Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепухин Александр Владимирович, Семенова Ирина Николаевна

В рамках решения проблемы формирования заданных современных профессиональных компетентностей у студентов педагогических специальностей рассматривается вопрос о значимости методической культуры как одного из ведущих компонентов педагогической деятельности и основы становления профессиональных компетенций. С позиции включения процесса воспитания методической культуры в стабильную самоподдерживающуюся структуру педагогической культуры представлен вариант решения задачи проектирования методики формирования методической культуры в образовательной SMART-парадигме. Цель описываемого исследования: выделить особенности и разработать модель формирования методической культуры будущих педагогов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». При уточнении определения понятия «методическая культура» для разработки методики предложена идея обогащения, которая реализована в «трехмерной» модели по следующим «плоскостям»: проектирование преподавателем - совместное проектирование методики, проектирование - совместное оценивание и рефлексия процесса и результатов проектирования и применения методики обучения. Именно эти «плоскости» (направления) задают синергетическое наполнение выделенным компонентам методической системы: мотивационному, ценностному, целевому, диагностическому, когнитивному, операционно - деятельностному и рефлексивно - оценочному. Указанная трехмерная особенность модели, с одной стороны, определяет универсальность инвариантной составляющей проектируемой методической системы обучения, с другой - позволяет обогащать методику формирования методической культуры для конкретных обучающихся. Сформулированы выводы о целесообразности использования представленной модели для построения методической системы подготовки студентов уровня магистратуры при целевом выделении значимости формирования методической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепухин Александр Владимирович, Семенова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ METHODICAL CULTURE FORMATION OF THE DIRECTION TRAINING “PEDAGOGICAL EDUCATION”

Within the framework of solving the problem of the formation of the given modern professional competencies among students of pedagogical specialties, the issue of the importance of methodological culture as one of the leading components of pedagogical activity and the basis for the formation of professional competencies is considered. From the standpoint of including the process of upbringing a methodological culture in a stable self - sustaining structure of pedagogical culture, the solution of the problem of designing a methodology for the formation of methodical culture in the educational SMART-paradigm is presented. The purpose of the described research: to highlight the features and develop a model for the formation of the methodological culture of future teachers studying in the direction of training “Pedagogical education”. When clarifying the definition of the concept of “methodical culture” for the development of a methodology, the idea of enrichment was proposed, which is implemented in a “three - dimensional” model along the following “planes”: design by a teacher - joint design of a methodology, design - joint assessment and reflection of the process and results of design and application of teaching methods. It is these “planes” (directions) that define the synergistic content of the selected components of the methodological system: motivational, value, target, diagnostic, cognitive, operational - activity and reflexive - evaluative. The specified three - dimensional feature of the model, on the one hand, determines the universality of the invariant component of the projected methodological training system, on the other hand, it allows enriching the methodology of forming a methodological culture for specific students. The presented model can be used to build a methodological system for the training of students at the master’s level with the targeted highlighting of the importance of the formation of methodological culture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»»

УДК 378.147 DO110.26170/2079-8717_2021 _03_19

ББК Ч448.902.4 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08

Слепухин Александр Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: ikto2016@gmail.com

Семенова Ирина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: semenova_i_n@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методы обучения; формирование культуры; методическая культура; методические треки; профессиональные компетенции; педагогические вузы; студенты-педагоги; магистратура.

АННОТАЦИЯ. В рамках решения проблемы формирования заданных современных профессиональных компетентностей у студентов педагогических специальностей рассматривается вопрос о значимости методической культуры как одного из ведущих компонентов педагогической деятельности и основы становления профессиональных компетенций. С позиции включения процесса воспитания методической культуры в стабильную самоподдерживающуюся структуру педагогической культуры представлен вариант решения задачи проектирования методики формирования методической культуры в образовательной SMART-парадигме. Цель описываемого исследования: выделить особенности и разработать модель формирования методической культуры будущих педагогов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». При уточнении определения понятия «методическая культура» для разработки методики предложена идея обогащения, которая реализована в «трехмерной» модели по следующим «плоскостям»: проектирование преподавателем - совместное проектирование методики, проектирование - совместное оценивание и рефлексия процесса и результатов проектирования и применения методики обучения. Именно эти «плоскости» (направления) задают синергетическое наполнение выделенным компонентам методической системы: мотивационному, ценностному, целевому, диагностическому, когнитивному, операционно-деятельностному и рефлексивно-оценочному. Указанная трехмерная особенность модели, с одной стороны, определяет универсальность инвариантной составляющей проектируемой методической системы обучения, с другой - позволяет обогащать методику формирования методической культуры для конкретных обучающихся. Сформулированы выводы о целесообразности использования представленной модели для построения методической системы подготовки студентов уровня магистратуры при целевом выделении значимости формирования методической культуры.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Слепухин, А. В. Особенности формирования методической культуры магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3. - С. 165-174. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_03_19.

