Научная статья на тему 'Определение результативности процесса формирования правовой грамотности студентов вуза'

Определение результативности процесса формирования правовой грамотности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
983
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ / LAW LITERACY / LAW LITERACY FORMING PROCESS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / METHODS OF RESEARCH / RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тургина Екатерина Вячеславовна

В статье рассматривается реализация опытно-экспериментальной работы по определению эффективности педагогических условий (актуализации знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией; моделирования правовых ситуаций в образовательном процессе; развития интереса к изучению права), содействующих процессу формирования правовой грамотности студентов вуза. Цель исследования: оценить эффективность предложенных нами условий. Новизна исследования заключается в экспериментальной проверке совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой грамотности студентов вуза. Основным методом опытно-экспериментальной работы выступал педагогический эксперимент. Полученные данные показывают, что результаты обследования в контрольной и экспериментальных группах статистически различаются; причем в экспериментальной группе, где реализовывались все предложенные нами педагогические условия, результаты выше, чем в экспериментальных группах, где проверялись в различных сочетаниях лишь по два условия. Проведенный эксперимент доказывает эффективность и достаточность выбранных педагогических условий. Полученные результаты могут применяться в педагогических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тургина Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF EFFECTIVENESS OF STUDENTS’ LAW LITERACY FORMING PROCESS

The realization of experimental work to determine the effectiveness of pedagogical situation, which contributes to the students’ law literacy forming process (updating of knowledge through inclusion of law information to the educational process, simulation of law situations and development of interest to the study of law) is reviewed in the article. The purpose of study is to estimate the effectiveness of the situation proposed by us. The originality of study consists in experimental verification of the set of pedagogical conditions which provide the effectiveness of students’ law literacy forming process. The main method of experimental work was the pedagogical experiment. The obtained data show that the results of survey in the control and experimental groups differ statistically. At that, the results in the experimental group where all the pedagogical conditions proposed by us were implemented are higher than in the experimental groups where only two conditions in various combinations were tested. The experiment proves the effectiveness and sufficiency of the chosen pedagogical conditions. The achieved results can be used in pedagogical studies.

Текст научной работы на тему «Определение результативности процесса формирования правовой грамотности студентов вуза»

УДК 378

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Тургина Е.В.

В статье рассматривается реализация опытно-экспериментальной работы по определению эффективности педагогических условий (актуализации знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией; моделирования правовых ситуаций в образовательном процессе; развития интереса к изучению права), содействующих процессу формирования правовой грамотности студентов вуза. Цель исследования: оценить эффективность предложенных нами условий. Новизна исследования заключается в экспериментальной проверке совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой грамотности студентов вуза. Основным методом опытно-экспериментальной работы выступал педагогический эксперимент. Полученные данные показывают, что результаты обследования в контрольной и экспериментальных группах статистически различаются; причем в экспериментальной группе, где реализовывались все предложенные нами педагогические условия, результаты выше, чем в экспериментальных группах, где проверялись в различных сочетаниях лишь по два условия. Проведенный эксперимент доказывает эффективность и достаточность выбранных педагогических условий. Полученные результаты могут применяться в педагогических исследованиях.

Ключевые слова: правовая грамотность, процесс формирования правовой грамотности, педагогический эксперимент, методы исследования, результаты опытно-экспериментальной работы.

DETERMINATION OF EFFECTIVENESS OF STUDENTS’ LAW LITERACY FORMING PROCESS

Turgina E.V.

The realization of experimental work to determine the effectiveness of pedagogical situation, which contributes to the students’ law literacy forming process (updating of knowledge through inclusion of law information to the educational process, simulation of law situations and development of interest to the study of law) is reviewed in the article. The purpose of study is to estimate the effectiveness of the situation proposed by us. The originality of study consists in experimental verification of the set of pedagogical conditions which provide the effectiveness of students’ law literacy forming process. The main method of experimental work was the pedagogical experiment. The obtained data show that the results of survey in the control and experimental groups differ statistically. At that, the results in the experimental group where all the pedagogical conditions proposed by us were implemented are higher than in the experimental groups where only two conditions in various combinations were tested. The experiment proves the effectiveness and sufficiency of the chosen pedagogical conditions. The achieved results can be used in pedagogical studies.

