Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования самообразования будущих учителей'

Педагогические условия формирования самообразования будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / CREDIT SYSTEM / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SELF-STUDY COMPETENCE / FUTURE TEACHERS / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кифик Наталья Юрьевна

Раскрываются педагогические условия формирования самообразования будущих учителей при кредитной системе обучения; раскрывается роль педагога и самих студентов в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of forming Future Teachers Self-Study

Pedagogical conditions of forming self study of future teachers in credit system and role of teacher and students in this process are discussed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования самообразования будущих учителей»

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Академия, 1996. - 308 с.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

6. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-64.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996.

8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Ро-зум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. - 300 с.

УДК 378.147 ББК 74.58

Н.Ю. Кифик

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Раскрываются педагогические условия формирования самообразования будущих учителей при кредитной системе обучения; раскрывается роль педагога и самих студентов в данном процессе.

Ключевые слова: кредитная система обучения, педагогические условия, самообразовательная компетенция, будущие учителя, элективный курс.

s

Q i

Для выявления педагогических условий формирования самообразования будущих учителей при кредитной системе обучения мы определили стратегию исследования, в качестве которой выступают личностно-деятельностный и информационный подходы.

Прежде, чем непосредственно рассмотреть педагогические условия эффективного функционирования и развития системы формирования самообразования будущего учителя в условиях кредитной системы обучения, необходимо остановиться на определении понятия «условие». Условие как философская категория выражает отношения предмета или процесса к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. В отличие от причины, которая непосредственно порождает то или иное явление (процесс), условия составляют ту сферу, обстановку, в которой процесс возникает, существует и развивается [1].

Исходя из социального заказа высшей школе в аспекте исследуемой проблемы сущностной характеристики кредитной системы обучения, специфи-

ки процесса формирования самообразовательной компетентности студентов, особенностей их готовности к образовательной деятельности, возможностей лич-ностно - деятельностного и информационного подходов, нами выявлены следующие педагогические условия: формирование у будущего учителя положительной мотивации осуществления самообразовательной деятельности; активизация самообразовательной деятельности будущих учителей посредством использования интерактивных материалов (электронного учебного пособия, активного раздаточного материала); включение будущего учителя в творческо-поисковую деятельность, обеспечивающую личностный рост будущего учителя. Рассматриваемые педагогические условия направлены на реализацию следующих задач:

• формирование внутренних мотивов будущего учителя, формирования самообразовательной компетентности, потребности в непрерывной самообразовательной деятельности;

• формирование личности студента как активного субъекта деятельности;

• совершенствование системы формирования самообразовательной компетентности будущего учителя.

Каждое из названных условий в определенной степени влияет на развитие личностных характеристик обучающегося и регулирует внешнюю (организационную) сторону процесса. Таким образом, мы полагаем, что при соблюдении выделенных условий процесс формирования самообразования будущего учителя в условиях кредитной системы обучения будет более эффективным.

Теоретически обоснуем каждое из обозначенных нами педагогических условий.

Выделение первого педагогического условия - формирование у будущего учителя положительной мотивации осуществления самообразовательной деятельности продиктовано тем, что процесс формирования самообразовательной компетентности носит ярко выраженный индивидуальный характер, поскольку предполагает активное участие будущего учителя и личную заинтересованность в данном процессе. Кредитная система обучения предусматривает наличие индивидуального плана у каждого студента, где он самостоятельно определяет свою образовательную траекторию, и в ходе учебного процесса добивается выполнения индивидуального плана.

Для того, чтобы регулировать процесс формирования положительной мотивации к самообразовательной деятельности у будущих педагогов, необходимо знание их мотивов учения.

Таким образом, формирование осознанных и устойчивых внутренних мотивов самообразовательной деятельности у будущих учителей, побуждающих их к систематическому самообразованию, выступает залогом результативности процесса формирования самообразовательной компетентности.

Вместе с тем, некоторые авторы отмечают, что нельзя не считаться с внешними мотивами, поскольку в самообразовательной деятельности они выступают

обычно мотивами действий, систематически повторяясь, ведут к образованию глубоких внутренних мотивов [2].