Slepukhin Alexander Vladimirovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Informatics, Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Semenova Irina Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

FEATURES OF STUDENTS' METHODICAL CULTURE FORMATION OF THE DIRECTION TRAINING "PEDAGOGICAL EDUCATION"

KEYWORDS: teaching methods; the formation of culture; methodical culture; methodological tracks; professional competence; pedagogical universities; student teachers; magistracy.

ABSTRACT. Within the framework of solving the problem of the formation of the given modern professional competencies among students of pedagogical specialties, the issue of the importance of methodological culture as one of the leading components of pedagogical activity and the basis for the formation of professional competencies is considered. From the standpoint of including the process of upbringing a methodological culture in a stable self-sustaining structure of pedagogical culture, the solution of the problem of designing a methodology for the formation of methodical culture in the educational SMART-paradigm is presented. The purpose of the described research: to highlight the features and develop a model for the formation of the methodological culture of future teachers studying in the direction of training "Pedagogical education". When clarifying the definition of the concept of "methodical culture" for the development of a methodology, the idea of enrichment was proposed, which is implemented in a "three-dimensional" model along the following "planes": design by a teacher - joint design of a methodology, design - joint assessment and reflection of the process and results of design and application of teaching methods. It is these "planes" (directions) that define the synergistic content of the selected components of the methodological

system: motivational, value, target, diagnostic, cognitive, operational-activity and reflexive-evaluative. The specified three-dimensional feature of the model, on the one hand, determines the universality of the invariant component of the projected methodological training system, on the other hand, it allows enriching the methodology of forming a methodological culture for specific students. The presented model can be used to build a methodological system for the training of students at the master's level with the targeted highlighting of the importance of the formation of methodological culture.

FOR CITATION: Slepukhin, A. V., Semenova, I. N. (2021). Features of Students' Methodical Culture Formation of the Direction Training "Pedagogical Education". In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 165-174. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_03_19.

Постановка проблемы и цель исследования. Прогресс социально-экономических преобразований, нравственный и духовный рост общества во многом зависят от уровня образования и культуры представителей всех профессиональных сообществ. В рамках указанной динамики появление студентов нового поколения Z с новыми личностными качествами и новыми требованиями к образовательному процессу заставляет педагогическое сообщество пересмотреть отношение к ответам на вопросы, связанные с проблемой воспитания культуры. А поскольку вопросы воспитания, культуры, а также воспитания культуры для студентов педагогических специальностей являются не только целью и предметом изучения, но и средством обучения, личного и профессионального становления, выделенная проблема приобретает особую актуальность.

Важность аспекта воспитания культуры при подготовке педагога подтверждается и наметившимся вектором в перестройке системы высшего педагогического образования (например, [14; 16]) и, как следствие, требует пересмотра всех составляющих культуры, определяющих современного учителя: педагогической, методической, исследовательской и др. В обозначенных условиях при переходе на новые образовательные стандарты изменение стратегии образования происходит в объективной ситуации расширения и использования дидактических возможностей цифровых технологий и цифровой образовательной среды.

При учете взглядов сторонников направления единства профессионализма и феномена культуры (Е. В. Бондаревская, Ж. Л. Витмен, Н. Х. Розов и др.), который «выступает следствием развития образования и воспитания личности» [23], в контексте сформулированных положений возможно использование синергетического подхода для определения дискретных спектров «относительно стабильных самоподдерживающихся структур» [5], которые составляют сложную систему педагогического образования в целевом створе воспитания и повышения уровня педагогической (в терм. Е. В. Бондаревской) и профессиональной (определенной А. И. Пискуновым) культуры.

В качестве примера такого спектра рас-

смотрим вопросы совершенствования содержательной и деятельностных составляющих комплексной подготовки магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и использующих современные цифровые и информационно-коммуникационные образовательные технологии.

При этом укажем исходные позиции для поиска ответов на предложенные к рассмотрению вопросы: 1) повышение требований к уровню профессиональных компетенций приводит к необходимости изменений соотношения учебных дисциплин в педагогическом, методическом и информационно-технологическом блоках; 2) различия в исходном уровне профессиональной педагогической подготовки, мотивационной сфере, уровне информационно-технологической компетентности, целевой направленности обучения и сфере будущей профессиональной деятельности магистрантов определяют пересмотр содержательных и деятельност-ных компонент выделенных в 1) блоков.

Считая методическую подготовку важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов, в материалах статьи представим результаты исследования путей ее совершенствования для обучающихся в магистратуре при обобщении и одновременной конкретизации этих результатов с позиции сущностного наполнения категории «методическая культура».

