УДК 373.29:372.851
Иванова Татьяна Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета, [email protected], Белгород
Шаталова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета, [email protected], Белгород
АКТИВИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты активизации мотивационных состояний детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений. Авторы раскрывают методику использования разнообразных дидактических средств для активизации мыслительных процессов в организованной образовательной деятельности.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, мотивационное состояние, формирование и развитие математических представлений, дошкольник.
Ivanova Tatyana Ivanovna
Candidate of Educatin, docent of chair of preschool pedagogics and psychology of the Belgorod state national research university (NRU “BelGU”), [email protected], Belgorod
Shatalova Elena Vladimirovna
Candidate of Educatin, docent of chair of preschool pedagogics and psychology of the Belgorod state national research university (NRU “BelGU”), [email protected], Belgorod
ACTIVIZATION OF MOTIVATIONAL CONDITIONS OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF FORMATION OF MATHEMATICAL IMAGINATIONS
Astract. The article deals with the theoretical and practical aspects of activization of motivational conditions of children of preschool age in the course of formation of mathematical imaginations. The authors mention the technique of use of various didactic means for activization of mental processes in the organized educational activity.
Keywords: intellectual development, a motivational condition, formation and development of mathematical imaginations, a child of preschool age.
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением новых потребностей и интересов. В известном смысле эти изменения являются основополагающими, поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к деятельности, чему они стремятся, как они эмоционально относятся к стоящим перед ними задачам.
Известно, что эффективное развитие мыслительных операций происходит лишь при условии активного функционирования мотивационной, волевой, эмоциональной и других сфер психики человека. Следовательно, формирование интеллектуальных умений не может не опираться на активизацию мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.), эмоций и чувств и т. д.
Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вы-
звать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют на уровень интеллектуального развития, но и более широко - на его умственную активность, и даже на творческие способности.
Поэтому перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившиеся у дошкольника мотивационно-эмоциональные состояния, но и воспитывать новые чувства, новые потребности, интересы.
Мы разделяем точку зрения Л. Н. Вахрушевой о том, что у старших дошкольников возникает различное отношение к математике, которое выражается в разной степени увлеченности. Интерес является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижение цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску [1].
Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, Г. И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов детей в процессе изучения элементарной математики. Недостаточное внимание уделяется формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связей математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом.
Признавая неоценимое значение выполненных исследований в области педагогики и психологии, следует отметить недостаточную теоретическую разработанность в них проблемы развития интеллектуальных умений в единстве с мотивационной и эмоциональной сферами, слабую разработанность педагогических технологий образовательного процесса, направленную на интеллектуальное развитие дошкольников в единстве его психологических, технологических и коммуникативных компонентов, что послужило причиной многих негативных явлений в практике работы дошкольных образовательных учреждений: недостаточная про-
думанность сюжетной основы занятия, его начала и окончания; слабое использование современных дидактических средств, развивающих методов обучения детей дошкольного возраста и проблемно-игровых технологий; однообразие математических игр и упражнений и др.
Результатом освоения детьми действующей программы согласно Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655) являются интегративные качества. Эти качества связаны с активизацией эмоционального состояния дошкольников: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Эмоциональная насыщенность детей, развитие у них речевого общения и умения слушать (коммуникативный компонент) - это залог продуктивной совместной деятельности воспитателя с детьми, в процессе которой ребенок испытывает радость познания.
Так, недооценка индивидуальных особенностей ребенка (психологический компонент) отрицательно сказывается на формирование у детей познавательных способностей, создает непреодолимые трудности в приобщении их к творчеству. Утверждение новых форм развивающих занятий (технологический компонент) невозможно без учета тенденций ребенка к взрослению, развитию (психологический компонент).
От эмоциональных переживаний зависит не только мыслительная деятельность, но и мотивационные состояния человека. К мотивационным состояниям человека относят интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки. Интерес - это особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.
Цель нашего исследования - обосновать возможности и раскрыть содержание работы по использованию разнообразных дидактических средств для активизации мотивационных состояний в непосредственно образовательной деятельности.
Отправной точкой в работе по активизации мотивационных состояний является учет индивидуальных особенностей детей. Каждый ребенок индивидуален, у каждого свои склонности, познавательные интересы, темпераментные особенности. Осуществляя индивидуальный подход к детям экспериментальной группы, мы исходили из положения о том, что необходимо не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить у них интерес к занятиям по математике, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, предупредить интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, учить каждого применять раннее полученные знания на практике. С учетом индивидуальных особенностей детей мы разделили их в экспериментальной группе на несколько подгрупп.
Первую подгруппу составили дети (46%), которые проявляют особый интерес к занятиям, активны, хорошо справляются с математическими действиями, любят придумывать интересные задачи. Задача воспитателя - поддерживать и развивать их интерес, давать усложненные задания, поощрять за более удачные решения.
Вторую подгруппу составили дети (24%), которые не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по просьбе воспитателя, малоинициативны. Задача воспитателя - воспитывать уверенность в своих силах, поощрять начинания, проводить индивидуальную работу, давать поручения, развивать творческую активность.
