Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / формирование / культура управления / подход / управленческая деятельность / образование / pedagogical conditions / formation / management culture / approach / management activity / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балтыков Арслан Константинович

В статье обосновываются педагогические условия формирования культуры управления обучающихся. Автор описывает важность культуры управления в современной действительности. В работе затрагиваются проблемы в обучении обучающихся в вузах, предъявляются требования к формам организации деятельности. В ходе проведенной работы конкретизируется определение «культуры управления», которое рассматривается с позиции разных подходов, изучается её структура и компоненты для того, чтобы описать педагогические условия, которые необходимы для формирования культуры управления. Автором выделяется три главных педагогических условия для формирования культуры управления, которые предъявляют требования к когнитивным способностям студентов в области культуры управления, к их личностным особенностям, а также к уровню самого учебного процесса и субъектов этой деятельности. Среди этих условий достаточное внимание уделяется вопросам мотивации и коммуникации студентов. Так как разработанные педагогические условия в полной мере отражают рассмотренную структуру культуры управления, автор приходит к выводу о том, что поставленная цель была достигнута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балтыков Арслан Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the pedagogical conditions for the formation of a management culture of students. The author describes the importance of management culture in modern reality. The paper touches upon the problems in the training of students in universities, demands are made on the forms of organization of activities. In the course of the work carried out, the definition of "management culture" is specified, which is considered from the perspective of different approaches, its structure and components are studied in order to describe the pedagogical conditions that are necessary for the formation of a management culture. The author identifies three main pedagogical conditions for the formation of a management culture, which impose requirements on the cognitive abilities of students in the field of management culture, on their personal characteristics, as well as on the level of the educational process itself and the subjects of this activity. Among these conditions, sufficient attention is paid to the issues of motivation and communication of students. Since the developed pedagogical conditions fully reflect the considered structure of the management culture, the author comes to the conclusion that the goal has been achieved.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ»

применение различных видов контроля с особым вниманием к систематическому и всеохватывающему оцениванию;

оценка всех действий обучающихся при выполнении заданий;

постепенная замена традиционной оценки взаимооценкой и самооценкой, которые способствуют самоорганизации и самообучению студентов;

сочетание личностного и нормативного способов оценивания результатов обучения;

открытый учет результатов оценивания.

Соблюдение обозначенных условий, принципов и подходов к оценочной деятельности, учитывающих комплексный характер оценки в системе СПО, призвано обеспечить объективность и надежность результатов оценивания, а также повысить доверие студентов, как к процессу оценивания, так и к преподавателям, способствовать созданию в образовательном учреждении атмосферы сотрудничества и взаимоуважения между субъектами образовательного процесса. Комплексный подход к оценочной деятельности позволит в полной мере реализовать стимулирующую и мотивирующую функции оценки, ее развивающий потенциал для профессионального и личностного роста студентов СПО.

Выводы. Оценочная деятельность в системе СПО является важным элементом образовательного процесса, выполняющим не только функции контроля, но и организационные и развивающие функции; переход российской системы образования к деятельностной парадигме требует пересмотра основ оценочной деятельности в СПО, отказа от традиционных субъективных форм оценивания выученных знаний в пользу использования инструментов оценивания, способных выявить уровень профессиональных компетенций и личностных качеств будущих выпускников; осуществление ориентирующей, стимулирующей, воспитательной функций оценки в системе СПО возможно при условии объективности, последовательности, понимания студентами критериев оценивания учебных результатов, комплексного личностно ориентированного подхода к оцениванию, наличия высоких профессиональных и личностных качеств у преподавателей СПО.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -Т. 2.-287 с.

2. Бордовская, Н.В. Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию / Н.В. Бордовская, С.Н. Костромина // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 125-133

3. Булынский, H.H. Проблемы организации оценочной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях / H.H. Булынский, A.B. Сытникова // Вестник ТГПУ. - 2010. - №4. - С. 87-91

4. Драницына, Е.Г. Условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов системы СПО средствами модульной технологии обучения / Е.Г. Драницына // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). -С. 219-222

5. Ефремова, Н.Ф. Моделирование объективной оценки достижений студентов / Н.Ф. Ефремова // Образовательные технологии. - 2019. - №3. - С. 77-85

6. Ефремова, Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Н.Ф. Ефремова // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 227-244