Определяя новизну полученных результатов, укажем, что анализ педагогических и, в частности, методических исследований позволяет выделить следующие основополагающие позиции, представленные в рамках решения проблемы формирования методической культуры студентов:

- разработан понятийный аппарат, проведен аналитический обзор подходов к определению понятия «методическая культура» (результаты обзора представлены в работах, например, М. А. Гуляевой [2], Г. Г. Морус [6], Е. А. Павленко [10]), рассмотрено соотношение рассматриваемого понятия с понятием «методическая компетентность» (М. А. Гуляева [2], А. Л. Зубков [4]), введено понятие «инновационная методическая культура» Т. Н. Таранова [22];

- выделены основные компоненты и составляющие методической культуры

© Слепухин А. В., Семенова И. Н., 2021

(например, в работах М. А. Гуляевой [2], Г. Г. Морус [6]), а также инновационной методической культуры (Т. Н. Таранова [22]), компоненты культуры учителя, использующего информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе (в частности, укажем материалы С. Ф. Шаровской [24]); качества личности (компетенции), характеризующие методическую культуру (Г. Г. Морус [6]);

- выделены факторы, определяющие специфику процесса формирования методической культуры (Е. А. Павленко [10], Л. А. Плеханова [11], Ю. В. Подповетная

[12]);

- выделены деятельностные характеристики, позволяющие судить об уровне сформированности методической культуры (в частности, описаны в работах М. А. Гуляевой [2]), а также критерии и уровни культуры (представлены, в частности, в исследованиях Т. Н. Тарановой [22]).

Однако представленные результаты не доведены до уровня методической системы, а при формулировке выводов исследователями, как правило, не конкретизируется специфика подготовки студентов на разных ступенях образования.

Учитывая приведенные позиции, в рамках решения указанной проблемы выделим значимость фиксации особенностей методики формирования методической культуры студентов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Методология и результаты. Раскрывая методологию представляемого исследования, укажем, что она задается философией фазовых переходов парадигмального подхода (Т. Кун) при опоре на синергетическое решение конкретизированной для современной образовательной системы [1] латентной фазы SMART-парадигмы, сущностью деятельностного и компетентностного подходов и учитывает взаимосвязь компонентов методической системы подготовки магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование» в контексте результатов, представленных нами в [18; 21].

Для выделения особенностей методики формирования методической культуры уточним, прежде всего, определение рассматриваемого понятия.

Под методической культурой будем понимать сложное личностное образование, представляющее совокупность личностных качеств и профессиональных действий, таких как: способность творчески организовывать педагогический процесс; способность использовать различные средства, формы, методы и приемы в решении методических задач; способность конструировать педаго-

гическое взаимодействие с обучающимися на основе сотрудничества; способность к рефлексии и саморазвитию с целью успешной реализации методической деятельности и накопления методического опыта.

В отличие от методической грамотности, понимаемой как необходимый элемент становления педагогической культуры, характеризующийся овладением элементарных средств методической деятельности, методическая культура рассматривается нами как некое интегрированное образование в спектре педагогической культуры, обогащенное совокупностью рефлексируе-мых личностных качеств, которые проявляются в ситуациях, приближенных к профессиональным, и являются общественно ценными в сфере выбранной деятельности.

Принятая трактовка ведет к уточнению варианта формулировки определение понятия «формирование методической культуры», которое представлено Е. А. Павленко [10]. Согласно этому уточнению под формированием методической культуры будем понимать творческий процесс субъективного овладения студентом методическими знаниями, умениями, способами методической деятельности, направленный на удовлетворение профессиональных потребностей, становление и развитие личностных качеств и способностей, оценочное преобразование личностью своего внутреннего мира в соответствии с установками педагогической культуры, которое влечет за собой творческую самореализацию в методической деятельности, приближенной к профессиональной.

Для перевода сущности этого процесса на язык деятельностного подхода рассмотрим деятельность по проектированию методики (или технологии) обучения дисциплинам (формирования профессиональных компетенций магистрантов) как совместное проектирование (а также оценивание самими студентами как экспертами) методики их обучения, отвечающей на классические вопросы «зачем проектировать / оценивать?, что проектировать / оценивать, как проектировать / оценивать? для кого проектировать? при каких психолого-педагогических условиях реализуется деятельность по проектированию / оцениванию?»

С учетом введенного определения понятия «методическая культура» дополним (уточним) содержание выделенных в педагогической литературе (и варьируемых по совокупности / структуре / содержанию, в частности, в [2; 12; 22] и др.) следующих компонент методической системы: мотивационной, ценностной, целевой, диагностической, когнитивной, операционно-деятельностной и рефлексивно-оценочной. Дополнение указан-

ных компонент проведем в профиле «трехмерной» модели, которая позволяет выделить следующие плоскости комплексных видов деятельности:

- проектирование методики обучения преподавателем - совместное со студентами проектирование методики обучения;

- проектирование преподавателем -совместное оценивание и рефлексия процесса и результатов проектирования и при-

совместное оценивание результатов

применения методи ки обучения

менения методики обучения;

- совместное проектирование - совместное оценивание и рефлексия процесса и результатов проектирования и применения методики обучения.