Keywords: law literacy, law literacy forming process, pedagogical experiment, methods of research, results of experimental work.

Введение

Формирование правовой грамотности студентов вуза представляет собой процесс взаимосвязанной деятельности субъектов (преподавателей и студентов), основанный на специально организуемой и осуществляемой педагогической деятельности, направленной на актуализацию правовых знаний студентов; обеспечение их умениями разрешать реальные практические ситуации профессиональной деятельности и повседеневной жизни с помощью правовых норм; развитие мотивации деятельности студентов по приобретению правовых знаний и умений использовать их.

В результате проведенного исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования правовой грамотности студентов вуза, выявлены и обоснованы педагогические условия реализации данного процесса.

В процессе теоретического осмысления проблемы мы выдвинули предположение, требующее практической проверки в ходе опытноэкспериментальной работы о том, что формирование правовой грамотности студентов вуза может эффективно осуществляться на основе реализации совокупности педагогических условий, включающих: актуализацию знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией; моделирование правовых ситуаций в образовательном процессе; развитие интереса к изучению права.

С учетом этих предположений нами была определена следующая основная цель экспериментального этапа исследования: оценить

эффективность предложенных нами условий, содействующих эффективному формированию правовой грамотности студентов вуза.

В соответствии с целью были сформулированы задачи опытноэкспериментальной работы: оценить возможное повышение уровня

формирования правовой грамотности студентов вуза в результате реализации разработанных нами педагогических условий; апробировать

совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой грамотности студентов вуза.

Основным методом опытно-экспериментальной работы выступал педагогический эксперимент, логика проведения которого обеспечивалась последовательностью его этапов: поисково-теоретического; теоретикоэкспериментального; обобщающего.

Этапы педагогического эксперимента

Первый этап опытно-экспериментальной работы предполагал проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало выявление исходного уровня правовой грамотности студентов вуза. Основными методами на данном этапе были: наблюдение за процессом формирования правовой грамотности студентов вуза, беседы с преподавателями, тестирование, анкетирование, обобщение опыта работы преподавателей.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент, предполагающий определение степени влияния реализации выделенных педагогических условий на формирование правовой грамотности студентов вуза. Для решения задач этого этапа нами использовались следующие методы: эксперимент, экспертная оценка, самооценка, тестирование, анкетирование.

Третий - обобщающий этап - включал обработку и анализ результатов педагогического эксперимента, которые оформлялись в виде выводов и рекомендаций. Основными методами на этом этапе были: эксперимент, анализ, обобщение опыта, экспертная оценка, методы математической статистики.

Данный комплекс методов применялся три раза в ходе проведения эксперимента для сравнения получаемых результатов в динамике формирования правовой грамотности студентов вуза.

Характеристика опытно-экспериментальной работы

В качестве базы опытно-экспериментальной работы были избраны специальности: «Педагогика и психология», «Прикладная информатика (в экономике)», «Г осударственное и муниципальное управление» Шадринского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса вуза.

Общий охват обучаемых, участвовавших в опытно-поисковой работе, составил 120 человек, объем выборки на заключительной фазе исследования составил 120 человек, что является вполне достаточным для репрезентативности результатов и обеспечения применимости использованных в работе статистических методов.

Определение эффективности процесса формирования правовой грамотности студентов вуза связано с характеристикой меры её сформированности, т.е. с проблемой критериев и уровней.

Анализ научной литературы позволил выявить особенности оценивания грамотности. Так, А.Р. Ишматова в качестве критериев, определяющих уровень экономической грамотности выделяет усвоение экономических знаний, наличие экономических умений, проявление экономически значимых качеств личности [, 89].

Критериями гражданской грамотности Т.В. Набиева называет усвоение исторических, общественно-политических знаний; наличие гражданско-правовых умений; проявление граждански значимых качеств личности [, 115-116].

