Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза'

Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / LAW LITERACY / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / LAW LITERACY FORMING PROCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тургина Е.В.

В статье рассматриваются следующие педагогические условия процесса формирования правовой грамотности студентов вуза, обеспечивающие более эффективную его реализацию: актуализация знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией, моделирование правовых ситуаций в образовательном процессе, развитие интереса к изучению права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the following pedagogical conditions of students law literacy forming process, which increase the effectiveness of its realization: updating of knowledge through inclusion of law information in the educational process, simulation of law situations and development of interest to the study of law.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Е.В. Тургина

Аннотация. В статье рассматриваются следующие педагогические условия процесса формирования правовой грамотности студентов вуза, обеспечивающие более эффективную его реализацию: актуализация знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией, моделирование правовых ситуаций в образовательном процессе, развитие интереса к изучению права.

Ключевые слова: правовая грамотность, процесс формирования правовой грамотности, педагогические условия.

Summary. The article describes the following pedagogical conditions of students' law literacy forming process, which increase the effectiveness of its realization: updating of knowledge through inclusion of law information in the educational process, simulation of law situations and development of interest to the study of law.

Keywords: law literacy, law literacy forming process, pedagogical conditions.

В настоящее время возникла потребность обеспечить в рамках правового образования правовую грамотность личности, причем эта проблема приобретает государственный характер [1, с. 241]. Каждый гражданин России должен уметь применять правовые знания на практике, что возможно лишь при условии правовой грамотности населения [2, с. 21]. В ходе правового образования формируется правовая культура, начальной ступенью развития которой является правовая грамотность.

На основе анализа исследований Е.М. Зориной [3, с. 8], С.Ф. Вольской и А.А. Зайцева [4, с. 591] и др. мы рассматриваем правовую грамотность как качество личности, основанное на совокупности правовых знаний; умений оперировать основными право-

выми понятиями, добывать необходимую правовую информацию, использовать ее в ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности; мотивации, ориентирующей поведение личности на существующие правовые нормы.

Формирование правовой грамотности представляет собой процесс взаимосвязанной деятельности субъектов (преподавателей и студентов), основанный на специально организуемой и осуществляемой педагогической деятельности, направленной на актуализацию правовых знаний студентов; обеспечение их умениями разрешать реальные практические ситуации профессиональной деятельности и повседеневной жизни с помощью правовых норм; развитие мотивации деятельности студентов по приобре-

137

138

тению правовых знании и умении использовать их.

Теоретический анализ проблемы и педагогической практики позволил нам выделить педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования правовой грамотности студентов вуза, к которым мы относим: обеспечение актуализации правовых знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией; моделирование правовых ситуаций в образовательном процессе; развитие интереса к изучению права.

Первым условием, содействующим формированию когнитивного компонента правовой грамотности, является обеспечение актуализации правовых знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией.

Уровень сформированности когнитивного компонента правовой грамотности характеризуется не только наличием правовых знаний, входящих в его состав, но и постоянным их совершенствованием, пополнением, готовностью к использованию в практических и профессиональных ситуациях; способностью к выполнению действий по извлечению усвоенной правовой информации из долговременной или кратковременной памяти для того, чтобы использовать эту информацию при совершении различных мыслительных операций, то есть необходимо, чтобы правовые знания находились в активном состоянии, а не в пассивном.

Насыщение образовательного процесса правовой информацией необходимо, поскольку в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов

вузов является не всегда обязательным изучение учебных дисциплин правоведческого цикла, которые содержат информацию об основных понятиях, отраслях, институтах права. Каждый студент обладает правовыми знаниями в большей или меньшей степени, что зависит от индивидуальных особенностей личности. Но при изучении правовых дисциплин студентами неюридических специальностей воспринимается небольшой объем правовой информации в связи с малым количеством учебных часов. Зачастую после прохождения дисциплины накопленные знания либо не используются, либо постепенно забываются, исчезают из памяти. Поэтому необходимо создать условия для актуализации знаний, увеличив объем правовой информации путем включения ее в учебный процесс.

