Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства'

Педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоопределение обучающихся / социальное партнерство / профессиональная ориентация / сетевой образовательный кластер / предпрофильная подготовка / self-determination of students / social partnership / professional orientation / network educational cluster / pre-profile training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстова Гульнара Баймагаметовна

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем профориентации школьников (в частности, их профессионального самоопределения) — реализация педагогических условий функционирования системы формирования профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства. Цель данной статьи — теоретический анализ и описание реализации педагогических условий формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства. Изучив научную литературу по данной теме, мы выделили педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства, к которым отнесли следующие: – создание сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников; – организация предпрофильной подготовки школьников с привлечением социальных партнеров. Предпрофильная подготовка способствует объединению школьников в профильные классы, выступает первичным этапом их профессиональной ориентации, содействует выбору будущей профессии. Кроме того, представлено структурное наполнение сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников, которое позволяет объединить ресурсы социальных партнеров, сформировать профессионально ориентированный и мотивированный контингент абитуриентов для колледжей и вузов, а также консолидировать научный и методический потенциал социальных партнеров для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Организация предпрофильной подготовки школьников с привлечением социальных партнеров способствует созданию условий для получения школьниками первичного профессионального опыта, формированию у них ценностного отношения к труду, будущей профессии, профессиональному сообществу, их ознакомлению с разнообразным миром профессий. В статье представлена схема организации предпрофильной подготовки школьников при участии социальных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстова Гульнара Баймагаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the formation of professional self-determination of students in the context of social partnership

The article considers one of the urgent problems of career guidance of schoolchildren (in particular, their professional self-determination) — the implementation of pedagogical conditions for the functioning of the system for the formation of professional self-determination of schoolchildren in the context of social partnership. The purpose of this article is a theoretical analysis and description of the implementation of pedagogical conditions for the formation of professional self-determination of students in the context of social partnership. Having studied the scientific literature on this topic, we identified pedagogical conditions for the formation of professional self-determination of students in the context of social partnership, which include the following: – creation of a network educational cluster aimed at professional self-determination of schoolchildren; – organization of pre-profile training of schoolchildren with the involvement of social partners. Preprofile training helps to unite schoolchildren into specialized classes, acts as the primary stage of their professional orientation, and facilitates the choice of a future profession. In addition, the structural content of the network educational cluster aimed at professional self-determination of schoolchildren is presented, which allows to unite the resources of social partners, form a professionally oriented and motivated contingent of applicants for colleges and universities, and consolidate the scientific and methodological potential of social partners to form the readiness of schoolchildren for professional self-determination. Organization of pre-profile training of schoolchildren with the involvement of social partners helps to create conditions for schoolchildren to obtain primary professional experience, to form their value attitude to work, future profession, professional community, and to familiarize them with a diverse world of professions. The article presents a scheme for organizing pre-profile training of schoolchildren with the participation of social partners.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 138-145. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):138-145. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 373

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Гульнара Баймагаметовна Толстова, buh5_chel@mail.ru

Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска, структурное подразделение по Ленинскому району; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрена одна из актуальных проблем профориентации школьников (в частности, их профессионального самоопределения) — реализация педагогических условий функционирования системы формирования профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства.

Цель данной статьи — теоретический анализ и описание реализации педагогических условий формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства.

Изучив научную литературу по данной теме, мы выделили педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства, к которым отнесли следующие:

- создание сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников;

- организация предпрофильной подготовки школьников с привлечением социальных партнеров. Предпрофильная подготовка способствует объединению школьников в профильные классы, выступает первичным этапом их профессиональной ориентации, содействует выбору будущей профессии.

Кроме того, представлено структурное наполнение сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников, которое позволяет объединить ресурсы социальных партнеров, сформировать профессионально ориентированный и мотивированный контингент абитуриентов для колледжей и вузов, а также консолидировать научный и методический потенциал социальных партнеров для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Организация предпрофильной подготовки школьников с привлечением социальных партнеров способствует созданию условий для получения школьниками первичного профессионального опыта, формированию у них ценностного отношения к труду, будущей профессии, профессиональному сообществу, их ознакомлению с разнообразным миром профессий. В статье представлена схема организации предпрофильной подготовки школьников при участии социальных партнеров.

Ключевые слова: самоопределение обучающихся, социальное партнерство, профессиональная ориентация, сетевой образовательный кластер, предпрофильная подготовка

Для цитирования: Толстова Г. Б. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 138-145.