Назовем такую конструкцию моделью обогащения методики обучения магистрантов педагогических специальностей при формировании методической культуры (рис.).

совместное проектирование методики обучения и сопоставление с вариантом методики обучения,, предложенным* преподавателем

"Т7

N Как?

Для кого?

Зачем?

Что?

При каких условиях?

проектирование методики преподавателем

Рис. «Трехмерная» модель обогащения методики обучения магистрантов при формировании методической культуры

Совместное (с магистрантами) проектирование инвариантной и вариативной (при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучения) составляющих выделенных компонентов выступает, с нашей точки зрения, становится системообразующим в подготовке будущего педагога и развитии методического аспекта педагогической деятельности. Именно в данной ситуации методика (технология) обучения будет являться и целью, и предметом, и средством обучения (воспитания) и оценивания результатов.

Иллюстрируя функционирование представленной модели, выделим особенности компонентов проектируемой на ее основе методической системы подготовки студентов.

Описывая целевой компонент, укажем на целесообразность построения следующей совокупности учебно-познавательных действий студентов: самостоятельное (совместное с обсуждением) выделение целевых ори-ентаций согласно нормативным документам, в частности ФГОС [13] и Профессионального стандарта педагога [8], их сопоставление, выделение общего, детализация (декомпозиция) формулировок общих целей и трудовых действий на языке деятельностного подхода, конкретизация на уровне конкретной учебной дисциплины в отличие от традиционного предъявления информации в готовом виде, дифференциация формулировок в зависимости от проектируемых индивиду-

альных образовательных маршрутов студентов, доведение формулировок результатов обучения до уровня формулы: результат = действие + объект + контекст.

Обратим внимание на взаимосвязь рассмотренного компонента с диагностическим, целью которого будет реализация методик начальной диагностики профессиональных интересов, склонностей, потребностей, способностей (в качестве примера укажем [3; 15; 20] и др.). Данные начальной диагностики будут являться основой для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также для сопоставления с результатами итоговой диагностики. С нашей точки зрения, среди выделенных методик диагностики достойное место будет занимать и методика диагностики уровня методической культуры. Отмечая отдельные результаты исследований в данном направлении (в частности, [2; 22]), уточним (без детального пояснения) критерии оценивания методической культуры: ценностное отношение, технологическая самостоятельность, творческая активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование и др., а также уровни ее сформированности: репродуктивный, продуктивный, творческий.

Немаловажной составляющей методической системы является мотивационно-ценностная сфера. В ситуации, когда у сту-

дентов имеются разные целевые и ценностные ориентиры и (или) различный уровень мотивации, возникает необходимость иллюстрации важности получаемых знаний по проектированию методики обучения с позиции обобщения процесса и результатов деятельности по проектированию методики до уровня проектирования любого профессионального, не обязательно педагогического (методического) вида деятельности. Именно обобщение до уровня методологической общности любых видов деятельности позволит студентам, находящихся на этапе профессионального самоопределения, или стремящихся к личностному росту, или позиционирующих себя в плане приобретения профессиональных умений, представить «жизненную» ситуацию смены профессиональной деятельности и продолжения образования «в течение всей жизни» ([7; 9] и др.). Дальнейшее стимулирование мотивационной сферы будущих педагогов выступает как фактор динамичного развития их методической культуры.

Когнитивный компонент проектируемой методической системы представляется нами как синтез профессионально-методических компетенций, соответствующих следующим направлениям: методологическое, психолого-педагогическое, частно-предметное. Выделяя в качестве примера среди указанных направлений методологическое, тесно связанное с мотивационно-ценностным компонентом, укажем, что методологическая направленность когнитивного компонента методической культуры выражается в способности будущего педагога реализовать комплексный подход к проектированию и внедрению методик (технологий) обучения, которая предполагает сформированность:

- знаний основных тенденций развития современного образования;

- умений выделять и анализировать психолого-педагогические характеристики (в том числе и одногруппников) и условия, создавать благоприятный для их внедрения социально-психологический климат;

- владений: средствами оценивания информационной образовательной среды, методологией построения образовательных технологий, обеспечивающих адекватное соотношение содержания, средств, методов и организационных форм обучения; современными методами диагностики уровня сфор-мированности (развития) познавательной,

эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся и т. д., а также рефлексивными методами оценивания приведенных результатов профессиональных достижений.

