СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 329.78
Минова Марина Евгеньевна
Академия последипломного образования, г. Минск, Беларусь
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
В статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в детском общественном объединении. Описываются результаты проведенного автором исследования, предлагаются методические рекомендации по формированию нравственных ценностных ориентаций членов детского общественного объединения.
Современные детские общественные объединения являются социокультурными общностями детей, подростков и взрослых, которых объединяют общие ценности, ориентиры, цели, традиции, ритуалы, символы. Детские объединения выполняют функции воспитания, социализации, обучения, развития своих участников. Одной из основных целей их деятельности является содействие формированию нравственных ценностных ориентаций участников. Для достижения данной цели необходимо определить и реализовать в детском общественном объединении педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций их участников.
Ценностные ориентации эффективно формируются в подростковом возрасте, когда происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции личности, выражающееся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности. В этом возрасте развивается самостоятельное мышление, формируется мировоззрение, нравственное самосознание, социальный интерес и активность личности.
Детские объединения обладают значительным воспитательным потенциалом по формированию нравственных ценностных ориентаций подростков, предоставляя им возможности для освоения, усвоения и присвоения нравственных ценностей в процессе межличностного (организованного и неформального) общения, взаимодействия, коллективной творческой деятельности, в системе отношений.
Анализ теоретических источников, результаты исследования ценностных оснований и условий функционирования детских общественных объединений: Белорусской республиканской пионерской организации, Белорусского республиканского союза молодежи, Ассоциации белорусских гайдов, Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО позволили выделить ряд педагогических условий, реализация которых обеспечивает формирование нравственных ценностных ориентаций подростков в детском общественном объединении.
Первое условие. Цели и содержание деятельности детского общественного объединения долж-
ны соответствовать системе его нравственных ценностей в единстве ее компонентов. Поскольку мы рассматриваем детское общественное объединение как социально-воспитательную систему, то компонент этой системы - цели, выраженные в исходной концепции, представляют собой совокупность ценностных идей, для реализации которых система создается. В гуманистических системах воспитания целеполагание осуществляется с учетом того, что цели выводятся из ценностей, ценности определяют цели. Это значит, что система нравственных ценностей обосновывает цели функционирования детского общественного объединения на всех его этапах.
Содержание деятельности детского общественного объединения должно быть основано на нравственных ценностях и способствовать формированию и актуализации этих ценностей на личностном и коллективном уровнях.
Нравственные ценности повышают эффективность деятельности детского общественного объединения, реализации его воспитательных функций по формированию нравственных ценностных ориентаций: нравственные ценности объединяют подростков в социокультурную общность; формируют субкультуру детского общественного объединения; трансформируют социокультурные нравственные ценности в коллективные и личностные; придают педагогической деятельности лидера (организатора) гуманистический ценностно-ориентационный характер; изменяют позицию личности члена детского объединения (он становится субъектом); содействуют формированию нравственных ценностных ориентаций; устанавливают демократический стиль взаимоотношений; включают подростков в самоуправление и соуправление. Приведенный перечень функций нравственных ценностей показывает, что в социально-воспитательной системе детского общественного объединения они должны быть системообразующим фактором и использоваться как интегративное, полифункциональное воспитательное средство.
Для определения целей и содержания деятельности детского общественного объединения целе-
сообразно использовать диалоги, игры, интерактивные методы, целевыми установками которых являются: освоение подростками нравственных ценностей, их последующее осознание, оценка и выбор; гуманистическое отношение к людям; патриотизм и гражданственность; заботливое отношение к природе; нравственная позиция члена детского объединения по отношению к своим товарищам, к своей организации, к себе как товарищу других людей; развитие коллективных отношений; развитие самодеятельности, самоуправления, сотрудничества членов детского объединения; формирование способностей к самовоспитанию, самообучению, нравственному самосовершенствованию.
