Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования метакогнитивных навыков как фактора становления академической успешности обучающихся'

Педагогические условия формирования метакогнитивных навыков как фактора становления академической успешности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метакогнитивные навыки / критерии успешности / педагогические условия / образовательный процесс / академическая успешность / обучение / образовательные факторы / задачи обучения / способности обучающихся / формирование навыков / metacognitive skills / success criteria / pedagogical conditions / an educational process / academic achievement / training / educational factors / learning objectives / students’ abilities / skills development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кинцель Александр Евгеньевич

В статье раскрывается специфика педагогических условий, которые необходимы для реализации в образовательном процессе при формировании метакогнитивных навыков обучающихся. Данные навыки рассматриваются как фактор становления академической успешности обучающихся. Целью исследования является раскрытие педагогических условий, способствующих формированию метакогнитивных навыков у обучающихся. В представленной статье обобщается опыт исследований различных ученых и приводится авторское мнение, основанное на собственном практическом опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кинцель Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for developing metacognitive skills as a factor of students’ academic achievement formation

In the article, the author reveals the peculiarities of pedagogical conditions that are necessary to be implemented in the educational process while developing students' metacognitive skills. In the work, these skills are considered as the main factor for the students’ academic achievement development. The study aims at revealing the pedagogical conditions that contribute to forming metacognitive skills in students. In this paper, the author summarizes the research experience conducted by various scientists and gives the author’s opinion based on his own practical experience.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования метакогнитивных навыков как фактора становления академической успешности обучающихся»

УДК 37 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-229-239

ББК 74

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING METACOGNITIVE SKILLS AS A FACTOR OF STUDENTS' ACADEMIC ACHIEVEMENT FORMATION

Кинцель Александр Евгеньевич

Аспирант Института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; учитель биологии КГУ «Школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева города Степногорск», Казахстан, магистр педагогических наук E-mail: aleks196767@mail.ru

Kintsel Alexander E.

PhD postgraduate student at the Institute for Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University; teacher of biology, KSU "School-gymnasium No. 6 named after Abai Kunanbaev of the city of Stepnogorsk", Kazakhstan, MA in Education E-mail: aleks196767@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается специфика педагогических условий, которые необходимы для реализации в образовательном процессе при формировании метакогнитивных навыков обучающихся. Данные навыки рассматриваются как фактор становления академической успешности обучающихся. Целью исследования является раскрытие педагогических условий, способствующих формированию метакогнитивных навыков у обучающихся. В представленной статье обобщается опыт исследований различных ученых и приводится авторское мнение, основанное на собственном практическом опыте.

Abstract. In the article, the author reveals the peculiarities of pedagogical conditions that are necessary to be implemented in the educational process while developing students' metacognitive skills. In the work, these skills are considered as the main factor for the students' academic achievement development. The study aims at revealing the pedagogical conditions that contribute to forming metacognitive skills in students. In this paper, the author summarizes the research experience conducted by various scientists and gives the author's opinion based on his own practical experience.

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Кинцель А. Е., 2023

Ключевые слова: метакогнитивные навыки, критерии успешности, педагогические условия, образовательный процесс, академическая успешность, обучение, образовательные факторы, задачи обучения, способности обучающихся, формирование навыков.

Keywords: metacognitive skills, success criteria, pedagogical conditions, an educational process, academic achievement, training, educational factors, learning objectives, students' abilities, skills development.

Для цитирования: Кинцель А. Е. Педагогические условия формирования метакогнитивных навыков как фактора становления академической успешности обучающихся // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 229-239. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-229-239.

Cite as: KintseL A. E. Pedagogical conditions for developing metacognitive skills as a factor of students' academic achievement formation. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 229-239. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-229-239.

