вдумчивость. Педагог, таким образом, организует интеллектуальную деятельность детей, чтобы содействовать развитию данных свойств [2].

Одной из задач интеллектуального воспитания дошкольников считается становление умственных умений и способностей, т.е. составление простых методик интеллектуальной работы: обследование предметов, выделение в них значительных и незначительных симптомов, сопоставление с другими предметами и т.д. Эти умения способности считаются составными веществами познавательной эффективной работы для формирования познавательных интересов ребят дошкольного возраста находится в зависимости от педагогически верной ее организации, применения ее беспристрастных критерий и внутренних вероятностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на базе которой появляются сложные отношения к предметному миру и к людям, степень совместного интеллектуального становления и обнаруживающие себя новообразования [5].

Педагогическое воздействие процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значимой мере обосновано энергичностью самого ребенка. Энергичность личности, как проявление ее общественной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести данной энергичности многозначность и многообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и делает вероятность ее обратного воздействия на среду, на перемены, находящейся вокруг реальности [5].

Таким образом, формирование познавательных интересов и энергичности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает энергичность, но, в свою очередь, увеличение энергичности закрепляет и углубляет познавательный интерес.

Процесс исследования и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был ориентирован на выявление и создание критерий, об-становок и системы особых воздействий, определяющих возникновение и углубление интереса к познаниям, к учению, а еще на выявление тех, которые происходят под воздействием интересов в деятельности детей. Таким образом, в фон зрения изучения попадались как процесс деятельности, в которой формируется познавательный интерес и ее итог.

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе каждый день завлекает забота изыскателей и практических сотрудников, потому что есть надобность в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Современные изучения педагогов и специалистов по психологии, нацеленные на исследование всевозможных качеств изучения детей дошкольного возраста, демонстрируют, собственно что продуктивность умственного развития детей в целом находится в зависимости не только, как организованный процесс изучения, предоставление им познаний, но и от оборотной связи в данном двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его энергичности за это время повыше, когда налицо психологически и педагогически верное и более целесообразное слияние в данном процессе энергичности педагога и ребенка.

Познавательная энергичность складывается, ключевым образом в познавательной активности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка, сквозь игру. Формируясь в процессе деятельности, познавательная энергичность

также воздействует на качество данной деятельности. Энергичность тут выступает как средство и условие достижения цели. В своем содействии с детьми мы предусматриваем, что познавательная деятельность подключает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого воспитателем, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком конкретных познаний.

Познания, получаемые этим методом, считаются неотчетливыми, неполными, мало осознанными, временами искаженно отражающими реальность, но энергичность малыша при их добывании, приобретении случается гораздо повыше, чем процесс, руководимый воспитателем. Энергичность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется воспитателем, но при этом мы в собственной практике пользуемся знакомым постулатом: ребенок с готовностью узнает и изучает то, что для него представляет интерес, т.е. отношение к информации, которую ребенок получает -первично, а сама информация-вторична.

Беря во внимание вышеупомянутое, а еще применяя психолого-педагогические подходы к проблеме оптимизации познавательной энергичности дошкольников, возможно квалифицировать, собственно, это познавательная энергичность дошкольников и в чем она имеет место быть. Познавательная энергичность дошкольника имеет место быть, до этого всего, в умении ребенка брать на себя от зрелого взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять проект поступков, отбирать способы и методы ее решения с внедрением вполне вероятно больше достоверных способов, производить конкретные воздействия и операции, получать результаты и воспринимать надобность их проверки. Таким образом, выходит, что познавательная энергичность считается воздействием волевым, целенаправленным и процесс познавательной работы ориентируется не внешне (моторной) работой, не степенью занятости ребенка, а ключевым образом уровнем внутренней (мыслительной) энергичности, которая несет в себе составляющие творчества.

Мы пришли к выводу, что основным и действенным средством повышения познавательной энергичности дошкольников считается внедрение ситуативного познавательного интереса к определенной деятельности, к конкретному познавательному материалу, беря во внимание эмоциональную закономерность: ребенок не желает показывать энергичность в той деятельности, которая его не завлекает, работать по принуждению, собственно что вызывает у него только негативные переживания, но в то же время, мы уверены, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, если есть чему удивляться.

Таким образом, в осуществлении познавательной деятельности, появляется возможность учесть интересы и индивидуальность каждого ребенка. Для детей со средней и низкой познавательной активностью, необходимо проводить индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированного подхода с каждой категории детей. Кроме того, этот подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется одинаковый подход ко всем детям, а также самое главное - повышается работоспособность ребенка во время познавательной деятельности.

Воспитание интеллектуальной энергичности - это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное

воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Литература:

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. - м.: 2012.

2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2009. - 264 с.

3. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. М.: Деловая книга, 2004. - 243 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие - М.: А.П.О., 2006 - 102с.

5. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 с.

6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.

7. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. - М.: Юрайт, 2020. -

426 с.

8. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.

References:

1. Bychkova S.S. Formation of the ability to communicate with peers in older preschoolers: Methodological recommendations for educators and methodologists of preschool education. - M.: 2012.

2. Vinogradova A.M. Education of moral feelings in older preschoolers. M.: Enlightenment, 2009. - 264 p.

3. Age and educational psychology. // M.V. Matyukhina, T. S. Mikhalchuk, Prokina N.F. et al.; Ed. Gamezo M.V. et al. M.: Business Book, 2004. - 243 p.

4. Volkov B.S., Volkova N.V. Psychology of communication in childhood. //Textbook - M.: A.P.O., 2006 - 102s.

5. Vinogradova N.A. Preschool pedagogy: Textbook for bachelors / N.A. Vinogradova, N.V. Miklyaeva, Yu.V. Miklyaeva. - M.: Yurayt, 2013. - 510 p.

6. Gogoberidze A. G., Solntseva O. V. Preschool pedagogy with the basics of methods of education and training. Textbook. - St. Petersburg: Peter, 2019--464 p.

7. Gonina O. O. Psychology of preschool age. - M.: Yurayt, 2020. - 426 p.

8. Krezhevskikh O. V. Developing the subject-spatial environment of a preschool educational organization: studies. manual for academic bachelor's degree / O. V. Krezhevskikh--2nd ed., reprint. and additional - M.: Yurayt, 2016. - 165 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.