www.eidos.ru/journal/2006/0504/htm (дата обращения: 05.03.2014)
7. Каспаржак А.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании - М., 2002. - 240 с.
8. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 361 с.
9. Курвина А.В. Реализация интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников (культурологический аспект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.//tsu.tmb.ru/ culturology/ journal /6/kurvina_5_2006-2.htm (дата обращения: 09.03.2014)
10. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. - СПб., 1991. - 174 с.
11. Непомнящая Т.А. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состоя-
ние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28). - С. 121-125.
12. Сагайдак А.Ю. Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профессионального образования: Тез. докладов межвуз. конф. -Л., 1990. - С. 3-5.
13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.
14. Силяева Е.Г. Методологические аспекты формирования культуры личности в процессе социализации // Гуманитарное образование: традиции, новации. - СПб., 2001. - 158 с.
15. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.
16. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
УДК 174
Кравченко Елена Павловна
Институт педагогического образования и образования взрослых Национальной Академии педагогических наук Украины, г. Черкассы, Украина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье на основе проведенного анализа педагогической и психологической литературы определен комплекс педагогических условий, реализация которых необходима для обеспечения эффективного формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.
Ключевые слова: педагогические условия, формирование профессиональной этики, медицинская сестра, учебно-воспитательный процесс.
Быстрое развитие современных медицинских технологий, социальный запрос на качество медицинских услуг обусловливают особые требования к профессиональной деятельности медицинских сестер. Востребованными становятся такие нравственные качества личности, как гуманное отношение к человеку, милосердие, ответственность, глубокое понимание общечеловеческих моральных ценностей и осознание гражданского долга, толерантность, эмпатия.
Учитывая это, особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.
Анализ научных источников показывает, что проблема формирования профессиональной этики специалиста освещалась в контексте рассмотрения методологических основ непрерывного профессионального образования (Г. Васянович, С. Гончаренко, А. Дубасенюк, И. Зязюн, В. Кремень, Н. Ничкало и др.). Внимание ученых приковано к проблеме формирования профессионально-этических (нравственных) качеств специалистов разных профессий: будущих служащих-таможенников (Н. Тимченко), го-
сударственных служащих (О. Козиевська), инженеров (О. Лапузина), специалистов сферы бытового обслуживания (Л. Гасюк), мастеров производственного обучения (А. Кривошеев) и др. В контексте исследования весомыми являются труды ученых о специфических особенностях врачебной деятельности, этики и деонтологии, формирования личности медицинского работника (Н. Пирогов, П. Назар, М. Шегедин). Отдельные аспекты формирования морально-нравственных качеств личности будущих медицинских сестер нашли отражение в работах, где рассматривается специфика формирования коммуникативной культуры (О. Уваркина), профессиональных ценностей (К. Куренкова), готовности будущих медицинских сестер к коммуникативному взаимодействию (С. Поплавская).
Вместе с тем анализ научно-педагогических источников свидетельствует об отсутствии работ, касающихся научного обоснования педагогических условий формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.
В рамках статьи осветим педагогические условия формирования профессиональной этики буду-
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Кравченко Е.П., 2014
щих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.
На основе исследованной литературы в контексте нашего исследования педагогические условия определяем как существенные внутренние и внешние обстоятельства, которые предопределяют, влияют и способствуют активному процессу формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в условиях медицинского колледжа. Это условия, созданные усилиями коллектива для улучшения учебного процесса, система органически связанных между собой психических и практических действий, направленных на решение конкретных педагогических задач обучения. Специфика педагогических условий формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа детерминируется состоянием, особенностями современной медицины, медсестрин-ства, сущностью и содержанием профессиональной подготовки.
Рассмотрим педагогические условия более подробно. Фокусируем внимание на следующем педагогическом условии: формирование профессиональной этики будущих медицинских сестер на основе общечеловеческих и национальных духовно-нравственных, морально- этических ценностей и создания соответствующей учебно-воспитательной среды в медицинском колледже.
Сегодня необходимо осознание потребности новой гуманистической парадигмы образования. Ее цель - подготовка такого специалиста, уровень которого гармонично сочетает образованность, профессионализм, нравственную воспитанность, развитие личности в соответствии с духовно-нравственными, морально-этическими ценностями национальной и общечеловеческой культуры. Учебно-воспитательная среда медицинского колледжа должна способствовать повышению мотивации студентов к обучению, развитию таких личностных качеств, как интеллект, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, креативность, ответственность. Составляющими этой среды выступают: гимн, эмблема учебного заведения, соответствующая одежда (белый, чистый, выглаженный халат, шапочка, отсутствие лишних украшений и косметики) и, собственно, помещение, где учатся будущие медицинские сестры. Учебные кабинеты создают определенный контекст будущей профессиональной деятельности, они оснащены большим количеством муляжей, фантомов, макетами человека и отдельных органов, настенными печатными материалами (санитарными бюллетенями о здоровом образе жизни, методах профилактики инфекционных заболеваний, выставкой медицинских книг, профессиональных и практических достижений воспитанников медицинского колледжа, конкурсов профессионального мастерства). Все
это в целом способствует воспитанию милосердия, сопереживания, сочувствия, терпимости.