7. Мусихина, Е.А. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся СПО, ОДПО в рамках экономических дисциплин / Е.А. Мусихина, С.Ю. Ланина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 86. - С. 95-98

8. Субетто, А.П. Теоретико-методологические основы качества высшего образования / А.И. Субетто, H.A. Селезнева. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 136 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры «Природообустройства и охраны окружающей среды» Балтыков Арслаи Константинович

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье обосновываются педагогические условия формирования культуры управления обучающихся. Автор описывает важность культуры управления в современной действительности. В работе затрагиваются проблемы в обучении обучающихся в вузах, предъявляются требования к формам организации деятельности. В ходе проведенной работы конкретизируется определение «культуры управления», которое рассматривается с позиции разных подходов, изучается её структура и компоненты для того, чтобы описать педагогические условия, которые необходимы для формирования культуры управления. Автором выделяется три главных педагогических условия для формирования культуры управления, которые предъявляют требования к когнитивным способностям студентов в области культуры управления, к их личностным особенностям, а также к уровню самого учебного процесса и субъектов этой деятельности. Среди этих условий достаточное внимание уделяется вопросам мотивации и коммуникации студентов. Так как разработанные педагогические условия в полной мере отражают рассмотренную структуру культуры управления, автор приходит к выводу о том, что поставленная цель была достигнута.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование, культура управления, подход, управленческая деятельность, образование.

Annotation. The article substantiates the pedagogical conditions for the formation of a management culture of students. The author describes the importance of management culture in modern reality. The paper touches upon the problems in the training of students in universities, demands are made on the forms of organization of activities. In the course of the work carried out, the definition of "management culture" is specified, which is considered from the perspective of different approaches, its structure and components are studied in order to describe the pedagogical conditions that are necessary for the formation of a management culture. The author identifies three main pedagogical conditions for the formation of a management culture, which impose requirements on the cognitive abilities of students in the field of management culture, on their personal characteristics, as well as on the level of the educational process itself and the subjects of this activity. Among these conditions, sufficient attention is paid to the issues of motivation and communication of students. Since the developed pedagogical conditions fully reflect the considered structure of the management culture, the author comes to the conclusion that the goal has been achieved.

Key words: pedagogical conditions, formation, management culture, approach, management activity, education.

Введение. Культура управления преображает окружающую среду, являясь фактором и источником общественных изменений. Техника неразрывно связана с культурой, потому что является её порождением, но в наше время происходит обратный процесс, когда техника оказывает формирующее влияние на культуру. Другими словами, технический прогресс меняет сферы труда и предъявляет новые требования к культуре управления. При этом обучение этой культуре в системе образования не развито.

Сам способ организации учебного процесса также определяется культурой управления, чтобы быть эффективным. Но на сегодняшний день в культуре управления не произошло значимых изменений, учитывающих современные тенденции управленческой деятельности. Контроль за результатами учебной деятельности в рамках одной дисциплины также находится только у ведущего её преподавателя. Получается, что если проведение занятия и оценка студентов как оценка своей работы находятся только у преподавателя, то контроль качества со стороны специальных подразделений является лишь опосредованным и потому неэффективным. Для повышения эффективности учебного процесса необходим переход к новым формам организации деятельности. Неэффективная реализация имеющегося потенциала системы подготовки студентов для формирования культуры управления является проблемой.

Несмотря на имеющиеся исследования различных аспектов формирования культуры управления остается ряд вопросов, требующих научного рассмотрения, к которым относится уточнение понятийно-категориального аппарата, разработка и обоснование педагогических условий формирования культуры управления обучающихся.

Без основ культуры управления, как важной ценностной составляющей невозможно эффективное управление. Всё это в сумме предъявляет новые требования и к преподавателям, которым важно освоить такие методы работы, связанные с реализацией задатков и способностей обучаемых.

Цель статьи - обосновать и разработать педагогические условия формирования культуры управления обучающихся в образовательном процессе вуза.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы разработать педагогические условия формирования культуры управления надо сперва конкретизировать определение «культуры управления» и выделить компоненты, из которых оно состоит.

Единого толкования термина «культура управления» невозможно, потому как нет однозначных толкований для определений, из которых этот термин слагается («культура» и «управление»). Только определений культуры можно насчитать более 400 (И.Е. Кертман). Управление - это рациональная организация труда людей, определение их функций, роли, прав и обязанностей в экономическом, социальном и духовном аспекте (В.Г. Афанасьев).

