reasong and needs of kuban technological university students in different kinds of moving at the physical education lessons
A. Leibovsky, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, N. Ivanova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Krasnodar State Technological University, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350072, Krasnodar, Moskovskaya Str., 2.
The work is aimed at studying future specialists' opinion about the necessity to practice physical culture and sport and the possibility to strengthen their health by the way of having systematical sports trainings. The research in this field included studying and systematization of results of the anonymous questionnaire of I-II year students of 5 university departments concerning the role of physical education as a means of keeping and strengthening students' health, and their physical and sports perfection as well.
The results of the given research showed that most of university students prefer sports games and swimming. They consider these kinds of sports to be prior to physical culture studies. Besides, the tendency to lowering 2-nd year students' moving activity in comparison with 1st - year students is observed.
Key words: students, questionnaire, moving activity, priority, event, reason.
УДК 378
педагогические условия формирования
коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей
Старший преподаватель Н. А. Лукьянова,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. Контактная информация для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
цель работы: экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий при формировании коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей.
Педагогические условия: формирование коммуникативных компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе лекционных и практических занятий; учет индивидуального профиля коммуникативных компетенций, позволяющего целенаправленно организовать самостоятельную работу студентов и дифференцированно использовать методы активного обучения.
Исследование проводилось в
ФГОУ вПО СибГУФК. Контингент испытуемых: студенты первого курса туристских специальностей.
в статье автор рассматривает вопросы формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки. Дана трактовка терминам «условие», «педагогические условия». Представлен комплекс педагогических условий для формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогические условия, студенты туристских специальностей, коммуникативные компетенции.
введение. Востребованность в специалистах туристской деятельности и туристского обслуживания стимулирует потребность образовательного рынка в повышении квалификации кадров профессионального уровня, занятых в этой отрасли [1, 5, 6]. Значительное увеличение образовательного сегмента, позволяющего подготовить компетентного специалиста по туризму, пока не решает полностью проблему подготовки специалистов туриндустрии: в частности, одной из слабых сторон обслуживания является недостаточная готовность специалистов к профессиональному межличностному общению. Профессиональная деятельность специалистов туриндустрии - это информационные контакты с потребителями, организация и проведение деловых переговоров, встреч, презентаций, рекламных кампаний и др. Очевидно, что решение этих проблем находится в прямой зависимости от уровня коммуникативных компетенций специалистов в данной отрасли. Проблема несоответствия профессионального образования потребностям рынка труда вызывает необходимость обратить особое внимание именно на формирование коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке конкурентоспособных выпускников.
Следует отметить, что парадигмальные изменения в образовании имеют также ярко выраженную коммуникативную направленность: выпускник вуза сегодня должен не только овладеть профессиональными знаниями, умениями, навыками, развивать свои способности, выполнять основные профессиональные функции, но и обладать коммуникативными компетенциями: владеть литературной, деловой письменной и устной речью на родном языке; уметь разрабатывать различную документацию, обосновывать ее необходимость и разъяснять правила ее использования; быть готовым общаться с клиентами, коллегами, деловыми партнерами; быть способным работать в команде; вести переговоры; соблюдать деловой этикет и корпоративную культуру и т. д.
Изучив исследования [4, 7, 8 и др.], касающиеся формирования коммуникативных компетенций у студентов, мы обнаружили, что обозначенная нами проблема изучена недостаточно многогранно, в частности, существующие методики и технологии, направленные на повышение коммуникативных компетенций у студентов, не могут в полной мере решить задачу её развития у будущего специалиста туриндустрии в силу специфичности его деятельности.
Более того, анализируя научные работы по решению проблемы качества подготовки компетентных специалистов туриндустрии, хочется отметить, что туризм понимается большинством авторов как категория экономическая, политическая и лишь затем - социальная. Именно исходя из этого, при подготовке специалистов для данной отрасли, основной акцент приходится на
бизнес-дисциплины. Очевидно, что задача развития коммуникативной компетентности продолжает недооцениваться.
цель исследования: экспериментально проверить влияние комплекса педагогических условий на эффективность формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей.
В рамках настоящего исследования коммуникативные компетенции специалиста туриндустрии рассматриваем как интегративное качество личности, включающее в себя готовность и способность человека к коммуникативной профессиональной деятельности, требующей наличия определённых знаний, умений и навыков, с одной стороны, и личностных качеств, с другой.