В контексте сказанного обратим специальное внимание на целесообразность самостоятельного продолжения выделения (начатого в целевом компоненте) необходимых знаний, умений, владений, сопоставление выделенной совокупности с зафиксированной в ФГОС и, как следствие, корректировку выделенной совокупности в противовес традиционному (лишь ориентирующему) предъявлению всей этой информации в готовом виде.

Соответствующие учебные занятия, направленные на реализацию выделенных видов деятельности, назовем организационно-целевым треком, который будет проводиться в начале семестра в рамках конкретной дисциплины (или, что предпочтительно, серии дисциплин методического блока).

Уточняя выделенную особенность построения образовательной деятельности, обратим внимание на необходимость реализации действий, направленных на развитие самостоятельности (в трактовке [19]) студентов при выполнении научно-исследовательских, творческих, проектных видов деятельности, и, как следствие, выделение (фиксацию) доли самостоятельности в проектируемых треках.

Выделим особенности операционно-деятельностного компонента методической культуры. Компетенции, входящие в его состав, предполагают освоение современных, прежде всего, активных и интерактивных форм обучения и методов обучения с использованием цифровых технологий; овладение приемами развивающего и проблемного обучения; методами проектов и кейсов; систематическим мониторингом процесса и результатов учебно-познавательной деятельности и т. д. Предметом специального совместного обсуждения становятся проектируемые к использованию на учебных занятиях методы, форматы обучения, форматы взаимодействия и контроля, а также предполагаемые роли участников образовательного процесса.

Соответствующие учебные занятия, реализующие указанный вид деятельности, назовем методическим треком, результатом которого может быть совместно разработанная маршрутная карта курса, вариант структуры которой представим в таблице 1.

Таблица 1

Вариант структуры маршрутной карты курса

роль преподавателя преподаватель-организатор преподаватель-консультант

формат взаимодействия очно онлайн

треки аналитический методический технологический консультационный исследователь-ский проектный эксперт перт-ный профессиональный

роли студента аналитик методист технолог консультант исследователь специалист эксперт специалист

формат занятия семинар семинар-тренинг семинар-мастерская вебинар вебинар задания проекта ворк-шопы педпрактика

В формате данного трека обсуждаются также структура и содержание занятий представленных форматов. В качестве примера приведем вариант структуры органи-

зационно-деятельностного трека при предполагаемом разделении студентов группы на минигруппы (команды), выполняющие различные роли (табл. 2).

Таблица 2

Вариант проектирования структуры организационно-деятельностного трека

старт время планирование реализация внешняя оценка ретроспект ива итоги

обсуждение целей и задач деятельности 60 обзор педагогических, методических, технологических проблем брифинг анализ облачного документа возвращение к целям и задачам, оценка достижения результата

прогнозирование результата деятельности и его практической значимости 40 командообразо-вание диагностика способностей (интересов, потребностей) анализ диаграммы Ганта оценка вклада обобщение вариантов достижения результата

обсуждение вариантов достижения результата и методик его оценивания 60 алгоритмы решения проблем мозговой штурм анализ облачного документа рефлексия результатов и деятельности по их достижению итоговая оценка деятельности команд

Рефлексивно-оценочный компонент методической системы представлен пониманием рефлексии как процесса осмысления будущим учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляются оценка и переоценка собственных способностей при соотнесении с общественно ценными в сфере выбранной деятельности, планирование и корректировка действий, формирование культурных установок. Для компетенций, в состав которых входят:

- умения: видеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; конкретизировать и структурировать проблему; выделить способы решения проблемы; в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций; анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития; а также

- способности: сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг; принимать оптимальное решение в условиях неопределенности; гибко перестраиваться по мере изменения ситуации; комбини-

ровать элементы теории и практики с целью получения знания, обладающего признаком новизны (современности); объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления;

формулируются соответствующие

учебно-познавательные задания в различных ролевых ситуациях: студент - аналитик, консультант, эксперт, специалист, методист, технолог, исследователь и т. д.

Отметим, что конвенциально-ролевая рефлексия в процессе реализации различных ситуаций между студентами и преподавателем расширяется, согласно [17; 25], за счет возможности интерактивного взаимодействия в информационно-коммуникационном пространстве и имеет специфические особенности как способов учебной деятельности, так и способов организации самой деятельности. Выделенная спецификация не только позволяет провести самооценку, взаимооценку процесса и результатов учебно-познавательной деятельности, но и обеспечивает связь рассматриваемого компонента с другими: мотивацию выбора видов и методов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебно-познавательной деятельности, организацию совместной познавательной, учебной и проектировочной работы как предпосылки общения, эффективного профессионального и личностного интерактивного взаимодействия с разными субъектами педагогического поля в различных схемах коммуникации.

В рамках рефлексивно-экспертного трека, соответствующего выделенному компоненту методики, осуществляется осмысление результативности спроектированной преподавателем и совместно спроектированной методики (технологии) обучения и эффективность деятельности по проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов.