Е.М. Зорина считает, что сущность каждого компонента экологоправовой грамотности может быть представлена совокупностями знаний, умений, отношений и ценностей. В целях конкретизации исследований выделяются начальный, учебно-профессиональный и

квазипрофессиональный уровни сформированности каждого из компонентов (когнитивного, деятельностного и мотивационного) [, 155].

На основе анализа исследований по данной проблеме, а также с учетом структуры понятия «правовая грамотность», его структурных и функциональных компонентов для оценки уровня сформированности правовой грамотности студентов вуза мы выделили критерии, соответствующие компонентам исследуемого понятия: когнитивный

критерий (характеристика правовых знаний); деятельностный критерий (степень сформированности умений применять правовые знания в практической деятельности); мотивационный критерий (степень сформированности положительной мотивации к соблюдению правовых норм, степень устойчивости интереса к изучению права).

В качестве основных показателей для определения уровня правовых знаний мы выделили такие характеристики, как полнота и осмысленность, в соответствии с чем нами были определены три уровня сформированности правовой грамотности студентов вуза по когнитивному компоненту: высокий - студент владеет полными, осмысленными

правовыми знаниями; средний - студент имеет пробелы в правовых знаниях; низкий - студент имеет отдельные правовые знания.

Основными методами изучения знаний студентов были: анкетирование, тестирование, беседы. Использование данных методов способствовало получению объективной информации об уровне знаний студентов.

Важным компонентом правовой грамотности является деятельностный компонент, характеризующий умения использовать правовые знания.

В качестве показателей по деятельностному критерию мы выделяем степень самостоятельности при нахождении и использовании правовой

информации, правильность выбора способов разрешения правовых ситуаций.

С учетом вышесказанного мы определяем три уровня сформированности правовой грамотности по деятельностному критерию: высокий уровень - студент самостоятельно находит и использует правовую информацию, выбирает систему действий в различных правовых ситуациях; средний уровень - студент при помощи преподавателя может находить и использовать правовую информацию и выбрать правильные варианты решения правовых ситуаций; низкий - студент не умеет самостоятельно находить и использовать необходимую правовую информацию и применять ее в различных ситуациях.

Основным методом измерения уровня сформированности умений и навыков студентов был метод экспертных оценок. Выявление уровня сформированности умений по деятельностному критерию осуществлялось с помощью карт экспертной оценки.

Процесс формирования правовой грамотности студентов вуза предполагает необходимость формирования положительных мотивов, интереса к получению правовых знаний. В связи с этим мы выделяем мотивационный критерий, который включает характеристику мотивации деятельности студентов в процессе формирования правовой грамотности.

Ввиду сложности определения уровня сформированности правовой грамотности студентов вуза по мотивационному критерию в нашем исследовании мы воспользовались методом экспертиз. Экспертиза проводилась с целью определения веса каждой группы мотивов деятельности по формированию правовой грамотности.

Для реализации поставленной цели была создана группа из пяти экспертов. Выбранную группу ознакомили с выявленными группами мотивов и обобщёнными характеристиками, соответствующими каждой из этих групп, а также влиянию интереса к рассматриваемому виду

деятельности. После ознакомления эксперты определили вес каждой группы мотивов, входящих в мотивационный компонент правовой грамотности.

С учетом вышесказанного мы выделили три уровня сформированности правовой грамотности по мотивационному критерию, в качестве показателей выступали степень сформированности

положительной мотивации совершенствования правовой грамотности и степень устойчивости интереса к изучению права: высокий уровень -деятельность студента по совершенствованию правовой грамотности определяется социальными мотивами, студент проявляет устойчивый интерес к изучению права; средний уровень - деятельность студента по совершенствованию правовой грамотности определяется познавательными и прагматическими мотивами, студент проявляет эпизодический интерес к изучению права; низкий уровень - деятельность студента по совершенствованию правовой грамотности определяется негативными мотивами, интерес к изучению права отсутствует.