Введение

Актуальность данной тематики обусловлена изменяющимися требованиями современного рынка труда к специалистам независимо от профессии и направления. Кроме специализированных навыков, им необходимо владеть универсальными компетенциями, обеспечивающими гибкость и мобильность в профессиональной сфере. Специалист должен не только иметь высокий уровень знаний по профилю, но и обладать такими навыками, которые помогут ему в профессиональной и личностной самореализации (коммуникативные, креативные, когнитивные). Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование личности выпускника современной школы, умеющего на практике реализовывать те предметные и межпредметные компетенции, которые были сформированы в школе.

Спецификой обучения в школе является создание такого образовательного пространства, в котором комфортно осуществлять обучение, воспитание и развитие учеников. Данные процессы не только взаимосвязаны между собой, но и способствуют формированию универсальных компетенций, так необходимых в будущем. Важнейшим компонентом образовательного пространства являются педагогические условия, позволяющие организовывать обучение, задействуя практически каждого обучающегося и тем самым, способствуя становлению метапредметных навыков. Метапредметные навыки, по мнению Ю. С. Беленковой, являются основой успешного обучения [1, с. 20] и, в свою очередь, являются фактором, определяющим повышение академической успешности у обучающихся.

Метакогнитивные навыки рассматриваются с двух сторон: в контексте фактора становления академической успешности и как образовательный результат.

В качестве методологической основы нашего исследования мы определили публикации современных ведущих авторов в области изучения педагогических технологий и инноваций в образовании (В. В. Афанасьев, М. В. Богуславский), работы, касающиеся

формирования метакогнитивных навыков у обучающихся (Ю. С. Беленкова, М. А. Акопова, О. Н. Бакурова, Е. Д. Пузанова), собственные работы автора данной статьи (А. Е. Кинцель).

В качестве основного метода исследования мы определили теоретический анализ источников литературы, сравнительный анализ различных точек зрения на данную проблематику.

Содержание академической успешности обучающихся

Понимание академической успешности напрямую отражает степень активности обучающихся в образовательном процессе. Успешность в социальном плане исследуется в работах различных авторов, в том числе О. Н. Бакуровой, Е. Д. Пузановой, которые отмечают, что показателями успешности являются сформированность коммуникативных навыков, навыков межличностного общения, а также высокая способность к адаптации [2, с. 2]. Элементом социальной успешности является академическая, которая отражает не только формальные показатели обучения (баллы, оценки, иные рейтинговые критерии), но и те универсальные компетенции, которые позволяют овладеть предметными знаниями и умениями, исследовать междисциплинарные связи и реализовывать на практике то, что получено на уроках в школе.

Академическая успешность, являясь результатом формализации обучения, показывает уровень развития когнитивных навыков учеников, при этом характеризуя глубину и объем полученных знаний. Успешные ученики, по мнению некоторых исследователей, максимально усваивают учебную информацию, а также способны применять знания, полученные в одной предметной области, по отношению к различным дисциплинам, а также типовым и нестандартным учебным, бытовым ситуациям.

В соответствии с этим необходимо разрабатывать концепцию трансформации системы образования и обновить методы и технологии педагогического воздействия на обучающихся. Как отмечает М. В. Богуславский, моделирование новой стратегии развития образования на традиционной основе объективно обуславливает реализацию экспертизы процесса разработки и осуществления подобных стратегий модернизации образования [3, с. 28]. Данные преобразования связаны с тем, что на настоящий момент академическая успешность включает:

- формальный компонент, отражающий результаты обучения (оценки и баллы в общеобразовательной школе, а также и достижения в дополнительном образовании);

- личностный компонент (уверенность в себе, самооценка, учебная мотивация);

- коммуникативный компонент (стремление помочь другим, умение работать в команде).

Академическая успешность, являясь одним из важнейших образовательных результатов, определяет потенциал дальнейшего развития обучающихся, а также возможности формирования универсальных компетенций, которые в дальнейшем находят свою реализацию в обобщенных трудовых функциях и трудовых действиях различных профессий и специальностей.

