Научная статья на тему 'Дидактические условия непрерывного самообразования'

Дидактические условия непрерывного самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУПЕНИ САМООБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЕМ / МОТИВАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ. / CONTINUOUS SELF-EDUCATION / DIDACTIC CONDITIONS / MEANS OF COGNITIVE ACTIVITY / STEPS OF SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEACHING / MODULE CONTROL OF LEARNING / MOTIVATION OF SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев И. Ф.

В статье уточняются место и роль педагогических условий в системе самообразования, определяются основные условия, обеспечивающие последовательное, систематическое обновление знаний и умений обучаемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC CONDITIONS OF CONTINUOUS SELF-EDUCATION

In the article place and role of pedagogic conditions in self-educational system are specified, main conditions responsible for consecutive systematic renewal of knowledge and abilities are dedicated.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия непрерывного самообразования»

Организация работы студентов в студенческом научном продвижения своих выпускников. Ежегодно на индивидуаль-

обществе способствует развитию современного научного ный план обучения переводится до 40 % студентов 4-5 кури профессионального мышления, будит мысль студента, зас- сов. Эти студенты трудоустраиваются по специальности и по

тавляет его самосовершенствоваться в соответствии с целя- завершении обучения на факультете

ми и задачами, заложенными в фГОС ВГЮ. ^ Более 50 % студентов 5 курса выполняют выпускные

В университете создан Центр содействия трудоустрой- квалификационные работы по заявкам работодателей. Заяв-

ству. На факультете, в должностные обязанности заместите- ки поступают от образовательных учреждений, центров до-

ля декана по учебной работе введена ответственность за орга-

^ полнительного образования детей, спортивных школ и феде-

низацию работы по трудоустройству выпускников. Ежемесяч-

раций, оздоровительных центров и др.

но ведется мониторинг трудоустройства студентов выпускного курса, и обработанная информация передается в Центр. Таким образом, созданная на факультете инновационная

Центр поддерживает контакты с краевой и городской служ- система подготовки студентов по направлению «физическая

бой занятости населения, отделами образования админист- культура» п°казала свою эффективность и позволяет на дос-

раций городов и районов Ставропольского края. Факультет, таточно высоком уровне обеспечивать конкурентоспособность

в рамках договоров о совместной деятельности с руководи- своих выпускников не только на региональном, но и на феде-

телями баз практик отрабатывает вопрос профессионального ральном рынке труда.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации, 2008. - № 1662-р. - 17.11.

2. Петров, А. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза / А. Петров, С. Сухов // Высшее образование в России. - 2007. - № 2.

3. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое пособие /

О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова [и др.]; под ред. С.А. Гончарова. — СПб., Герцена, 2007.

4. Байденко, В.И., Дж. Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворт. - М., 2002.

5. Магин, В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры. - М.; Ставрополь, 2006. Bibliography

1. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii do 2020 g., utverzhdennaya rasporyazheniem Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii, 2008. - № 1662-r. - 17.11.

2. Petrov, A. Strategicheskoe upravlenie konkurentosposobnostjyu vuza / A. Petrov, S. Sukhov // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2007. - № 2.

3. Proektirovanie uchebno-metodicheskogo obespecheniya moduleyj innovacionnoyj obrazovateljnoyj pro-grammih: Metodicheskoe posobie /

O.V. Akulova, A.E. Bakhmutskiyj, R.U. Bogdanova [i dr.]; pod red. C.A. Goncharova. — SPb., Gercena, 2007.

4. Bayjdenko, V.I., Dzh. Van Zantvort. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya: sovremennihyj ehtap / V.I. Bayjdenko, Dzh. Van Zantvort. - M., 2002.

5. Magin, V.A. Modernizaciya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoyj kuljturih. - M.; Stavropolj, 2006.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 374.1 Medvedev I.F. DIDACTIC CONDITIONS OF CONTINUOUS SELF-EDUCATION. In the article place and role of pedagogic conditions in self-educational system are specified, main conditions responsible for consecutive systematic renewal of knowledge and abilities are dedicated.

Key words: continuous self-education, didactic conditions, means of cognitive activity, steps of self-education, professional orientation of teaching, module control of learning, motivation of self-education.