© Толстова Г. Б., 2024

Original article

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL PARTNERSHIP

Gulnara B. Tolstova, buh5_chel@mail.ru

Center for Support of Activities of Educational Organizations of the City of Chelyabinsk, Structural Subdivision for Leninsky District; South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article considers one of the urgent problems of career guidance of schoolchildren (in particular, their professional self-determination) — the implementation of pedagogical conditions for the functioning of the system for the formation of professional self-determination of schoolchildren in the context of social partnership. The purpose of this article is a theoretical analysis and description of the implementation of pedagogical conditions for the formation of professional self-determination of students in the context of social partnership. Having studied the scientific literature on this topic, we identified pedagogical conditions for the formation of professional self-determination of students in the context of social partnership, which include the following:

- creation of a network educational cluster aimed at professional self-determination of schoolchildren;

- organization of pre-profile training of schoolchildren with the involvement of social partners. Pre-profile training helps to unite schoolchildren into specialized classes, acts as the primary stage of their professional orientation, and facilitates the choice of a future profession.

In addition, the structural content of the network educational cluster aimed at professional self-determination of schoolchildren is presented, which allows to unite the resources of social partners, form a professionally oriented and motivated contingent of applicants for colleges and universities, and consolidate the scientific and methodological potential of social partners to form the readiness of schoolchildren for professional self-determination. Organization of pre-profile training of schoolchildren with the involvement of social partners helps to create conditions for schoolchildren to obtain primary professional experience, to form their value attitude to work, future profession, professional community, and to familiarize them with a diverse world of professions. The article presents a scheme for organizing pre-profile training of schoolchildren with the participation of social partners.

Keywords: self-determination of students, social partnership, professional orientation, network educational cluster, pre-profile training

For citation: Tolstova GB. Pedagogical conditions for the formation of professional self-determination of students in the context of social partnership. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):138-145. (In Russ.).

Введение

Неопределенность, многозадачность и полифункциональность современной профессиональной среды, обусловленной технологическим прогрессом, а также тенденциями цифровизации и конвергенции в обществе, предъявляют особые требования к профессиональным навыкам будущих специалистов и их профессиональному самоопределению [1]. Самостоятельный, целенаправленный и ответственный выбор профессии — «это ключевое звено в подготовке кадров для современной российской экономики, в условиях неопределенности реалий современного мира. Осознанный выбор школьниками будущей профессии существенно увеличивает их производительность на будущем рабочем месте и уменьшает текучесть кадров» [2, с. 121]. При этом формирование профессионального самоопределения обуча-

ющихся рассматривается как процесс, способствующий возникновению профессиональных намерений и первоначальных ориентировок через включение в систему социальных отношений, профессионального обучения посредством организованной профориентационной работы (усвоение информации о профессиях, возможности их получения, способах и приемах профессиональной деятельности).

Благодаря государственной политике в области образования происходит переоснащение школ современным оборудованием, открытие классов профильной направленности, организация взаимодействия с различными социальными партнерами (предприятия, вузы, профессиональные образовательные организации), что открывает новые возможности для целенаправленной работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся [3].

Выстроенная система профессиональной ориентации школьников является главным инструментом решения государственной проблемы высококвалифицированных кадров [4; 5].

Цель данной статьи — теоретический анализ и описание реализации педагогических условий формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта по данной тематике. При изучении научной литературы по теме были разработаны педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках данного исследования термин «условие» рассматривается как «обстановка, обстоятельство, предпосылка, в которых что-либо происходит или которые способствуют чему-либо, как внешний компонент системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [6, с. 96].

Выявляя педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников, мы опирались на следующие факторы:

1) потребность общества в будущих специалистах, которые ответственно подходят к выбору собственного профессионального пути, осознают перспективы своего профессионального и личностного развития;

2) специфика образовательного процесса общеобразовательных организаций, а также их социальных партнеров (профессиональные образовательные организации, вузы, организации дополнительного профессионального образования);

3) экономические и материально-технические возможности предприятий и организаций — социальных партнеров;

4) опыт организационно-управленческой деятельности автора исследования в региональной системе образования;

5) условия цифровизации и конвергенции современного образования.

На основе анализа научной литературы, нормативно-правовой и методической документации, существующего практического опыта

в области профессионального самоопределения школьников были выявлены следующие педагогические условия:

1) организация работы сетевого образовательного кластера с привлечением сетевых партнеров;

2) организация социальных и профессиональных проб для школьников;

3) предпрофильная подготовка школьников на базе социальных партнеров.

Обобщая вышесказанное, сделаем вывод, что педагогическими условиями функционирования системы формирования профессионального самоопределения школьников в условиях социального партнерства выступают:

1) создание сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников;

2) организация предпрофильной подготовки школьников с привлечением социальных партнеров.