В широком смысле, культура управления представляет собой единство управленческих знаний и ценностей, организационных отношений. Но если попытаться конкретизировать определение под наши задачи, то «культура управления» - это способность обучающихся конструировать алгоритм и разрабатывать модель решения проблем с использованием образного и логического мышления, структурно и системно представлять проблему и задачи по её решению на основе анализа её состава, структуры, принципов деятельности, формулирования новой задачи на основе предыдущего опыта практической деятельности, умения сопоставлять полученное решение известными с точки зрения результативности решения проблемы.

Чтобы шире раскрыть понятие культуры управления, нужно рассмотреть его с разных сторон, а именно с помощью разных подходов:

Методологический подход уделяет особое место коммуникативным действиям, выделяя в них управление авторитетом или интересами (Ю. Хабермас) и добавляя к этому стратегии и формы управленческой коммуникации (Г. Хазагеров).

Структурно-функциональный подход (Р. Мертон) рассматривает культуру управления с точки зрения социальной функции, которую она несёт (источник для деятельности, социальный статус, общественно значимое поручение, средство социальной интеграции и т.д.) [2].

Когнитивно-творческий подход подсвечивает немеханистические аспекты культуры управления, такие как творческая деятельность, воображение и интуиция.

Личностный подход рассматривает культуру управления с позиции личности руководителя, его профессионализма, компетентности ит.п.

Гуманистический подход акцентирует внимание на характере управленческих решений, которые должны приниматься в интересах людей.

Технологический подход приближает понятие управленческой культуры к культуре организационной, выделяя роль принципов, средств, характеризуя управленческий труд категориями эффективности и результативности. В.Д. Симоненко связывает технологический и культурологический подходы подобно тому, как связаны культура и техника в современном мире. В теории организации Б.З. Мильнера особое значение имеет моделирование группового поведения, принятия решений, взаимодействия, управления и т.д. [3].

Применительно к педагогу гуманистический подход к культуре управления определяет жизненные смыслы и позицию педагога, его осмысление нравственных категорий (М.Я. Виленский, A.M. Булынин, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, E.H. Шиянов). К примеру, В.А. Сластенин предлагал в основу подготовки педагога закладывать установки гуманистического подхода, также как и A.A. Леонтьев, считающий, что гуманистические принципы в образовательной практике являются опорой профессионально-этической культуры педагога [4].

Теперь рассмотрим структуру культуры управления, её компоненты, принципы и механизм её формирования.

Культура управления слагается из двух элементов - ценностного (понимание культуры ценностей) и деятельностного (способ осуществления деятельности).

Ценностями культуры управления являются: наличие в организации норм и принципов, описывающих допустимое и недопустимое поведение, сложившаяся коммуникация (в первую очередь неформальная, личностная).

Деятельностью, направленной на развитие культуры управления, является: координирование структуры управления, налаживание обратной связи между уровнями в организации, рефлексия, критическая оценка и корректировка результатов деятельности, делегирование действий управляющего процессами [2].

Важнейшей по значению деятельностью в области культуры управления является коммуникация, а потому все важные управленческие решения должны приниматься на основе коллективного обсуждения. Аскарова Н.П. и Пугачева Н.Б. выделяют несколько типов такой деятельности: когнитивно-деятельностный (анализ ситуации и «применение методов разработки, принятия и контроля реализации управленческих решений»), регуляционно-коммуникативный (работа в команде в диалоге, в сотрудничестве, эффективное коллективное обсуждение, убеждение, учет иных мнений), мотивационно-ценностный (опыт, ценности, командность, сотрудничество, взаимоответственность) [1].

А. Файоль рассматривает культуру управления в первую очередь как науку и выделяет среди принципов управления порядок, дисциплину, разделение труда, подчинение частных интересов общим и т.д.

Механизм формирования культуры управления состоит в последовательном воздействии на следующие пункты: знания и концепции культуры управления, отношения в организации, мотивация, утверждение в обществе, внедрение технологий, которые оптимизируют работу [5].

Исходя из всей собранной информации мы можем описать педагогические условия, которые необходимы для формирования культуры управления.