И.Ф. Медведев, зав. каф. ЧИПС, г. Челябинск, Е-mai: Medvedev_if@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

В статье уточняются место и роль педагогических условий в системе самообразования, определяются основные условия, обеспечивающие последовательное, систематическое обновление знаний и умений обучаемых.

Ключевые слова: непрерывное самообразование, дидактические условия, средства познавательной деятельности, ступени самообразования, профессиональная направленность обучения, модульное управление учением, мотивация самообразования.

Процесс непрерывной подготовки будущих специалистов к профессионально-творческой самообразовательной деятельности представляет собой педагогическую систему, которая, как и всякая другая система может функционировать и развиваться при определенных условиях. В философии условия трактуются как отношение предмета к окружающим его явлениям, существовать без которых он не может [1]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Такая трактовка этой категории, верная в целом, требует педагогического осмысления в педагогической теории и практике.

В области дидактики высшей школы под условиями понимают совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающих достижение студентом определенного уровня деятельности [2]. В вопросе о месте и роли педагогических

условий самообразования в научном обществе нет единого мнения, что вызвано не только существенными несовпадениями в понимании феномена педагогической системы, но и различием подходов к ее функционированию. Именно это продуцирует различие выдвигаемых на теоретическом уровне условий самообразовательной деятельности, обеспечивающих ее прогрессивное изменение.

На наш взгляд, выбор условий самообразования должен исходить из особенностей учебного процесса (типа образовательного учреждения, особенностей учебного предмета, аудитории и т.д.). Педагогические условия должны выбираться из имеющегося арсенала педагогических средств, а эффективность построенной дидактической системы следует оценивать по уровню самообразовательной деятельности обучаемых.

Сопутствующее

самообразование

Социальный заказ на самообразование

Самообразование как деятельность

Автономное

самообразование

Результат самообразования как деятельности

Профессиональное

самообразование

Субъект Методы и средства Объект

самообразования самообразования самообразования

Рис. 1. Место и роль педагогических условий в системе самообразования

Место и роль педагогических условий в системе самообразования показаны на рис.1. Педагогические условия присутствуют во всех аспектах самообразования. Они опираются на социальный заказ специалистов, умеющих быстро ориентироваться в мощном потоке информации, адаптирующихся в динамичной структуре современного производства, творческих применяющих полученные знания.

Целью рассматриваемых педагогических условий является содержание самообразовательной деятельности, которое имеет свою специфику на различных ступенях обучения. В связи этим выделяют два вида самообразования: сопутствующее и автономное. Если автономное самообразование может быть не связано с процессом обучения и не зависеть от него, то сопутствующее опирается на этот процесс, и он определяет характер и содержание самообразовательной работы. Сопутствующее самообразование является наиболее эффективным, поскольку обучение в вузе играет ведущую роль в формировании личности студента. Логическим завершением процесса обучения служит переход к профессиональному самообразованию. Профессиональное самообразование -активная, целеполагающая, саморегулируемая, профессионально-значимая деятельность, направленная на обновление, расширение и углубление ранее полученных знаний, совершенствование практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства [3].

В зависимости от вида самообразования применяются те или иные технологии взаимодействия субъекта и объекта самообразовательной деятельности, сочетающие определенные методы и средства этой деятельности. В их основе лежат соответствующие педагогические условия, которые в конечном итоге обеспечивают непрерывность самообразования, его оптимальность и результативность.

При этом дидактические условия самообразования не являются неизменными, застывшими правилами, регламентирующими самообразовательную деятельность. Они во многом зависят от внешних экономических, политических, соци-

альных факторов, воздействующих в той или иной степени на образовательные учреждения и образовательный процесс внутри них.

С учетом высказанных положений, эффективность обучения самообразовательной деятельности студентов определяется совокупностью следующих групп педагогических условий: субъективно-личностных, содержательно-целевых, организационно-деятельностных и ресурсных.

К группе субъективно-личностных условий относятся:

- ценностное отношение преподавателей ВУЗа к самообразовательной подготовке будущего специалиста;

- рефлексия профессиональных ценностей студентов и собственной самообразовательной деятельности;

- осознание им роли самообразовательной подготовки в профессиональном и личностном саморазвитии и т.д.