Решение проблемы формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки предполагает выбор стратегии, основой которой может выступать один или синтез нескольких подходов к исследованию. Анализ научной литературы показал, что для решения нашей проблемы наиболее продуктивными являются компетентностный, системный и деятельностный подходы. Данные подходы послужили теоретико-методологической основой для разработки и обоснования модели формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Состав модели представлен компонентами: це-леполагающим, содержательным, организационно-педагогическим, критериально-оценивающим, результативным.
Мы полагаем, что во многом успех разработанной модели формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в процессе профессиональной подготовки определяется реализацией связанных с ней педагогических условий.
В философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, при этом условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается [11].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под условием понимается «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [10].
Таким образом, понятие «условие» может быть определено как обстоятельство, среда, обстановка, в которых существуют предметы, события, явления и которые обеспечивают последним их дальнейшее развитие и существование.
Учитывая неоднородность мнений исследователей в отношении раскрытия сущности понятия «педагогическое условие», внесем ясность касательно его трактовки посредством уточнения его на основе сопоставления мнений различных ученых.
По определению В. И. Андреева, педагогические условия - это обстоятельство процесса обучения и вос-
Таблица
Показатели коммуникативных качеств и умений у студентов контрольной и экспериментальной групп
Качества, умения Группы До начала эксперимента, баллы (средняя ± сигма) Коэффициент вариации, проценты После окончания эксперимента, баллы (средняя ± сигма) Коэффициент вариации, проценты Темпы прироста, проценты Достоверность различий
Коммуникативные склонности контрольная 0,37 ± 0,3 81 0,53 ± 0,2 38 35 < 0,05
экспериментальная 0,38 ± 0,2 53 0,79 ± 0,2 25 71 <0,001
Организаторские склонности контрольная 0,54 ± 0,3 55 0,68 ± 0,2 29 23 < 0,05
экспериментальная 0,48 ± 0,3 62 0,79 ± 0,2 25 49 <0,001
Этичность контрольная 28,2± 13,1 46 43,8 ± 14,4 33 43 < 0,05
экспериментальная 32,05± 9,2 60 49,6 ± 4,6 9 43 <0,001
Эмпатия контрольная 33,5± 20,2 60 42,9 ± 15,7 36 25 < 0,05
экспериментальная 33,52± 3,7 70 59,4 ± 10,2 17 56 <0,001
Умение выражать свои мысли контрольная 10,05 ± 1,5 14 10,47 ± 1,5 14 4 >0,05
экспериментальная 10,5 ± 2,0 19 13,6 ± 2,0 15 26 <0,001
Умение слушать контрольная 18,05 ± 8,2 45 19,9 ± 7,8 39 9,7 >0,05
экспериментальная 16,8 ± 7,8 46 26,7 ± 5,1 19 45 <0,001
Умение вести переговоры по телефону контрольная 1,9 ± 1,1 58 2,5 ± 0,9 36 27 < 0,05
экспериментальная 1,9 ± 1,1 58 3,3 ± 0,4 12 54 <0,001
Умение интерпретировать мимику и жесты контрольная 44,6 ± 23,5 53 49,8 ± 19,8 40 11 > 0,05
экспериментальная 47,2 ± 25,7 54 66,6 ± 11,3 17 34 <0,001
питания, являющиеся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения дидактических целей [2].
Ю. К. Бабанский под педагогическими условиями понимает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно трудиться» [3, с. 125].
Педагогические условия, по определению В. Л. Муравьева, - это требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса [9, с. 50].
Нами был выделен следующий комплекс педагогических условий: 1) поэтапное формирование коммуникативных компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе лекционных и практических занятий; 2) учет индивидуального профиля коммуникативных компетенций, позволяющий целенаправленно организовать самостоятельную работу студентов и дифференцированно использовать в учебном процессе методы активного обучения.
Исследование: педагогический эксперимент был проведен с участием студентов 1 курса в рамках дисциплины «Деловой этикет и протокол». Были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Учебные занятия в контрольной группе проводились по традиционной методике.
В экспериментальной группе проводился курс прак-
тических занятий по разработанной методике, которая предусматривала внедрение в учебный процесс комплекса методов активного обучения, с учетом индивидуального профиля коммуникативных компетенций. В учебный процесс были включены: тренинг жестикуляции; ролевые и деловые игры; ситуативные упражнения.
На основании самооценки был выявлен уровень сформированности и составлен индивидуальный профиль коммуникативных компетенций студентов, который позволял преподавателю отследить изменение уровней сформированности группы в целом и каждого студента в отдельности, а студентам провести самоанализ (констатация изменения уровней).