Третья подгруппа детей (10%) на занятиях проявляют ложную активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки. Задача воспитателя - побуждать чаще к ответам, задавать такие вопросы, которые заставляли бы думать.
Четвертая подгруппа детей (12%) внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, имеют проблемы в знаниях, застенчивы. Задача воспитателя - проводить коррекционную работу по преодолению застенчивости, психогимнастику, театрализованные занятия и индивидуальную работу по развитию познавательных интересов.
Пятая подгруппа детей (8%) не проявляют интереса к занятиям, невнимательны, не
всегда могут ответить на вопрос воспитателя. Задача воспитателя - вскрывать причины такого поведения, проводить коррекционную работу по развитию психических процессов.
В данной ситуации, определяя исходный уровень мотивационно-эмоционального состояния каждого ребенка, мы поставили перед собой следующие вопросы: «Какие методы и дидактические средства использовать для активизации мотивационного состояния дошкольников?»
Главное при осуществлении индивидуального подхода в обучении - вера в творческие силы детей, знание уровня развития каждого ребенка, стимулирование его к тому, чтобы он постоянно находился в зоне ближайшего развития, испытывая при этом познавательную страсть и психологический комфорт в общении с товарищами.
Известно, что эмоции воздействуют на все компоненты сознания - на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Поэтому важно создание эмоционального настроя в непосредственно образовательной деятельности, в том числе и на занятиях по математике. По эмоциональным реакциям можно легко определить, что ребенку нравится, а что его огорчает. Чтобы развить качественную силу эмоций ребенка, целесообразно создать эмоциональный фон, на котором проходят различные формы работы с детьми через разнообразное поведение воспитателя (мимика, жесты, интонация речи т. д.), от этого зависит усвоение передаваемой воспитателем информации.
Создание эмоционального фона обеспечивается путем предупреждения переутомления детей, использования в организованной образовательной деятельности занимательного материала. Это не только развлекает детей, но и предоставляет им возможность отдохнуть, задуматься, проявить инициативу, найти нетрадиционные способы решения задач. Детям предлагались логические задачи: «Два петуха могут разбудить шесть человек. Сколько человек разбудят три петуха?» Ответы детей нашептываются на ухо воспитателю. При этом дети рассуждают по-разному: «Один петух может разбудить всю улицу», «Петух может разбудить столько людей, сколько услышат его ку-ка-ре-ку» и т. д. И все приходят к выводу, что главное
не вычисление, а несоответствие содержания задачи действительности.
Развитию эмоциональной сферы детей способствует использование этюдов на выражение различных эмоций (удовлетворения, радости, удивления, интереса и т. д.). Воспитатель обращает внимание на детей с пониженным фоном настроения и предлагает этюды, разработанные М. А. Чистяковой, на выражение основных эмоций: радость и удовлетворение («Золотые капельки», «Встреча с другом», «Жар-птица» и др.), удивление («Круглые глаза», «Удивление» и др.), на выражение внимания, интереса и сосредоточения («Лисичка подслушивает», «Раздумье», «Сосредоточенность” и др.). Как известно, положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают, что сказывается в свою очередь на развитие мыслительных процессов.
Также развитию эмоций на занятиях и в других видах деятельности, которые интегрируются между собой, способствует методически правильная и эстетически выразительная организация физкультминутки. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнения на релаксацию, игры, позволя-ющиес детям расслабиться, переключить внимание с одного вида деятельности на другой, повысить эмоциональный тонус и улучшить самочувствие.
Изложенные нами условия развития эмоций, которыми мы руководствовались, зависят от сочетания многих факторов, одни из которых оказываются ведущими, другие второстепенными. Но не следует возводить барьеры между этими сферами жизни ребенка: затруднения контактов между педагогом и детьми неизбежно накладывают отпечаток на внутренний мир ребенка, вместе с тем особенности этого мира сказываются на его взаимоотношениях с окружающими.
Как показали наши наблюдения, выбор детьми видов деятельности способствует тому, что дети с особым интересом решают те задачи, выполняют те задания, которые они придумывают сами. Поэтому, каждый ребенок «сочиняет» задачи на близкие ему темы. Одни из них - о животных, другие - о машинах, третьи - из собственных увлечений и т. п. Идти от ребенка - значит вызвать
у него интерес ко всему яркому, образному, эмоциональному, что будет способствовать более прочному усвоению математических представлений и понятий. «Давайте вспомним с вами случаи, - говорит воспитатель, - когда количество увеличивается, его обозначают знаком «+» (плюс). Плюс - розовощекий, жизнерадостный человек, который обожает все складывать, все объединять. Его второе имя - объединение. Он всегда весел, у него хорошее настроение, он очень любит слово «да». А теперь придумайте историю, когда происходит увеличение. В своей работе мы предлагали детям вместе с родителями придумать задачи, загадки и др. для последующего их использования в непосредственно организованной деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, конструктивной, трудовой и др.).
