Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Тимофеева Мария Юрьевна

В статье рассматриваются педагогические условия развития мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, обучающихся в колледже. Выделены четыре группы условий:условия целеполагания процесса обучения иностранному языку; условия, относящиеся к проектированию и реализации учебного материала; условия, определяющие проектирование и реализацию методов, средств и форм обучения; условия, определяющие преимущественное развитие внутренних (познавательных) мотивов учения. Описан процесс целеполагания иноязычной подготовки, выделен ряд современных методов, а также форм и средств обучения, способствующих повышению мотивации студентов неязыковых специальностейк изучению иностранного языка. Особое внимание уделено педагогическим условиям, обеспечивающим развитие внутренней (познавательной) мотивации. Статья может быть полезна преподавателям колледжей, вузов, а также учителям школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Тимофеева Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MOTIVATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES OF THE COLLEGE TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the pedagogical conditions for the development of motivation to learn a foreign language among students of non-linguistic specialties studying in college. Four groups of conditions are identified: conditions for the goal-setting process of teaching a foreign language; conditions related to the design and implementation of educational material; conditions determining the design and implementation of methods, means and forms of teaching; conditions determining the predominant development of internal (cognitive) motives of teaching. The process of goal-setting of foreign language training is described, a number of modern methods, as well as forms and means of teaching that contribute to increasing the motivation of students of non-linguistic specialties to study a foreign language are highlighted. Special attention is paid to the pedagogical conditions that ensure the development of internal (cognitive) motivation. The article may be useful for teachers of colleges, universities, as well as school teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики Илькевич Борис Владимирович

Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор); аспирант кафедры психологии и педагогики Тимофеева Мария Юрьевна

Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия развития мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, обучающихся в колледже. Выделены четыре группы условий :условия целеполагания процесса обучения иностранному языку; условия, относящиеся к проектированию и реализации учебного материала; условия, определяющие проектирование и реализацию методов, средств и форм обучения; условия, определяющие преимущественное развитие внутренних (познавательных) мотивов учения. Описан процесс целеполагания иноязычной подготовки, выделен ряд современных методов, а также форм и средств обучения, способствующих повышению мотивации студентов неязыковых специальностейк изучению иностранного языка. Особое внимание уделено педагогическим условиям, обеспечивающим развитие внутренней (познавательной) мотивации. Статья может быть полезна преподавателям колледжей, вузов, а также учителям школ.

Ключевые слова: мотивация учения, иноязычная подготовка, изучение иностранного языка в колледже, педагогические условия формирования мотивации учения.

Annotation. The article discusses the pedagogical conditions for the development of motivation to learn a foreign language among students of non-linguistic specialties studying in college. Four groups of conditions are identified: conditions for the goalsetting process of teaching a foreign language; conditions related to the design and implementation of educational material; conditions determining the design and implementation of methods, means and forms of teaching; conditions determining the predominant development of internal (cognitive) motives of teaching. The process of goal-setting of foreign language training is described, a number of modern methods, as well as forms and means of teaching that contribute to increasing the motivation of students of non-linguistic specialties to study a foreign language are highlighted. Special attention is paid to the pedagogical conditions that ensure the development of internal (cognitive) motivation. The article may be useful for teachers of colleges, universities, as well as school teachers.

Key words: teaching motivation, foreign language training, learning a foreign language in college, pedagogical conditions for the formation of teaching motivation.

Введение. Знание иностранного языка позволяет значительно повысить конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда. Студенты колледжа осознают этот факт, однако не проявляют особого интереса к иноязычной подготовке в силу ряда причин, главной из которых является трудность учения.

В связи с этим перед преподавательским составом стоит актуальная задача формирования мотивации к изучению иностранного языка[1; 2].

Изложение основного материала статьи. Формирование мотивации учения в соответствии с концепцией Ю.К. Бабанского является самостоятельной педагогической задачей. В то же время, формирование и развитие мотивации осуществляется в рамках реального процесса обучения и является его составной частью. Любой дидактический (и в целом, педагогический) процесс включает следующие основные компоненты: цели обучения, содержание, методы, средства и формы обучения.

