Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа'

Педагогические условия формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGIC CONDITIONS / PROFESSIONAL ETHICS FORMATION / NURSE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Елена Павловна

В статье на основе проведенного анализа педагогической и психологической литературы определен комплекс педагогических условий, реализация которых необходима для обеспечения эффективного формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of formation of professional ethics of future nurses in the educational process of medical college

On the basis of the analysis of pedagogic and psychological literature the article defines a set of pedagogic conditions which are necessary to ensure the effective formation of professional ethics of future nurses in the educational process of the medical college.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа»

www.eidos.ru/journal/2006/0504/htm (дата обращения: 05.03.2014)

7. Каспаржак А.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании - М., 2002. - 240 с.

8. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 361 с.

9. Курвина А.В. Реализация интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников (культурологический аспект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.//tsu.tmb.ru/ culturology/ journal /6/kurvina_5_2006-2.htm (дата обращения: 09.03.2014)

10. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. - СПб., 1991. - 174 с.

11. Непомнящая Т.А. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состоя-

ние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28). - С. 121-125.

12. Сагайдак А.Ю. Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профессионального образования: Тез. докладов межвуз. конф. -Л., 1990. - С. 3-5.

13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.

14. Силяева Е.Г. Методологические аспекты формирования культуры личности в процессе социализации // Гуманитарное образование: традиции, новации. - СПб., 2001. - 158 с.

15. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.

16. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

УДК 174

Кравченко Елена Павловна

Институт педагогического образования и образования взрослых Национальной Академии педагогических наук Украины, г. Черкассы, Украина

hellushka72@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье на основе проведенного анализа педагогической и психологической литературы определен комплекс педагогических условий, реализация которых необходима для обеспечения эффективного формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование профессиональной этики, медицинская сестра, учебно-воспитательный процесс.

Быстрое развитие современных медицинских технологий, социальный запрос на качество медицинских услуг обусловливают особые требования к профессиональной деятельности медицинских сестер. Востребованными становятся такие нравственные качества личности, как гуманное отношение к человеку, милосердие, ответственность, глубокое понимание общечеловеческих моральных ценностей и осознание гражданского долга, толерантность, эмпатия.

Учитывая это, особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.

Анализ научных источников показывает, что проблема формирования профессиональной этики специалиста освещалась в контексте рассмотрения методологических основ непрерывного профессионального образования (Г. Васянович, С. Гончаренко, А. Дубасенюк, И. Зязюн, В. Кремень, Н. Ничкало и др.). Внимание ученых приковано к проблеме формирования профессионально-этических (нравственных) качеств специалистов разных профессий: будущих служащих-таможенников (Н. Тимченко), го-

сударственных служащих (О. Козиевська), инженеров (О. Лапузина), специалистов сферы бытового обслуживания (Л. Гасюк), мастеров производственного обучения (А. Кривошеев) и др. В контексте исследования весомыми являются труды ученых о специфических особенностях врачебной деятельности, этики и деонтологии, формирования личности медицинского работника (Н. Пирогов, П. Назар, М. Шегедин). Отдельные аспекты формирования морально-нравственных качеств личности будущих медицинских сестер нашли отражение в работах, где рассматривается специфика формирования коммуникативной культуры (О. Уваркина), профессиональных ценностей (К. Куренкова), готовности будущих медицинских сестер к коммуникативному взаимодействию (С. Поплавская).

Вместе с тем анализ научно-педагогических источников свидетельствует об отсутствии работ, касающихся научного обоснования педагогических условий формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.

В рамках статьи осветим педагогические условия формирования профессиональной этики буду-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Кравченко Е.П., 2014

щих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа.

На основе исследованной литературы в контексте нашего исследования педагогические условия определяем как существенные внутренние и внешние обстоятельства, которые предопределяют, влияют и способствуют активному процессу формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в условиях медицинского колледжа. Это условия, созданные усилиями коллектива для улучшения учебного процесса, система органически связанных между собой психических и практических действий, направленных на решение конкретных педагогических задач обучения. Специфика педагогических условий формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа детерминируется состоянием, особенностями современной медицины, медсестрин-ства, сущностью и содержанием профессиональной подготовки.

Рассмотрим педагогические условия более подробно. Фокусируем внимание на следующем педагогическом условии: формирование профессиональной этики будущих медицинских сестер на основе общечеловеческих и национальных духовно-нравственных, морально- этических ценностей и создания соответствующей учебно-воспитательной среды в медицинском колледже.

Сегодня необходимо осознание потребности новой гуманистической парадигмы образования. Ее цель - подготовка такого специалиста, уровень которого гармонично сочетает образованность, профессионализм, нравственную воспитанность, развитие личности в соответствии с духовно-нравственными, морально-этическими ценностями национальной и общечеловеческой культуры. Учебно-воспитательная среда медицинского колледжа должна способствовать повышению мотивации студентов к обучению, развитию таких личностных качеств, как интеллект, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, креативность, ответственность. Составляющими этой среды выступают: гимн, эмблема учебного заведения, соответствующая одежда (белый, чистый, выглаженный халат, шапочка, отсутствие лишних украшений и косметики) и, собственно, помещение, где учатся будущие медицинские сестры. Учебные кабинеты создают определенный контекст будущей профессиональной деятельности, они оснащены большим количеством муляжей, фантомов, макетами человека и отдельных органов, настенными печатными материалами (санитарными бюллетенями о здоровом образе жизни, методах профилактики инфекционных заболеваний, выставкой медицинских книг, профессиональных и практических достижений воспитанников медицинского колледжа, конкурсов профессионального мастерства). Все

это в целом способствует воспитанию милосердия, сопереживания, сочувствия, терпимости.

