ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 373.2
Г. Н. Торохова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности старших дошкольников в процессе математического развития посредством учета процессуальных сторон мыслительной деятельности старших дошкольников при математическом развитии.
The article devotes to the problem of the activation of the child preschool age's cognitive activity in the process of the mathematical development. The procedural sides of the child preschool age's cognitive activity must be taken into account in the process of the training.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, математическое развитие, развивающее обучение, математические занятия.
Keywords: the activation of the cognitive activity, the mathematical development, the developing training, the mathematical lessons.
Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования. Была разработана Концепция содержания непрерывного образования, в которой указывается, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. [1] Важным условием развития этих качеств является активизация познавательной деятельности дошкольников, то есть процесса, в результате которого происходит формирование личности человека. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
© Торохова Г. Н., 2011 66
дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие [2].
Анализ научной литературы показал, что проблема активизации познавательной деятельности в процессе математического развития у детей старшего дошкольного возраста хотя и затрагивалась в научных исследованиях, но не подвергалась всестороннему и целостному специальному изучению. Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Г. И. Щукина, Н. И. Непомнящая, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательной деятельности детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности. В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не проводится целенаправленная работа по активизации познавательной деятельности в процессе математического развития. Для решения этой проблемы надо внедрять в систему дошкольного образования идеи развивающего обучения в процессе математических занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
В дошкольном воспитании вопрос развития личности ребенка связывается в основном с развитием творческих способностей и работой с одаренными детьми (Ю. Д. Бабаева, Е. С. Белова, Ю. 3. Гильбух, Н. С. Лейтес, Е. Л. Мельникова, А. И. Савенков, М. И. Фидельман, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова и др.). Наибольшее количество работ посвящено развитию способностей ребенка в художественном творчестве: музыкальном (Н. А. Ветлугина, А. А. Мелик-Пашаев, К. В. Тарасова и др.); изобразительном (В. А. Ези-кеева, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, Н. П. Са-кулина и др.); художественно-речевом (О. И. Соловьева, Н. Г. Комратова, О. С. Ушакова и др.); театрально-игровом (Н. С. Карпинская, Т. Н. Кар-маненко, Л. С. Фурмина и др.). В то же время специальные исследования в области развития математических способностей ребенка дошкольного возраста практически отсутствуют.
Математика может и должна играть особую роль в образовании, то есть ориентации на вос-
питание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании картины мира ребенка.
Дошкольники не знают, что математика -трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения, состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка [3]. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.
Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Развивающая направленность обучения в математике является ведущей тенденцией современного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процесса. Однако, как отмечала Н. А. Менчинская, «интеллектуальное развитие зависит не только от обучения, но и от активности самого ребенка, его сензитивности к обучению на том или ином этапе онтогенеза» [4].
Л. Ф. Обухова характеризует процесс развития как самодвижение субъекта, а факты наследственности и среды - это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а различные вариации в пределах нормы [5].
Для нашего исследования весьма ценным является вывод, сделанный Л. И. Божович: «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития» [6]. Задача педагога - создать такие условия, чтобы ребенок захотел выполнить все требования взрослого.
Экспериментальным фактором в нашем исследовании является конструирование содержания и методики математических занятий как дидактической единицы на основе личностно-ориен-
тированного подхода и развивающего обучения. При этом учитываются следующие основополагающие моменты:
1) развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
2) интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность;
3) следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы;
4) содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
Основная движущая сила поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми. Побуждают мыслительную и познавательную активность вопросы и задания:
- требующие установления сходства и различия (чем похожи и не похожи хвойные и лиственные деревья, квадрат и треугольник, книга и тетрадь?);
- требующие объяснения способа действия и осмысления полученных результатов;
- связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей;
- предполагающие прогнозирование результатов действия;
- требующие подтверждения или опровержения выдвинутых положений примерами из личного опыта.
Математическое занятие является одним из педагогических условий активизации познавательной деятельности детей, следовательно, все структурные компоненты деятельности (постановка цели, планирование деятельности, собственно деятельность, анализ полученного результата) должны быть представлены на занятии. Поэтому для развития у детей умения ставить цель деятельности, планировать предстоящую деятельность, анализировать полученный результат мы разработали определенную структуру математических занятий (см. рисунок).