При формировании мотивации учения иностранного языка все указанные компоненты должны быть подчинены, в том числе, решению данной задачи. В связи с этим, педагогические условия, обусловливающие формирование и развитие мотивации к иноязычной подготовке,можно разделить на четыре группы:

1) педагогические условия целеполагания процесса обучения иностранному языку студентов колледжа;

2) педагогические условия, относящиеся к проектированию и реализации учебного материала;

3) педагогические условия, определяющие проектирование и реализацию методов, средств и форм обучения;

4) педагогические условия, определяющие преимущественное развитие внутренних (познавательных) мотивов учения.

К педагогическим условиям первой группы можно отнести следующее. При формулировании целей изучения

дисциплины и целей занятия педагогу следует учитывать, что каждое занятие должно быть направлено на формирование процессуальной стороны мотивации, а их совокупность (этап учебного процесса) - на дискретно-качественное изменение мотивационной сферы будущего специалиста. Конкретизация целей занятия проводится исходя из мотивационной основы учебной деятельности [3].

К целям занятия, обеспечивающим высокую мотивацию иноязычной подготовки, можно отнести следующие цели: добиться состояния непроизвольного (произвольного) внимания, приводить занимательные лингвистические примеры, парадоксальные факты; сообщить интересующую информацию об изучаемом языке, иноязычной культуре; вызвать у студентов удивление необычной формой преподнесения материала; вовлечь обучаемых в спор или дискуссию; обратить внимание на излагаемый материал с помощью эмоциональной речи; привлечь студентов к оценочной и самооценочной деятельности; актуализировать профессиональные и общеобразовательные мотивы учения путем анализа профессиональных и жизненных ситуаций, подтверждающих востребованность получаемых иноязычных знаний;связать общеобразовательный, общекультурный, общеразвивающий и профессиональный аспекты изучаемого материала; актуализировать необходимые потребностно-мотивационные состояния (заинтересованность в выполнении задания, стремление хорошо учиться, ответственное отношение к делу, осознание необходимости получаемых знаний для будущей работы); разъяснять государственную, общественную и личную значимость изучения иностранного языка; укрепить умение обучающегося учиться, обеспечивая усвоение всех видов иноязычных знаний; предоставить возможность действовать самостоятельно, включаться в коллективные формы работы и др.

При формулировании педагогических условий второй группы учитывается, что положительное влияние на развитие мотивации оказывает лишь тот учебный материал, который соответствует запросам студента, возрастным, личным и профессиональным интересам. Студент должен понимать, что он изучает и зачем.К педагогическим условиям второй группы можно отнести выполнение следующих требований:

- подбор материала для обучения иностранному языку в среднем профессиональном образовании следует проводить с учетом специальности, по которой обучаются студенты;

-с одержание обучения должно иметь практическую и профессиональную направленность;

- материал должен быт насыщен фактами, встречающимися в ведущих сферах профессионального общения;

- должны соблюдаться разнообразие стилей общения;

- учебный материал должен иметь содержательную и формальную целостность;

- содержание материала должно быть актуальным, иметь личностную и практическую значимость и способствовать решению необходимых в профессиональной сфере коммуникативных задач;

- должны изучаться различные варианты ситуаций, которые могут возникнуть в бытовой, профессиональной и деловой сфере, способствующие реализации возможностей для профессионального и делового общения с представителями других стран.

Необходимо помнить, что отобранное в контексте будущей профессиональной деятельности содержание обучения способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и эффективность обучения в целом.

О педагогических условиях, определяющих проектирование и реализацию методов, средств и форм обучения (третья группа условий) можно сказать следующее. Известно, что все компоненты обучения оказывают влияние на формирование мотивации. Они дают возможность преподавателям побуждать студентов к такой деятельности, которая вызывает познавательную активность, формирует потребность в овладении иноязычными знаниями и умениями. Методы, а также формы и средства обучения, позволяют показать значимость учебного материала для профессиональной деятельности и общего развития личности. Но, несмотря на то, что все компоненты обучения обладают мотивирующей функцией, степень выраженности ее разная. Из всего многообразия методов, средств и форм обучения преподаватель должен выбрать те, которые обеспечивают максимальное развитие мотивов учения иностранного языка. При этом следует учитывать, что проектирование компонентов процесса обучения предусматривает соответствие форм и средств обучения выбранным методам.