Основными методами определения уровня мотивации и интереса к данной деятельности были анкетирование, беседы, наблюдения.

Как показывает анализ данных, полученных при проведении констатирующего эксперимента (Табл.1), сформированность правовой грамотности студентов вуза как в контрольной, так и в экспериментальных группах является примерно одинаковой и находится преимущественно на среднем и низком уровнях, что говорит о необходимости повышения эффективности процесса формирования правовой грамотности студентов.

Таблица 1

Уровни сформированности правовой грамотности студентов вуза на начальном этапе формирующего эксперимента (в %)

Г руппы Уровни Значение 2 Х эксп

высокий средний низкий

КГ 8 48 44 -

ЭГ1 10 45 45 0,33

ЭГ2 12 44 44 0,97

ЭГз 12 48 40 0,99

ЭГ4 8 44 48 0,35

Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ

Итак, расчетные данные показали, что в начале формирующего эксперимента результаты обследования в контрольной и экспериментальных группах примерно одинаковы.

В задачи формирующего этапа эксперимента входили: выявление покритериальных изменений уровня сформированности правовой грамотности студентов вуза на разных этапах формирующего

эксперимента; сравнение полученных результатов в экспериментальных и контрольной группах; сравнение полученных результатов в экспериментальной группе, где реализовывалась совокупность

педагогических условий с результатами остальных экспериментальных групп; формулировка выводов.

В исследовании принимали участие 4 экспериментальных (ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3, ЭГ4) и 1 контрольная (КГ) группа. Реализация первого условия -обеспечение актуализации правовых знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией - осуществлялась в экспериментальных группах ЭГ1, ЭГ3, ЭГ4. Второе условие -

моделирование правовых ситуаций в образовательном процессе -

реализовывалось в экспериментальных группах ЭГ15 ЭГ2, ЭГ4. Реализация третьего условия - развитие интереса к изучению права была осуществлена в экспериментальных группах ЭГ2, ЭГ3, ЭГ4. Необходимо отметить, что в экспериментальной группе ЭГ4 реализовывались все предложенные нами педагогические условия, а в группах ЭГ1, ЭГ2 и ЭГ3 проверялись в различных сочетаниях лишь по два условия. В контрольной группе обучение осуществлялось вне совокупности выделенных условий.

Анализ данных по когнитивному критерию по итогам начального, промежуточного и итогового срезов показывает, что результаты формирующего эксперимента в сравнении с первоначальными результатами проявили тенденцию к увеличению количества студентов с высоким и средним уровнем сформированности данного критерия в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.

Результаты формирующего эксперимента по когнитивному критерию для контрольной и экспериментальных групп приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сформированность правовой грамотности студентов вуза в результате формирующего эксперимента (когнитивный критерий; в %)

Г руппы Уровни Значение 2 Х эксп

высокий средний низкий

ЭГ1 35 55 10 11,05

ЭГ2 32 56 12 8,16

ЭГз 36 52 12 8,96

ЭГ4 36 56 8 14,13

КГ 24 48 28 -

Итак, как показывают данные, полученные в ходе проведения формирующего эксперимента, изменения показателей когнитивного критерия в экспериментальных группах свидетельствуют о более динамичных положительных изменениях по сравнению с контрольной группой на основании анализа данных промежуточного среза.

Анализ данных по сформированности деятельностного компонента правовой грамотности студентов вуза показывает, что в период опытноэкспериментальной работы на заключительном этапе в экспериментальных группах студенты с высоким и средним уровнем составили большинство, что представлено в таблице 3.

Таблица 3

Сформированность правовой грамотности студентов вуза в результате формирующего эксперимента (деятельностный критерий; в %)

Г руппы Уровни Значение 2 Х эксп

высокий средний низкий

ЭГ1 30 55 15 8,62

ЭГ2 32 56 12 12,48

ЭГз 32 52 16 8, 26

ЭГ4 36 52 12 13,82

КГ 20 48 32 -

Анализ экспериментальных данных по мотивационному критерию по итогам начального, промежуточного и заключительного срезов показывает, что результаты формирующего эксперимента в сравнении с

первоначальными результатами также имели тенденцию к увеличению количества студентов с высоким и средним уровнем сформированности данного критерия в экспериментальных группах по сравнению с

контрольными группами, где увеличение происходило незначительно, что показано в таблице 4.