Заключение и выводы. Предлагаемая модель обогащения методики, не претендуя на полноту и завершенность выделенных компонентов, позволила нам отметить следующие отличительные особенности методики обучения магистрантов в контексте формирования (развития) методической культуры:

- методика обучения, совместно спроектированная со студентами, выступает в качестве автометодики, поскольку результат проектирования является целью, предметом изучения и оценивания, средством дальнейшей профессиональной деятельности;

- возникает необходимость реализации интерактивных методов обучения для совместной организации всех видов методической деятельности;

- проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов становятся целесообразным компонентом

методики, позволяющим проиллюстрировать сущность дифференцированного и индивидуально-ориентированного подходов к обучению;

- развитие личностных особенностей становится целенаправленной деятельностью за счет формулирования специальных учебных заданий и создания специальных учебных ситуаций (в рамках проектируемых треков) как условия самообучения, самосовершенствования уровня сформированно-сти психофизиологических качеств и личностных характеристик.

Выделенные особенности в совокупности с деятельностным, компетентностным и личностно-ориентированным подходами, реализуемыми в образовательной SMART-парадигме на основе принципов индивидуализации, рефлексивности, интерактивности, самостоятельности и самосовершенствования, влияя на инвариантную составляющую содержания и видов деятельности мотивационного, ценностного, целевого, диагностического, когнитивного, операци-онно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов методической системы подготовки магистрантов, определяют формирование методической культуры как спектра педагогический культуры в структуре профессионального образования и воспитания. Экспериментальная реализация компонентов представленной модели позволяет сформулировать выводное суждение о целесообразности ее использования для построения методической системы подготовки студентов уровня магистратуры при целевом выделении значимости формирования методической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бороненко, Т. А. Модернизация педагогического образования в условиях цифровой трансформации / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Высшее образование: проблемы и трансформации : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2019. - С. 403-411.

2. Гуляева, М. А. Формирование методической культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Гуляева М. А. - Кемерово, 2014. - 23 с.

3. Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направлениям воспитания : сборник диагностических методик / сост. Ю. А. Осалихина, Н. Н. Косолапова ; ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж». - 2011. - 71 с.

4. Зубков, А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Зубков Александр Леонидович. - Челябинск, 2007. - 182 с.

5. Князева, Е. Н. Основание синергетики. Синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Кур-дюмов. - 2010. - 256 с. - (Серия «Синегретика: от прошлого к будущему», № 20).

6. Морус, Г. Г. Ориентация преподавателя вуза на саморазвитие методической культуры / Г. Г. Морус // Акмеология. - 2014. - № 4 (52). - С. 174-177.

7. Надеждина, Е. Ю. Концепция обучения в течение всей жизни: от теории к практике / Е. Ю. Надеж-дина, Е. А. Шатурная, Ю. И. Штогрина // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 8 (17). - С. 128-130.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. -URL: http://www.rg.ru/gazeta /rg/2013/12/18.html (дата обращения: 19.10.2020). - Текст : электронный.

9. Олейникова, О. Н. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н. М. Аксёнова. - М. : РИО ТК им. Коняева, 2009. - 131 с.

10. Павленко, Е. А. Методическая культура будущего преподавателя и ее формирование в системе университетского образования / Е. А. Павленко. - Текст : электронный // Материалы центра развития пе-

дагогического образования. Педагогические классы: опыт и перспективы. - 2019. - № 3. - С. 50-55. -URL: http://eHb.bspu.by/handle/doc/46386 (дата обращения: 19.01.2021).

11. Плеханова, Л. А. Внутриорганизационное обучение как средство развития методической культуры преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Плеханова Л. А. - Челябинск, 2012. - 210 с.

12. Подповетная, Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Подповетная Ю. В. - Челябинск, 2012. - 40 с.

13. Приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%2oVO%203++/Mag/ 440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 29.10.2020). - Текст : электронный.

14. Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/617345c8e85657247ebd6d342b24be68/download/ 3486/ (дата обращения: 19.01.2021). - Текст : электронный.

15. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А. О. Прохоров. - М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Речь, 2004. - 176 с.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.». - URL: https://rg.ru/2015/o6/o8/vospitanie-dok.html (дата обращения: 29.01.2021). - Текст : электронный.

17. Семенова, И. Н. Выделение методов конвенциально-ролевой рефлексии при обучении математике студентов педагогических специальностей в педагогическом поле, погруженном в информационно-коммуникационное пространство / И. Н. Семенова, Т. Л. Блинова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 89-93.

18. Семенова, И. Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий: Методология использования образовательных технологий : учеб. пособие / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 144 с.

19. Семенова, И. Н. Особенности организации самостоятельной работы студентов с использованием облачных технологий в контексте компетентностного подхода / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин, И. А. Щербина / / Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3. - С. 86-95.

