Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / СОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эргешали Кызы Айчурок, Эргешали Кызы Актилек, Айдарова М.Д.

В статье рассматриваются вопросы о текущем положении национальных ценностей в формировании национального самосознания молодого поколения. Отмечено, что поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты, а также национальное самосознание играют значительную роль в формировании нации. На основе самосознания человека как представителя нации было определено, что стремление сознательно овладеть историческими, культурными особенностями, традициями, ремеслами своей нации составляет структуру его ценностей. Особое внимание было уделено тому, что на основе восприятия поликультурного образования формируется возможность приобретения мультикультурных знаний, посредством усвоения и уважения человеком истории, ценностей, культурных особенностей своей собственной нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF THE KYRGYZ PEOPLE THROUGH NATIONAL VALUES

The article deals with the current situation of national values in the formation of national consciousness of the young generation. It is noted that poets, artists, journalists, historians and linguists, as well as national identity play a significant role in the formation of the nation. Based on the self-consciousness of a person as a representative of a nation, it was determined that the desire to consciously master the historical, cultural characteristics, traditions, crafts of this nation constitutes the structure of his values. Particular attention was paid to the fact that on the basis of the perception of multicultural education, the possibility of acquiring multicultural knowledge is formed, through the assimilation and respect by a person of the history, values, cultural characteristics of his own nation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Эргешали кызы Айчурок, доцент

Эргешали кызы Актилек, старший преподаватель

М.Д. Айдарова, профессор

Баткенский государственный университет

(Кыргызстан, г. Баткен)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-49-52

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о текущем положении национальных ценностей в формировании национального самосознания молодого поколения. Отмечено, что поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты, а также национальное самосознание играют значительную роль в формировании нации. На основе самосознания человека как представителя нации было определено, что стремление сознательно овладеть историческими, культурными особенностями, традициями, ремеслами своей нации составляет структуру его ценностей. Особое внимание было уделено тому, что на основе восприятия поликультурного образования формируется возможность приобретения мультикультурных знаний, посредством усвоения и уважения человеком истории, ценностей, культурных особенностей своей собственной нации.

Ключевые слова: нация, национальная ценность, сознание, национальное сознание, ценность, культура, экономические связи.

Выдающийся личность своего времени историк Теодор Рузвельт говорил «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» - отмечая важность целенаправленного использования ценностей. А в кыргызском народе говорят: «Единство нации - богатство народа». Поэтому, Кыргызстан как страна состоящая из представителей многих национальностей, которая придерживается единства, равноправия, ценит толерантность и муль-тикультурализм. Поскольку природные ресурсы, исторические ценности, культурные достояния, представители многонациональной среды являются неоценимым богатством Кыргызстана, то эти, понятия отражают самобытность кыргызского народа как нации.

Попытка сохранить национальные, исторические, культурные, природные особенности кыргызского народа, передать их следующему молодому поколению будет реализована не только как стремление активных жителей, граждан, но и президентом осуществляется концепция «Развитие самосознания граждан КР » (13 ноября 2020 г.) на 2021-2026 годы, 2022 год был

признан президентом «Годом защиты горных экосистем и климатической устойчивости» (Резолюция 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2021 года по инициативе Кыргызстана). На 2022-2027 годы президентом КР был подписан указ «Об утверждении Национальной программы о сохранении и развитии национальных традиций» (20-мая 2022 г.).

Цель исследования. Анализ текущего состояния национальных ценностей кыргызского народа, выявление факторов, влияющих на формирование у подрастающего поколения представлений о национальных ценностях и национальном самосознании.

Методы исследования. Исследовать национальные особенности и ценности кыргызского народа, научиться изучать литературу и определения, содержащие понятия нации, сознания, ценности, выявлять сходства и различия на основе сопоставления содержащейся в них информации и текстов. Наблюдение за процессом межкультурных взаимодействий.

Содержание исследования. Прежде чем говорить о национальных ценностях и

национальном самосознании, хотелось бы определить исходное значение понятий "нация", "сознание", "ценность".