Для этого нам представляется возможным включение дополнительной правовой информации в материал тех учебных дисциплин любой специальности, где это возможно.

Рассмотрим возможности включения правовой информации в образовательный процесс (на примере специальностей «Педагогика и психология», «Прикладная информатика (в экономике)», «Государственное и муниципальное управление».

Например, во время прохождения учебной дисциплины «Экономика» материал можно дополнить информацией, содержащей знания особенностей законодательства, регулирующего социальную, внешнеэкономическую политику государства; исключительных прав; особенностей законодательства, регулирующего бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику государства налоговой

системы РФ, государственного бюджета РФ и т.д. (Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, нормы финансового права), антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе (Конституции РФ, ФЗ «О рекламе», Закона РФ «О защите прав потребителей»). Материал учебной дисциплины «Экология» - дополнить знаниями природоохранного законодательства (Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды»), особенностей контроля за выполнением экологического законодательства, ответственности за экологические правонарушения, международные конвенции, соглашения, декларации в области охраны окружающей среды.

Итак, первое педагогическое условие, содействующее формированию когнитивного компонента правовой грамотности студентов вуза, - актуализация знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией.

Следующим условием процесса формирования правовой грамотности студентов вуза является моделирование правовых ситуаций в образовательном процессе.

Процесс формирования правовой грамотности студентов вуза как будущих специалистов направлен на обеспечение их умениями разрешать реальные практические ситуации профессиональной деятельности и повседеневной жизни с помощью правовых норм.

На практике встречается проблема, когда у студентов есть необходимые правовые знания, но они не умеют их использовать в практической деятельности, часто затрудняются представить ситуации практической

и профессиональной деятельности, где могут пригодиться умения применять правовые знания. Для того чтобы развивать, совершенствовать данные умения, необходимо реальное участие студентов в правовых ситуациях, что представляется возможным при их моделировании во время учебных занятий.

Предлагаемые примерные программы для неюридических специальностей ориентируют студентов на усвоение минимума знаний по юриспруденции, необходимых для понимания юридических норм, знание законов и осознанное их выполнение. Среди аудиторных занятий предусматриваются практические занятия, при изучении отдельных тем курса предлагаются практические задачи. Но в связи с тем, что количество часов по учебной дисциплине небольшое, возникают трудности при развитии правовых умений.

Как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни встречаются различные виды правовых ситуаций, которые можно моделировать в учебной деятельности.

Для более эффективного моделирования правовых ситуаций нам представляется возможным выделить наиболее типичные и распространенные из них, возникающие в профессиональной деятельности и повседневной жизни. С учетом этого мы выделяем условную классификацию правовых ситуаций, которые в дальнейшем будем моделировать в процессе обучения.

Все моделируемые нами правовые ситуации можно подразделить на профессиональные и ситуации, возникающие в повседневной жизни.

К первой группе мы относим следующие виды ситуаций, наиболее ча-

139

ВЕК

140

сто встречающихся в разных областях профессиональной деятельности в зависимости от особенности передачи правовой информации и от соотношения ситуации с деятельностью в какой-либо сфере общества: коммуникативные, экономические, социальные, в сфере политики, образования, информационной сфере, в управленческой деятельности и т.д.

Для специальности «Государственное и муниципальное управление» мы рассмотрим следующие виды ситуаций в зависимости от видов профессиональных задач, которые должен решать бакалавр данной специальности в соответствии с видами профессиональной деятельности и умения, которые необходимо сформировать в ходе моделирования таких ситуаций:

1. Ситуации организационно-управленческой деятельности: участие в разработке правовых актов, в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов, в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития, в контроле качества управленческих решений и осуществления административных процессов и т.д.

2. Ситуации информационно-методической деятельности: документа-ционное обеспечение деятельности лиц, находящихся на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях; организа-ци онно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий и др. организаций; подготовка информационно-методических материалов в связи с отдельными вопросами деятельности лиц, находящихся на должно-

стях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях; обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства и т.д.

3. Ситуации коммуникативной деятельности: участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях, в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций и т.д.