Педагогические условия:

1) Когнитивное - развитие навыков структурно-системного моделирования действий и задач, оперирования большим количеством данных и работы с ними (идентификация, получение, оценка) в области управления с помощью корректировки образовательного процесса и материала.

2) Личностное (мотивационно-ценностное) - создание условий для развития коммуникативных навыков, для самореализации в учебной среде, для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории студентов, предоставление возможностей для самостоятельно планирования, организации и регулирования собственной деятельности, развития навыков оценки деятельности.

3) Системно-административное - повышение методического уровня профессорско-преподавательского состава, повышение качества создаваемого ими материала и эффективности подготовки к занятиям, создание условий для увеличения разнообразия выполняемых студентом процессов.

Первое педагогическое условие (когнитивное):

Первое педагогическое условие направлено на развитие когнитивного критерия культуры управления.

Так как культура управления является деятельностью специфического рода, то и обучение в этой области существенно отличается от других областей, а потому содержания образования нуждается в корректировках.

Добиться структурности мышления у студентов можно благодаря наглядному выделению структуры в каждой подаваемой информации, а также в обучении в целом. Структура в обучении на занятии, при получении и работе с информацией - это будущая структура мышления студентов.

Достичь этого можно благодаря выделению выполняемых действий, которые становятся слагаемыми для построения занятия.

Всё это позволит преобразовать существующую среду обучения в информационное пространство, необходимо, чтобы обучающиеся воспринимали всё, с чем они взаимодействуют в процессе обучения, как информацию. Постоянное взаимодействие с информацией поможет развить такие особенности инженерного сознания, которые попадают под когнитивный критерий (анализ, синтез, аналогия).

Также информационное пространство, исходя из самого определения, должно иметь высокую информативность. И на данный момент многие стадии обучения лишены этого. А потому первое педагогическое условие заключается ещё и в том, чтобы наполнить учебный процесс этой информацией. В целом эта информативность поможет связать между собой обучение и будущую профессиональную деятельность обучающихся. Схема учебной системы с отображением сведений о выполненных процессах, наглядно показывающая категории информационных процессов и частоту их представленности среди всех процессов в программе учебных дисциплин представлена на рисунке 1.

Специальность

Дисциплина

Рисунок 1. Схема учебной системы с отображением сведений о выполненных процессах

Второе педагогическое условие (личностное):

Культура управления требует навыка оценки информации и деятельности в целом. Для того чтобы справиться с задачей нужно определить какую деятельность и кому следует выполнить для её решения.

Именно оценка деятельности является наиболее важной для формирования управленческих действий. Управление как людьми, так и техникой зачастую требует действий сразу со всем количеством информации, понимания устройства и работы этого множества в целях использования в конкретной задаче. А потому нужно, чтобы эти процессы были привычны для будущего специалиста. В случае тех, кто только учится, это поможет сформировать некоторые паттерны поведения в определенных ситуациях. Более того это создаст вовлечение, без которого всё структурное обычному обывателю будет казаться слишком сложным.

Классификация деятельности и всех процессов, происходящих вокруг руководящего сотрудника, является его важным качеством. А потому развитие этих качеств требует использования большего количества используемых показателей деятельности.

Увеличение количества используемых показателей и создание новой системы оценки также служит для получения большего количества информации из учебного процесса.

Оценка деятельности позволяет судить об её эффективности или неэффективности, таким образом, расширяя сведения о самой эффективности обучения, тем самым повышая её качество.

Благодаря высокому уровню оценки деятельности становится возможным выявлять потенциальные возможности с точки зрения их дальнейшего использования, выбирать адекватные средства реализации деятельности и прогнозировать возможные последствия. Всё это является важными навыками необходимыми для культуры управления.

Одной из проблем современности является снижение коммуникативных навыков, которые в свою очередь влияют на уровень знаний студентов, так как сокращение взаимодействий снижает мотивацию студентов. А потому среда, создаваемая в обучении, должна создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Обучение как качественное изменение свойств такой сложной самоорганизующейся системы как мышление является невероятно трудным процессом. А потому внутренняя мотивация является своего рода ключом доступа к психологической защите от изменений. Главным источником мотивации являются потребности. А потому студент в обучении в определенной степени должен удовлетворять свои потребности, чтобы поддерживать мотивацию на должном уровне.

