Научная статья на тему 'Педагогические условия воздействия на мотивацию студентов неязыковых специальностей вузов при изучении иностранного языка'

Педагогические условия воздействия на мотивацию студентов неязыковых специальностей вузов при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ / ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / MOTIVATION AND ITS TYPES / DECREASE OF MOTIVATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хальзова В. М.

На этапе вузовского обучения формирование внутренней мотивации влияет на мотивацию изучения предмета Иностранный язык, что требует особого внимания. Для студентов неязыковых специальностей необходимо создать определенные педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотивацию изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PEDAGOGICAL CONDITIONS ON THE MOTIVATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITY IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

At the stage of University education, the formation of internal motivation affects the motivation of studying a foreign language that requires special attention. For students it is necessary to create certain pedagogical conditions, which have a positive impact on the motivation of learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воздействия на мотивацию студентов неязыковых специальностей вузов при изучении иностранного языка»

также на фоне поверхностного затухающего дыхания. В биатлоне дыхание при стрельбе лежа и стоя в спокойном состоянии и при функциональных сдвигах происходит по нескольким схемам. Так, при функциональных сдвигах во время стрельбы стоя, направление стрельбы справа - налево по откидным установкам происходит на естественном полувыдохе. Однако сейчас многие спортсмены применяют смешанное дыхание. Так, при стрельбе лежа после изготовки и гипервентиляции легких в течение 15-20с обрабатывают спуск на полувыдохе, а при стрельбе стоя - на вдохе.

1. Рекомендовано: при обработке спуска использовать длительный выдох 10-12 с с предельным сопротивлением (плотно сжав губы), затем вдох 2-3 с, должен применяться для увеличения сердечного выброса в пределах 80-90 мм и кровенаполнения периферических сосудов при работе в третьей зоне интенсивности умеренной мощности.

Вариант такого дыхания менее длительного может использоваться с сопротивлением в 4 и 5 зонах интенсивности.

2. Сочетание брюшного дыхания на вдохе с создаваемым мышцами гортани дыханием при сопротивлении на выдохе носом (плотно сжав губы) за счет мощного воздействия на газообмен и сердечный выброс, а также на периферическое кровообращение, создает условия максимально близкие к аэробным и может применяться как средство для развития высококачественного и высокоэффективного дыхания.

Литература

1. Брейтз К. Устойчивость равновесия тела человека: докт. дис. - Будапешт, 1996. - 240 с.

2. Гачечилидзе Я.В., Романин А.Н., Саблин В.Н. Устойчивость оружия стрелка // Теория и практика физ. культуры. - 1983. -№12. - с. 71-72.

3. Железняк Ю.Д., Хаупшев М.Х. Развитие точностных двигательных действий у юных волейболистов 13-16 лет с учетом индивидуальных особенностей // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - №7. - С. 32-34.

4. Милодан В.А. Влияние регламентированных режимов дыхания на увеличение работоспособности в беге: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 23 с.

5. Фарбей В.В. Регламентированные режимы дыхания как резервы повышения качества стрельбы в биатлоне. // Научнотеоретический журнал «Ученые записки» НГУФК - 2011. - №12(82). - с. 179-181.

Хальзова В.М

Доцент, кандидат педагогических наук, Тольяттинский государственный университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

На этапе вузовского обучения формирование внутренней мотивации влияет на мотивацию изучения предмета Иностранный язык, что требует особого внимания. Для студентов неязыковых специальностей необходимо создать определенные педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотивацию изучения иностранного языка.

Ключевые слова: Мотивация и ее виды, причины снижения мотивации, педагогические условия для формирования положительной мотивации.

Khalzova V.M.

Associate professor, PhD in Pedagogical science, Togliatti state University

IMPACT OF PEDAGOGICAL CONDITIONS ON THE MOTIVATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITY

IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Abstract

At the stage of University education, the formation of internal motivation affects the motivation of studying a foreign language that requires special attention. For students it is necessary to create certain pedagogical conditions, which have a positive impact on the motivation of learning a _ foreign language.

Keywords: Motivation and its types, decrease of motivation, pedagogical conditions for formation of positive motivation.