Следующее педагогическое условие: дополнения содержания языковых, психолого-педагогических, специальных дисциплин задачами профессионально ориентированного (ситуационного), культурологического, аксиологического направления.

Учебно-воспитательный процесс должен быть профессионально направленным. Вполне мотивированным считаем определение А. Неловкиной-Берналь, характеризующей профессиональную направленность обучения студентов медицинских специальностей как целостный феномен со специфическими педагогическими признаками. Они проявляются в наличии профессионально значимых идеалов, интересов, установок, принципов, склонностей, способностей, желаний и мотивов целенаправленной учебно-познавательной деятельности студентов по приобретению знаний и умений, необходимых для проведения обследования, диагностики, медицинских манипуляций, взаимодействия с больными и коллегами и поддержания здорового образа жизни человека [3]. С этой целью в учебно-воспитательном процессе актуализируем следующие формы и методы обучения: проблемные ситуации, различные виды задач с целью формирования профессионально-ценностных ориентиров, развития профессионального мышления.

Работа медицинской сестры, как справедливо отмечает С. Поплавская - это особый вид коммуникативной деятельности, где важную роль играет психотерапевтическое значение культуры слова, колорита речи, интонации, тональности [5]. С этой целью занятия украинского языка, иностранного языка важно выстраивать в контексте формирования ценностных установок, культуры поведения и общения, расширения культурного кругозора и диалога культур. Для обеспечения формирования студентов как языково-этических личностей в курсе иностранного языка профессионального направления целесообразно ввести содержательный модуль «Искусство общения в медсестринстве», акцентируя внимание на таких чертах личности медицинской сестры, как гуманность, доброжелательность, уважение к пациентам, милосердие, совесть, честность, порядочность, верность долгу, тактичность, организованность. Осуществляем это путем анализа профессиональных видеоматериалов и обработки профессиональных текстов, отчетных материалов производственной практики.

Во время проведения практических занятий следует использовать разные способы работы с текстом: метод чтения вслух (предполагает эмоциональное сопереживание содержанию), метод творческого самочувствия (особое место здесь занимает использование элементов «театрализации» и «драматизации», что приводит субъект к социальной адаптации и повышает уровень его комму-

никабельности). Важен курс психологии, поскольку при разговоре с больными необходимы знания человеческой психологии, умение слушать, убеждать, реагировать на реплику партнера в ходе коммуникации. Здесь главная цель ситуационных задач - вызвать познавательный интерес у студентов, направить их умственную деятельность. Студенты получают возможность давать объективную оценку значимости ситуации, демонстрировать свои убеждения, отношение, ценности с помощью вербальных, невербальных средств, испытать свои силы, принять сложные решения и обсуждать их возможные последствия.

На занятиях по профильным предметам применяем различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Важно и формирование умений управлять мимикой и жестикуляцией. Самореализация личности происходит на основе индивидуальных способностей, приобретенных лингвистических и профессиональных (специальных) знаний, речевых умений и навыков, развитие которых становится для студента внутренней потребностью.

Педагогическое условие: выполнение студентами профессионально ориентированных проектов во время воспитательной, научной работы и производственной практики как основы для стимулирования процесса формирования профессиональной этики будущих медицинских сестер.

Профессионально-этическая направленность учебно-воспитательного процесса медицинского колледжа достигается и путем выполнения студентами профессионально ориентированных проектов («проект» в переводе с латинского языка (ргсуесШт) означает «брошенный вперед, замысел, план») [1]. В современных исследованиях этот метод рассматривают как такую систему обучения, в основе которой концепции обучения путем «действия» и «свободного воспитания». При работе по этому методу основную роль отводят самостоятельной деятельности воспитанников, их активности, инициативности, творчества, степени увлеченности [4]. Главной особенностью проектирования определяют создание новых продуктов. Проектные технологии меняют систему отношений «преподаватель - студент».

Методы проектирования весьма разнообразны: это дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, метод портфолио, «кейс»-метод. Результатами проектирования выступают дискур-студия, видеофильм, фотовыставка, альбом, бортжурнал, мультимедийная презентация, онлайн-газета, альманах т.п. Как результат, проект «учит» будущую медицинскую сестру навыкам профессиональной деятельности, коммуникации с пациентом, с коллегами и одновременно мыслить творчески и нестандартно.

В воспитательной работе уместно привлекать студентов в различные виды волонтерской работы,

участие в конкурсах профессионального мастерства. Их цель - показать взаимосвязь клубов, кружков, секций, их взаимодействие с социальными институтами (семья, медицинские учреждения, учреждения культуры и т.п.).