Следующее педагогическое условие: дополнения содержания языковых, психолого-педагогических, специальных дисциплин задачами профессионально ориентированного (ситуационного), культурологического, аксиологического направления.
Учебно-воспитательный процесс должен быть профессионально направленным. Вполне мотивированным считаем определение А. Неловкиной-Берналь, характеризующей профессиональную направленность обучения студентов медицинских специальностей как целостный феномен со специфическими педагогическими признаками. Они проявляются в наличии профессионально значимых идеалов, интересов, установок, принципов, склонностей, способностей, желаний и мотивов целенаправленной учебно-познавательной деятельности студентов по приобретению знаний и умений, необходимых для проведения обследования, диагностики, медицинских манипуляций, взаимодействия с больными и коллегами и поддержания здорового образа жизни человека [3]. С этой целью в учебно-воспитательном процессе актуализируем следующие формы и методы обучения: проблемные ситуации, различные виды задач с целью формирования профессионально-ценностных ориентиров, развития профессионального мышления.
Работа медицинской сестры, как справедливо отмечает С. Поплавская - это особый вид коммуникативной деятельности, где важную роль играет психотерапевтическое значение культуры слова, колорита речи, интонации, тональности [5]. С этой целью занятия украинского языка, иностранного языка важно выстраивать в контексте формирования ценностных установок, культуры поведения и общения, расширения культурного кругозора и диалога культур. Для обеспечения формирования студентов как языково-этических личностей в курсе иностранного языка профессионального направления целесообразно ввести содержательный модуль «Искусство общения в медсестринстве», акцентируя внимание на таких чертах личности медицинской сестры, как гуманность, доброжелательность, уважение к пациентам, милосердие, совесть, честность, порядочность, верность долгу, тактичность, организованность. Осуществляем это путем анализа профессиональных видеоматериалов и обработки профессиональных текстов, отчетных материалов производственной практики.
Во время проведения практических занятий следует использовать разные способы работы с текстом: метод чтения вслух (предполагает эмоциональное сопереживание содержанию), метод творческого самочувствия (особое место здесь занимает использование элементов «театрализации» и «драматизации», что приводит субъект к социальной адаптации и повышает уровень его комму-
никабельности). Важен курс психологии, поскольку при разговоре с больными необходимы знания человеческой психологии, умение слушать, убеждать, реагировать на реплику партнера в ходе коммуникации. Здесь главная цель ситуационных задач - вызвать познавательный интерес у студентов, направить их умственную деятельность. Студенты получают возможность давать объективную оценку значимости ситуации, демонстрировать свои убеждения, отношение, ценности с помощью вербальных, невербальных средств, испытать свои силы, принять сложные решения и обсуждать их возможные последствия.
На занятиях по профильным предметам применяем различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Важно и формирование умений управлять мимикой и жестикуляцией. Самореализация личности происходит на основе индивидуальных способностей, приобретенных лингвистических и профессиональных (специальных) знаний, речевых умений и навыков, развитие которых становится для студента внутренней потребностью.
Педагогическое условие: выполнение студентами профессионально ориентированных проектов во время воспитательной, научной работы и производственной практики как основы для стимулирования процесса формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер.
Профессионально-этическая направленность учебно-воспитательного процесса медицинского колледжа достигается и путем выполнения студентами профессионально ориентированных проектов («проект» в переводе с латинского языка (ргсуесШт) означает «брошенный вперед, замысел, план») [1]. В современных исследованиях этот метод рассматривают как такую систему обучения, в основе которой концепции обучения путем «действия» и «свободного воспитания». При работе по этому методу основную роль отводят самостоятельной деятельности воспитанников, их активности, инициативности, творчества, степени увлеченности [4]. Главной особенностью проектирования определяют создание новых продуктов. Проектные технологии меняют систему отношений «преподаватель - студент».
Методы проектирования весьма разнообразны: это дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, метод портфолио, «кейс»-метод. Результатами проектирования выступают дискур-студия, видеофильм, фотовыставка, альбом, бортжурнал, мультимедийная презентация, онлайн-газета, альманах т.п. Как результат, проект «учит» будущую медицинскую сестру навыкам профессиональной деятельности, коммуникации с пациентом, с коллегами и одновременно мыслить творчески и нестандартно.
В воспитательной работе уместно привлекать студентов в различные виды волонтерской работы,
участие в конкурсах профессионального мастерства. Их цель - показать взаимосвязь клубов, кружков, секций, их взаимодействие с социальными институтами (семья, медицинские учреждения, учреждения культуры и т.п.).
