Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айдарова М.Д., Эргешали Кызы Айчурок, Эргешали Кызы Актилек

В данной статье изложено нынешнее состояние педагогической культуры учителя в условиях независимости, условия становления профессионального мастерства учителя, сущность понятий педагогическая культура, педагогическое мастерство, педагогическое совершенство. Также было подтверждено, что профессиональная подготовка современного специалиста заключается в овладении фундаментальными общеобразовательными, психолого-педагогическими и специальными знаниями, современными педагогическими технологиями, формировании отношения к инновациям и творчеству. Решение каждой педагогической проблемы актуализирует всю систему педагогических знаний учителя, которая представляет собой единое целое. Педагогическое мастерство-помимо сложности и обобщенности профессиональных знаний учителя, характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы. В статье уточняется, что на основе профессиональных знаний формируется педагогическое сознание, формируется система принципов и правил, определяющих действия и деятельность учителя. Также, проанализировано профессиональная подготовка современного специалиста включает изучение основных общеобразовательных, психолого-педагогических и специальных знаний, современных педагогических технологий, формирование установки на новаторство и творчество. Определено, что содержанием понятия педагогическая культура является сложившаяся система знаний, навыков, умений, психических процессов, личностных качеств, обеспечивающих выполнение педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айдарова М.Д., Эргешали Кызы Айчурок, Эргешали Кызы Актилек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A TEACHER'S PEDAGOGICAL CULTURE

This article describes the current state of the teacher's pedagogical culture in the conditions of independence, the conditions for the formation of the teacher's professional skills, the essence of the concepts of pedagogical culture, pedagogical skill, pedagogical perfection. It was also confirmed that the professional training of a modern specialist consists in mastering fundamental general education, psychological, pedagogical and special knowledge, modern pedagogical technologies, forming an attitude to innovation and creativity. The solution of each pedagogical problem actualizes the entire system of pedagogical knowledge of the teacher, which is a single whole. Pedagogical skill-in addition to the complexity and generality of the teacher's professional knowledge, is characterized by such an important feature as an individual work style. The article clarifies that on the basis of professional knowledge, pedagogical consciousness is formed, a system of principles and rules is formed that determine the actions and activities of the teacher. It was also analyzed that the professional training of a modern specialist includes the study of basic general education, psychological and pedagogical and special knowledge, modern pedagogical technologies, the formation of an attitude to innovation and creativity. It was determined that the content of the concept of pedagogical culture is an existing system of knowledge, skills, abilities, mental processes, personal qualities that ensure the implementation of pedagogical tasks.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

М.Д. Айдарова, канд. пед. наук, профессор Эргешали кызы Айчурок, доцент Эргешали кызы Актилек, старший преподаватель Баткенский государственный университет (Кыргызстан, г. Баткен)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-1-104-107

Аннотация. В данной статье изложено нынешнее состояние педагогической культуры учителя в условиях независимости, условия становления профессионального мастерства учителя, сущность понятий педагогическая культура, педагогическое мастерство, педагогическое совершенство. Также было подтверждено, что профессиональная подготовка современного специалиста заключается в овладении фундаментальными общеобразовательными, психолого-педагогическими и специальными знаниями, современными педагогическими технологиями, формировании отношения к инновациям и творчеству. Решение каждой педагогической проблемы актуализирует всю систему педагогических знаний учителя, которая представляет собой единое целое. Педагогическое мастерство-помимо сложности и обобщенности профессиональных знаний учителя, характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы. В статье уточняется, что на основе профессиональных знаний формируется педагогическое сознание, формируется система принципов и правил, определяющих действия и деятельность учителя. Также, проанализировано профессиональная подготовка современного специалиста включает изучение основных общеобразовательных, психолого-педагогических и специальных знаний, современных педагогических технологий, формирование установки на новаторство и творчество. Определено, что содержанием понятия педагогическая культура является сложившаяся система знаний, навыков, умений, психических процессов, личностных качеств, обеспечивающих выполнение педагогических задач.