При таком подходе каждый член детского общественного объединения выступает субъектом социокультурной общности, целостной социальновоспитательной системы. На основе положений социокультурного подхода целостность общности предопределяет ассимиляцию частей (субъектов, компонентов), придает им свойства, характерные для целого. Социокультурный принцип антропосо-циального соответствия предполагает совместимость личностно-поведенческих характеристик участника и социальных характеристик общности детского общественного объединения. Нравственные ценности общности закрепляются в сознании и поведении ее члена посредством нравственных ценностных ориентаций. Следовательно, в процессе целеполагания и разработки содержания нужно учитывать, что личностное развитие члена детского общественного объединения должно быть соразмерным групповому развитию всей общности.
Второе условие. Учет социальных, культурных и воспитательных факторов функционирования детского общественного объединения. Это значит, что при разработке содержания деятельности детского общественного объединения следует учитывать социальные, культурные и воспитательные среды в социуме.
Социальная среда позволяет, с одной стороны, расширить и усложнить контакты членов детского общественного объединения со своими сверстниками, со взрослыми, реализовать свои потребности в общении и самоутверждении, а с другой - усвоить в процессе совместной социально значимой деятельности знания о нравственных ценностях общества, позволяющих членам детского объединения оценивать свое поведение и деятельность, поведение и деятельность «других» с позиции этих ценностей, действовать в соответствии с ними.
Социально значимые акции и коллективные творческие дела (КТД) «Разные - равные» (оказание поддержки детям с особенностями психофизического развития), «Доблесть, мужество и честь», «Наша забота - ветеранам» (шефство над ветеранами), «Дети детям», «Милосердие» (шефство над детьми-сиротами, детьми из неблагополучных
и малообеспеченных семей), «Наш двор», «Чистый лес» (благоустройство территории микрорайона, лесной зоны), «За здоровый образ жизни!» (формирование навыков здорового образа жизни) и др. способствуют осознанию членами детского объединения таких нравственных ценностей как доброта, сочувствие, милосердие», долг, совесть, честь.
Учет культурной среды предполагает освоение подростками нравственных ценностей белорусской культуры, их приобщение к коллективному творению субкультурных ценностей общности детского общественного объединения. Для освоения членами детских общественных объединений нравственных ценностей белорусской культуры необходимо изучать культурно-историческое наследие белорусского народа, осуществлять краеведческую деятельность. Например, КТД «Наш край», «Наследники», «История города», «По местам боевой славы» содействуют освоению национальных ценностей, традиций белорусского народа.
Для приобщения членов детского общественного объединения к коллективному творению субкультурных ценностей общности приоритетное значение имеет изучение ценностных оснований детских объединений. Это дает материал для понимания ценностей подростков: значимости особого восприятия мира - яркости, эмоциональности, непосредственности; значимости общения со сверстниками, взрослыми; значимости игры, романтики. В то же время это предполагает осознание, что в субкультуре детского объединения проявляются социальные ценности (социальный интерес, социальная активность и социально значимая деятельность, демократические принципы). Коллективное творение нравственных ценностей детского объединения осуществляется, как показывает практика, в процессе коллективного нормотворчества, создания морального кодекса, регулирующего деятельность, общение, отношения участников.
Учет культурной среды предусматривает использование культурного окружения детского общественного объединения (музеи, театры, кинотеатры, выставки, спортивные объекты и др.), вовлечение в деятельность детского объединения работников учреждений культуры и спорта, представителей творческих профессий.
Воспитательная среда - совокупность социально и культурно ценностных факторов, влияющих на личностное развитие и формирование коллектива членов детского общественного объединения. Воспитательная среда создается внутри детского объединения, интегрируя в себе его социальные и культурные свойства, характеристики, функции. Признаком воспитательной среды в детском объединении является открытость его социально-воспитательной системы, которая определяется следующими критериями: уровнем взаимодействия структур, подструктур, отдельных участников для
достижения общих целей; эффективностью использования средств социальной и культурной среды; свободой взаимодействия с социальными группами, государственными и общественными организациями; педагогической поддержкой социально значимой деятельности и инициатив.
Открытый характер социально-воспитательной системы предполагает высокий уровень взаимодействия (сотрудничество, сотворчество) членов детского объединения, который достигается путем распределения обязанностей, полномочий, привлечением каждого к решению коллективных задач. В детском объединении создаются условия для разнообразной деятельности участников, для проявления ими инициативы. Координация деятельности осуществляется с помощью коллективных органов самоуправления на основе коллективно спланированных программ. В основе деятельности, общения, отношений - сопереживание, диалог, сотрудничество, взаимоподдержка, уважение прав каждого участника.