В группу содержательно-целевых условий входят:

- моделирование содержания и процесса самообразовательной деятельности;

- проектирование образовательных программ самообразовательной подготовки на компетентностной основе;

- развитие субъективно-личностного опыта в реализации самообразовательной деятельности;

- ориентация на развитие ключевых самообразовательных компетентностей в их взаимосвязи, на решение конкретных проблем в самообразовательной области;

- разработка индивидуальных программ образования, самовоспитания и саморазвития в области самообразовательной деятельности.

Группу организационно-деятельностных условий составляют:

- разработка и реализация комплексно-целевой программы ВУЗа по подготовке студентов к самообразовательной деятельности;

- построение образовательного процесса по развитию самообразовательной компетентности в логике проектной деятельности;

- использование интерактивных методов и инновационных технологий в процессе самообразовательной подготовки будущих специалистов и др.

Группа ресурсных условий содержит:

- корректировку нормативно-правового обеспечения качества образовательного процесса в вузе с ориентацией на удовлетворение потребностей студентов в подготовке к самообразовательной деятельности;

- кадровое обеспечение самообразовательной подготовки будущего специалиста;

- профессиональную компетентность преподавателей ВУЗа в вопросах самообразовательной деятельности и др.

В данной статье мы рассмотрим основные дидактические условия непрерывного самообразования, обеспечивающие последовательное, систематическое обновление знаний и умений обучаемых. В качестве условий непрерывности самообразовательной деятельности выступают следующие:

1. Систематическое пополнение новыми, более эффективными средствами познавательной деятельности в значительной мере обеспечивает устойчивый характер самообразования. Условие систематизации и обобщения приобретенных знаний и умений выражается в структурировании научных знаний, что связано с формулировкой требований к изучению эмпирических фактов, понятий, законов и теорий [4]. При этом учебные материалы должны ориентироваться на обучаемых, т.е. должны быть представлены в таком виде, чтобы по ним можно было обучаться самостоятельно.

В частных дидактиках определяются следующие требования к самостоятельному изучению отдельных элементов научных знаний.

Требования к изучению эмпирических фактов

Характеристика факта и условий его осуществления.

Критерии установления и проверки достоверности факта.

Способы регистрации и воспроизведения факта.

Ступени сам

Требования к изучению понятий

Основание понятия: эмпирические факты, представляющие понятие; внешние признаки понятия (если их можно выделить).

Логические характеристики понятия: содержание понятия; объем понятия; связи и отношения понятия с другими понятиями.

Приложения понятия: способы регистрации феноменов, определяемых понятием; способы воспроизведения явлений и процессов, отраженных в понятии; реализация понятия в практической деятельности.

Требования к изучению законов

Основание закона: экспериментальные данные, иллюстрирующие закон; причинно-следственные связи, лежащие в основе закона.

Сущность закона: формулировка закона; логико-математические доказательства закона.

Применение закона: область действия закона и ее границы; следствия закона; значение закона в жизни человека и общества.

Требования к изучению теорий

Основание теории: эмпирический базис; идеализированный объект; система фундаментальных понятий.

Ядро теории: система общих законов; постулаты и принципы; физические константы и методы их определения.

Использование теории: общая интерпретация теории; объяснение фактов; предсказание новых явлений, предсказание изобретений и открытий.

2. Последовательное формирование различных групп самообразовательных знаний и умений, различающихся по функциональному признаку в соответствии со ступенями самообразования, решает задачу совершенствования самообразовательной деятельности [5] и на ее основе самообразовательной компетентности (табл. 1).

Таблица 1

Ступени самообразования Характеристика ступеней самообразования

Воспроизведение знания Слабо развитые самообразовательные знания и умения. Студент полностью определяет содержание учебного материала, методы учебной работы в классических формах организации процесса обучения.

Применение знания Студент в содержание учебного материала включает методы учебного познания, тем самым начинает самостоятельно регулировать свою учебно-познавательную деятельность. Владение логическими операциями (предпринимаются попытки самостоятельного использования знания для решения практических задач)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщение знания Студент раскрывает технологию своей познавательной деятельности. При этом студент имеет образцы, которые он соотносит с собственной деятельностью. Формируется умение выбрать существенное, вскрыть причинно-следственные связи в изучаемом, умение систематизировать и обобщить, проанализировать материал.