Одним из важнейших педагогических условий является организация самостоятельной работы студентов.
В самостоятельную работу студентов экспериментальной группы был введён анализ эффективности обслуживания в культурно-развлекательных центрах г. Омска.
Предложенная нами форма самостоятельной работы отличается высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения, повышенной эмоциональной включенностью обучаемых и творческим характером занятий, обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем. Самостоятельная работа студентов позволила первокурсникам сформировать такие важные умения, как способность анализировать и оценивать, дала возможность познакомиться со спецификой
выбранной ими профессии, приобщила к творческой и исследовательской деятельности, побудила желание приобретать знания, умения и навыки, необходимые специалисту в сфере социально-культурного сервиса и туризма, убедила в значимости изучаемой дисциплины.
Результаты исследования: экспериментально проверено, что комплекс педагогических условий обеспечивает эффективность формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей в достоверном (Р<0,001) преимуществе по всем тестируемым качествам и умениям. Выявлено, что предложенные нами педагогические условия в экспериментальной группе способствовали значительным темпам прироста в коммуникативно значимых качествах - от 43 до 71%, в коммуникативных умениях - от 26 до 54%. Тогда как у студентов контрольной группы темпы прироста были достоверно ниже: в качествах -23-43%, в умениях - от 4 до 27%.
Эффективность выделенных нами педагогических условий подтверждается и коэффициентом вариации. До начала эксперимента в обеих группах имела место значительная вариативность качеств и умений (45%, 81%) за исключением средней вариативности умения выражать свои мысли (14%, 19%). После педагогического эксперимента величина вариативности снизилась в обеих группах, но осталась значительной в контрольной (29-40%) и средней в экспериментальной группе (12-25%); в этичности - слабой, при сохранении вариативности в контрольной группе в умении выражать свои мысли (таблица).
выводы: в ходе исследования было установлено, что:
- проблема формирования коммуникативных компетенций у будущих специалистов туриндустрии является одной из актуальных проблем в педагогической теории и практике, требующей своего дальнейшего осмысления;
- для формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей предложен следующий комплекс педагогических условий: поэтапное формирование коммуникативных компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе лекционных и практических занятий; учет индивидуального профиля коммуникативных компетенций, позволяющий целена-
правленно организовать самостоятельную работу студентов и дифференцированно использовать методы активного обучения.
Доказано, что предложенный комплекс педагогических условий эффективен при формировании коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. - М.: Проспект Пресс, 2005. - 318 с.
2. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод. пособие / В. И. Андреев. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
4. Ведомская, Я. В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я. В. Ведомская. - СПб., 2006. - 24 с.
5. Зорин, И. В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования: дис. ... д-ра пед. наук / И. В. Зорин. - М., 2001. - 319 с.
6. Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма / В. А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
7. Кривцова, О. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей: автореф. дис. . канд. пед. наук / О. В. Кривцова. - М., 2008. - 24 с.
8. Кустов, В. Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / В. Н. Кустов. -М., 2007. - 23 с.
9. Муравьев, В. Л. Педагогические условия формирования опыта технической творческой деятельности у студентов педагогического университета с использованием компьютера: дис. ... канд. пед. наук / В. Л. Муравьев. - Владимир, 2000. -165 с.
10. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А. П. Евгенье-вой. - М.: Рус. яз., 1999.
11. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 836 с.
pedagogical conditions of forming the communicative competences in students of tourist specialities in the process of professional training
N. Lukyanova, Senior Lecturer,
Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk.
Contact information for correspondence: 644009, Omsk, Maslennikova Str., 144.
The aim of the work is to check up experimentally the effectiveness of pedagogical conditions' while forming the communicative competences of students of tourist specialities.
Pedagogical conditions: consist of forming the communicative competences through the system of knowledge, abilities and skills at the lectures and seminars; taking into account individual profile of communicative competences that allows to organize students' self-work purposefully and to use methods of active education differentially.
The study was held in PhSEI HPE SibSUPhE. First-year students of tourist specialities have been tested.
In his paper the author considers questions of forming communicative competences of students of tourist specialities during the process of their professional training. The terms «condition» and «pedagogical conditions» are interpreted in the article. The complex of pedagogical conditions for the forming communicative competences in students of tourist specialities in the process of their professional training is represented.
Key words: professional training, pedagogical conditions, students of tourist specialities, communicative competences.