Ключевые слова: личность, учитель, образование, педагогика, культура, независимость, педагогическая культура, педагогическое мастерство, педагогическое совершенство, деятельность.

Результаты многочисленных исследований доказали, что знания имеют первостепенное значение для всестороннего развития личности. В свою очередь образование является частью культуры, влияющей на ее сохранение и развитие. Образовательный процесс обеспечивает мировоззрение и позволяет овладеть всеми богатствами мировой культуры, развивая индивидуальность и неповторимое своеобразие личности. Оно обеспечивает не только познание человечества, общества и души, но и развитие индивидуальности и своеобразия каждого человека. Необходимым условием этой связи является интеграция образования в культуру либо интеграция культуры в образование. Определение

национальной стратегической миссии системы образования Кыргызстана является требованием сегодняшнего дня. Исходя из слов известного ученого С. Байгазиева: «Если наша система образования находится в сознании мировой науки, образования, техники, экономики, а в сердце и душе, она учит, взращивает и воспитывает поколения Манаса, Курманжан датки, Исхака Раззакова, духовную ценность, патриотизм, культуру братских народов то наша нация никогда не исчезнет, не будет поглощена глобализмом и будет существовать вечно» светлое будущее нашей страны можно увидеть только тогда, когда национальная философия

системы образования нашей страны укоренится в умах и сердцах подрастающего поколения как

национальное достояние [1]. Главной задачей создания такой системы образования является профессионализм и личная этика педагогов образовательных учреждений, вооруженных научной и культурологической информацией. Этот вопрос является главной проблемой сегодняшнего дня. Великий ученый, педагог И.Б. Бекбоев сказал: «Учителя теряют преимущество своих знаний перед учениками в плане энциклопедий. Однако преподаватель может и должен повышать свой престиж как специалиста в той или иной области знаний» [2]. Поэтому профессиональная компетентность

современного учителя, педагогическая культура - играет ключевую роль в развитии знаний будущих поколений, новых информационных технологий, национальной идеологии, уровня прогрессивного познания мира, социального опыта, культуры, духовно-нравственной традиции поколений рассматриваются как инструмент наследования.

Важнейшим аспектом

профессионального развития учителя является понимание педагогического мастерства, теоретических проблем педагогического мастерства и анализ содержания педагогических приемов. В свою очередь педагогические приемы включают в себя умение управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

По мнению русского ученого Е.В. Бондаревской, человек должен быть свободным человеком культуры, чтобы развивать культурную самореализацию и жизнедеятельность. Человек культуры -самоопределившаяся, гуманная,

нравственно и эстетически свободная личность с богатым духовным миром в самосовершенствовании [3].

Известный ученый-педагог

Н.А. Асипова сказала, что к вопросам, непосредственно влияющим на

дальнейшее развитие образовательной

практики в педагогике, можно отнести следующие:

1. Предмет педагогики, цель воспитания, обучения, источник их развития, роль воспитания и образования в общественном развитии, связь педагогической науки с другими науками.

2. Эффективность природной и социальной среды, в том числе образования, в развитии человека.

3. Источники и драйверы роста и развития педагогической науки и образовательной практики.

4. Всесторонне развитая личность и вопросы ее формирования.

5. Педагогическое объяснение общественных, командных и индивидуальных проблем.

6. Перспективы, направление, цель, содержание образования.

7. Вопросы общечеловеческих ценностей и их связь с общественным развитием, личными интересами.

8. Научно-технический прогресс и его влияние на образовательный процесс и др. [4]. Хотя понятия педагогического совершенства, педагогического мастерства, педагогической культуры имеют свои смысловые особенности, они рассматриваются как взаимодополняющие понятия, отражающие специфику деятельности педагога.

Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, совокупность качеств, имеющихся у каждого педагога и мастера производственного обучения, но требующих постоянного

совершенствования. Это

профессиональная способность направлять все виды учебно-воспитательной деятельности, направленные на

всестороннее развитие учащегося, его мировоззрения и способностей. Педагогическое мастерство предполагает гуманистическую направленность, что позволяет строить целенаправленный, воспитательный процесс в соответствии с требованиями современного общества.

А.С. Макаренко большое значение придавал педагогическим приемам. Он писал: «Вы не сможете быть хорошим

воспитателем если не умеете придавать нужное лицо без мимики или перепадов настроения. Воспитатель должен относиться к каждому движению так, чтобы это его воспитывало, и должен всегда знать, чего он хочет и чего не хочет в данный момент» [5].

Критериями профессионализма

педагога можно считать следующие требования:

- целеориентированность (направление);

- эффективность (результаты: уровень знаний учащихся);

пути,

(другие

(реализация

учителя в соответствии с текущими требованиями:

1. Исследовательская обязанность учителя.

2. Организационные обязанности учителя.

3. Активация функции учителя.

4. Коммуникационные обязанности учителя.

5. Развивающие обязанности учителя.

6. Воспитательные обязанности учителя.

7. Аналитическая задача учителя.

8. Роль учителя в информировании.

9. Понимание обязанностей учителя.

10. Лидерские обязанности учителя. Предлагаемые текущие обязанности

учителя носят практический характер и их применение повысит роль, престиж педагога в соответствии с требованиями общества, повлияет на воспитание будущих поколений и будет способствовать определению

национальной стратегической миссии системы образования Кыргызстана. Библиографический список

1. Байгазиев, С. Судьба цивилизации и Родины. - Бишкек, 2008.

2. Бекбоев, И.Б. Теоретические и практические задачи технологии личностно-ориентированного обучения. - Бишкек, 2011.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пос.- Ростов н/Д., 1999.

4. Асипова, Н.А. Философия и история образования. - Бишкек, 2010.

5. Макаренко, А.С. О воспитании: Сборник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

6. Айдарова, М.Д. Педагогическая культура. - Бишкек, 2017.

- алтернативность варианты решений);

- инициативность деятельности).

Одной из основ педагогического мастерства является педагогическая задача. Его решение отражает уровень профессионализма преподавателя.

На основании нашего исследования мы рекомендуем следующие обязанности

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A TEACHER'S

PEDAGOGICAL CULTURE

M.D. Aidarova, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor

Ergeshali kyzy Aichurok, Associate Professor

Ergeshali kyzy Aktilek, Senior Lecturer

Batken State University

(Kyrgyzstan, Batken)

Abstract. This article describes the current state of the teacher's pedagogical culture in the conditions of independence, the conditions for the formation of the teacher's professional skills, the essence of the concepts of pedagogical culture, pedagogical skill, pedagogical perfection. It was also confirmed that the professional training of a modern specialist consists in mastering fundamental general education, psychological, pedagogical and special knowledge, modern pedagogical technologies, forming an attitude to innovation and creativity. The solution of each pedagogical problem actualizes the entire system of pedagogical knowledge of the teacher, which is a single whole. Pedagogical skill-in addition to the complexity and generality of the teacher's professional knowledge, is characterized by such an important feature as an individual work style. The article clarifies that on the basis of professional knowledge, pedagogical consciousness is formed, a system of principles and rules is formed that determine the actions and activities of the teacher. It was also analyzed that the professional training of a modern specialist includes the study of basic general education, psychological and pedagogical and special knowledge, modern pedagogical technologies, the formation of an attitude to innovation and creativity. It was determined that the content of the concept of pedagogical culture is an existing system of knowledge, skills, abilities, mental processes, personal qualities that ensure the implementation of pedagogical tasks.

Keywords: personality, teacher, education, pedagogy, culture, independence, pedagogical culture, pedagogical skill, pedagogical excellence, activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.