В центре рассматриваемой структуры математического занятия стоит умение педагога организовать проблемную ситуацию, затем преподнести ее в такой форме, чтобы дети поняли суть проблемы и захотели ее решить (принятие учебной мотивации, совместное определение цели деятельности детей). Следующее умение педагога - это умение построить систему предположительных действий ребенка с изучаемым поняти-
ем или способом действий. И последнее - это умение так организовать процесс анализа всей деятельности математического занятия, чтобы дети самостоятельно сформулировали искомый вывод на максимально возможном на данный момент уровне обобщения.
На математических занятиях старшие дошкольники, общаясь с взрослым и сверстниками, строили отношения по типу делового сотрудничества. Так как взрослый только создает необходимые предпосылки для математической деятельности, осуществить которую могут сами дети, их роль в математической деятельности состоит не в точном использовании рекомендаций взрослого, а в возможно более полной реализации создаваемых ими предпосылок для осуществления поиска. Такая форма распределения обязанностей между взрослым и ребенком обусловливает и характер взаимоотношений на основе сотрудничества. В процессе общения у старших дошкольников появляется и быстро крепнет чувство уважения к другому человеку, к его позиции, мысли. Новым содержанием наполняется чувство справедливости, формируется чувство собственной ответственности, стимулируется развитие того комплекса чувств, которые определяют нравственный облик личности. Такое познание и общение обеспечивает успешность, которая вызывает радость - эмоцию, выражающую ощущение большого душевного удовлетворения, удовольствия, т. е. математические занятия способствуют эмоциональному благополучию детей.
Для анализа математического занятия, сконструированного на основе личностно-ориентиро-ванного взаимодействия, способствующего развитию ребенка как субъекта собственной математической деятельности, мы разработали схему анализа, которая позволяет педагогу проектировать содержание занятия, направленное на активизацию познавательной деятельности детей и их личностных качеств (см. табл. 1).
Показателями активизации познавательной деятельности на занятиях по математике у старших дошкольников следует считать наличие интереса у детей к учебной задаче и процессу её решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации.
На констатирующем этапе эксперимента начали работу с выявления уровня освоения математических представлений старшими дошкольниками, так как диагностика по выявлению уровня познавательной деятельности в процессе математического развития старшими дошкольниками построена на математическом материале. В начале исследования и в конце использовали одну методику - оценку успешности математического развития дошкольников (диагностика Г. Н. Гришковой). Выполнение заданий (ответы на вопросы воспитателя) оценивали следующим образом:
3 балла - задание выполнено правильно, с первого предъявления;
2 балла - задание выполнено с частичной помощью педагога (использовались наводящие вопросы);
1 балл - задание полностью выполнялось с помощью взрослого или отказ от задания, ребёнок не понимает суть задания, выполняет другую деятельность.
После проведенного экспресс-опроса по всем направлениям математического блока: количество и счет, величина, форма, время, пространство -определили уровень освоения математических представлений старшими дошкольниками. При анализе полученных результатов (см. табл. 2) мы увидели разные фоновые показатели усвоения математических представлений контрольных и экспериментальных групп.
Низкий уровень усвоения математических представлений программного материала в экспе-
Постановка проблемной ситуации (мотивация детей на освоение предстоящей деятельности)
I
Организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми
(совместное определение цели деятельности детей) +
Совместное планирование деятельности, выбор оборудования, _способов достижении цели деятельности_
риментальных группах показали 3% детей; средний уровень усвоения знаний обнаружил 31% дошкольников; высокий уровень усвоения знаний представили 66% дошкольников. В контрольных группах были продемонстрированы следующие результаты: низкий уровень усвоения -32% детей; средний уровень усвоения - 25%; высокий уровень усвоения - 43%. Если сравнить показатели экспериментальных и контрольных групп на контрольном этапе, то увидим, что показатели сильно различимы по критерию усвоения математических представлений.