Метакогнитивные навыки, способствующие повышению академической успешности

В процессе становления академической успешности большую роль играют несколько факторов:

- объективные (организация образовательного процесса, методы работы с обучающимися, образовательное пространство школы);

- субъективные (личностные качества обучающихся, мотивация, сформи-рованность различных компетенций, в том числе, метакогнитивных навыков).

Метакогнитивные навыки, как подчеркивает Ю. С. Беленкова [1], способствуют осознанию обучающимися своих сильных и слабых сторон, позволяют выявить личностный и учебный потенциал, определять перспективы обучения и развития. М. А. Акопова подтверждает, что формирование подобных навыков обуславливает выработку специальных навыков самоанализа, самопознания, определяя личностные ресурсы, способствующие познанию окружающего мира [4].

Кроме того, учащиеся лучше пронимают свои возможности, оценивают неудачи и достижения, они могут улучшить результативность обучения посредством реализации метакогнитивного анализа и оценивания собственного умения учиться. Преподаватель при этом, дифференцируя обучающихся по уровню учебной мотивации, академической успешности, может выстраивать эффективную образовательную стратегию, позволяющую давать знания в контексте индивидуального подхода.

Метакогнитивные навыки очень важны для принятия решений в работе с учебными задачами, планировании содержания и методов обучения, управлении познавательной деятельностью [4].

Изучением метакогнитивных навыков ученые занимаются со второй половины ХХ в. Данное понятие было конкретизировано ¡. Н. Flavell, который проводил исследования, направленные на поиск эффективных механизмов запоминания и осмысления учебного материала обучающимися. В контексте данных исследований было выявлено, что наиболее актуальными в запоминании и усвоении учебного материала являются знания и представления учащихся о собственных когнитивных процессах и способности их регуляции при решении учебных задач.

Дальнейшие исследования ученых также подтвердили взаимосвязь между когнитивными и метакогнитивными процессами, в которых понимание собственных способностей к обучению играет важную роль в усвоении новых, достаточно сложных знаний. Метапозавательные навыки, по мнению различных авторов [4], включают два компонента:

- самооценку, которая отражает осмысление обучающимися своих возможностей к обучению, рефлексию собственных знаний, исследование мотивации, а также оценку учащимися личностных свойств и качеств, способствующих учебной деятельности;

- самоуправление познанием, развитие навыков оценки процесса обучения, своих достижений и возможностей в учебном процессе. Осмысливая свое ме -сто в образовательном пространстве, учащийся получает навыки адекватной самооценки, возможности определения личностного потенциала, учится поиску ресурсов для достижения образовательных результатов. Важная роль в данном случае принадлежит формированию метакогнитивного опыта, позволяющего включать в данный опыт не только знания о собственном месте в учебной деятельности, но и знания о тех педагогических и социальных условиях, в которых необходимо применять полученную информацию.

В работах М. А. Акоповой [4] имеются обращения к трудам М. А. Холодной, которая выделила показатели оценки сформированности метакогнитивных навыков у обучающихся. Среди основных данные авторы выделили:

- умения целеполагания, постановки учебных задач;

- навыки планирования (определения объема изучаемого материала, оценки достижения учебных результатов);

- степень развития прогнозных навыков (разработки стратегий обучения);

- навыки самоконтроля (анализ собственной учебной деятельности, возможности выполнения не только обязательных учебных действий, но и тех, которые способствуют получению дополнительных знаний).

Исследования зарубежных авторов (Т. Чаморро-Премузик, С. Бари) [2] выявили взаимосвязь между метакогнитивными навыками, которые являются одним из компонентов soft-skills, и уровнем академической успешности: чем большее значение обучающиеся придавали подобным навыкам, тем более высокие результаты учебной деятельности они показывали. Данные работы подтвердили гипотезу о том, что роль метакогнитивных навыков в учебной деятельности велика и их необходимо развивать, чтобы достигать высокого уровня академической успешности. Практические исследования М. А. Акоповой отражают большую степень влияния метакогнитивных навыков на становление познавательной активности обучающихся, а также на формирование регулятивной сферы и повышение степени включенности в образовательный процесс.

