Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа'

Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1781
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бареева Эльвира Рустамовна

Исследуются возможности формирования профессиональных компетенций у студентов СПО при определенных педагогических условиях, реализуемых в едином культурно-образовательном пространстве строительного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

педагога в нынешней школе пока остается непреложным фактом;

2) изначально содержание учебных сообщений формируется в строгом соответствии с образовательным стандартом, но фактически в процессе изложения материала содержание (наполнение) образовательного сегмента определяется желанием учителя, с одной стороны, и возможностями (психическими, физиологическими, интеллектуальными и т. п.) обучаемого — с другой;

3) ученик выступает как сторона, приобретающая, умножающая свой интеллектуальный потенциал, и главная его задача — ощутить себя собственником приобретенного, почувствовать себя «управляющим» своей собственностью, т. е. научиться демонстрировать «свое», индивидуальное, изготавливая похожие, а затем подобные детали, чертежи, поделки, а в дальнейшем — творить, внося в содержание изделий свое видение их развития.

Ученик в процессе обучения вырабатывает базовые творческие, в том числе визуальные, коммуникативные умения. Американские психологи зрительное восприятие рассматривают как чув-

ственный опыт, приобретший смысл. Но смысл приобретается в результате взаимодействия материального объекта и идеального сознания, порождающего убеждения, закрепляемые через учебные знания и умения в навыках. Именно чувства цементируют непрерывно изменяющийся путь обучения, выстраиваемый в поле педагогической системы, между восприятием, проинициализиро-ванным учителем, и навыками, продемонстрированными обученным учеником, консолидируют пройденные этапы в строго описанную систему конкретного знания. Ощущения, трансформированные в чувства, превращают в базальное само понятие «результат труда обучения», ранее всего лишь составленный из мельчайших диалектически развивающихся шагов совершенствования личности, из все более усложняющихся наборов, образов, комплексов действий. Претерпев качественные изменения, ощущения как отражение объективной реальности отчуждаются обучающимся в интеллектуальную собственность. Это — один из значительных этапов на пути воспитания самости развивающегося индивида.

Поступила 04.11.09.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Э. Р. Бареева (Астраханский колледж строительства и экономики)

Исследуются возможности формирования профессиональных компетенций у студентов СПО при определенных педагогических условиях, реализуемых в едином культурно-образовательном пространстве строительного колледжа.

Ключевые слова: профессиональная компетенция; конкурентоспособность; компетентностный подход; педагогические условия.

Актуальной проблемой современно- госстандартов и практическими конкрет-

го профессионального образования явля- ными потребностями современного стро-

ется вопрос о формировании компетен- ительного рынка, требующего от специ-

ций будущих специалистов. В системе алиста конкурентоспособности. На наш

профессиональной подготовки кадров взгляд, данный разрыв может быть уст-

образуется разрыв между нормативным ранен посредством внедрения в учебно-

содержанием в границах существующих воспитательный процесс строительного

© Бареева Э. Р., 2010

№ 2,

колледжа модели подготовки выпускника на основе компетентностного подхода.

Если традиционно квалификация специалиста обозначала функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимися более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то компетенция предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представление о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе» [1, с. 5].

Поскольку нас интересует внедрение компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования, то на передний план выдвигаются три аспекта данной проблемы:

1) определение ключевых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

2) специфика процесса подготовки специалистов, способствующая тому, чтобы в результате у студента — выпускника колледжа были сформированы как общие, так и специальные компетенции;

3) разработка научно обоснованной и адекватной практической деятельности модели работы специалиста.

На основе изучения и описания деятельности специалиста в области строительства, с учетом требований современных государственных образовательных стандартов, данных изучения рынка строительного бизнеса и требований, предъявляемых работодателями, нами был выделен комплекс общих и специальных компетенций.

К общим компетенциям относятся:

— инструментальные, включающие когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и сообра-

2010 1%

жения; методологические способности, способности понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции;

— межличностные, т. е. индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, способности к самокритике и критическому осмыслению, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства;

— системные, предполагающие сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способности планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

В качестве специальных (профессиональных) компетенций выступают:

— личностно-ценностная и мотивационная (осознанное и позитивное отношение к избранной сфере профессиональной деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала, развитие способности творческого подхода к решению профессиональных задач, готовность к управлению техническими видами деятельности и обеспечению их эффективности);

— производственно-технологическая (осуществление регистрации, учета, оценки недвижимости, градостроительной оценки территорий);

— организационно-управленческая (организация работы с пользователями, работы коллектива исполнителей, планирование и организация производственных работ, выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестан-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дартных ситуаций, участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности, обеспечение деятельности на производственном участке);

— проектно-технологическая (разработка проектов межевания земельных участков, кадастрового деления территорий, оценочного зонирования территорий).

Очевидно, что процесс формирования профессиональных компетенций возможен только при соответствующих педагогических условиях. Среди них выделяются дидактические, организационнопедагогические и психолого-педагоги-ческие. Все они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, так как направлены на один и тот же субъект учебной деятельности — студента и реализуются в едином культурно-образовательном пространстве строительного колледжа.

Система дидактических условий формирования профессиональных компетенций у выпускников колледжа включает в себя:

1) создание на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними профессиональных задач, что способствует организации самостоятельной поисковой деятельности студентов;

2) периодическое осуществление связи новых видов деятельности с личным опытом студента;

3) установление межпредметных политехнических связей в процессе обучения студентов, которые позволяют реализовать взаимосвязанное изучение дисциплин и могут содействовать преодолению негативной тенденции подготовки специалиста «по частям»;

4) постоянное пополнение и закрепление знаний студента;

5) осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности профессиональных компетенций студентов, учет, оценка и самооценка результатов их деятельности [2].