Процесс обучения, к примеру, техническим дисциплинам кажется скучным, потому что представлен преимущественно в знаковом виде (чертежи, расчёты, программы и т.д.), абстрактном, что также говорит и том, что количество взаимодействий в этих процессах сведено к минимуму.

А потому введение компонентов, которые будут вносить в каждый процесс взаимодействий (конкуренцию и кооперацию) изменит в лучшую сторону привлекательность технических дисциплин. Введение в среду ограниченного ресурса позволит создать психосоциальные условия доя будущей адаптации студентов в профессиональной деятельности.

Достижение увеличения взаимодействий возможно благодаря увеличению в учебном процессе обязательных объектов взаимодействия студента. А уже увеличение взаимодействий позволит развить навыки в условиях конкуренции и кооперации, а также повлияет и на мотивационный аспект.

Подобная среда будет создавать ситуации, в решение которых будут вовлечена сразу группа людей, что позволит влиять на формирование самостоятельности нравственно-волевых качеств, которые необходимы будущему инженеру.

Третье педагогическое условие (системно-административное):

Комплексное развитие навыков культуры управления требует комплексного изменения технологии обучения студентов.

Третье педагогическое условие направлено на повышение методического уровня профессорско-преподавательского состава, повышение качества создаваемого ими материала и эффективности подготовки к занятиям.

Для того чтобы вести у студентов, к примеру техническую дисциплину преподаватель должен освоить не только общее понимание предмета, но и все частные случаи, которые могут встретиться студентам в расчётах. В технических дисциплинах в случае возникновения вопросов у студента предоставление информации по этому пункту недостаточно -необходимо представить информацию в таком виде, чтобы студент смог понять. Также стоит отметить, что технические дисциплины имеют большой объем, и в процессе обучения в университете будущим преподавателем была изучена лишь основная часть материала, а потому с началом работы он должен будет освоить весь объем. А если читаемых дисциплин несколько, то объём материала, который надо изучить становится непосильным.

Не стоит забывать, что сейчас во всех сферах применяются новые технологии и программы. Так как они разнообразны и их довольного много, то и изучаемой информации по ним много, а также эта информация разрознена, либо недостаточна, как у всего, что появилось не так давно. Более того программные комплексы и современное оборудование требуют помимо изучения, также практического опыта работа с ними.

Также стоит отметить, что есть ещё и современные требования к образованию, должны создаваться занятия с использованием всех актуальных методов и технологий. А всё это надо ещё совместить со специфическими инженерными дисциплинами.

В сумме весь этот объём максимально плохо сказывается на качестве образования, реализовываемого преподавателем.

Для повышения эффективности культуры управления на этом уровне предлагается применение целой системы средств, способствующих оснащению учебного процесса, его совершенствованию. А именно применение одного из принципов культуры управления - разделения труда.

Разделение обязанностей преподавателя на 3 основных направления деятельности: создание учебного материала; оценка и контроль качества учебного материала и процесса, функционирование системы результатов этой деятельности; индивидуальная работа с каждым студентом.

Самым главным достоинством такого изменения станет возможность сосредоточиться на одном процессе, что позволит им углубиться в этот род деятельности, достигая более значительных успехов. Что ещё немаловажно, так это то, что организация теперь сможет предъявлять гораздо более высокие требования к исполнению каждой из обязанностей, потому что теперь другие обязанности не отвлекают их от основной для них работы.

Важно отметить, что благодаря разделению обязанностей на 3 ветви, образовательный результат работы преподавателя теперь будет проходить стадии обработки разными специалистами: стадию создания продукта; стадию оценки, контроля качества; стадию индивидуальной настройки под особенности обучаемого.

Стоит также отметить, что разбиение работы преподавателя на функции позволит студенту выполнять некоторые из них, что создаст условия для увеличения разнообразия выполняемых студентом процессов, а также для самореализации в учебной среде.

Выводы. Таким образом, в ходе проведенной работы удалось обосновать и разработать педагогические условия формирования культуры управления обучающихся в образовательном процессе вуза.