Результаты данных исследований показывают, что эта связь является обоюдной, и не только метакогнитивные навыки способствуют повышению академической успешности, но и повышенный уровень успешности позволяет совершенствовать универсальные компетенции и в том числе метакогнитивные навыки. При этом данные, полученные в экспериментальной группе, выявляют первоочередное влияние уровня развития метакогнитивных навыков на познавательную активность, а также на повышение успеваемости и усвоение знаний.

По мнению В. В. Афанасьева [5], одной из основных задач педагога является не только обучение детей и подростков, но и воспитание у них таких качеств, которые позволяют получать необходимые знания, самостоятельно организовывать процесс обучения, а также способствуют совершенствованию личностных свойств и качеств учеников.

Педагогические условия, определяющие успешность формирования метакогнитивных навыков у обучающихся

Технологии развития метакогнитивных навыков, по мнению Ю. С. Беленковой [1], направлены, в первую очередь, на формирование готовности к обучению, навыков самоорганизации, самоуправления и контроля своей деятельности. Это позволяет обеспечить достижение высокого уровня академической успешности в обучении и сформи-рованности профессиональной компетентности у будущих специалистов.

При этом образовательные технологии должны проходить педагогическую экспертизу [6], которая способствует социокультурной модернизации образования и в соответствии с этим трансформацию образовательного процесса, которая способствует совершенствованию универсальных компетенций, в том числе и метакогнитивных навыков.

Метакогнитивные навыки возможно определить как один из инновационных образовательных результатов, который включается в учебный процесс в соответствии с требованиями современного рынка труда, изменениями рекомендаций и регламентов к результатам и содержанию образования в общеобразовательной школе, а также важнейшей основой формирования профессиональных компетенций в дальнейшем. И, безусловно, в школе необходимо организовывать специальные условия для полноценной самореализации обучающихся.

В работах Е. И. Периковой, А. Е. Ловягиной, В. М. Бызовой отражаются результаты практических исследований, подчеркивающих, что развитие метакогнитивных навыков учащихся, совершенствование регулятивных функций, умений контролировать свое поведение можно определить в качестве одного из существенных условий, влияющих на уровень академической успешности [7]. Обучающиеся, которые имеют наиболее ярко выраженные метакогнитивные навыки, характеризуются максимально высокими показателями учебной деятельности, а также являются лидерами в поиске нестандартных решений учебных задач, что обусловлено осознанием стратегии эффективного обучения.

При этом необходимо отметить важность организации образовательного пространства, которое способствует формированию метакогнитивных навыков, а также обучает применению теоретических знаний и универсальных компетенций. Способы и методы педагогического воздействия ориентированы на активизацию познавательной мотивации обучающихся, становление активной образовательной позиции, а также организации психологически комфортного образовательного пространства. Это способствует комплексному воспитанию личности обучающегося, становлению комплекса универсальных компетенций и повышению уровня развития когнитивных способностей, познавательных процессов, а также повышению уровня мотивации достижения и реализации индивидуальной траектории обучения каждого ученика.

Одним из важнейших компонентов образовательного процесса, способствующих развитию метакогнитивных навыков, являются педагогические условия, которые отражают важнейшие положения, влияющие на качество образования. Конечно,

педагогические условия не являются единственным фактором, что определяет становление академической успешности, получение высоких оценок, однако они достаточно важны для того, чтобы учебный процесс осуществлялся в контексте реализации поставленных задач и получения обучающимися максимально высокого уровня знаний.

По поводу организации педагогических условий, способствующих повышению уровня развития универсальных компетенций, познавательной активности и мета-когнитивных навыков, существует множество различных точек зрения, большинство из которых отражают процесс функционирования современной общеобразовательной школы. Рассмотрим наиболее значимые из них.