В исследованиях А.Н. Леонтьева, Н.М. Симоновой показано, что структура учебной мотивации имеет динамический характер. В ходе самообразования происходит изменение и усложнение содержания мотивов. По мере продвижения будущего учителя в овладении умениями самомотивации повышается уровень мотивации самообразования. Б.Ф. Райский отмечает, что учащиеся с развитой мотивацией осознают собственные побуждения к учению, стремятся развить в себе более совершенные побуждения, избавиться от побуждений малоэффективных [3].

Систематическое вовлечение будущих учителей в активную самообразовательную деятельность будет способствовать осознанию ими значимости для них самообразования, принятию ими самообразовательной деятельности не только как объекта познания, но и как средства удовлетворения познавательной потребности, что обусловливает формирование положительной мотивации и приводит к осознанной активности будущих педагогов в процессе формирования их самообразовательной компетентности.

Установление личностно - значимого смысла самообразовательной компетентности приводит к активизации сознания и к достижению желаемого результата. Поэтому необходимо, по нашему мнению, чтобы осознание будущими учителями важности самообразовательной деятельности происходило с включением механизмов рефлексии. Идея рефлексивности заключается в том, что процесс подготовки будущего учителя становится более управляемым с включением механизмов рефлексии. С рефлексивным уровнем самосознания связаны самоанализ, самооценка, самоконтроль конечных результатов деятельности с целью коррекции и самосовершенствования этой деятельности. Рефлексивная позиция, относительно нашего исследования, характеризует личностно-ценностное

5

ю

ю о о

о

s

q i

отношение будущего учителя к самообразовательной деятельности, к себе как к профессионалу. Таким образом, при включении механизмов рефлексии в процессе осуществления самообразовательной деятельности происходит осознание сущности самообразования, собственных результатов самообразовательной деятельности, и, как следствие, формирование положительной мотивации к осуществлению самообразовательной деятельности.

В связи с этим, ориентируя студентов на самообразовательную деятельность в процессе их адаптации к кредитной системе обучения, необходимо, чтобы самообразование носило добровольный характер (мотивационная сфера); имело место осознание личностью своих идеалов, жизненных планов и вытекающих из них образовательных задач и целей (целеполагание); формирование у студентов умения самостоятельно познавать предмет (процессуальная сторона) и с целью интенсификации процесса познания умений выбирать приемы работы, планировать время, организовывать самоконтроль (самоорганизация). Кроме того, важным являются активность и положительные эмоции студентов в самообразовательной дея-тел ьности, так как энергетический компонент включает волевые и эмоциональные стороны деятельности.

Кроме того, особое значение при кредитной системе обучения имеет информация обратной связи, позволяющая непрерывно сравнивать достигнутое студентами состояние с запланированными результатами, то есть осуществление мониторинга. Мониторинг в образовании, как считают М.Е. Бершадский и В.В. Гу-зеев, мнения которых мы придерживаемся, есть «система сбора, обработки, хранения и распространения информации в образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информаци-

онную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей и развития объекта» [4, с. 134]. Основным средством реализации целей и задач мониторинга является рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов, которая является атрибутивной характеристикой кредитной системы обучения и обеспечивает накопление, анализ информации об учебной деятельности учащихся, непрерывное отслеживание результатов их обучения и прогнозирование их развития. В результате, самообразование студентов при кредитной системе обучения тоже носит информационный характер. При этом качество и своевременность информации определяют эффективность процесса формирования самообразовательной компетентности, тем самым формируя положительное отношение к кредитной системе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщения исследований и опыта профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что одним из условий эффективного функционирования системы формирования самообразовательной компетентности будущих учителей является активизация самообразовательной деятельности будущих учителей посредством использования интерактивных материалов (электронных учебных пособий, активных раздаточных материалов).

Процесс обучения предполагает активную познавательную деятельность обучаемого посредством использования комплекса средств обучения, к которым относится мультимедийно-технологический комплекс, электронные учебные пособия. Так, электронные учебные пособия, как считают Б.А. Абдыкаримов, Н.А. Завалко, позволяют стимулировать познавательную деятельность студентов за счет оперативного тестирования, постепенного усложнения материала, системы наводящих вопросов, корректирующих методов, системы вопросов, упражнений, задач на определение ха-

рактера ошибок в усвоении материала и выявление их причин, которые стимулируют студента к дальнейшему обучению. Однако, для активизации самообразовательной деятельности обучаемых необходимо использование методов обучения, направленных для развития самостоятельной деятельности студентов. К таким методам мы относим проблемный метод, метод проектов, исследовательский и видеометод.