20. Слепухин, А. В. Моделирование компонентов информационной образовательной среды вуза для реализации диагностики готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова // Quality, Mobility and Globalization in the Higher Education System. A Comparative Look at the Challenges of Academic Teaching. - New York : Nova Science Publishers, Inc. 2016. - P. 145-160.

21. Слепухин, А. В. Проектирование компонентов методики формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов в условиях использования виртуальной образовательной среды / А. В. Слепухин // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 82-90.

22. Таранова, Т. Н. Сущностная характеристика инновационной методической культуры педагога / Т. Н. Таранова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - С. 28-31.

23. Шайденко, Н. А. Основные вопросы профессиональной подготовки будущих учителей / Н. А. Шайденко // Современное высшее образование: теория и практика : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2020. - С. 411-421.

24. Шаровская, С. Ф. Развитие методической культуры учителя, применяющего ИКТ в образовательном процессе / С. Ф. Шаровская. - Текст : электронный // Интерактивное образование. - 2014. - № 56. -URL: http://io.nios.ru/articles2/57/3/razvitie-metodicheskoy-kultury-uchitelya-primenyayushchego-ikt-v-obrazovatelnom.

25. Semenova, I. N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / I. N. Semenova. - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2014. - 156 p.

REFERENCES

1. Boronenko, T. A., Fedotova, V. S. (2019). Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoi transformatsii [Modernization of Teacher Education in the Context of Digital Transformation]. In Na-gornova, A. Yu. (Ed.). Vysshee obrazovanie: problemy i transformatsii: kollektivnaya monografiya. Ulyanovsk, Zebra, pp. 403-411.

2. Gulyaeva, M. A. (2014). Formirovanie metodicheskoi kul'tury pedagoga v protsesse dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Formation of the Methodological Culture of a Teacher in the Process of Additional Professional Education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kemerovo. 23 p.

3. Osalikhina, Yu. A., Kosolapova, N. N. (Eds.). (2011). Diagnostika psikhologicheskikh osobennostei obuchayushchikhsya i studentov podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta po napravleniyam vospitaniya: sbornik diagnosticheskikh metodik [Diagnostics of Psychological Characteristics of Students and Students of Adolescence and Adolescence in the Areas of Education: Collection of Diagnostic Techniques]. 71 p.

4. Zubkov, A. L. (2007). Razvitie metodicheskoi kompetentnosti uchitelei v usloviyakh modernizatsii ob-shchego obrazovaniya [Development of Methodological Competence of Teachers in the Context of Modernization of General Education]. Dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. 182 p.

5. Knyazeva, E. N., Kurdyumov, S. P. (2010). Osnovanie sinergetiki. Sinergeticheskoe mirovidenie [The Foundation of Synergetics. Synergetic Worldview]. 256 p.

6. Morus, G. G. (2014). Orientatsiya prepodavatelya vuza na samorazvitie metodicheskoi kul'tury [Orientation of the University Teacher to the Self-Development of Methodological Culture]. In Akmeologiya. No. 4 (52), pp. 174-177.

7. Nadezhdina, E. Yu., Shatumaya, E. A., Shtogrina, Yu. I. (2015). Kontseptsiya obucheniya v techenie vsei zhizni: ot teorii k praktike [Lifelong Learning Concept: from Theory to Practice]. In Evraziiskii soyuz uchenykh. No. 8 (17), pp. 128-130.

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel)»: Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 18.10.2013 № 544n [On the Approval of the Professional Standard "Teacher (Pedagogical Activity in the Field of Preschool, Primary General, Basic General, Secondary General Education) (Educator, Teacher)": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation Dated October 18, 2013 No. 544n]. URL: http://www.rg.ru/gazeta /rg/2013/12/18.html (mode of access: 19.10.2020).

9. Oleinikova, O. N., Murav'eva, A. A., Aksenova, N. M. (2009). Obuchenie v techenie vsei zhizni kak instrument realizatsii Lissabonskoi strategii [Lifelong Learning as a Tool for the Implementation of the Lisbon Strategy]. Moscow, RIO TK im. Konyaeva. 131 p.

10. Pavlenko, E. A. (2019). Metodicheskaya kul'tura budushchego prepodavatelya i ee formirovanie v sisteme universitetskogo obrazovaniya [Methodological Culture of the Future Teacher and Its Formation in the System of University Education]. In Materialy tsentra razvitiyapedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogicheskie klassy: opyt iperspektivy. No. 3, pp. 50-55. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/46386 (mode of access: 19.01.2021).

11. Plekhanova, L. A. (2012). Vnutriorganizatsionnoe obuchenie kak sredstvo razvitiya metodicheskoi kul'tury prepodavatelei uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Intra-Organizational Training as a Means of Developing the Methodological Culture of Teachers of the Institution of Additional Professional Education]. Dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. 210 p.