Понятие нация происходит от латинского слова пайо, а по-кыргызски означает племя, народ. Если племя - это понятие относительное рабовладельческой формации, а народ - понятие относительное к феодальной формации то, в свою очередь, нация - это высшая форма этнического развития. Понятие нации зародилось в процессе формирования общей территории, экономических связей, языка, культуры и отдельных особенностей личности, составляющей ее основные черты, исторические общности людей.

Как правило в развитии нации устойчивое экономическое положение страны имеет большое значение. Ведь экономические отношения порождают национальную общность региона, языка, традиции, культуры, психологии, сознания или самосознания, присущего только самой нации. Также, основная роль в формировании нации принадлежит поэтам, художникам, журналистам, историкам и лингвистам.

Исходя из концепции М. Вебера, нации присущи следующие характеристики:

- признак имеющий общий объективный фактор, связывающий различные народы и отличающий их от других;

- когда данный фактор рассматривается как единый источник ценности и возникает чувство солидарности;

- когда данная солидарность приобретает характер автономного политического института [1].

Основатель школы этнопедагогики Г.Н. Волков в свое время отмечал, что «Нет истории без памяти, нет традиции без истории, нет культуры без традиции, нет воспитания без культуры, нет личности без воспитания, нет нации без личности» [2]. По мнению Г.Н. Волкова «личность - это лицо нации». Поэтому каждый человек, гражданин своей нации, как носитель элементов национального самосознания, ценностей, самобытности своего народа, несет ответственность за передачу национальной генеалогии из поколения в поколение.

В то время, когда изменения в современном процессе глобализации вынуждают страну перейти к экономическим рыночным отношениям, экономика, культура, язык и сознание в Кыргызстане подвергаются процессу обновления, что приводит к актуализации таких понятий, как национальное сознание, национальная идентичность.

Сознание представляет собой высоко-интегрированную форму психики, формирующуюся в трудовой деятельности человека, в общении и взаимодействии с другими людьми посредством языка, а также под влиянием социально-исторических условий. Именно самосознание человека формируется в процессе приобретения жизненного опыта, способности понимать роль и обязанности, выполняемые в обществе, наряду с овладением знаниями о связанных с ним психических и физических особенностях.

Таким образом, ценностью личности является осознание своей роли, обязанностей в обществе, стремление к расширению мировоззрения, освоению новых знаний, приобретению навыков взаимоотношений на основе жизненного опыта. Схожего мнения придерживается выдающийся филосов древней эпохи Марк Аврелий: «Истинная ценность человека измеряется в тех вещах, к которым он стремится».

Из следующего разговора отца и сына можно отметить, что истинная ценность связана с видением мира, восприятием и устремлениями человека.

Короткая притча о богатстве:

Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью - показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи. По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка.

- Понравилась, отец, - ответил мальчик.

- Видел, как бедны могут быть люди? -задал вопрос мужчина.

- О, да! - последовал ответ.

- А что ты извлек из нашего путешествия? - вновь спросил отец. А сын ответил:

- Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца. У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья. Отец мальчика застыл в онемении. И тут сын добавил: - Я понял, как мы на самом деле бедны [3].

На поверхностном уровне ценность ощущается как свойство самого объекта или самого явления, на самом деле это свойство не в самой природе, во внутренней структуре объектов, оно присуще только сфере человеческой деятельности, их интересам, социальным отношениям. Человек не может не оценить ценности природы, проявления социальной жизни, которые могут повлиять на жизнь общества, судьбу, будущее страны. В обществе принято различать следующие виды: материальные, общественно-политические и духовные ценности [4].

Национальные ценности-это то, что отличает одну нацию от другой и обусловливает ее идентичность. Только человек, который уважает ценности, историю, культурные особенности, традиции своей нации, способен принять черты другой нации, развить интерес и стремление к освоению другой культуры. Национальными ценностями кыргызского народа являются материнское молоко, колыбельная, наставления отца, родословная, изобразительное искусство, история, язык, культура и др.