Подробнее опишем каждое из выявленных педагогических условий формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства.

Создание сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников. Образовательный кластер рассматривается как «гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные организации, научные школы, вузы, предприятия, представители бизнеса и др.), объединенные вокруг инновационной образовательной деятельности (ресурсного центра) для достижения определенных задач и конкретного результата» [7, с. 144]. Создание сетевого образовательного кластера позволит организовать работу по профессиональному самоопределению школьников с учетом экономических и социальных потребностей региона, эффективно используя при этом ресурсы образовательных организаций различного уровня, промышленных предприятий, представителей бизнеса, социальных организаций [Там же]. Все участники сетевого образовательного кластера объединены на основе территориальной близости, взаимовыгодных условий сотрудничества, заинтересованности органов власти в конечной цели функционирования образовательного кластера — готовности школьников к профессиональному самоопределению в условиях парадигмы цифровизации и конвергенции в обществе [8].

Сетевой образовательный кластер способствует «выстраиванию цепочки „школы — органи-

зации профессионального образования — вузы — предприятия", в рамках которой формируются партнерские кооперационные отношения между образовательным сообществом и предприятиями, а также представителями бизнеса, создается многоуровневая система профессиональной ориентации и подготовки будущих специалистов» [9, с. 123]. Организация регионального образовательного кластера позволяет сформировать профессионально ориентированный и мотивированный контингент абитуриентов для колледжей, техникумов и вузов, дает возможность осуществлять предпрофильную подготовку на базе социальных

партнеров, проводить социальные и профессиональные пробы [10]. Сетевой образовательный кластер состоит из четырех сред: а) социальной (представители власти, общественных организаций, население региона); б) экономической (производственные предприятия и представители бизнеса); в) научной (вузы, научные школы); г) культурной (дополнительное профессиональное образование, культурные центры) [11].

Структурное наполнение сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников, представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Структурное наполнение сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников

Таким образом, значение сетевого образовательного кластера для профессионального самоопределения школьников заключается в следующем:

- позволяет объединить ресурсы социальных партнеров (школы, вузы, профессиональные образовательные организации, предприятия, бизнес-структуры, организации дополнительного профессионального образования) и направить их на целенаправленную работу по профессиональному самоопределению школьников;

- позволяет сформировать профессионально ориентированный и мотивированный контингент абитуриентов для колледжей, техникумов и вузов;

- дает возможность организовать предпро-фильную подготовку на базе социальных партнеров, проводить социальные и профессиональные пробы;

- способствует консолидации научного и методического потенциала социальных парт-

неров для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению.

Организация предпрофильной подготовки школьников с привлечением социальных партнеров. Термин «предпрофильная подготовка» в рамках данной статьи рассматривается как «система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, которая содействует самоопределению школьников относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности, в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы и иных путей продолжения образования» [12, с. 27]. Пред-профильная подготовка позволяет школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения, сузить круг предпочтений в выборе будущей профессии, ориентировать их на целенаправленный и самостоятельный профессиональный выбор [13].

Предпрофильная подготовка содействует объединению школьников в профильные классы, выступает первичным этапом их профессиональной ориентации, способствует выбору будущей профессии [14]. Предпро-фильная подготовка школьников может быть организована посредством элективных курсов в школах, курсов по выбору с привлечением преподавателей вузов, техникумов и колледжей [13].

Организация предпрофильной подготовки в рамках сетевого образовательного кластера создает условия для дифференциации содержания обучения в школе, профессионального информирования и консультирования школьников со стороны представителей социальных партнеров [15]. Функциями предпрофильной подготовки для профессионального самоопределения школьников выступают:

- консультирование обучающихся по вопросам выбора профессии, психолого-педаго-

гическая помощь со стороны представителей социальных партнеров;

- создание необходимых условий для получения школьниками первичного профессионального опыта;

- формирование ценностного отношения школьников к труду, будущей профессии, профессиональному сообществу;

- формирование у школьников гибких личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых им для успешной профессиональной деятельности;

- ознакомление школьников с разнообразным миром профессий, в том числе профессиями, наиболее востребованными в конкретном регионе;

- построение индивидуальной образовательной траектории для каждого школьника.

На рисунке 2 представлена схема организации предпрофильной подготовки школьников при участии социальных партнеров.