К примеру, А. А. Лилякевич и Ю. В. Москалец [8] выделяют следующие условия:

- повышение мотивации к обучению, подкрепляющееся поощрением, наличием различных достижений, наград, а также изучением новых актуальных знаний;

- усиление значимости учебной и научно-исследовательской деятельности для обучающихся путем включения их в различные проекты, программы, командные мероприятия, способствующие становлению научного мировоззрения;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, которое делает образовательный процесс более интересным, познавательным для обучающихся, а педагоги, кроме преподавательских, получают функции тьюторов, наставников;

- организация комфортной образовательной среды, включающей психологический аспект, территориально-пространственное обустройство школы.

В работах А. О. Арно [9] отражены положения, позволяющие выявить влияние педагогических условий в контексте создания комфортного исследовательского образовательного пространства на формирование исследовательской активности учеников, в том числе метакогнитивных навыков:

- неограниченное пользование ресурсами образовательного пространства оф-лайн- и онлайн-форматов. Это обеспечивает формирование у учащихся умений пользоваться различными учебно-методическими комплексами, развивает исследовательскую активность, способности дифференциации и структурирования материала;

- полноценное стимулирование познавательной и учебной активности обучающихся не только на уровне академической активности, но и на уровне осознания важности обучения и получения тех знаний, которые актуальны для конкретных обучающихся;

- возможность преобразования школьных помещений и территории для преподавания, смены деятельности, использования различных методов обучения, создания рабочих и рекреационных зон. Это позволяет обучающимся проводить рефлексию, осмысление собственных способностей и самостоятельно осуществлять поиск необходимых образовательных ресурсов;

- расширение способов педагогического воздействия и преподавания, которые отражают интерактивные компоненты взаимодействия педагога и обучающихся и способствуют максимально эффективному усвоению учебного материала;

- организация психологически комфортного пространства помогает ученикам актуализировать ведущие виды учебной деятельности, стимулирующие мотивацию и активизацию личных интересов, возможностей в учебной, научной и творческой деятельности;

- диверсификация комплекса возможностей для самореализации и творческой активности обучающихся в общем и дополнительном образовании. Это не только позволяет формироваться метакогнитивным навыкам, но и совершенствовать навыки практической деятельности в различных дисциплинах;

- возможность организации индивидуальной зоны обучения как в плане дифференцированного педагогического воздействия, так и в территориальном смысле, когда обучающийся получает возможность побыть наедине с собой, собраться с мыслями, выполнить научную работу, сделать уроки. Это формирует навыки самоконтроля, организации рабочего времени. Кроме того, чувство эмоциональной и физической безопасности позволяет обучающимся работать над заданиями повышенного уровня сложности, концентрировать внимание на проблемных моментах и решать их;

- создание коворкинг-пространства, позволяющего осуществлять групповую работу, предполагающую взаимную оценку деятельности, конструктивную критику, высказывание различных точек зрения и на их пересечении выработку оптимальных решений.

Подобные условия представляют собой комплекс элементов педагогического пространства, которые способствуют полноценному формированию метакогнитивных навыков в контексте образовательного процесса и активности обучающихся.

По мнению В. В. Афанасьева и С. М. Куницыной [10], педагогические условия способствуют формированию эмпатийной культуры обучающихся как неотъемлемого компонента метакогнитивных навыков. Данная культура позволяет отражать не только способность к сопереживанию и возможность осмыслить и принять другие точки зрения, но и аргументированно высказывать свое мнение, грамотно дискутировать, понимать и принимать мнение других. Культура эмпатии позволяет осуществлять эффективную рефлексию учебного процесса, осмысление обучающимися своего образовательного потенциала и понимание того, что необходимо сделать для повышения уровня академической успешности, изменения социального статуса, увеличения количества учебных и личных достижений.