Таблица 4

Сформированность правовой грамотности студентов вуза в результате формирующего эксперимента (мотивационный критерий; в %)

Г руппы Уровни Значение 2 Х эксп

высокий средний низкий

ЭГ1 30 55 15 8,04

ЭГ2 32 56 12 11,67

ЭГз 32 56 12 11,67

ЭГ4 36 52 12 12,16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ 24 44 32 -

Обобщенные результаты заключительного среза формирующего эксперимента в экспериментальных и контрольной группах представлены в таблице 5.

Таблица 5

Сформированность правовой грамотности студентов вуза на конечном этапе формирующего эксперимента (в %)

Г руппы Уровни Значение 2 Х эксп

высокий средний низкий

КГ 22,7 46,7 30,7 -

ЭГ1 31,7 55 13,3 9,24

ЭГ2 32 56 12 10,77

ЭГз 33,3 53,3 13,3 9,63

ЭГ4 36 53,3 10,7 13,37

Сводные данные были получены в результате нахождения среднего арифметического между критериями сформированности правовой

грамотности студентов вуза соответствующих уровней по данным заключительного контрольного среза.

Выводы

Итак, на заключительном этапе формирующего эксперимента результаты обследования в контрольной и экспериментальных группах статистически различаются. Положительная динамика произошедших изменений по критериям в экспериментальных группах по сравнению с контрольной на основании стойкого положительного роста по всем показателям на промежуточном контрольном срезе и с последующим увеличением на заключительном этапе эксперимента доказывает эффективность и достаточность выбранных педагогических условий. Причем в экспериментальной группе ЭГ4, где реализовывались все предложенные нами педагогические условия, результаты выше, чем в экспериментальных группах ЭГ1, ЭГ2 и ЭГ3, где проверялись в различных сочетаниях лишь по два условия.

Список литературы

1. Зорина Е.М. Научно-исследовательская работа как средство формирования эколого-правовой грамотности будущего юриста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008. 22 с.

2. Ишматова А.Р. Формирование экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 172 с.

3. Набиева Т.В. Формирование гражданской грамотности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2005. 180 с.

References

1. Zorina E.M. Nauchno-issledovatel’skaya rabota kak sredstvo formirovaniya ekologo-pravovoy gramotnosti budushchego yurista. Avtoref.

diss. kand. ped. nauk. [Research work as an instrument of future lawyer’s environmental and law literacy forming: thesis of Cand. of Pedagogics]. Orenburg, 2008. 22 p.

2. Tshmat.ova A.R. Formirovaniye economicheskoi gramotnosti u

starsheklassnikov v usloviyah obshcheobrazovatel’nogo uchrezhdeniya: diss.

kand. ped. nauk. [Forming of economic literacy among seniors in general education institution: thesis of Cand. of Pedagogics]. Chelyabinsk, 2001. 172 p.

3. Nabieva T.V. Formirovaniye grazhdanskoi gramotnosti starsheklassnikov: diss. kand. ped. nauk. [Forming of civic literacy among seniors: thesis of Cand. of Pedagogics]. Ufa, 2005. 180 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тургина Екатерина Вячеславовна, старший преподаватель кафедры права и психолого-педагогического образования

Шадринский филиал Московского государственного гуманитарного университета им.М.А.Шолохова

ул. Архангельского, 58, Курганская область, г. Шадринск, 641870, Россия E-mail: Turgina1978@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR

Turgina Ekaterina Viacheslavovna, Senior Lecturer of the Department of Law and Psychology

Moscow state Humanitaria University after M.A.Sholokhow, Shadrinsk branch 58, Arkhangelsky str., Shadrinsk, Kurgan region, 641870, Russia E-mail: Turgina1978@gmail.com

Рецензент: Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.