В настоящее время под влиянием других культур можно отметить снижение позиции этих национальных ценностей в обществе, особенно среди подрастающих поколений. Например, большинство детей проводят свободное время в телефонах за просмотром различных шоу и видео на канале YouTube. Результаты опроса, проведенного молодежью, подтвердили, что подавляющее большинство подрастающего

поколения, а именно маленькие дети возраста от 2 до 6-7 лет смотрят YouTube канал «Like Nastya Vlog» на русском и английском языках, посвященный приключениям Насти и ее отца. Ведь ролики на канале « Like Nastya Vlog » привлекают внимание маленьких детей своим ярким, неповторимым, современным оформлением. Город Баткен находится на значительном расстоянии от столицы, поэтому доступность возможности изучения иностранных языков находится на низком уровне. Низкий уровень изучения языка также связан с отсутствием полиязычной среды в самом городе и детские каналы как « Like Nastya Vlog» с их короткими, понятными, увлекательными сюжетами предоставляют подрастающему поколению, иными словами детям русскоязычную и англоязычную среду, тем самым ускоряя процесс изучения языка. Однако, стоит обратить внимание на то, что сознание детей, чей жизненный опыт только закладывается и формируется их мировоззрение, развивается в ином русле, на основе ценностей и мировоззрений другой нации.

В связи с этим Г.А. Жумабаева высказала свое мнение таким образом: «Нация, подражающая культуре другой нации, теряет свою собственную культуру, нация, теряющая свою культуру, страдает болезнью нарциссизма, и ее никто не уважает» [5].

Наличие интереса, стремления к овладению историей, культурой, особенностями других национальностей - прекрасный шаг к саморазвитию, расширению мировоззрения, повышению знаний, однако необходимо учитывать и то, что на основе таких знаний формируется мировоззрение, язык, принципы, ценности, национальное самосознание подрастающего поколения.

В свою очередь, национальное самосознание рассматривается как осознание людьми своей принадлежности к определенной нации, этнической группе. Для начала важно, чтобы личность осознала себя как носителя историко-культурных особенностей своей нации, образцов национальных ценностей. На основе приобретения данных и вышеупомянутых ценно-

стей он сможет построить диалог с представителями других национальностей и культур.

Вывод. Практические рекомендации:

- обучить студентов практическому исполнению искусства народного ремесла, рукоделия с целью достижения ими усвоения национальных ценностей и приобщения к ним;

- Содействие и создание условий для их физиологического здоровья через обучение народным ремеслам;

- отмечая важность практической деятельности производственной направленно-

сознания студентов через национальные ценности, нами было предложено создать на кафедре «Педагогическое образование» кружок «Санжыра», на основе которого студентам будут представлены знания о кыргызском ремесле, рукоделии, ценностном духе и традициях. Поскольку большинство студентов, обучающихся в городе Баткен, проживают в сельской местности, как носителей лучших образцов традиций и ремесел кыргызского народа, на них лежит ответственность за передачу и распространение народного опыта и ценностей среди подрастающих поколений.

сти в формировании национального самоБиблиографический список

1. Weber, M. The Nation , Nationalizm / (Oxford University Press, -1994). - P. 25.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. сред, и высш. пед.учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

3. https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-bogatstve-bogatyj-chelovek-i-syn/

4. "Кыргызстан" улуттук энциклопедиясы: 1-том. Башкы ред. Асанов Y. А. - Б.: Мамлекеттик тил жана энциклопедия борбору, 2006.

5. Жумабаева Г.А. Батыштын субьективдYY маданиятынын жаштарга езгече таасири // КББАнын кабарлары. - 2017. - №2. - 112 б.

FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF THE KYRGYZ PEOPLE

THROUGH NATIONAL VALUES

Ergeshali kyzy Aychurok, Associate Professor Ergeshali kyzy Aktilek, Senior Lecturer M.D. Aidarova, Professor Batken State University (Kyrgyzstan, Batken)

Abstract. The article deals with the current situation of national values in the formation of national consciousness of the young generation. It is noted that poets, artists, journalists, historians and linguists, as well as national identity play a significant role in the formation of the nation. Based on the self-consciousness of a person as a representative of a nation, it was determined that the desire to consciously master the historical, cultural characteristics, traditions, crafts of this nation constitutes the structure of his values. Particular attention was paid to the fact that on the basis of the perception of multicultural education, the possibility of acquiring multicultural knowledge is formed, through the assimilation and respect by a person of the history, values, cultural characteristics of his own nation.

Keywords: nation, national value, consciousness, national consciousness, value, culture, economic relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.