Реализация вышеуказанных педагогических условий позволяет формировать мета-когнитивные навыки у обучающихся, а также способствует организации субъектного взаимодействия педагога и учеников не только на уроках, но и в процессе внеурочной деятельности, при консультировании, наставничестве, реализации индивидуальных и командных проектов. Условия определяют некоторые гарантии в учебном процессе, позволяющие полноценно раскрывать свой потенциал и обучающимся, и педагогам, а также получать инновационные образовательные продукты в процессе обучения.

Необходимо подчеркнуть, что метакогнитивные навыки не формируются обособленно, у отдельных обучающихся. Их становление возможно лишь в групповой,

лучше в командной деятельности, которая позволяет отразить оценку других учеников, мнение педагога как эксперта, а также обеспечивает обмен мнениями и свободную дискуссию на конкретные темы. Это напрямую связано с совершенствованием коммуникативной компетентности обучающихся, которую исследует в своих работах А. Е. Кинцель [11]. Данная компетенция являет собой образовательный результат и в то же время позволяет развивать навыки метакогнитивного познания, универсальные компетенции, трансформирующиеся в дальнейшем в обобщенные трудовые функции в профессиональной деятельности.

Академическая успешность, отражая сочетание мотивации и учебной активности обучающихся, позволяет определять наиболее актуальные дисциплины и отрасли знаний, которые важны и интересны для обучающихся, а также те компоненты универсальных компетенций, которые имеют максимальное значение для совершенствования личностных качеств и навыков метапознания учащихся в общеобразовательной школе.

Заключение

Резюмируя итоги исследования, необходимо отметить важность формирования метакогнитивных навыков у обучающихся в контексте становления академической успешности. Успешность в данном случае рассматривается не только как совокупность формальных показателей (баллы, оценки), но и как включенность в работу личностных, психологических факторов, способствующих становлению активной образовательной позиции обучающихся, повышению уровня знаний.

Метакогнитивные навыки выступают в качестве основного фактора, способствующего повышению уровня успешности у обучающихся. Они позволяют получать знания более углубленного и расширенного спектра, осуществлять анализ собственных образовательных возможностей, учебного потенциала и перспектив обучения и развития. Данные навыки помогают обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию, результатом которой является достижение целей, которые были поставлены вместе с педагогом на начальном отрезке обучения (начало учебного года, триместра, четверти, выполнения научно-исследовательского проекта). Вопросы формирования метакогнитивных навыков не только освещаются в научной литературе, но и являются предметом многих педагогических исследований, а также основой для корректировки документов, касающихся содержания и методов современного образования (регламенты, рекомендации), разработки новых учебно-методических комплексов, учебников, справочной литературы, ориентированной на самостоятельный поиск обучающимися информации.

В данном контексте очень важна структура образовательного процесса, которая включает множество компонентов, в том числе педагогические условия, которые способствуют полноценной самореализации учеников, максимально эффективному усвоению знаний. Педагогические условия могут варьироваться в зависимости от специфики контингента обучающихся, педагогов, а также содержания образовательного процесса, однако универсальные компоненты, которые их характеризуют, важны во всех случаях.

В статье рассмотрены наиболее актуальные для современной общеобразовательной школы педагогические условия, способствующие формированию метакогнитивных навыков как фактора становления академической успешности.

Список литературы

1. Беленкова Ю. С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформи-рованности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3. С. 20-22.

2. Бакурова О.Н., Пузанова Е. Д. Формирование навыков «Soft skills» у учащихся старших классов с различным уровнем метакогнитивных знаний и навыков // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. С. 1-12.

3. Богуславский М. В. Современная модернизация российского образования: историко-педагогический контекст // Наука и школа. 2014. № 6. С. 15-26.

4. Акопова М. А. Исследование влияния метакогнитивных процессов на изменение успеваемости студентов-педагогов по психологическим дисциплинам // Вестник НГПУ. 2022. № 5. С. 22-38.