Во время производственной практики для приобретения умений и навыков самостоятельного решения производственных, научных и организационных задач предлагается выполнить следующие профессионально ориентированные проекты: изготовить тематические санбюллетни (стенды, таблицы), собрать статистические данные из отдельных патологических единиц, провести профориентаци-онные беседы среди работающей молодежи в лечебно-профилактических учреждениях и школах по месту прохождения практики; собрать отзывы о выпускниках колледжа, работающих на базах практики и др.

Педагогическое условие: организация конструктивного диалога «студент - студент», «студент -преподаватель», «студент - практический медицинский работник», доминантой которого выступает формирование профессиональной этики будущих медицинских сестер. Эффективной формой педагогического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества и взаимообогащения выступает диалог личностей. Весомым является диалог между сверстниками. Организуя диалог «студент - студент», учитываем их возрастные особенности. В нашем исследовании говорится о студентах, поступивших на обучение в медицинский колледж по окончании общеобразовательной школы. Учитываем активный процесс социализации студентов: на него влияет изменение среды общения и внесение в сферу коммуникаций элементов профессионального взаимодействия, которые начинают доминировать на момент окончания обучения; специфику будущей профессиональной деятельности, которая определяет требования к уровню диалога и коммуникативного взаимодействия со студентами разных курсов. Конструктивным должен быть диалог «студент - преподаватель». Каждый преподаватель в медицинском колледже, по нашему убеждению, должен обладать достаточными знаниями сестринской педагогики и умением этот драгоценный опыт передать своим молодым коллегам.

Высоко оценивает работу преподавателя известный ученый И. Зязюн. Исследователь пишет: «Преподавание в профессиональном учебном заведении - это и искусство, и наука. Искусство потому, что каждое занятие неповторимое. Его ход, эмоциональная окраска, используемые средства зависят от целого ряда факторов, многие из которых трудно предсказать. В этом смысле преподавание чем-то вроде творчества художника, писателя, поэта, от которого требуется и глубокое знание жизни, человеческой души, умение сопереживать личности. Но вместе с тем это и наука, в основе

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

которой есть объективные законы..., обеспечивающие процесс целенаправленного развития личности будущего специалиста - профессионала» [2, с. 430]. Доброжелательность, ненавязчивое влияние, человеколюбие, чувство такта, умение понять другого, общительность - эти человеческие качества преподавателя в значительной степени послужат будущим медсестрам как педагогам. Конечно, такое общение возможно, когда коллектив напоминает большую семью, в которой царят чуткость, уважение, способность проявлять сочувствие, умение помогать, быть добрым, то есть, где формируются лучшие духовные ценности.

Во время производственной практики проявляется целесообразность конструктивного диалога «студент - медицинский работник», студента с медицинской сестрой. Здесь важно знание основ делового общения, знание основ коммуникативного взаимодействия с коллегами, имеющими одинаковый профессиональный статус, умение устанавливать целесообразные профессиональные и личностные отношения. Реализуется модель оптимальных взаимоотношений, основанных на сотрудничестве, которая предусматривает взаимопонимание, взаимодоверие, партнерские отношения с соблюдением субординации, толерантности, дружелюбия, откровенности. Студент должен воспринимать медицинского работника, медицинскую сестру как своего советчика и наставника, а медицинский работник - уважать личность студента, направлять его профессиональную деятельность, указывая на его недостатки в деликатной форме.

Таким образом, проведенный нами анализ педагогической и психологической литературы позволяет определить комплекс педагогических условий, реализация которых необходима для обеспечения эффективности формирования профессиональной

этики будущих медицинских сестер в учебно-воспитательной среде медицинского колледжа на основе общечеловеческих и национальных духовно-нравственных, морально-этических ценностей; дополнения содержания языковых, психолого-педагогических, специальных дисциплин задачами профессионально ориентированного, аксиологического направления, выполнение студентами профессионально ориентированных проектов в воспитательной, научной работе и производственной практике как основы для стимулирования процесса формирования профессиональной этики; взаимодействие «студент - студент», «студент - преподаватель», «студент - практический медицинский работник», доминантой которого выступает формирование профессиональной этики.

Библиографический список

1. Гончаренко С.В. Украинский педагогический энциклопедический словарь. - Ровно: Волынские обереги, 2011. - 550 с.

2. Зязюн И.А. Аксиологические ресурсы педагогического воздействия учителя // Эстетика и этика педагогического воздействия: сб. наук. пр. -Киев, Полтава, 2011. - Вып. 1. - С. 9-24.

3. Неловкина-БернальА.А. Формирование профессиональной направленности студентов медицинских специальностей на начальном этапе обучения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Луганск, 2010. - 23 с.

4. Пехота А.Н. Образовательные технологии / А.Н. Пехота, А.С. Костенко, А.М. Любарская и др.; под ред. А.М. Пехоты. - Киев: А.С.К., 2003. - 255 с.

5. Поплавская С.Д. Формирование готовности студентов медицинских колледжей к коммуникативному взаимодействию в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2009. - 226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.