Социальные партнеры Вузы * Профессиональные образовательные организации

♦ # #

Формы реализации предпрофильной подготовки Элективные курсы (предметные и ориентационные), консультации преподавателей вузов, научных сотрудников, педагогов-психологов Элективные курсы (предметные и профессиональные), построение индивидуальных учебных планов, консультации по выбору будущей профессии

Возможности социальных партнеров Ф* Разработка намного и методического обеспечения предпрофильной подготовки, привлечение профессорско-преподавательского состава к реализации элективных курсов » Разработка программ курсов предпрофильной подготовки, работа школьников в лабораториях и мастерских, привлечение преподавателей и мастеров производственного обучения к ведению курсов

Учреждения дополнительного образования

Предприятия

Курсы по выбору (творческие, профессиональные, психолого-педагогической направленности), конкурсы, кружки

Разработка курсов с учетом

индивидуальных и творческих способностей школьников, организация работы творческих

кружков, консультирование школьников и их пси холого-п едагогич еская поддержка

Экскурсии, беседы, профильное обучение, консультации по выбору профессии

Орга низа ция ознакомительных экскурсий, знакомство с оборудованием,

беседы с представителями предприятий, консультации школьников

Ожидаемый результат

1) формирование у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить личностные цели с общественными;

2) формирование потребностей школьников в определении собственных образовательных, профессиональных и жизненных планов;

!) активизация ценностно-смыслового самоопределения школьников, осознанное проектирование образовательного и профессионального маршрута;

4) приобретение школьниками практико-ориентированного опыта в различных видах профессиональной деятельности, психолого-педагогическая поддержка их профессионального самоопределения;

5) включение школьников в различные виды социальной и профессиональной активности, овладение гибкими навыками;

6) расширение образовательного и профессионального «портфолио» обучающегося;

7) формирование профессиональной саморегуляции обучающихся

Рис. 2. Схема организации предпрофильной подготовки школьников при участии социальных партнеров

Обобщая вышесказанное, отметим значение предпрофильной подготовки школьников для формирования их профессионального самоопределения:

- позволяет организовать сотрудничество школьников с представителями социальных партнеров, передать им необходимый социальный и профессиональный опыт;

- выступает способом получения первичного профессионального опыта для школьников, способствует формированию ценностного отношения к будущей профессии;

- способствует построению индивидуальной профессиональной траектории для каждого школьника, развитию у них личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Заключение

1. Современная государственная политика в области образования привела к переоснащению школ современным оборудованием, открытию классов профильной направленности, организации взаимодействия школ с различными социальными партнерами, что открывает новые возможности для целенаправленной работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Разрабатывая педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников, мы опирались на потребности общества в будущих специалистах, которые ответственно подходят к выбору собственного профессионального пути, осознают перспекти-

вы своего профессионального и личностного развития, специфику образовательного процесса общеобразовательных организаций, а также их социальных партнеров (профессиональные образовательные организации, вузы, организации дополнительного профессионального образования).

3. Создание сетевого образовательного кластера, направленного на профессиональное самоопределение школьников, позволяет объединить ресурсы социальных партнеров, сформировать профессионально ориентированный и мотивированный контингент абитуриентов для колледжей, техникумов и вузов, способствует консолидации научного и методического потенциала социальных партнеров для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению.

4. Организация предпрофильной подготовки школьников с привлечением социальных партнеров способствует созданию условий для получения школьниками первичного профессионального опыта, формированию у них ценностного отношения к труду, будущей профессии, профессиональному сообществу, их ознакомлению с разнообразным миром профессий.

Список источников

1. Ненилин С. Н. Взаимодействие субъектов образовательных отношений по формированию профессионального самоопределения школьников в информационно-образовательной среде моногорода // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7, № 3 (27). С. 298-309.

2. Ковалева У. Ю. Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи в Санкт-Петербурге // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 120-125.

3. Исаенко В. А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 38-44.

4. Ащеулова А. В. Психолого-педагогические риски формирования профессионального самоопределения школьников в условиях информатизации образования // Живая психология. 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 90-97.

5. Мерзлякова Д. Р., Мирошниченко А. А. Факторы риска личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации общества // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33, № 4. С. 398-406.

6. Айгубов Л. С. Социально-педагогические условия развития профессионального самоопределения студентов социального факультета в добровольческой деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 5.8.7. Орел, 2022. 209 с.

7. Милинис О. А., Баютова О. Е. Профориентация в условиях образовательного кластера — точка роста для социального партнерства // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. № 2 (10). С. 42-48.

8. Комарова И. И. Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов // Современное школьное образование. 2019. № 2 (92). С. 16-29. DOI 10.24411/1997-96572018-10041.

9. Котова Н. В. Технологический университет как база для сетевого профильного обучения школьников в научно-образовательном кластере // Инновации в непрерывном образовании. 2013. № 6-7. С. 121-127.