Овладения компетенциями нельзя достичь только за счет содержания образования. Компетенции — это также результат образовательных технологий,

методов, организационных форм, учебной среды. В нашем случае стержнем учебно-воспитательного процесса являются учебные модули, построенные на основе компетентностного подхода. Разработка модулей предполагает описание технологий, методов. На младших курсах — это адаптивное, проблемное обучение, технология проектов; на старших — модульно-рейтинговое обучение и технологии партнерства в учебной деятельности.

Система организационно-педагогических условий предполагает:

1) наличие плана создания, адаптации и внедрения новых технологий обучения на основе компетентностного подхода; внедрение средств управления, организации и контроля учебной деятельности;

2) организацию учебно-исследовательской работы по дисциплинам учебного плана специальности;

3) организацию индивидуального подхода к работе со студентами;

4) определение научно обоснованных норм затрат времени на выполнение студентами учебно-исследовательских заданий и самостоятельной работы;

5) корректировку содержания отдельных дисциплин, направленную на формирование профессиональных компетенций, определение их соответствия объективным потребностям строительного рынка и содержанию будущей профессиональной деятельности студентов-выпу-скников; разработку образовательных модулей на основе компетентностного подхода;

6) организацию регулярной самостоятельной работы студента, что должно привести к сокращению информационного и управляющего воздействий на него со стороны преподавателя и частичной передаче управления учебной деятельностью самому студенту;

7) использование активных методов обучения, чему способствуют новые возможности постоянно развивающихся информационных технологий.

Систему психолого-педагогических условий, позволяющих реализовать ком-петентностный подход, составляют:

№ 2, 2010

1) одновременное поступление учебной информации по нескольким каналам, например, зрительному и слуховому, что способствует лучшему ее усвоению;

2) учет скорости поступления информации в процессе изучения нового учебного материала;

3) организация мотивации учебной и производственной деятельности студентов;

4) организация процесса самооценки студентом результата своей учебной деятельности, возможности сравнивать свои достижения с успехами сокурсников, определение своего статуса в учебной группе;

5) оптимальное сочетание в учебном процессе как теоретической, так и практической деятельности студента;

6) осуществление в процессе обучения студента самоанализа уровня собственной профессиональной компетентности на основе поступающей извне и имеющейся у него информации;

7) организация мыслительной деятельности по переносу знаний и умений, сформированных ранее, на новые объек-

ты изучения, целенаправленное формирование профессионального мышления студента.

Таким образом, предлагаемая нами модель формирования профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа включает в себя прежде всего проектирование системы качества формирования профессиональных компетенций на основе анализа соответствия образовательных стандартов потребностям рынка труда. Здесь решается двоякая задача: процесс формирования профессиональных компетенций и уровень профессиональной подготовки должен соответствовать государственным стандартам и в то же время учитывать динамику развития строительного рынка и возникающие в связи с этим у работодателей требования к профессиональной компетентности выпускников колледжей. Модель составляют также методы и средства обеспечения качества формирования профессиональных компетенций, условия их формирования и диагностика качества сформированности (рисунок).

Модель формирования профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И. Я. Лернер предлагает следующую схему выявления влияния каких-либо действий на результат: воспроизвести главные причины результата; определить, неизбежно ли эти причины ведут к данному следствию; установить, есть ли эти причины в действительности; выяснить, устранима ли причина, если надо устранить следствие; сопоставить действия с причиной и степенью его влияния на причину.

С учетом вышесказанного нами была разработана система критериев и пока-

зателей уровня сформированности профессиональных компетенций, позволяющая диагностировать и корректировать учебный процесс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентно ст-ного подхода) / В. И. Байденко // Высш. образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3—13.

2. Мельничук, О. Модель специалиста / О. Мельничук, А. Яковлева // Высш. образование в России. — 2000. — № 5. — С. 20—22.

Поступила 08.07.09.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Т. В. Лузина (Набережночелнинский филиал Института экономики,

управления и права)

Рассматриваются вопросы внедрения современных педагогических технологий в систему дополнительного профессионального образования и проблемы, связанные с их применением.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; информационная технология; электронное компьютерное обучение; дистанционное обучение.

Исключительная роль системы дополнительного профессионального образования во всей современной системе образования в Российской Федерации определяется его ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества, реализацию непрерывного образования для руководителей и специалистов, всех категорий работников в течение их трудовой деятельности, обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации граждан.

К сожалению, в условиях кризиса промышленного производства теряются годами налаженные связи между предприятиями и образовательными учреждениями, снижается отраслевая направленность образовательных программ, сокращается объем часов, связанных с модернизацией производства, внедрением новых промышленных технологий. В последние годы не осуществляется целе-

направленное повышение квалификации научно-педагогических кадров образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Нуждается в коренном улучшении научно-методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Жизнь требует существенного изменения роли и влияния дополнительного профессионального образования. Сегодня все большее внимание уделяется организации системы непрерывного образования.

Как известно, суть единого непрерывного образования заключается в корректировке и обогащении уже сложившегося образовательного потенциала человека, а также в компенсации возможных пробелов в обучении, воспитании и развитии. Следовательно, необходимым качеством современного специалиста становится его способность непрерывно пополнять свои знания и творчески их ис© Лузина Т. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.