В этой связи П.И. Пидкасистый подчеркивает, что самостоятельная деятельность усвоения знаний и сам процесс их применения приводит к возникновению новых знаний, стимулирующих мышление, становится источником развития творческого, или, как говорят психологи, продуктивного мышления. Поэтому обучаемый должен научиться самостоятельно приобретать знания, пользуясь самыми разнообразными источниками информации, уметь работать с этой информацией, обращаясь к различным способам информационной деятельности, при этом приобретение знаний не должно носить пассивный характер, необходимо с самого начала вовлекать обучаемых в активную познавательную деятельность [5].

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что для активизации самостоятельной деятельности студентов необходимы две составляющие - технологическая и методическая, - к которым мы отнесли учебно-методический комплекс, включающий: учебные материалы к занятиям, методические рекомендации к занятиям, дидактические раздаточные материалы, электронные презентации к каждой теме учебного занятия, электронное учебное пособие с самопроверяемым тестовым редактором. Электронное учебное пособие - это электронное учебное издание, содержащее наиболее важные разделы учебного курса, а также вопросы для самоконтроля, список литературы, карты, атласы, указания, рекомендации к учебному занятию и др, которое обладает официальным ста-

тусом данного вида издания, присваиваемого государственным органом. При проектировании электронного учебного пособия мы использовали мультимедийную технологию, гипертекстовую технологию и язык программирования. В целом, процесс создания электронного учебного пособия включает следующие основные этапы: поиск информации в соответствии с учебной программой; конструирование модуля как системообразующей единицы, создание гипертекста (гиперссылок) в соответствии с модулем, конструирование тестов. При разработке электронного учебного пособия мы использовали модульный подход. Модуль -это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что обучающийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуальной программе. Модульное обучение базируется на личностно-деятель-ностном подходе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, кода оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог продумывает ориентацию студентов на цель учебной деятельности, приемы мотивации, определяет систему учебного самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

В рамках каждого модуля обучающийся всегда имеет дело как с предметными заданиями, так и с видами деятельности, связанными с получением и использованием этих заданий. Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем. Контрольные задания для модулей позволяют оценить уровень усвоения конкретных предметных знаний по дисциплине. В каждое задание включены структурные

> х

ч:

>

ю

о

s

q i

элементы научных знаний, подлежащих усвоению, и определен вид деятельности по их использованию. Контрольные проектные задания для модулей, построенные на деятельностной основе, предусматривают количественную оценку уровня сформированности самообразовательной компетентности, позволяющие выполнить самообразовательную деятельность в целом. А.И. Тажигулова выделяет следующие виды модулей: организационный, методический, информационно-обучающий и справочный. Организационный модуль составляет анкеты, позволяюшие получить необходимую информацию об обучаемом. Методический модуль раскрывает цели и задачи данного курса, включает необходимые рекомендации для преподавателей и обучающихся по работе со студентами для достижения уровня не ниже базового. Здесь же приводится оглавление содержания курса. Информационно-обучающий модуль содержит собственно учебный материал и систему упражнений. Справочный модуль представлен учебными материалами справочного характера, упражнениями для обучающихся [6].

В своем электронном пособии мы предлагаем три модуля, построенные в зависимости от содержания изучаемого курса. В структуру электронного учебного пособия мы включили три модуля: Модуль 1 - организационный: содержит вопросы, направленные на осмысленное изучение всей дисциплины в целом. Модуль 2 - содержательный: рассматривает основные вопросы курса, ориентирован на подготовку студентов осознанно перейти на третий модуль. Модуль 3 - технологический: включает технологию разработки и проектирования уроков, внеклассных мероприятий. Данное учебное пособие позволяет соединить процессы изучения, закрепления и контроля учебного материала, создать условия для индивидуального стиля работы. При проектировании электронных курсов необходимым условием успешной его реа-

лизации является соблюдение ряда педагогических и дидактических принципов.