Литература:

1. Аскарова, Н.И. Формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения / Н.И. Аскарова, Н.Б. Пугачева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №76-3. -С. 21-23

2. Васьков, М.А. Теоретико-методологические подходы к анализу управленческой культуры / М.А. Васьков // Россия реформирующаяся. -2010. - №9. - С. 61-75

3. Журба, O.A. Управленческая культура России и современный мировой опыт / O.A. Журба // Форум молодых ученых. - 2020. - №3 (43). - С. 168-175

4. Макаров, М.И. Гуманистический подход в управлении процессом становления профессиональной культуры педагога / М.И. Макаров // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1,№ 3 (60). - С. 98-104

5. Черенцова, Т.А. Генезис и эволюция культуры управления / Т.А. Черенцова // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. - 2014. - №1. - С. 167-179

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Безденежных Наталия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ерофеева Алла Васильевна

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. С момента появления компьютеров и интернета, ученые и педагоги в различных странах стали активно исследовать методики обучения иностранному языку с использованием информационных технологий. Цель статьи: рассмотреть современные направления информационных технологий, а также рациональные игровые методики, основанные на интерактивных программах, обеспечивающие эффективность обучения иностранному языку в начальной школе. В основной части статьи описано состояние проблемы; дан обзор источников, обоснована необходимость ее дальнейшей разработки. В практической части рассматриваются возможности использования информационных технологий в обучении иностранному языку у младших школьников, а также исследуется актуальность данных методик и предлагаются рекомендации для их эффективного применения в школьной среде. В заключение сделан вывод о полезности применения информационных образовательных технологий как средства интенсификации обучения иностранному языку в начальной школе.

Ключевые слова: иностранный язык, начальная школа, информационные технологии, онлайн-ресурсы, игра, аудирование, интернет.

Annotation. Since the advent of computers and the Internet, scientists and educators in various countries have been actively researching methods of teaching a foreign language using information technology. The purpose of the article: to analyze modern trends in information technology, as well as rational game techniques based on interactive programs that ensure the effectiveness of teaching a foreign language in primary school. In the main part of the article, the state of the problem is described; an overview of sources is given, the need for its further development is justified. The practical part examines the possibilities of using information technologies in teaching a foreign language to younger schoolchildren, and also examines the relevance of these methods and offers recommendations for their effective application in the school environment. The conclusion is made about the usefulness of the information educational technologies as a means of intensifying foreign language teaching in primary school.

Key words: foreign language, primary school, information technology, online resources, a game, listening, Internet.

Введение. С момента появления компьютеров и интернета, ученые и практикующие педагоги в различных странах стали активно исследовать и разрабатывать методики и программы обучения иностранному языку с использованием информационных технологий. В их работах исследовались и до сих пор активно обсуждаются различные аспекты обучения иностранному языку, предлагаются инновационные подходы, основанные на внедрении в обучение интерактивных компьютерных программ, мультимедийных материалов и разнообразных онлайн-ресурсов. Информационные образовательные технологии благотворно влияют на развитие познавательной мотивации обучающихся, обогащают дидактические возможности и значительно облегчают работу педагога, а также расширяют границы образовательного пространства.

Цель: рассмотреть современные направления информационных образовательных технологий и наиболее рациональные подходы к их внедрению в процесс обучения младших школьников; выделить эффективные методики и игровые приемы, основанные на интерактивных программах, их функции и преимущества в обучении английскому языку в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Вопросы о внедрении средств информационных технологий в процесс языковой подготовки широко рассмотрены и по сей день активно обсуждаются в трудах преподавателей вузов. Интенсивность процесса цифровизации вузовского обучения обусловлена необходимостью создания образовательной среды, позволяющей обучающимся овладевать стратегиями иноязычного самообразования, самоконтроля и языкового саморазвития.

В трудах преподавателей-методистов освещены различные аспекты смешанного обучения, в котором значительный процент времени отводится самостоятельному освоению языка в форме интерактивного взаимодействия с обучающей программой в электронной среде вуза (И.Н. Айнутдинова [1], Е.Н. Каракозова, А.Н. Шамов [7]). В статьях также рассмотрены вопросы использования web-pecypcoB второго поколения (Л.М. Быкова [3], М.С. Ляшенко [10], О.А. Минеева [11], Н. Скурихин и пр.); развивающий потенциал социальных сетей (С.Н. Казначеева [6], Т.О. Шунина, М.С. Ляшенко [17] и др.). Такой подход к обучению, основанный на использовании дидактических возможностей электронной среды в целях развития самостоятельной обучающей деятельности, обусловлен способностью студентов к самоорганизации, самостоятельному овладению языковыми стратегиям и освоению языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.