В детском общественном объединении создаются условия для интеллектуального развития подростков, обогащения эмоционального и поведенческого опыта, социальная ценность которого огромна для всей их последующей жизни. Самопознание и самореализация подростков происходят в процессе коллективной творческой деятельности, межличностного общения. Экспедиции, туристические походы, концерты, спектакли, игры представляют собой такие источники знаний о жизни, о культуре, о самом себе, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками знаний.
Таким образом, детское общественное объединение представляет собой социокультурную общность, функционирующую в условиях социальных, культурных и воспитательных сред, связанных между собою ценностями и информационными связями, оказывающими на него влияние.
Третье условие. Педагогическая поддержка детского общественного объединения предусматривает образовательное, воспитательное, идеологическое, управленческое, организационное, методическое сопровождение процесса функционирования детского объединения, которое осуществляет педагогический коллектив и конкретный педагог - лидер, организатор.
Педагоги являются инициаторами создания, переустройства детского общественного объединения, обеспечивают его стабильность и прогрессивное развитие, выступают в роли идеала, ролевой модели, на которую ориентируются подростки в процессе взаимодействия. Педагог является лидером, если он обеспечивает жизнедеятельность детского общественного объединения, являясь его членом, разделяя его ценности, т.е. его влияние на группу внутреннее. По мнению А.В. Малиновско-
го, лидер является личностью, не только мотивирующей группу принять то или иное решение, но и формирующей префигуративные ценности в своей воспитательной практике [1, с. 153]. Педагог выступает в роли организатора, если он организует деятельность и руководит ею, но сам занимает отстраненную, административную позицию, т.е. его влияние на группу внешнее.
Отличительной чертой педагогической поддержки детского объединения является ее гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности, интересы подростков, педагоги ищут методы и формы педагогической поддержки, которые актуальны и эффективны. Педагог должен содействовать построению демократического стиля взаимоотношений членов детского объединения.
В результате проведенного автором исследования выявлены необходимые педагогу - лидеру и организатору качества. Респонденты (подростки, взрослые - члены детских общественных объединений республики Беларусь) выделили следующие качества: ответственность - 97%; мужество - 97%; обаяние - 96%; щедрость - 95,2%; доброту - 93,9%; терпеливость - 92,4%, искренность - 90,9%, честность - 89,4%; мудрость - 88%; трудолюбие - 87%; настойчивость - 75,8%; компетентность - 75,2%; целеустремленность - 74%; принципиальность -64,2%. Однако только 44% респондентов считают, что реальные руководители детских объединений обладают этими качествами.
Для 71,4% педагогов-лидеров и организаторов детских общественных объединений Республики Беларусь характерна ориентация на альтруизм, а для 28,6% - ориентация на эгоизм. Альтруистическая ориентация педагогов свидетельствует о том, что они занимают этичную позицию во взаимодействии с подростками, заботятся о них, стремятся защитить их права и интересы, иногда жертвуя своими интересами. Для 64,3% педагогов характерна ориентация на результат - достижение целей, а для 45,7% - ориентация на сам процесс деятельности. Высокая результативность является для педагогов не только важной мотивацией, но и необходимым условием работы.
Результаты исследования свидетельствуют, что педагоги стимулируют членов детского объединения к: совершенствованию знаний, умений, навыков - 82%; проявлению инициативы - 74%; достижению индивидуальных результатов - 71%; точному исполнению обязанностей - 66% респондентов.
Важными характеристиками лидера, организатора детского общественного объединения являются организаторские и коммуникативные склонности. Согласно результатам исследования большинство педагогов - лидеров, организаторов обладают средним (46%) и высоким (41%) уровнем организаторских склонностей. Только у 13% педагогов -низкий уровень организаторских склонностей.
Средний уровень коммуникативных склонностей выявлен у 47% педагогов, высокий уровень - у 35%, низкий - у 18%. Эти характеристики свидетельствуют о способностях педагогов заниматься организационной работой и конструктивно общаться с членами детского общественного объединения.