На практике студент осуществляет взаимодействие с электронным учебным пособием как на практических занятиях, так и в рамках самоподготовки к занятиям. Последовательность усвоения учебного материала по пособию следующая: изучение теоретического материала по пособию, осмысление и закрепление теоретического материала с помощью контрольных тестов, решение профессиональных задач с помощью видеоматериала и комплекса специальных заданий.

Продуктивному взаимодействию преподавателя и будущего учителя на занятиях способствует возможность организации индивидуальной образовательной траектории освоения курса. Для этих целей пособие снабжено тестовыми заданиями, примерами, теоретическим материалом, дополнительными сведениями, видеоматериалами. Таким образом, электронное учебное пособие позволяет достаточно продуктивно решать проблему индивидуализации обучения в вузе, позволяет студенту выбирать оптимальные темы для изучения, способ изучения материала, способы проверки и самопроверки знаний, время и место, отводимые для овладения материалом.

Реализация данного условия осуществляется путем предоставления каждому студенту учебно-методического комплекса по каждой дисциплине учебного плана, который составляет учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при кредитной системе обучения. Учебно-методический комплекс дисциплин включает краткое описание курса и содержит программу обучения (Syllabus); перечень всех разделов учебного материала по данной дисциплине с указанием числа кредитов; планы практических занятий; тезисы лекций; перечень форм и средств контроля знаний с указанием содержания, сроков их проведения; тестовые задания, вопросы и карточки устного и письменного опросов, проблемные вопросы диспутов,

тренингов, круглых столов, сценарии деловых игр и т.п. Необходимо отметить, что учебно-методический комплекс дисциплин должен быть представлен как в печатном, так и электронном варианте и выдан до начала учебного процесса.

Рассмотрим третье педагогическое условие - включение будущего учителя в творческо-поисковую деятельность, обеспечивающую личностный рост будущего учителя.

Становление самообразовательной компетентности будущего учителя может осуществляться только непосредственно в самообразовательной деятельности студента, по мере его возрастающей самостоятельности.

Личностно-деятельностный характер формирования самообразования диктует необходимость построения учебного процесса с точки зрения логики развития личности будущего педагога, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы обучения. При кредитной системе обучения индивидуальный план студента, где он самостоятельно определяет элективные и обязательные дисциплины для обучения, является обязательной составляющей образовательного процесса.

Проведенный нами опрос студентов и учителей на тему подготовки к самообразованию и условий ее совершенствования позволил установить, что большинство респондентов (80%) считают, что предоставление обучающимся возможности быть активными и самостоятельными является крайне необходимым условием. Многие опрошенные отмечают, что в настоящее время в условиях быстрой смены информации, стремительного развития новых информационных технологий, необходимо быть инициативной, самостоятельной, творческой личностью, способной постоянно самосовершенствоваться и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Вследствие репродуктивной, недостаточно самостоятельной деятельности в вузе 38,2% респондентов испытывают

трудности при необходимости обновления и пополнения своих знаний. 50,9% учителей затрудняются организовать самообразовательную деятельность своих учащихся. Большинство же студентов отмечают, что именно кредитная система способствует формированию самообразовательной компетентности.

В связи с этим одним из основных педагогических условий успешного формирования самообразовательной компетентности мы считаем включение будущего учителя в творческо-поис-ковую деятельность, обеспечивающую личностный рост будущего учителя, когда студент «действует как активный субъект, включая все свои общефункциональные психологические механизмы, а также всю свою эмоциональную сферу, свои духовные переживания при решении познавательных и коммуникативных задач» [5, с. 12].

Важнейшей предпосылкой осознания будущим педагогом важности выполняемой им деятельности является межличностное равнопартнерское взаимодействие (И.А. Зимняя), представляющее собой «отношения координации, сотрудничества» [7, с. 18]. В таком случае происходит изменение акцентов с репродуктивной позиции студента на принципиально другую - инициативную, конструктивную позицию обучающегося, что, несомненно, обеспечивает его личностный рост.

Будущий учитель становится центральной фигурой учебного процесса. В связи с этим преподаватель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Он выступает в роли компетентного консультанта в учебном процессе, координатора их самодеятельности в области изучаемых дисциплин, оказывающего им необходимую помощь и поддержку. Все действия преподавателя направлены на создание условий, обеспечивающих становление будущего педагога, его личностный рост посредством самообразовательной деятельности.

