Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника'

Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Г абдуллина АЛ.*

СШ № 22 школа, Республика Казахстан, г. Семей

При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость. Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.

Ключевые слова правописание, обучение письму, младший школьник, письменная речь, орфографические навыки.

Сегодня, в следствии информатизации населения с использованием большого количества технических средств, само чтение и, как следствие, формирование грамотного письма претерпевают значительные изменения. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются детьми в качестве конкурентов печатного слова. Заменяя формирование устной и письменной речи в сензитивный период их развития активным использованием мультимедийных технологий, мы сталкиваемся с трудностями в овладении чтением и усвоении орфографических навыков младшими школьниками. Процесс овладения языком многогранен и рассматривается современной наукой с позиций нейропсихологии, психологии, педагогики и лингвистики. Все аспекты письма как языковой системы и проявление языковых способностей реализуется в акте письма.

С лингвистической точки зрения, письмо представляет собой сложный код для перевода устной речи в письменную. Одним из способов реализации этого перекодирования является написание диктанта, что по-прежнему является основным методом проверки знаний по русскому языку у младших школьников. В трудах Г.Г. Граник (1995) были интегрированы два подхода к вопросам грамотного письма у младших школьников (психологический и лингвистический), а также определены шаги для выработки орфографических умений. В то же время автор подчёркивает, что полностью решить проблему грамотного письма не представляется возможным. В работе М.К. Ка-бардова «Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности» (1989) было показано, что существует два типа успешного овладения языком (родным и иностранным). Изучению психолингвистических ме-

* Учитель начальных классов.

50

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ханизмов для понимания порождения ошибок («ослышек») придавал большое значение И.А. Бодуэн де Куртене (1963). Общая программа изучения речевых ошибок была намечена А.А. Леонтьевым (1970). Исследование ошибок в букварный период обучения письму с психологической точки зрения было предпринято М.К. Щербак (1953). В работах О.Н. Юдиной (1973; 1977) был намечен подход к реализации адаптивного обучения через научение преподавателей умению диагностировать психологические причины ошибок. Славиной Л.С. (1958) освещались вопросы индивидуального подхода к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. В рамках коррекционной педагогики рассматриваются ошибки, встречающиеся в основном у детей специализированных школ.

Были проанализированы данные, полученные в результате экспертной оценки учителями способностей ребенка к освоению того или иного предмета, самооценки школьником своих способностей и академической успеваемости. В качестве основных показателей были взяты оценки по русскому языку (экспертная оценка и самооценка способностей, академическая успеваемость) и по математике (экспертная оценка и самооценка способностей, академическая успеваемость) поскольку эти два предмета являются основными в начальной школе. В качестве дополнительных данных, по которым проводился анализ, выступили показатели экспертной оценки способностей, самооценки, академической успеваемости по ряду учебных предметов (чтение, окружающий мир, иностранный язык), а также экспертные оценки дисциплинированности и прилежания.

Обучение первоначальному письму - один из сложных процессов в начальной школе. Этапы формирования графического навыка. На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.

На втором - писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.

На третьем - писать буквы.

На четвертом - писать целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося.

Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

- за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту;

- пишут буквально «носом»;

- левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;

- локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу;

Общая педагогика

51

- голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу;

- вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении. Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.

Формирование графического навыка у первоклассника - процесс сознательный, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия, что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.

Действия учащихся организуется учителем. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка. При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

- Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

- Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку - обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

- Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения: посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы отно-

52

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

сительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой -на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.

- Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.

- Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.

- Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.

Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.).

- Речевая форма - с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.

- Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».

Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и

Общая педагогика

53

все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко.

Анализ каллиграфических ошибок.

К каллиграфическим ошибкам относятся:

- не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке;

- буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко;

- наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

- не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме;

- не выдерживается нужная высота букв;

- обнаруживается ломаность, вычурность письма;

- имеет место угловатость, «заборность» письма;

- не соблюдается связность букв при письме;

- наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сфор-мированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка. Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности. При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость. Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.

Список литературы:

1. Глаголева Е.А. К вопросу о трудностях усвоения школьных навыков / Е.А. Глаголева // Материалы научно-практической конференции «Проблемы психологии 21 века глазами молодых учёных». - М.: Mi ЦПУ, 2002. -С. 28-30. - [0,2 п.л.].

2. Нефедов Г.В. Город-крепость Семиреченск. - М.: Издательство «Наука», 1979. - С. 742.

3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника / Е.Д. Божович. - М.; Воронеж: МПСИ, МПО «МОДЭК», 2002. - 14,5 п.л.

4. Вереникина И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Вереникина Ирина Марковна. - М., 1988. - 24 с.

5. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей: сб. научн. тр. / И.В. Дубровина. - М.: АПН СССР, 1982. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.