На основании результатов исследования можно придти к следующим выводам. Большинство педагогов - лидеров и организаторов детских общественных объединений ориентируется на нравственные ценности, занимает этичную позицию в процессе взаимодействия с подростками. Педагоги заботятся об участниках, содействуют совершенствованию их знаний, умений, проявлению инициативы, реализации личностного потенциала. Они также ориентируются на достижение результатов деятельности и эффективное управление.
В реальной практике существуют проблемы, которые снижают эффективность деятельности как самого педагога, так и детского общественного объединения. Демократический стиль построения взаимоотношений между подростками, между ними и взрослыми еще не стал нормой для всех детских объединений. Мешает, во-первых, административная позиция педагога, рассматривающего подростковый коллектив как поле самореализации, утверждения власти, действующего с помощью приказов, распоряжений, во-вторых, «протестность» подростков, проявляющаяся в негативизме, своеволии, противопоставлении себя взрослым.
Педагогическая поддержка детского общественного объединения будет эффективной, если педагог будет обладать высоким уровнем профессиональной культуры, систематически повышать свою профессиональную компетентность.
Характеристиками профессиональной культуры современного педагога - лидера и организатора детского общественного объединения являются:
- этичная позиция - основной культурный стандарт деятельности педагога, подразумевающий совершение педагогом моральных выборов, сохраняющих благополучие других, а также соблюдение этических правил [1, с. 154-155];
- культура управления деятельностью детского общественного объединения, предполагающая умения педагога использовать эффективные механизмы управления, применять общенаучные, педагогические, психологические методы, методики, технологии в процессе организаторской деятельности;
- культура диалога, включающая коммуникативные склонности и навыки использования диалога как способа взаимодействия и принятия решений;
- демократический стиль лидерства, основанный на уважении прав членов детского общественного объединения, включающий знания и умения педагога использовать демократические нормы и процедуры в процессе управления;
- культура мышления педагога, которая позволит ему анализировать проблемы в деятельности детского объединения и творчески решать их в соответствии с социальными и культурными условиями;
- методологическая культура, подразумевающая владение педагогом междисциплинарным методологическим знанием [2, с. 147].
Таким образом, для осуществления педагогической поддержки детского общественного объединения педагог должен обладать высоким уровнем нравственной и профессиональной культуры, у него должна быть сформирована моральная позиция по отношению к участникам (подросткам) и их социокультурной общности. Педагог должен понимать ценности членов детского объединения и направлять их активность на социально и личностно значимые цели.
Четвертое условие. Коллективная жизнедеятельность детского общественного объединения -характеристика взаимоотношений подростков и взрослых внутри детского объединения, основанных на общности ценностей, на сплоченности и организационном единстве в процессе совместной деятельности.
Коллектив детского общественного объединения - общность подростков и взрослых, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности. Ценность задает коллективу благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной деятельности отношений, ответственной зависимости между его членами. Коллектив преобразуется в совокупный субъект - носитель нравственных ценностей.
Коллектив обеспечивает естественное и защищенное вхождение членов детского объединения в социум, обретение социального опыта. Уровень коллективных отношений является социальным фактором, влияющим на успешность формирования у подростков нравственных ценностных ориентаций. Формирование нравственных ценностных ориентаций возможно в коллективе, особенностями которого являются: устойчивое положение каждого члена; отношение к делу как личностно значимому; отношение к педагогу как к опытному, умелому товарищу; открытое, товарищеское отношение к группе; по отношению к себе - свободное проявление «Я», инициативность; по отношению к «другому» - принятие как данности, уважение, дружба.
Результаты исследования подтверждают, что детское общественное объединение представляет собой коллектив, если ему свойственны: целостность и сплоченность; устойчивые межличностные отношения; общепринятая система нравственных норм, правил; направленность мотивов самореализации и группового действия на социально и лич-ностно значимые ценности; коллективная творческая деятельность; высокий уровень чувства принад-
лежности к группе. Коллективная жизнедеятельность определяется общностью ценностей, целей, коллективными формами работы.