В экспериментальной работе в контрольной и экспериментальной группах мы использовали методику, предложенную В. Ю. Юркевичем, которая называется «Провокация лени». Цель методики - выявить наличие и устойчивость познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
За несколько минут до конца занятия мы предлагали детям довольно трудную задачу. Воспитатели просили детей решить эту задачу самостоятельно. Затем они меняют свое решение: займитесь, пожалуйста, эти несколько минут, чем хотите, только не шумите и не мешайте другим. Реакция детей была разной (табл. 1).
Таблица 1
Реакция детей на предложение воспитателя прекратить работу над задачей
Реакции детей Контрольная группа Экспери- ментальная группа
Продолжали решать задачу 12% 56%
Рассматривали иллюстрации в книгах 32% 20%
Играли, мирно беседовали 56% 24%
В совместной образовательной деятельности очень важно создание психологического пространства. Психологическое пространство - это «пространство чувств,
мыслей, духовных устремлений, т. е. все то, что позволяет считать себя личностью, ощущать и осознавать свое «Я». В этом пространстве рождаются и живут радость и многое другое [3, с. 17].
Чтобы вызвать активность, инициативность, самостоятельность познающего объекта, чтобы эти качества могли появиться ребенок должен чувствовать тепло и защищенность, внимание и доверие, радость восприятия окружающего мира, готовность воспитателя поддержать инициативу и помочь ему в ее воплощении. Общаясь с ребенком, следует предоставить ему свободу в выборе деятельности, создать эмоциональный подъем в процессе ее осуществления, атмосферу фантазии, романтики, сказки. Особое внимание мы уделяли работе с загадками, с помощью которых развивали мышление, смекалку, творческое воображение. Загадка - это еще и способ формирования и развития математических представлений (количественных, геометрических, величинных, пространственных и временных), где интересно математическое понятие, содержащееся в самом тексте загадки и ее отгадке.
Использование логико-математических игр находит также свое применение, как на занятиях так, и в индивидуальной работе с детьми, потому что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Они учат детей размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, используя на практике свои знания.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.
При необходимости следует ненавязчиво оказывать ребенку помощь, которая воодушевляет его, вселяет уверенность в своих силах и возможностях. Важным и ценным моментом в работе с детьми является продуманная мера помощи (стимулирующей, направляющей или обучающей). Она необходима, когда дети не справляются с заданием самостоятельно. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать. Отзывчивость ребенка на помощь, способность
усваивать ее являются прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей (обучаемости).
Стимулирующая помощь нужна, когда ребенок не может включиться в работу (не решается сам начать действовать) или когда работа завершена, но выполнена неверно. Направляющая помощь необходима, когда ребенок не может определить способ или выбрать средства деятельности, выделить первый шаг и спланировать деятельность. Обучающая помощь требуется в тех случаях, когда первых двух видов помощи недостаточно. В этом случае педагог непосредственно показывает ребенку, что и как делать. Следует отметить, что дозированная помощь занимает особое место и является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста, и ее необходимо использовать в организованной образовательной деятельности.
При этом необходимо помнить, что никогда не следует делать что-то за ребенка. Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности. Чувства внутренней свободы, интеллектуальная нагрузка, знания в форме игры рождает тот психологический климат, когда дети и воспитателями не мешают друг другу, а становятся интересными собеседниками и партнерами по творчеству.
Известно, что в сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе. Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве - именно это характеризует динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка. Исследование показало, что слабые ребята, работая вместе с сильными, добились существенных положительных результатов, стали проявлять активность, любознательность, а в отдельных случаях и оказывали помощь другим.
Активизация мотивационных состояний дошкольников в процессе формирования математических представлений обеспечивает высокий уровень развития детей, стимулирует устойчивый интерес к математике, создает
эмоциональный комфорт для всех и каждого.
Как показали наши наблюдения, преобладающие мотивы отношения к математике: люблю решать и придумывать задачи, отгадывать загадки и головоломки (мотив интереса) - 48% детей; мне нравится учиться (учебно-познавательный мотив) - 20%; хочу много знать (социальный мотив) - 12 %.
Интерес является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае решения задач - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Важность своевременного познавательного интереса в дошкольном возрасте убедительно доказана результатами многих исследований, проведенных с детьми младшего школьного возраста. В частности, работы Л. С. Савиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учеников младших классов показали следующее: большинство неуспевающих составляют так называемые «интеллектуально-пассивные дети», избегающие активной мыслительной деятельности. Причина, с точки зрения Л. С. Славиной, - несформированный своевременно познавательный интерес. Поэтому вопросы активизации мотивационных состояний дошкольников, в том числе и в процессе формирования математических представлений, являются своевременными и актуальными.
Библиографический список
1. Вахрушева Л. Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. -М., 1997. - 178с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Информационно-правовой портал «Гарант») [Электронный ресурс: http://base. garant.ru/197482/].
3. Черноушек М. Психология жизненной среды: пер. с чеш. - М.: Мысль, 1989. - 174 с.
4. Чистякова М. А. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.