Современное общество - это общество быстрых и глобальных изменений, в котором английский язык приобрел статус международного общения. Знание английского языка в настоящее время стало необходимостью, так как оно приобретает все больше и больше практических преимуществ. Одним из основных требований к кандидатам, претендующим на работу в престижных фирмах, является свободное владение одним или несколькими иностранными языками.

В связи с этим возникает естественная необходимость в совершенствовании процесса обучения иностранным языкам и применении новых технологий, направленных на значительное расширение мотивационной основы учебной деятельности.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает, направляет и организует студента, придает учебной деятельности личностный смысл и значимость. Единство этих функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в учебной деятельности студента.

Выделяют два вида мотивации изучения иностранного языка: внешнюю и внутреннюю. Желательно развитие и присутствие обоих видов. Внешняя мотивация может быть ориентирована на достижение конечного результата обучения. Внешние мотивы побуждают студента к деятельности и не связаны с ней непосредственно. Их подразделяют на общественные (широко социальные) и личностные: мотивы оценки, самоутверждения, благополучия. Внутренние мотивы связаны с деятельностью студента.

Одной из основных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается побудительной силой самодеятельности. Формирование внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой сфере.

Коммуникативная мотивация является основной разновидностью внутренней мотивации. Она связана с побуждением общаться на иностранном языке с носителями языка, читать художественную и специальную литературу, писать (например, письма). Сохранение этого типа мотивации требует определённых усилий поскольку в среде родного языка коммуникация на иностранном языке носит условный характер.

В структуре мотивации особое место занимает учебная мотивация. Под мотивацией учения Б. Вернер понимает сочетание целостности и структурированности мотивов учения. Главной задачей мотивации учения считается такая организация учебной деятельности, которая максимально способствует раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося. Внутренняя мотивация учения, преобладающая над другими мотивами, обеспечивает успешную учебную деятельность.

Внутренняя мотивация является актуальной, и весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы на каждом занятии студенты испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для иностранного языка.

Однако, несмотря на необходимость знания иностранного языка специалистами различных сфер деятельности и понимания его значимости, студенты неязыковых вузов испытывают трудности при овладении иностранным языком. Одной из причин, объясняющих это явление, является низкая мотивация к изучению иностранного языка.

61

В связи с этим возникает необходимость уделить внимание причинам понижения мотивации у студентов неязыковых специальностей при изучении иностранного языка, а также условиям и способам ее повышения. Причинами, зависящими от преподавателя, являются неправильный отбор учебного материала, вызывающий перегрузку или недогрузку студента, низкий уровень владения преподавателем современными методами обучения, неумение строить отношения со студентами и организовать их взаимоотношения друг с другом, особенности личности преподавателя. Значительную роль играют методы преподавания учебного предмета и состояние учебников и учебных пособий.

Причины снижения мотивации, зависящие от студентов, можно определить следующим образом: низкий уровень знаний, отсутствие мотивов учебной деятельности. Каждый студент находится на индивидуальном уровне сформированном^ мотивации изучения иностранного языка.

А.К. Маркова выделяет шесть уровней формирования мотивации изучения иностранного языка. По типу отношения к учению выделены следующие уровни:

- отрицательное отношение - отсутствие интереса к процессу и содержанию обучения, объяснение неудач внешними причинами. Учебная деятельность не сформирована, неадекватная самооценка, отсутствие переноса знаний в новые условия;

- нейтральное (пассивное) отношение - неустойчивые мотивы к внешним результатам обучения. Отсутствие самостоятельных целей, выполнение отдельных учебных действий по инструкции и по образцу, пассивность в новых условиях и ситуациях;

- положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное) отношение - широкий познавательный мотив как интерес к результату обучения и к оценке учителя. Широкие социальные мотивы ответственности, неустойчивость мотивов. Восприимчивость к усвоению новых знаний, понимание и выполнение поставленной учебной задачи, выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Итоговый самоконтроль и самооценка;

- положительное (познавательное, осознанное) отношение — новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебнопознавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний, осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Применение знаний в знакомых условиях;