Результаты исследования свидетельствуют о коллективном характере жизнедеятельности детского общественного объединения. 88% респондентов считают детское объединение сплоченным коллективом, целостность которого поддерживается наличием традиций и участием всех членов в процессе управления. 89% респондентов предполагают, что в неопределенной ситуации все решения принимаются исходя из общего мнения на собрании детского объединения. 81,7% уверены, что для решения конфликтной ситуации требуется достижение общего мнения всех членов детского объединения. 71% респондентов выбрали детское общественное объединение как свой коллектив по сравнению с классом или группой знакомых, с которыми весело проводить время.
Согласно результатам исследования 44% респондентов оценивает уровень развития детских общественных объединений Республики Беларусь как средний (группа-кооперация), 26% - как высокий (коллектив), 22% - как низкий (группа-ассоциация), 8% -как начальный (разобщенная, диффузная группа).
Важной характеристикой детского объединения как коллектива является морально-психологический климат. Существующий климат во многом влияет на развитие коллективных отношений. В детских общественных объединениях, где взаимоотношения основаны на доверии, товарищеской взаимопомощи, проявления самобытности личности, независимо от статуса, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в коллективе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, но и коллектив.
Субъектом создания морально-психологического климата может быть педагог, либо член детского объединения (лидер), либо третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед членами детского объединения непосредственно (писатель, ученый, артист и др.) или опосредованно (через литературное, художественное произведение, видеозапись и др.).
Таким образом, чтобы процесс формирования нравственных ценностей детского объединения и нравственных ценностных ориентаций его членов был успешным, он должен происходить не в стихийном общении, а в организованном гуманном сообществе (коллективе), защищающем каждого члена от негативных воздействий социальной среды, организующем жизнедеятельность, в процессе которой происходит присвоение нравственных ценностей.
Пятое условие. Система управления детского общественного объединения должна быть сформирована на основе принципов самоуправления, самодеятельности, сотрудничества, добровольности с учетом морально-правовой позиции каждого уча-
стника. Принципы самоуправления, самодеятельности, сотрудничества, добровольности обосновывают систему управления детского общественного объединения. Они выражаются в морально-правой позиции члена детского общественного объединения как субъекта управления. Морально-правовая позиция участника (подростка, взрослого) представляет собой систему отношений к детскому общественному объединению как совокупному субъекту управления, носителю нравственных ценностей, к другим участникам, к органам управления, к самому себе как субъекту управления. Морально-правовая позиция предполагает значимость нравственных ценностей детского общественного объединения для личности его члена и выражается в их основополагающем значении для определения целей и содержания, планирования и организации совместной деятельности. Нравственные ценности определяют права и обязанности, полномочия и статус каждого члена и коллективных органов управления общественного детского объединения. Член детского общественного объединения как субъект управления участвует в принятии и реализации решений, несет персональную ответственность за осуществление намеченных целей, имеет возможность располагать всеми возможными ресурсами детского общественного объединения. Коллективные органы управления (законодательные, руководящие, контрольные, исполнительные) занимают морально-правовую позицию по отношению к каждому члену и детскому объединению в целом, которая выражается в признании прав и уважении достоинства личности, в ответственности за реализацию общих целей, открытости и доступности информации о средствах достижения целей, выборности и подотчетности органов управления. Морально-правовая позиция проявляется в процессе принятия решений, когда защищаются права меньшинства (отдельного члена), которому предоставляется возможность свободно выразить свое мнение, реализовать свою инициативу в других условиях. Морально-правовая позиция всех субъектов управления реализуется посредством демократических норм и процедур (аргументирования, голосования, компромисс, консенсус).
Шестое условие. Соответствие содержания и форм деятельности детского общественного объединения возрастным особенностям подростков. Социально и личностно значимое общение и совместная деятельность выступают средствами социализации, нравственного развития подростка, формирования у него социального интереса, активности, творческих способностей. Роль ведущей деятельности в подростковом возрасте выполняет интеграция общения подростка со сверстниками и совместной деятельности. В подростковом возрасте общение выступает эффективным средством познания мира, в котором подростки живут, само-
определяются, взаимодействуют друг с другом, с окружающей средой. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной восприимчивостью к ценностям детского объединения как общности ровесников и авторитетных взрослых. В подростковом возрасте открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в том числе детского объединения и его ценностей, которые становятся элементами социально-нравственного самоопределения и ориентирами для совместной деятельности.