10. Pak N. I., Barkhatova D. A. Research activity of students of a pedagogical profile in conditions of smart education // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2017. Т. 10, № 7. P. 1043-1052.

11. Измайлова Е. А., Доманский В. А. Кластерный подход в сетевом взаимодействии образовательных учреждений: практика и перспективы II Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 2-3-1. С. 577-584. DOI 10.34670IAR.2023.59.20.099.

12. Байбородова Л. В., Новикова Е. В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников II Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 2б-32.

13. Янькин Д. В. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения как условие профессионального самоопределения обучающихся II Профильная школа. 2021. Т. 9, № 1. С.22-29.

14. Мамонтова Т. С., Ермакова Е. В., Кашлач И. Ф. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников II Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. № 8 (1). С. 34-43.

15. Ефремова С. Н. Предпрофильное обучение как основа индивидуальной траектории обучающихся 5-х классов МОБУ ЯГНГ им. А. Г. и Н. К. Чиряевых II Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 82-87.

References

1. Nenilin SN. Interaction of subjects of educational relations on the formation of professional self-determination of schoolchildren in the information and educational environment of a single-industry town. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i obshhest-vennye nauki = Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2023;7(3(27):298-309. (In Russ.).

2. Kovaleva UYu. Support for professional self-determination of children and youth in St. Petersburg. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury = Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. 2019;(3(40):120-125. (In Russ.).

3. Isaenko VA. Model for the formation of skills of professional self-determination of schoolchildren in a general education organization. Pedagogicheskaja perspektiva = Pedagogical perspective. 2021;(1):38-44. (In Russ.).

4. Ashcheulova AV. Psychological and pedagogical risks of forming professional self-determination of schoolchildren in the context of informatization of education. Zhivaja psihologija = Living Psychology. 2022;9(2(34):90-97. (In Russ.).

5. Merzlyakova DR, Miroshnichenko AA. Risk factors of personal and professional self-determination of students in the context of digital transformation of society. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika = Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2023;33(4):398-406. (In Russ.).

6. Aigubov LS. Social'no-pedagogicheskie uslovija razvitija professional'nogo samoopredelenija studentov social'nogo fakul'teta v dobrovol'cheskoj dejatel'nosti = Social and pedagogical conditions of development of professional self-determination of students of the social faculty in volunteer activities. Thesis. Orel; 2022. 209 p. (In Russ.).

7. Milinis OA, Bayutova OE. Career guidance in the context of an educational cluster — a growth point for social partnership. Teorija i praktika nauchnyh issledovanij: psihologija, pedagogika, jeko-nomika i upravlenie = Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management. 2020;(2(10):42-48. (In Russ.).

8. Komarova II. Educational clusters as a mechanism for changing educational structures. Sovre-mennoe shkol'noe obrazovanie = Modern school education. 2019;(2(92):16-29. DOI 10.24411I1997-9657-2018-10041. (In Russ.).

9. Kotova NV. Technological University as a base for networked specialized training of schoolchildren in a scientific and educational cluster. Innovacii v nepreryvnom obrazovanii = Innovations in continuous education. 2013;(6-7):121-127. (In Russ.).

10. Pak NI, Barkhatova DA. Research activity of students of a pedagogical profile in conditions of smart education. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2017;10(7):1043-1052. (In Russ.).

11. Izmailova EA, Domansky VA. Cluster approach in network interaction of educational institutions: practice and prospects. Pedagogicheskij zhurnal = Pedagogical journal. 2023;13(2-3-1):577-584. DOI 10.34670IAR.2023.59.20.099. (In Russ..).

12. Bayborodova LV, Novikova EV. Pedagogical support of pre-profile training of schoolchildren. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. 2016;(4):26-32. (In Russ.).

13. Yankin DV. Implementation of pre-profile training and profile training as a condition for professional self-determination of students. Profil'naja shkola = Profile school. 2021;9(1):22-29. (In Russ.).

14. Mamontova TS, Ermakova EV, Kashlach IF. Organization of pre-profile and profile training of high school students. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obra-zovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2016;(8(1):34-43. (In Russ.).

15. Efremova SN. Pre-profile training as the basis for the individual trajectory of 5th-grade students of the MOBU YUGNG im. A. G. and N. K. Chiryaev. In: Effective practices of career guidance work in educational organizations. Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education; 2023. Pp. 82-87. (In Russ.).

Информация об авторе

Г. Б. Толстова — начальник; аспирант.

Information about the author

G. B. Tolstova — Head; graduate student.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 11.04.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 28.05.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.