- положительное (активное, инициативное, творческое) отношение

- мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности (самообразование). Осознанное соотношение своих мотивов и целей. Знания о методах познания, применение знаний в новых условиях, обращение к учебной деятельности в необязательной ситуации, продуктивный уровень усвоения знаний. Прогностические самоконтроль и самооценка, высокая самооценка, выход из учебной деятельности в самообразование, перенос способа действия в новые условия, инициатива в ситуации со скрытыми возможностями;

- положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение - мотивы совершенствования способа сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познавательной деятельности, соподчинение мотивов, преодоление борьбы мотивов на основе устойчивой внутренней позиции, мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности. Действенность знаний как стремление использовать их на практике, выполнение учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели. Восприимчивость к новым видам сотрудничества в ходе учения, к новым способам применения усвоенного в социальной практике. Готовность к сотрудничеству с другим человеком и умение занять разную условную позицию в совместной деятельности, быстрый темп продвижения.

Таким образом, для организации эффективной учебной деятельности студентов на занятиях по изучению иностранного языка необходимо предварительно сформировать положительное, личностное, ответственное, действенное отношение студентов к изучаемому предмету.

Формирование положительной внутренней мотивации у студентов целесообразно строить на следующих принципах сформулированных В.Н. Крутиковым. К этим принципам относятся:

- создание имитационных и социально-игровых моделей с максимально возможным учетом реальных взаимосвязей, которые должны учитываться при решении студентами учебных задач.

- создание дидактических условий, побуждающих студентов в условиях диалога, общения и взаимодействия с преподавателем и другими студентами к активному использованию всех имеющих у них на данный момент знаний;

- осуществление деятельностного подхода, позволяющего студентам успешно искать и находить рациональные пути решения поставленных перед ними проблемных задач;

- реализация принципа превышения уровня сложности модели над уровнем подготовки студентов.

Внешние условия, способствующие формированию у студентов положительной мотивации, выделены А.И. Гебос. Они включают в себя осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; эмоциональную форму изложения материала; демонстрацию «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональную направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и познавательного климата в учебной группе.

В неязыковом вузе наиболее значимыми для преподавании иностранного языка являются следующие условия, способствующие формированию внешней мотивации - это формирование ситуации успеха, вознаграждение за успешно выполненное задание, формирование у студентов уверенности в своих силах, осознание студентами своих неудач, а также, осознание их истоков, установление чётких сроков выполнения заданий преподавателем, что ведёт к развитию личной ответственности студентов, обязательный контроль знаний, соревнование на занятиях (как межличностное, так и между подгруппами).

Для студентов неязыковых специальностей необходимы следующие педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотивацию изучения иностранного языка:

а) условия, влияющие на формирование внутренней мотивации

- осознание практической и теоретической значимости получаемых знаний для будущей деятельности (использование на занятиях элементов, имитирующих будущую профессиональную деятельность, подбор познавательных и интересных текстов/статей); учёт особенностей профессионально-психологической деятельности, формирование навыков исследовательской работы через индивидуализацию обучения;

- личностные особенности преподавателя (методическая грамотность, ориентированность в той специальности, которую получают студенты, осознание преподавателем тех целей, которые ставят перед собой студенты, изучая иностранный язык, коммуникабельность, открытость, умение создать благоприятную среду при организации процесса обучения); эмоциональная насыщенность занятий, что способствует лучшему усвоению знаний и осуществляется через активные методы обучения);

б) условия, влияющие на формирование внешней мотивации: создание ситуации успеха, или осознание неудачи и ее причин, соревновательность занятий, коммуникативная направленность занятий.

Формирование мотивации изучения иностранных языков у студентов неязыковых специальностей Тольяттинского государственного университета тесно связано с развитием профессиональной мотивации и познавательных мотивов. При этом эффективность формирования собственно иноязычной коммуникативной компетентности студентов во многом определяется применением современных методов обучения иностранным языкам и содержанием курса.

62

Учебный процесс при обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей опирается на компетентностный подход, реализуются положения деятельностного подхода: обеспечивается участие студентов в научных конференциях, семинарах, встречах и дискуссиях со специалистами на иностранном языке.

Особое внимание преподаватели кафедры Теории и методики преподавания иностранных языков и культур уделяют созданию свободной, творческой атмосферы на занятиях; обосновывают профессиональную значимость иноязычной коммуникативной компетентности для студентов неязыковых специальностей.