4. Ситуации проектной деятельности: участие в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления; оценка результатов проектной деятельности.

5. Ситуации вспомогательно-технологической (исполнительской) деятельности: ведение делопроизводства и документооборота в государственных и муниципальных организациях, учреждениях и предприятиях; осуществление действий, приемов и операций, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам.

Для специальности «Педагогика и психология» мы также выделяем следующие виды ситуаций: ситуации, возникающие при реализации на практике прав ребенка, при участии в создании безопасной образовательной среды в учреждении, в реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами, в обеспечении охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе.

Для специальности «Прикладная информатика (в экономике)» характерны следующие виды ситуаций и умения:

1. Ситуации организационно-управленческой деятельности: участие в организации и управлении информационными процессами, ресурса-

ЕК

ми, системами, сервисами, в переговорах с заказчиками; использование функциональных и технологических стандартов.

2. Ситуации научно-исследовательской деятельности: участие в научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.

Во вторую группу мы включаем ситуации, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни, возникающие в результате правоотношений: гражданских, семейных, жилищных, трудовых, экономических, социальных и т.д.

Например, коммуникативные ситуации способствуют формированию умений свободно владеть юридическими терминами, правильно употреблять их в речи; экономические ситуации - формированию умений использовать правовые нормы при реализации прав собственника, потребителя, налогоплательщика, вкладчика; ситуации, возникающие в результате семейных правоотношений -формированию умений применять правовые нормы в отношениях, урегулированных нормами семейного права (личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи) и т.д.

Итак, второе педагогическое условие, содействующее формированию деятельностного компонента правовой грамотности студентов вуза, - моделирование правовых ситуаций.

Третьим педагогическим условием является развитие интереса к изучению права.

Мотивационный компонент правовой грамотности включает интерес к получению правовых знаний, отношение к праву как к приоритетной жизненной ценности, уважение к за-

кону и ценностям правового государства, принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и защиты, формирование положительной мотивации к соблюдению правовых норм.

Часто студенты неюридических специальностей не придают значения правовым знаниям и умениям, считают их второстепенными и даже необязательными. Поэтому задача преподавателя заключается в развитии мотивации студентов, в том, чтобы заинтересовать их изучаемым материалом, убедить в необходимости совершенствования правовых знаний и умений, активизировать деятельность, направленную на развитие умений применять правовые знания на практике.

Исходя из этого, мы считаем целесообразным выделить в качестве одного из условий формирования правовой грамотности развитие интереса к изучению права.

Развитие интереса к изучению права предполагает понимание студентами важности, значимости права для будущей профессиональной деятельности, а также повседневной жизни. Поэтому в данном случае является важным развитие познавательных интересов студентов к приобретению дополнительных правовых знаний и развитию умений их применять. Для того чтобы студентам было интересно овладевать новой правовой информацией и использовать ее в смоделированных ситуациях, необходимо формировать внутренние, познавательные мотивы. В этих целях представляется возможным создавать ситуации, стимулирующие возникновение и развитие потребностей, познавательного ин-

141

ВЕК

тереса для повышения эффективности формирования интереса к праву.

Для нашего исследования пред- 1 ставляют интерес метод создания ситуации критической самооценки, метод создания ситуации установки и метод создания организационно-дея- ^ тельностной ситуации, которые используют некоторые исследователи в своих работах. Представляется возможным включить элементы данных ситуаций в смоделированные ситуа- 3 ции, используемые для формирования умений применять правовые знания, описанные во втором условии.

Все выделенные педагогические 4 условия обеспечивают эффективность процесса формирования правовой грамотности студентов вуза во взаимосвязи, поскольку каждое из них способствует формированию какого-либо одного из компонентов правовой грамотности, но только реализованные в совокупности обеспечивают целостность данного качества и процесса его формирования.

142

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Певцова Е.А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. -Москва, 2004. - 362 с. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2004. - 197 с.

Зорина Е.М. Научно-исследовательская работа как средство формирования эколо-го-правовой грамотности будущего юриста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2008. - 22 с. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. - Т. 9. - 2006. - № 4. - С. 590593. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.