5. Афанасьев В. В., Афанасьева И. В. Сущность технологий практической деятельности педагога // Вестн. Московского ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2016. № 1. С. 51-66.

6. Богуславский М. В. Социокультурные основания историко-педагогической экспертизы инноваций в сфере образования // Проблемы современного образования. 2015. № 6. С. 21-32. URL: http://www.pmedu.ru/images/pso6/Pages%20from%20PSO2015-6-2. pdf (дата обращения: 03.04.2023).

7. Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М. Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в учебной деятельности // Вестник НГПУ. 2019. № 4. С. 19-35.

8. Лилякевич А. А., Москалец Ю. В. Педагогические условия формирования исследовательской компетенции обучающихся образовательных организаций // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. № 6. С. 236-238.

9. Арно А. О. Педагогические и эргономические условия проектирования персонализированного образовательного пространства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. № 5. С. 739-744.

10. Афанасьев В. В., Куницына С. М., Смородинова М. В. Развитие эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений на основе произведений русской классической литературы // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 360-374. DOI: https://doi.org/ 10.32744/pse2020.3.25.

11. Кинцель А. Е. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Эйдос. 2017. № 4. С. 12-20.

References

1. Belenkova Yu. S. Obuchenie metakognitivnym navykam i metody otsenki ikh sformirovannosti. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015, No. 3, pp. 20-22.

2. Bakurova O. N., Puzanova E. D. Formirovanie navykov «Soft skills» u uchashchikhsya starshikh klassov s razlichnym urovnem metakognitivnykh znaniy i navykov. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019, No. 6, pp. 1-12.

3. Boguslavskiy M. V. Sovremennaya modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst. Nauka i shkola. 2014, No. 6, pp. 15-26.

4. Akopova M. A. Issledovanie vliyaniya metakognitivnykh protsessov na izmenenie uspevaemosti studentov-pedagogov po psikhologicheskim distsiplinam. Vestnik NGPU. 2022, No. 5, pp. 22-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Afanasyev V. V., Afanasyeva I. V. Sushchnost tekhnologiy prakticheskoy deyatelnosti pedagoga. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2016, No. 1, pp. 51-66.

6. Boguslavskiy M. V. Sotsiokulturnye osnovaniya istoriko-pedagogicheskoy ekspertizy innovatsiy v sfere obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2015, No. 6, pp. 2132. Available at: http://www.pmedu.ru/images/pso6/Pages%20from%20PS02015-6-2.pdf (accessed: 03.04.2023).

7. Perikova E. I., Lovyagina A. E., Byzova V. M. Effektivnost metakognitivnykh strategiy prinyatiya resheniy v uchebnoy deyatelnosti. Vestnik NGPU. 2019, No. 4, pp. 19-35.

8. Lilyakevich A. A., Moskalets Yu. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovatelskoy kompetentsii obuchayushchikhsya obrazovatelnykh organizatsiy. Innovatsionnye aspekty razvitiya nauki i tekhniki. 2021, No. 6, pp. 236-238.

9. Arno A. O. Pedagogicheskie i ergonomicheskie usloviya proektirovaniya personalizirovannogo obrazovatelnogo prostranstva. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021, No. 5, pp. 739-744.

10. Afanasyev V. V., Kunitsyna S. M., Smorodinova M. V. Razvitie empaticheskoy kultury obuchayushchikhsya srednikh professionalnykh uchebnykh zavedeniy na osnove proizvedeniy russkoy klassicheskoy literatury. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021, No. 3 (51), pp. 360-374. DOI: https://doi.org/ 10.32744/pse2020.3.25.

11. Kintsel A. E. Razvitie kommunikativnoy kompetentnosti uchashchikhsya. Eydos. 2017, No. 4, pp. 12-20.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 03.05.2023 The article was received on 03.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.