Применение активных, проблемных методов обучения: деловых и ролевых игр, метода проектов, компьютерных технологий является актуальным и оказывает существенное влияние на повышение мотивационной основы обучения иностранному языку в вузе.

Использование современных форм и методов обучения иностранным языкам: коммуникативно-ориентированное,

интенсивное, с применением компьютерных технологий активизирует самостоятельность студентов, обеспечивает соревновательный характер учебной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что для студентов неязыковых специальностей необходимы такие педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на формирование внешней и внутренней мотивации изучения иностранного языка. Такие условия могут быть созданы при использовании различных подходов и могут способствовать созданию повышенного интеллектуального и эмоционального тонуса, мобилизации возможностей студентов для успешного выполнения учебной деятельности. В условиях проблемного содержания, творческого характера и состязательности учебной деятельности при изучении иностранного языка в действие вводятся резервные возможности организма обучающего. Возникающие при этом эмоции активизируют студента, порождают и повышают его мотивацию учебной деятельности.

Литература

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - C. 7-44.

2. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов. Ч. 1. - М.: Знание, 1977. Ч. 1. С. 55-87.

3. Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей / Научный аспект № 1. - 2013. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. - 228 с.

4. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. - М.: Педагогика, 2003. - 64 с.

Черненко Г.А.,

Сыктывкарский лесной институт; Чукилева К.С., Сыктывкарский лесной институт

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

Статья рассматривает роль самостоятельной внеаудиторной работы при изучении иностранных языков в техническом вузе, ее формы (индивидуальная, групповая, массовая), выделены её основные функции, способы организации. В статье представлен опыт проведения внеаудиторных мероприятий по иностранному языку в СЛИ.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, внеаудиторная работа по иностранному языку, технический вуз, коммуникативная компетенция, процесс обучения.

Chernenko G.A.,

Syktyvkar Forest Institute., Chukileva K. S., Syktyvkar Forest Institute

TO SOME ORGANIZATION FORMS OF OUT-OF-CLASS ACTIVITIES WHILE LEARNING FOREIGN LANGUAGES

IN THE TECHNICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISMENT

Abstract

The article is devoted to the increasing role of out-of-class work while learning foreign languages in a technically oriented institution. In the article the definition of the independent work, its forms (individual, group, mass), basic functions and methods of its organization are given. The experience in organizing and conducting out-of-class activities in the Syktyvkar Forest Institute is also considered in this article.

Keywords: independent work, out-of-class independent work, communicative competence, self-educational competence, technically oriented institution, educational process.

Современный этап социально-экономического развития России обуславливает потребность в повышении эффективности профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием и модернизации всей системы высшего образования в русле перехода от парадигмы «образование на всю жизнь» к новой парадигме «образование через всю жизнь» [1].

В соответствии с государственным образовательным стандартом, иностранный язык в высших учебных заведениях технического профиля преподается с целью формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, состоящей из трех основных компонентов:

• лингвистического (языкового), который заключается в овладении новыми языковыми средствами (фонетикой, орфографией, лексикой, грамматикой) в соответствии со специально отобранными темами и ситуациями общения и основными практическими речевыми навыками (чтение, говорение, письмо, аудирование, перевод);

• социолингвистического, который предусматривает умения и навыки организации речи в соответствии с решением поставленной коммуникативной задачи;

• социокультурного, суть которого состоит в приобщении студентов к культуре, традициям и реалиям зарубежных стран в рамках лексических тем, сфер и ситуаций общения, подчиненных главной цели обучения - умению представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, эффективно работать с зарубежными партнерами [2].

Сегодня в процессе иноязычной подготовки в техническом вузе преподаватели иностранного языка сталкиваться с рядом

проблем: низким уровнем школьной подготовки; низкой мотивированностью к изучению предмета; сокращением аудиторных часов. Данные проблемы не могут не отразиться на уровень владения иностранным языком и, к сожалению, у большинства студентов он недостаточен для профессиональной деятельности.

В этой связи требуется постоянный поиск путей повышения эффективности обучения студентов. Одним из технологических решений проблемы обучения иностранным языкам может стать активизация самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

К внеаудиторной деятельности относят любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств [3].

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.