Преобразование знания Студент задумывается о методах самообразовательной работы в различных условиях и с различным учебным материалом. Формируются: умение рассматривать явление со всех сторон, дать оценку получаемой информации; умение связать новое с имеющимся опытом, умение увидеть проблему и творчески решать ее; умение частный факт объяснить знанием закономерности.

Создание нового знания Студент приобретает знания, руководствуясь собственными целями и на основе собственного мышления. Данная ступень самообразования дает студенту совершенно новые знания - знания о самом себе, особенностях своего мышления, о формировании своей будущей профессиональной деятельности на основе изучения собственного стиля мышления. Высокое качество продуктов познавательной деятельности (творческие работы, рефераты и другие)

3. Обеспечение профессиональной направленности процесса обучения. Условие профилизации обучения [6] конкретизируется в требованиях к подготовке и содержанию профессионального самообразования. Коренной особенностью подготовки студентов к профессиональному самообразованию является полагание в его основу профессиональных проблем.

Учебно-познавательная деятельность студентов должна быть направлена не на схоластическое изучение тех или иных фактов, методик и технологий, но на решение реальных научных и научно-технических проблем путем выбора рациональных способов и их применения в различных производственных ситуациях (рис. 2).

Основные виды научных и научно-технических проблем

Проблемы научного познания

Проблемы

эмпирического

познания

Проблемы

теоретического

познания

Проблемы

научно-

технического

познания

Рис. 2. Виды научных и научно-технических проблем и способы их решения

4. Индивидуальный подход к обучаемому, требующий учета исходного уровня его самообразовательной деятельности. Обучение должно вестись по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему уровню должен осуществляться после тщательного прохождения предыдущего, причем каждым студентом индивидуально [7].

Система организации вузовского образования до последнего времени оставляла мало возможностей для индивидуализации обучения. Она имела жесткий учебный план, преподавание велось практически по единым, обязательным для всех учебным программам, которые не давали возможности преподавателю работать над формированием и развитием индивидуальности студентов. В учебном процессе, в основном, преобладали единообразные формы и методы обучения.

Государственные стандарты третьего поколения предусматривают вариативные пути освоения обучающимися основной образовательной программы. В частности, говорится, что «студент имеет право выстраивать индивидуальную образовательную траекторию». Для внедрения в вузовский учебный процесс индивидуальных методов обучения целесообразно осуществить следующие мероприятия:

- провести уровневую дифференциацию содержания образования (разные варианты программ, учебников, методических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения);

- внедрить новые формы и методы проведения групповых и индивидуальных занятий;

- оказывать постоянное внимание анализу и оценке способов учебной работы студента, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы;

- осуществить специальную подготовку преподавателей к систематическому осуществлению индивидуальных методов обучения.

5. Модульное управления самообразованием в предположении, что с уменьшением непосредственного управления субъектом обучения повышается уровень самообразовательной деятельности.

Формирование учебных модулей в соответствии со структурой научных знаний придаст им завершенность, обеспечит преемственность и последовательность их изучения, будет способствовать развитию умений научно организовывать объект познания, что является непременным атрибутом самообразовательной деятельности [8].

В этой связи можно выделить учебные модули четырех типов (табл. 2).

Основные посылки, которыми следует руководствоваться при составлении модулей названных типов, сводятся к следующим положениям:

- для более полного усвоения знаний в каком-либо учебном модуле необходимо включить его в учебный модуль следующего типа.

- чем сложнее учебный модуль, тем полнее и глубже раскрывается взаимосвязь между явлениями природы, осознание которой оказывает существенное влияние на повышение качества знаний и развитие теоретического мышления студентов.