Во время производственной практики для приобретения умений и навыков самостоятельного решения производственных, научных и организационных задач предлагается выполнить следующие профессионально ориентированные проекты: изготовить тематические санбюллетни (стенды, таблицы), собрать статистические данные из отдельных патологических единиц, провести профориентаци-онные беседы среди работающей молодежи в лечебно-профилактических учреждениях и школах по месту прохождения практики; собрать отзывы о выпускниках колледжа, работающих на базах практики и др.
Педагогическое условие: организация конструктивного диалога «студент - студент», «студент -преподаватель», «студент - практический медицинский работник», доминантой которого выступает формирование профессиональной этики будущих медицинских сестер. Эффективной формой педагогического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества и взаимообогащения выступает диалог личностей. Весомым является диалог между сверстниками. Организуя диалог «студент - студент», учитываем их возрастные особенности. В нашем исследовании говорится о студентах, поступивших на обучение в медицинский колледж по окончании общеобразовательной школы. Учитываем активный процесс социализации студентов: на него влияет изменение среды общения и внесение в сферу коммуникаций элементов профессионального взаимодействия, которые начинают доминировать на момент окончания обучения; специфику будущей профессиональной деятельности, которая определяет требования к уровню диалога и коммуникативного взаимодействия со студентами разных курсов. Конструктивным должен быть диалог «студент - преподаватель». Каждый преподаватель в медицинском колледже, по нашему убеждению, должен обладать достаточными знаниями сестринской педагогики и умением этот драгоценный опыт передать своим молодым коллегам.
Высоко оценивает работу преподавателя известный ученый И. Зязюн. Исследователь пишет: «Преподавание в профессиональном учебном заведении - это и искусство, и наука. Искусство потому, что каждое занятие неповторимое. Его ход, эмоциональная окраска, используемые средства зависят от целого ряда факторов, многие из которых трудно предсказать. В этом смысле преподавание чем-то вроде творчества художника, писателя, поэта, от которого требуется и глубокое знание жизни, человеческой души, умение сопереживать личности. Но вместе с тем это и наука, в основе
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
которой есть объективные законы..., обеспечивающие процесс целенаправленного развития личности будущего специалиста - профессионала» [2, с. 430]. Доброжелательность, ненавязчивое влияние, человеколюбие, чувство такта, умение понять другого, общительность - эти человеческие качества преподавателя в значительной степени послужат будущим медсестрам как педагогам. Конечно, такое общение возможно, когда коллектив напоминает большую семью, в которой царят чуткость, уважение, способность проявлять сочувствие, умение помогать, быть добрым, то есть, где формируются лучшие духовные ценности.
Во время производственной практики проявляется целесообразность конструктивного диалога «студент - медицинский работник», студента с медицинской сестрой. Здесь важно знание основ делового общения, знание основ коммуникативного взаимодействия с коллегами, имеющими одинаковый профессиональный статус, умение устанавливать целесообразные профессиональные и личностные отношения. Реализуется модель оптимальных взаимоотношений, основанных на сотрудничестве, которая предусматривает взаимопонимание, взаимодоверие, партнерские отношения с соблюдением субординации, толерантности, дружелюбия, откровенности. Студент должен воспринимать медицинского работника, медицинскую сестру как своего советчика и наставника, а медицинский работник - уважать личность студента, направлять его профессиональную деятельность, указывая на его недостатки в деликатной форме.
Таким образом, проведенный нами анализ педагогической и психологической литературы позволяет определить комплекс педагогических условий, реализация которых необходима для обеспечения эффективности формирования профессиональной
этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательной среде медицинского колледжа на основе общечеловеческих и национальных духовно-нравственных, морально-этических ценностей; дополнения содержания языковых, психолого-педагогических, специальных дисциплин задачами профессионально ориентированного, аксиологического направления, выполнение студентами профессионально ориентированных проектов в воспитательной, научной работе и производственной практике как основы для стимулирования процесса формирования профессиональной этики; взаимодействие «студент - студент», «студент - преподаватель», «студент - практический медицинский работник», доминантой которого выступает формирование профессиональной этики.
Библиографический список
1. Гончаренко С.В. Украинский педагогический энциклопедический словарь. - Ровно: Волынские обереги, 2011. - 550 с.
2. Зязюн И.А. Аксиологические ресурсы педагогического воздействия учителя // Эстетика и этика педагогического воздействия: сб. наук. пр. -Киев, Полтава, 2011. - Вып. 1. - С. 9-24.
3. Неловкина-БернальА.А. Формирование профессиональной направленности студентов медицинских специальностей на начальном этапе обучения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Луганск, 2010. - 23 с.
4. Пехота А.Н. Образовательные технологии / А.Н. Пехота, А.С. Костенко, А.М. Любарская и др.; под ред. А.М. Пехоты. - Киев: А.С.К., 2003. - 255 с.
5. Поплавская С.Д. Формирование готовности студентов медицинских колледжей к коммуникативному взаимодействию в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2009. - 226 с.