Признание себя субъектом деятельности непосредственно связано с формиро-

> :

к

га

:

±

ванием самосознания будущего учителя. В работах Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Лесохи-ной, В.В. Столина, Г.С. Сухобской, посвященных данной проблеме, самосознание рассматривается как осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности, а также как личности (самооценки, интересов, жизненных ценностей, мотивов поведения и т.п.).

Самосознание выступает тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействия окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер своей активности, направленной на овладение социальным опытом деятельности и поведения. Самосознание делает человека способным ставить перед собой цели, задачи деятельности, планировать и осуществлять способы их достижения, определять причины неудач и корректировать деятельность и себя как субъекта этой деятельности.

Структура самосознания включает три основных компонента: познавательный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой (регулятивный).

1. Познавательный компонент является основополагающим в системе самообразовательной деятельности. Данный компонент предусматривает самопознание будущим педагогом себя и своей самообразовательной деятельности на основе наблюдения за самим собой, за своей деятельностью и способами её осуществления и дальнейшего самоанализа.

2. Эмоционально-ценностный компонент предусматривает формирование отношения у будущих педагогов к себе и самообразовательной деятельности, возникающих на основе самоанализа и самооценки её качества и результатов. Поэтому особое внимание на данном этапе следует уделить рефлексивной активности будущего учителя, показателями проявления которой могут выступать способность

к самоанализу и к самооценке, критичность мышления, стремление студента к обоснованию своей позиции. 3. Действенно-волевой (регулятивный) компонент предполагает коррегиро-вание, перестройку собственной деятельности на основе её самооценки, то есть формирование собственной Я - концепции, собственного стиля самообразовательной деятельности. Реализация данного условия осуществляется на основе принципа индивидуализации (составление индивидуального плана студента, составление собственной траектории обучения) и дифференциации путем решения разного рода задач, заданий разного уровня сложности: использование разных вариантов разнотипных заданий; применение заданий разной степени трудности; дифференцированное инструктирование студентов при выполнении самостоятельной работы; разное количество заданий по одной теме для студентов различного уровня обучаемости, которые выдаются студентам в рамках учебно-методического комплекса дисциплин. Данное условие мы реализуем через разработку программ самообразовательной деятельности, подготовку и проведение занятий со свойственной каждому виду спецификой, введение спецкурсов, направленных на формирование у студентов навыков самообразовательной деятельности.

Программа самообразовательной деятельности предполагает обучение студентов по индивидуальной образовательной траектории через построение каждым студентом (при необходимости с помощью консультанта) индивидуального учебного плана и выбор элективных дисциплин. Такая программа обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся, учитывая его личностные качества, способности, интересы, мотивы, способствует развитию сознательного отношения к своей деятельности и рефлексии. Наличие программы самообразовательной деятельности особенно помогает

тем студентам, которые идут с опережением и желают сократить сроки своего обучения в вузе.

Как показали исследования педагогов и собственный опыт работы в вузе, становление субъекта деятельности происходит в процессе социального взаимодействия, реализуемого в форме групповой беседы, дискуссий, микропреподавания, ролевой игры, педагогической практики.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: включение будущего учителя в творческо-поисковую деятельность, обеспечивающую личностный рост будущего учителя, способствует формированию самообразовательной компетентности, поскольку у студентов формируется представление о самообразовании в рамках профессиональной деятельности, вырабатываются объективные критерии для самоанализа и самооценки себя как субъекта этой деятельности, образуются ценностные ориентиры в профессиональной сфере, формируется установка на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование. Библиографический список 1. Сластенин В.А., Исаев А.М., Мищенко А.М. Педагогика: Учеб. пособие

для студентов педагог. учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

2. Чирков В.И. Самодерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116-132.

3. Райский Б.Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании у учащихся готовности к самообразованию / Сб. статей. - Волгоград: ВПИ, 1977. -С. 26-31.

4. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. - М.: Знание, 1999. - 158 с.

5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М., 1980. - 240 с.

6. Тажигулова А.И. Педагогические принципы конструирования электронных учебных пособий в условиях информатизации профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2000. - 149 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 32 с.

га а. ю о о

о

.

5

.

о ■&

ГС ^

т

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3 >

си ^

о ш т

1_ о 1_ га

:

ш С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.