12. Podpovetnaya, Yu. V. (2012). Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoi kul'tury prepodavatelya vuza [The Concept of the Development of the Scientific and Methodological Culture of a University Teacher]. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Chelyabinsk. 40 p.

13. Prikaz Minobrnauki RF ot 22.02.2018 № 126 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya — magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 22.02.2018 No. 126 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - Master's Degree in the Field of Training 04.04.01 Pedagogical Education"]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Mag/ 440401_M_3_16032018.pdf (mode of access: 29.10.2020).

14. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 11.12.2020 № 712 «O vnesenii izmenenii v nekotorye federal'nye gosu-darstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» [Order of the Ministry of Education of Russia of 11.12.2020 No. 712 "On Amendments to Some Federal State Educational Standards of General Education on the Education of Students"]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/617345c8e85657247ebd6d342b24be68/download/3486/ (mode of access: 19.01.2021).

15. Prokhorov, A. O. (2004). Metodiki diagnostiki i izmereniya psikhicheskikh sostoyanii lichnosti [Methods for Diagnosing and Measuring Mental States of a Person]. Moscow, PER SE, Saint Petersburg, Rech'. 176 p.

16. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.05.2015 № 996-r «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 g.» [Order of the Government of the Russian Federation Dated May 29, 2015 No. 996-r "Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period up to 2025"]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (mode of access: 29.01.2021).

17. Semenova, I. N., Blinova, T. L. (2014). Vydelenie metodov konventsial'no-rolevoi refleksii pri obuchenii ma-tematike studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei v pedagogicheskom pole, pogruzhennom v informatsionno-kommunikatsionnoe prostranstvo [Allocation of Methods of Conventional-Role Reflection in Teaching Mathematics to Students of Pedagogical Specialties in the Pedagogical Field, Immersed in the Information and Communication Space]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 8, pp. 89-93.

18. Semenova, I. N., Slepukhin, A. V. (2013). Metodika ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii: Metodologiya ispol'zovaniya obrazovatel'nykh tekhnologii [Methodology for Using Information and Communication Technologies: Methodology for Using Educational Technologies]. Ekaterinburg. 144 p.

19. Semenova, I. N., Slepukhin, A. V., Shcherbina, I. A. (2019). Osobennosti organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov s ispol'zovaniem oblachnykh tekhnologii v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Features of the Organization of Independent Work of Students Using Cloud Technologies in the Context of a Competence-Based Approach]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - No. 3, pp. 86-95.

20. Slepukhin, A. V., Semenova, I. N. (2016). Modelirovanie komponentov informatsionnoi obrazovatel'noi sredy vuza dlya realizatsii diagnostiki gotovnosti studentov k professional'noi pedagogicheskoi deyatel'nosti [Modeling the Components of the Educational Information Environment of a University for the Implementation of Diagnostics of Students' Readiness for Professional Pedagogical Activity]. In Quality, Mobility and Globalization in the Higher Education System. A Comparative Look at the Challenges of Academic Teaching. New York, Nova Science Publishers, pp. 145-160.

21. Slepukhin, A. V. (2016). Proektirovanie komponentov metodiki formirovaniya professional'nykh umenii studentov pedagogicheskikh vuzov v usloviyakh ispol'zovaniya virtual'noi obrazovatel'noi sredy [Designing the Components of the Methodology for the Formation of Professional Skills of Students of Pedagogical Universities in the Context of Using a Virtual Educational Environment]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 7, pp. 82-90.

22. Taranova, T. N. (2012). Sushchnostnaya kharakteristika innovatsionnoi metodicheskoi kul'tury pedagoga [The Essential Characteristics of the Teacher's Innovative Methodological Culture]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 5, pp. 28-31.

23. Shaidenko, N. A. (2020). Osnovnye voprosy professional'noi podgotovki budushchikh uchitelei [The Main Issues of Professional Training of Future Teachers]. In Nagornova, A. Yu. (Ed.). Sovremennoe vysshee obrazovanie: teoriya i praktika. Ulyanovsk, Zebra, pp. 411-421.

24. Sharovskaya, S. F. (2014). Razvitie metodicheskoi kul'tury uchitelya, primenyayushchego IKT v obra-zovatel'nom protsesse [Development of the Methodological Culture of the Teacher Using ICT in the Educational Process]. In Interaktivnoe obrazovanie. No. 56. URL: http://io.nios.ru/articles2/5773/razvitie-metodicheskoy-kultury-uchitelya-primenyayushchego-ikt-v-obrazovatelnom.

25. Semenova, I. N. (2014). Methodology of Teaching Mathematics Methods Designing in the Modern Educational Paradigm. Yelm, WA, USA, Science Book Publishing House. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.