Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка'

Педагогические условия формирования правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева К. А.

В научных исследованиях и политических выступлениях неоднократно отмечалось, что юридическое образование занимает особое место в системе высшей школы. Это нашло поддержку в Совместной программе Комиссии Европейских Сообществ и Совета Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека по реформированию правовой системы Российской Федерации, одобренной Советом Европы, Европейской комиссией и Российской Федерацией на совместном консультативном совещании 21 июня 1996 г. в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьева К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Муравьева К.А.*

Астраханский филиал Международного юридического института,

г. Астрахань

В научных исследованиях и политических выступлениях неоднократно отмечалось, что юридическое образование занимает особое место в системе высшей школы. Это нашло поддержку в Совместной программе Комиссии Европейских Сообществ и Совета Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека по реформированию правовой системы Российской Федерации, одобренной Советом Европы, Европейской комиссией и Российской Федерацией на совместном консультативном совещании 21 июня 1996 г. в Москве. В этой Программе целый раздел посвящен укреплению системы юридического образования и развитию системы правового воспитания в России.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения требуют от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, компетентного не только в профессиональном, но и в коммуникативном, духовно-нравственном, профессионально-этическом отношении. Сегодня существенно меняются и требования к уровню владения юристами иностранным языком

Для успешного формирования правовой культуры студентов юридического вуза средствами английского языка необходимо определить совокупность педагогических условий, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки.

Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [1, с. 126].

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию правовой культуры, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы встречаемся с различными точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым [2, с. 19].

* Старший преподаватель кафедры Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. [3, с. 20].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [2, с. 124].

Анализируя совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирования правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка, можно выделить четыре основные группы: концептуальные, содержательные, организационно-технологические, вспомогательные.

Комплекс условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой культуры будущего юриста, включает в себя: адекватность содержания организационных форм и методов англоязычной подготовки реальным требованиям профессиональной деятельности будущего юриста в сфере личностно-деловых и межнациональных контактов; использование интерактивных, технологий обучения; индивидуализацию процесса формирования основ правовой культуры; положительный эмоциональный фон практико-ориентированной лингвистической подготовки студентов; педагогический мониторинг личностного продвижения студента в овладении основами правовой культуры в процессе изучения иностранного языка и др.

Концептуальная группа педагогических условий предполагает создание системы мотивации студентов, формирующую у них повышение интереса к изучению английского языка и правовой культуры. Мотивация -принятие и обоснование деятельности. Студент должен не просто выполнять деятельность, он должен внутренне ее мотивировать, ставить перед собой ближние и дальние перспективы, намечать цели, связывать задачи деятельности с задачами личностного роста и развития. Преподаватель помогает студенту, используя методы психодиагностики, тестирования и другие формы изучения личности студента.

Построение учебного процесса должно основываться на рефлексии и саморегуляции. Рефлексия - конструирование и удержания определенного образа «Я», способность к осмыслению своего внутреннего мира и саморазвитию, осмысление мира и выработки собственной позиции по отношению к правовой культуре. Развитию рефлексии способствует организация учебного процесса на основе саморегулирующей деятельности студентов.

Важным моментом является создание условий для самореализации студента. Самореализация - стремление к признанию своего образа «Я» окружающими. Данный подход реализуется через создание «ситуации

успеха» для каждого студента. Цель преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал студента, помочь ему обрести уверенность и чувство собственного достоинства и через это осуществить признание собственного «Я» окружающими.

В ходе изучения языка возможно и создание условий для смыслотвор-чества. Смыслотворчество - определение системы жизненных смыслов, вплоть до сути жизни. Определения места правовой культуры в системе жизненных смыслов.

К содержательной группе педагогических условий можно отнести:

- обогащение содержанием правовой информации в процессе изучения иностранного языка и усиление ее ценностно-смысловых аспектов;

- ориентация на личностные потребности, интересы и стратегии студентов в изучении права и иностранного языка;

- применение в процессе обучения современных технологий обучения: технологии позиционного обучения Веракса, интерактивных методик, ролевых игр;

- обеспечение междисциплинарной интеграции как средства развития правовой культуры студента и качества индивидуальных достижений в овладении иностранным языком;

- использование рефлексивно-оценочных способов анализа достижений студентов в области правовой культуры.

Организационно-технологические педагогические условия предполагают реализацию в процессе обучения научно-обоснованного комплекса современных технологий обучения, направленных на формирования правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка: интерактивные методики обучения, Интегративный лингво-психологи-ческий тренинг, технология позиционного обучения Веракса.

Учебный процесс должен строиться как интерактивное педагогическое взаимодействие. Интерактивное педагогическое взаимодействие в данном контексте - это непосредственная целенаправленная межличностная коммуникация участников педагогического процесса. Важнейшей особенностью этой коммуникации является способность педагога и студента «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению, и соответственно интерпретировать педагогическую ситуацию, конструировать собственные действия. Интерактивное взаимодействие - это взаимовлияние участников педагогического процесса, в основе которого лежит личный опыт жизнедеятельности каждого.

Интерактивное взаимодействие предполагает систему взаимодействий: со стороны педагога - планируемых, со стороны студентов - ситуативных и неожиданных, в процессе которых создаются условия оптимального развития их личности.

Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс обмена деятельностями между педагогом и студентом, обусловленностью деятельности учащихся деятельностью педагога и наоборот. Это процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Интерактивное взаимодействие - это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способов деятельности.

Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность смыслотворчества, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Интерактивное педагогическое взаимодействие результирующим признаком имеет межсубъектные отношения участников педагогического процесса, что определяет восприятие ими друг друга как полноправных участников этого процесса, как неповторимых индивидуальностей, осознающих свою собственную типологию.

Вспомогательные условия, влияющие на оптимальность формирования правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка, проявляются в следующих аспектах:

- социальном (развитие законодательно-правовой базы, модернизация образовательных процессов);

- педагогическом (развитие политического, правового и гражданского образования, внедрение инновационных информационно-коммуникативных, воспитательных технологий);

- психологическом (развитие мировоззренческой, потребностно-мо-тивационной и ценностно-ориентационной сфер личности).

Поскольку основополагающей задачей современного юридического образования является усиление подготовки квалифицированных юристов

- создателей правового государства, обладающих высоким уровнем правовой культуры, с одной стороны, а с другой стороны, формирование языковой личности профессионала. Реализовать эту сложную двоякую задачу возможно, используя средства английского языка, как инструмент формирования и правовой культуры и языковой личности. Реализация любых средств возможна только при создании определенных педагогических условий. Многофакторность данного процесса требует объединения в единую модель, которая позволила бы учесть все цели, задачи, факторы и спроектировать процесс таким образом, что бы он при минимальных затратах физических и психических сил способствовал формированию правовой культуры студента юридического вуза.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

© Никитина Е.Л.*

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

В статье анализируются понятия «субъектная позиция», «образовательные технологии», раскрываются сущность и назначение субъектной позиции личности. Рассматриваются образовательные технологии, наиболее значимо влияющие на формирование субъектной позиции студента.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

Современное общество предъявляет к специалисту с высшим образованием особые требования, связанные с его способностью специалиста разрешать сложнейшие профессиональные и личностные задачи, выяв-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.