Анализ педагогической литературы[5; 6; 7; 8 и др.], касающейся вопросов преподавания иностранного языка, позволил выделить рядсовременных методов, а также форм и средств обучения, способствующих повышению мотивации студентов неязыковых специальностейк изучению иностранного языка. Данные компоненты обучения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Методы, формы и средства обучения, способствующие повышению мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка

Компоненты Требования к компонентам Примеры

Средства обучения - использование цифровых образовательных ресурсов; - выбор оптимального уровня сложности языка учебного сообщения; - управление с помощью учебно-технических средств вниманием студентов, обеспечение оперативной обратной связи; - гибкость и мобильность обучения; - интегральность и наглядность представления знаний; - обеспечение высокой степени интерактивности обучения; - обеспечение психологического комфорта путем индивидуализации обучения [7; 8]. - электронные образовательные ресурсы: электронные библиотеки и электронно- библиотечные системы; - интернет технологии: интернет-тренажеры, образовательные Интернет-ресурсы; - ИКТ: электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), компьютерные и мультимедийные технологии.

Формы обучения - организация учебной и квазипрофессиональной деятельности; - коммуникативный и деятельностный характер; - новые формы самостоятельной работы (краткосрочные: рефераты, эссе и др., долгосрочные: курсовые работы, отчеты и др., научные творческие работы: дипломные, исследовательские и др.); - организация субъект-субъектных отношений; - самостоятельное активное и целенаправленное изучение иностранного языка, организуемое преподавателем на основе формирования мотивации учения, является основной и ведущей формой учебной деятельности. Организационные формы обучения: -самостоятельная работа - аудиторные практические занятия и семинары; - практические и семинарские занятия с применением дистанционных образовательных технологий Формы обучения: - парная - индивидуальная - групповая

Методы обучения - обучение технике учения иностранного языка; - использование гуманитарного аспекта творчества; - учет индивидуальных особенностей студентов; - повышение качества и количества знаний; - дифференцированная стимуляция при достижении результата; - активизация работы каждого студента группы, независимо от степени владения языком; - проблемное и контекстное обучение. -подготовка презентаций - метод проектов - кейс-метод - ролевые игры - деловые игры - SWOT-анализ - дискуссии

Использование всех вышеперечисленных компонентов обучения позволяет, наряду с формированием профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности, на процессуальном уровне особое внимание уделять повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков и использования их в своей будущей профессиональной деятельности. При этом выбор методов развития мотивации необходимо осуществлять с учетом возрастных и психологических особенностей студентов.

Повышение мотивации студентов к изучению иностранного языкаосуществляется, прежде всего, за счет привлечения студентов к исследовательской и творческой деятельности, а так же предоставления возможности общения с представителями иной культуры.

Общеизвестно, что в первую очередь целесообразно развивать внутреннюю (познавательную) мотивацию учения, поскольку внешняя (социальная мотивация) менее стойкая, в большей степени зависит от сиюминутных обстоятельств.

Именно этим обстоятельством объясняется необходимость соблюдения педагогические условий, определяющих преимущественное развитие внутренних (познавательных) мотивов учения (четвертая группа условий).

Познавательная мотивация будет развиваться успешно и превалировать над внешней, если будут соблюдаться следующие педагогические условия.Содержание занятия должно учитывать предшествующую иноязычную подготовку, состояние «идеальных» средств обучения, а также уровень развития мотивационной сферы студентов, ее структуру, степень выраженности внутренних и внешних мотивов учения [4].