Следовательно, совместная деятельность и общение членов детского объединения должны соответствовать организационно-педагогическим требованиям: нести ярко выраженную нравственную направленность; содействовать сплочению коллектива и установлению ценностно-смысловых отношений с окружающим миром; способствовать развитию познавательных интересов подростков; обеспечивать их мыслительную и эмоциональную активность; создавать условия для их самодеятельности и творчества; соответствовать принципу полного вовлечения подростков в жизнедеятельность детского общественного объединения. В процессе совместной деятельности большое значение имеет взаимодействие педагога и подростков, которое обеспечивает переход внешних требований педагога во внутренние установки члена детского объединения.
Наиболее эффективным видом деятельности, обеспечивающим формирование нравственных ценностных ориентаций, выступает коллективная творческая деятельность. Этот вывод подтверждают научно-практические результаты А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, которые использовали коллективную творческую деятельность в воспитательном процессе.
Седьмое условие. Наличие неформальных зон деятельности и общения членов детского общественного объединения. Неформальные зоны характеризуются неупорядоченными целями и содержанием деятельности, неустойчивостью межличностных отношений, нестабильностью средств и форм достижения целей, отсутствием педагогического руководства и управления. Неформальные зоны -это определенное пространство реализации возможностей, позволяющее подросткам удовлетворить свои потребности и интересы. Неформальные зоны имеют границы - время и место, где член детского объединения может вести себя свободно и спонтанно, без внешнего принуждения и контроля. В неформальных зонах основной формой взаимодействия является неорганизованная деятельность и спонтанное общение. Суть неформального взаимодействия заключается в том, что личностные ценности члена детского объединения свободно демонстрируются другому или другим членам. В процессе неформального взаимодействия осуще-
ствляется обмен ценностями, их осознание, эмоциональная оценка, возможное отвержение или принятие. Неформальные зоны должны быть максимально включены в воспитательную среду детского общественного объединения. Педагогическое руководство неформальными зонами выступает важным условием эффективности функционирования детского объединения. Ориентируя подростков на нравственные ценности в процессе взаимодействия в неформальных зонах, педагог способствует личностному осознанию и принятию этих ценностей. Включая в состав неформальных зон нравственное ценностное содержание деятельности детского объединения, педагог может прогнозировать и планировать процесс и результат формирования нравственных ценностных ориентаций личности.
Таким образом, результаты проведенного автором теоретико-экспериментального исследования позволили выявить следующие педагогические условия, реализация которых содействует эффективному формированию нравственных ценностных ориентаций подростков в детском общественном объединении: цели и содержание деятельности должны соответствовать системе нравственных ценностей детского общественного объединения; учет социальных, культурных и воспитательных факторов; педагогическая поддержка; коллективная жизнедеятельность; система управления, основанная на принципах самоуправления, самодеятельности, сотрудничества, добровольности с учетом морально-правовой позиции каждого участника; соответствие содержания и форм деятельности возрастным особенностям подростков; наличие неформальных зон деятельности и общения членов детского общественного объединения.
Соблюдение данных условий позволяет эффективно использовать нравственные ценности для определения содержания, методов и форм деятельности детского общественного объединения, а также для комплексного воздействия на когнитивную, мотива-ционно-потребностную, эмоционально-волевую, нормативно-поведенческую сферы личности, что и обеспечивает формирование нравственных нравственных ценностных ориентаций подростков.
Реализация педагогических условий формирования нравственных ценност-ных ориентаций участников содействует эффективному функционированию и прогрессивному развитию детского общественного объединения как социокультурной общности, открытой социально-воспитательной системы.
Библиографический список
1. Малиновский А.В. Этическая метанорма // Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности. - М., 2004. - С. 153-163.
2. Позняков В.В. Поликультурный ракурс // Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности. - М., 2004. - С. 142-152.