Таблица 2

Характеристики знаний и умений в учебных модулях различных типов

Тип учебного модуля Характеристика знаний Характеристика умений

I Осознан результат определенного этапа познавательной деятельности Возможность выполнения познавательных действий, связанных предметом действия

II Осознаны существенные признаки изучаемых явлений, существенные связи и отношения между ними Возможность выполнения познавательных действий, связанных задачей нахождения существенных свойств рассматриваемых явлений

III Осознана внутренне присущая природе явлений тенденция изменения, движения, развития Возможность выполнения познавательных действий, объединенных целью отыскания генетических и функциональных связей явлений

IV Известный эмпирический базис осознан как проявление единой сущности. имеющей определенное теоретическое истолкование Возможность предсказания и изучения некоторой области явлений в рамках системы общих законов, исходных постулатов и принципов

- каждый учебный модуль связан с определенным уровнем обобщения учебного материала и знаний учащихся: чем сложнее учебный модуль, тем сильнее выступает требование обобщения, что влечет за собой все более существенную реконструкцию ранее изученного материала.

6. Мотивация самообразовательной деятельности обучаемых. При низкой мотивации возникающие трудности еще сильнее снижают интерес к предмету и могут вообще привести к выключению обучаемого из целенаправленной деятельности, в то время как высокая мотивация ведет к соответствующему повышению самообразовательной деятельности.

Внешний мотивирующий фактор самообразования - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, когда имеющиеся знания, умения и навыки недостаточны для того, чтобы добиться положительного результата в той или иной деятельности, а общество предъявляет новые требования к качеству, содержанию и результатам деятельности.

Внутренняя мотивация самообразования - это осознанная самим человеком необходимость дальнейшего профессионального и личностного роста. В его основе лежат познавательные потребности, познавательные интересы и познавательные свойства личности.

Безусловно, названные основы мотивации самообразования связаны между собой и образуют мотивационную сферу самообразовательной деятельности - систему мотивов, побуждающую целенаправленно и самостоятельно овладевать знаниями, организовывать познавательную деятельность по личной инициативе дополнительно к основным обязательным занятиям. Задача педагога в формировании самообразовательной направленности состоит в развитии базовых потребностей, интересов и свойств личности, проявляющихся в самообразовательных целях (табл.3).

Таблица 3

Мотивационная сфера самообразовательной деятельности

Потребность: Интерес и свойство: Цель:

Влечение Удовлетворение Общественная

Желание Убеждение Коллективная

Стремление Склонность Личностная

Предвидение Чувства Прогностическая

Общение Инициатива Исполнительская

Возможность Творчество Творческая

Активность Стремление к познанию Познавательная

Инициатива Мечта Трудовая

Забота Работа Волевая

Библиографический список

1. Философский словарь I под ред. М.М.Розенталя. - М., 1975.

2. Шаронова, В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2GG1.

3. Медведев, И.Ф. Теоретические основы самообразования в условиях дистанционного обучения: монография. - Челябинск, 2G1G.

4. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. - Челябинск, 198б.

б. Тулькибаева, Н.Н. Инновационные процессы в обучении: монография I Н.Н. Тулькибаева, Л.В. Трубайчук. - М., 2GG2.

6. Зеер, Э.Ф. Личностно развивающее профессиональное образование. - Екатеринбург, 2GG6.

7. Унт, Э.И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 199G.

8. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 199б.

Bibliography

1. Filosofskiyj slovarj I pod red. M.M.Rozentalya. - M., 197б.

2. Sharonova, V.B. Samoobrazovanie buduthego uchitelya kak vazhnihyj komponent povihsheniya urovnya ego pro-fessionaljnoyj gotovnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2GG1.

3. Medvedev, I.F. Teoreticheskie osnovih samoobrazovaniya v usloviyakh distancionnogo obucheniya: monogra-fiya. - Chelyabinsk, 2G1G.

4. Usova, A.V. Psikhologo-didakticheskie osnovih formirovaniya u uchathikhsya nauchnihkh ponyatiyj. - Chelyabinsk, 198б.

б. Tuljkibaeva, N.N. Innovacionnihe processih v obuchenii: monografiya I N.N. Tuljkibaeva, L.V. Trubayjchuk. - M., 2GG2.

6. Zeer, Eh.F. Lichnostno razvivayuthee professionaljnoe obrazovanie. - Ekaterinburg, 2GG6.

7. Unt, Eh.I. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya. - M., 199G.

8. Choshanov, M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-moduljnogo obucheniya. - M., 199б.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.