Чрезмерная опека преподавателя уменьшает удовлетворенность от иноязычной деятельности в широком смысле слова, превращает ее в обязанность, тяжкий труд. Необходимо предоставлять студентам возможность самостоятельного выбора задания, не допуская при этом отклонения от программы дисциплины и темы занятия. Выбор студента не должен комментироваться преподавателем, что обеспечивает исключение социальной мотивации изучения иностранного языка. Однако нужно помнить, что современная парадигма образования не допускает вседозволенности, требует обеспечить руководящую роль преподавателя в атмосфере «познавательной свободы» обучаемого.

Уменьшение значимости внешних мотивов учебной деятельности не должно исключать оценки результатов работы студента. Оценка должна быть объективной, она не может основываться на межличностных, эмоциональных отношениях. Преподавателю не следует «увлекаться» как поощрениями, так и порицаниями студентов. В ходе учебного процесса нужно обеспечить переход от оценки к самооценке знаний иностранного языка. Такой подход обеспечит высокую внутреннюю мотивацию учения, высокую профессиональную культуру.

Необходимо широко применять групповые, коллективные формы обучения. Благодаря их использованию осуществляется взаимодействие между всеми участниками образовательной деятельности.

Несомненным достоинством сотрудничества является возможность совершенствовать необходимые коммуникативные навыки в процессе межличностного общения на занятиях, тчо позволяет доводить их до автоматизма.

Учебный процесс даст высокие положительные результаты только в том случае, если каждый студент будет ощущать себя его полноправным участником. Преподаватель же должен играть роль партнера, стимулирующего творческое взаимодействие членов коллектива, способствующее установлению доброжелательных взаимоотношений в группе. Тем самым созданная на занятиях эмоциональная среда обеспечивает снятие у студентов языкового барьера, способствует эффективному усвоению предмета.

Выводы. Общество и народное хозяйство страны испытывают необходимость в высококвалифицированных специалистах, которые обладают высоким уровнем компетентности. В ее основе лежит, в том числе, высокая мотивация учения иностранного языка, желание работать в иноязычной среде. В ходе проведенного исследования сформулированы педагогические условия повышения мотивации студентов неязыковых специальностей колледжа к изучению иностранного языка. Справедливость сформулированных условий была подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы в колледже Гжельского государственного университета. При этом обеспечивалось соблюдение всех вышеуказанных педагогических условий, которые доказали свою эффективность.

Литература:

1. Дробышева, Н.Н. Учебные деловые игры на уроке английского языка в вузе экономической направленности как средство активизации творческой деятельности студентов в квазипрофессиональной среде / Н.Н. Дробышева, Е.П. Звягинцева // В мире научных открытий. - 2014. - № 11-6 (59). - С. 2176-2190.

2. Дробышева, Н.Н. Иноязычная подготовка в эпоху цифрового образования высшей школы и роль преподавателя / Н.Н. Дробышева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 58-60.

3. Илькевич, Б.В. Компоненты непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования. / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. - Гжель: ГГХПИ, 2014. - 100 с.

4. Илькевич, Б.В. Формирование профессиональной культуры художника при подготовке студентов колледжа народного художественного промысла / Б.В. Илькевич, И.В. Сивова // Педагогика искусства. - 2021. - № 1. - С. 53-62.

5. Минеева, О.А. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка / О.А. Минеева, О.В. Еремеева // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 3 (16). - С. 3.

6. Симеонова, Н.М. Расширение иноязычной подготовки в развитии иноязычной познавательной активности студентов в неязыковых вузах / Н.М. Симеонова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 6. - С. 71-74.

7. Соколова, Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза / Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). -С. 245-247.