Особое значение для рассмотрения проблемы развития познавательной деятельности приобретает вопрос о выделении критериев и компонентов этой деятельности. Ряд ученых (В. В. Зайко, З. Ф. Чехлова, В. В. Щетинина) указывают на то, что развитие познавательной деятельности у детей охватывает их когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационную и поведенческую
сферы. Это происходит за счет интеграции (объединения) в единую, целостную систему имеющихся и приобретаемых качеств. Интегративность процесса формирования качеств, свойств личности характеризуется обобщенным психологическим образованием, имеющим новые характеристики и иную (активную) позицию [7]. На основе анализа этих исследований можно выделить критерии и компоненты познавательной деятельности:
- когнитивный (развитие моторики и графические умения; развитие внимания и памяти; вербаль-но-логическое и наглядно-образное мышление; зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации; самоорганизация);
- эмоционально-мотивационный (эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность, целенаправленность деятельности, инициативность ребенка);
- волевой (длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
Схема анализа математического занятия
Таблица 1
_Анализ организации математического занятия_
Мотивация детей и пробуждение интереса_
Задачи занятия_
Структура занятия, ее обоснованность: используется проблемная ситуация или занятие построено на использовании в основном объяснительно-иллюстративных и объяснительно-репродуктивных
методов; обоснованность выбранных методов_
Выдержанность по времени, целесообразность распределения видов деятельности детей_
Учет индивидуальных особенностей детей на занятии, организация индивидуализации работы детей
Выбор форм и средств организации детей на занятии_
Удачные моменты на занятии, итог занятия_
_Анализ содержания математического занятия_
Соответствие логики построения занятия его целям (цель каждого задания и их взаимосвязь)_
Анализ заданий в организации познавательной деятельности детей, какие задания преобладали -
тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые_
Вариативность занятия, ситуация выбора для детей, способы личностного развития детей: умение общаться и сотрудничать, планирование деятельности детьми, проявление саморегуляции,
самодисциплины, самопознания на занятии_
Контакт педагога с детьми: уважение к детям, умение увлечь и пробудить интерес, знание психологии детей, стратегия сотрудничества, поощрение детей за достижения в познавательной деятельности, положительная эмоциональная атмосфера занятия_
Таблица 2
Динамика усвоения математических представлений у детей 5-7 лет контрольной и экспериментальной групп, %
Исследуемые группы Уровень усвоения математических представлений
Высокий Средний Низкий
Конст. этап Контр, этап Конст. этап Контр, этап Конст. этап Контр, этап
Контрольные группы (п= 131 ребенок) 6 43 55 25 39 32
Экспериментальные группы (л = 133 ребенка) 6,3 66 54,4 31 39,3 3
Таблица 3
Динамика развития познавательной деятельности детей экспериментальной и контрольной групп старшего дошкольного возраста, %
Исследуемые группы Общий уровень развития познавательной деятельности, в %
Высокий Средний Низкий
Конст. этап Контр, этап Конст. этап Контр, этап Конст. этап Контр, этап
Контрольные группы (п= 131 ребенок) 11 31 46 46 43 23
Экспериментальные группы (п = 133 ребенка) 11 60 47 34 42 6
- действенно-практический (инициативность в выявлении познавательной задачи; проявление достижения в познавательной деятельности и настойчивость; способность к решению познавательной задачи и результативность).
Эти критерии мы взяли за основу выявления уровня развития познавательной деятельности в своем исследовании. При анализе полученных результатов (см. табл. 3) мы увидели динамику развития познавательной деятельности старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
На констатирующем этапе исследования результаты диагностик показывают низкий уровень развития познавательной деятельности старших дошкольников, а это один из обязательных компонентов учебной деятельности. Почти 50% детей имели недостаточный уровень подготовки для будущей школы. Дети не заинтересованы были в получении новых знаний, не проявляли инициативности в процессе выполнения математических заданий. Не могли самостоятельно решить ту или иную проблему, ждали словесных и практических указаний взрослого. Нами были выявлены причины низких результатов развития компонентов познавательной деятельности и усвоения математических представлений - это отсутствие должной организационной основы математической деятельности. В обучении использовалась «зна-ниевая» парадигма, то есть подход к ребенку был чаще как к объекту обучения и воспитания, обучение строилось на освоении содержания и умения, не учитывались процессуальные стороны мыслительной деятельности старших дошкольников при математическом развитии, которые ведут к развитию познавательной деятельности.
После формирующего этапа исследования 60% детей достигли высокого уровня развития познавательной деятельности. Во время проведения контрольного этапа исследования дошкольники проявляли инициативность, самостоятельность, интерес и желание в решении познавательных задач, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение и радость.
По динамике развития познавательной деятельности детьми старшего дошкольного возраста можно судить о переходе от низкого репродуктив-но-подражательного уровня развития до высокого поисково-продуктивного уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников в процессе усвоения математических представлений.
Примечания
1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): проект // Начальная школа: плюс - минус. 2000. № 8. С. 8-26.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 // Минюст РФ. 2010. № 16299.
3. Демина Е. С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 1999. 248 с.
4. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 2000. 218 с.
5. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. 152 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Педагогика, 1968.
7. Жигалик М. А. Дифференцированный подход к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2008. 182 с.