8. Соколова, Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку / Н.И. Соколова / В сборнике: Дистанционное обучение: актуальные вопросы. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». - Чебоксары, 2020. - С. 80-83.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Карпушова Ольга Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Матвеева Ирина Анатольевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ АВИАЦИОННОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы организации самостоятельной работы обучающихся авиационного вуза в условиях информатизации современного образовательного пространства. Актуальность проблемы организации самостоятельной работы обучающихся авиационного вуза определена в необходимости повышения качества современного высшего профессионального образования. А также в разработке модели организации самостоятельной работы с использованием информационных технологий. В работе делается акцент на основные принципы организации самостоятельной работы в вузе, такие как: дифференциация и индивидуализация учебного процесса; сознательности и творческой активности обучающихся. В основу основ лежит принцип профессиональной направленности обучения; мониторинга и самооценки результатов учебно - познавательной деятельности, а также системности и научности. Возросший уровень информатизации российского образования и согласно требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения высшего образования обусловил повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся с использованием информационных технологий для ее организации. Таким образом, одним из основных требований к выпускнику вуза является обладание «способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения». В настоящее время в образовательный процесс авиационных вузов активно внедряются современные информационные технологии. Информационные технологии представляют собой мощный инструментарий, который позволяет проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную сферу. Применение информационных технологий в учебном процессе помогает управлять действиями обучающегося, а также осуществлять мониторинг его учебных действий в процессе самостоятельной работы. Современные технологии формируют и развивают умения и навыки самообразования и самосовершенствования.

Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, принципы организации, образовательный процесс, технология обучения, стандарты образования, самообразование, коррекция.

Annotation. The article deals with the problematic issues of the organization of independent work of cadets of an aviation academy in the conditions of informatization of the modern educational space. The urgency of the problem of organizing the independent work of cadets of an aviation academy is determined by the need to improve the quality of modern higher professional education. So a model of independent work with the use of information technology was made. The paper focuses on the basic principles of organizing independent work at the academy, such as: differentiation and individualization of the educational process; consciousness and creative activity of cadets. The fundamentals are based on the principle of professional orientation of training, monitoring and self-assessment of the results of educational and cognitive activity, as well as consistency and scientific approach. The increased level of informatization of Russian education and the accordance with the requirements of the federal state educational standards of the third generation of higher education have led to an increase in the efficiency of independent work of cadets using information technologies for its organization. Thus, one of the main requirements for a academy graduate is the possession of "the ability to independently acquire new knowledge and skills with the help of information technologies and use them in practice". Currently, information technologies are being actively introduced into the educational process of aviation academies. Information technologies are a powerful tool that allows you to design and fill the educational sphere with information resources. They help to manage the activity of cadets, monitor their learning activities in the process of independent work. Modern technologies form and develop the skills and abilities of self-education and self-improvement.

Key words: information technologies, independent work, principles of organization, educational process, learning technology, education standards, self-education, correction.

Введение. Профессиональная и качественная подготовка будущих специалистов требует системного подхода, который включает в себя наряду с другими компонентами обучения самостоятельную работу учащихся. Данный подход стал особенно важен в условиях дистанционного обучения, диктуемого пандемией, когда обучающийся должен для получения знаний больше работать самостоятельно. Однако для того, чтобы самостоятельная работа учащихся авиационных вузов была наиболее эффективной, необходимы оптимальные условия её организации.

Общеизвестно, что современный выпускник вуза должен обладать способностью не только самостоятельно приобретать новые знания, но и уметь с помощью информационных технологий использовать их в практической профессиональной деятельности. Данное положение связано с информатизацией образования и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения высшего образования 3++.

По словам Афанасьевой И.Ф., Матвеевой И.А. «в настоящее время в образовательный процесс авиационных вузов активно внедряются информационные технологии, представляющие собой мощный инструментарий, позволяющий наполнять и проектировать информационными ресурсами учебную сферу, управлять действиями обучающегося, осуществлять мониторинг его учебных действий в процессе самостоятельной работы, формировать и развивать умения и навыки самообразования и самосовершенствования» [1, C. 12].Однако проведённый целенаправленный анализ руководящих документов, определяющих функционирование системы высшего профессионального образования, исследование педагогической и методической литературы даёт основания полагать, что проблема самостоятельной работы обучающихся авиационных вузов и применения для её организации информационных технологий раскрыта недостаточно. Но, как показывает практика преподавания в вузе, самостоятельная работа обучающихся в высших авиационных учебных заведения представляет собой обязательный вид учебной деятельности. При этом научно-педагогическое обеспечение совместной деятельности учащегося и преподавателя в основном носит формальный характер. Как правило, данный вид деятельности осуществляется традиционными методами и сосредоточен на повторении уже пройденного материала. А значит, возникает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.