Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности менеджеров'

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMPETENCE / MANAGER / COMPETENCY / COMMUNICATIVE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичикин Игорь Владимирович

В статье определены и обоснованы критерии и педагогические условия формирования коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чичикин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MANAGERS

The article contains the criteria and pedagogical conditions for developing communicative competence of managers in their professional education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности менеджеров»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

© Игорь Владимирович Чичикин

Курский государственный университет, г. Курск, Россия, аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков, e-mail: ichichikin@mail.ru

В статье определены и обоснованы критерии и педагогические условия формирования коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров.

Ключевые слова: компетентность; менеджер; компетенция; коммуникативный; педагогические условия.

Специфика управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации усилий подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь - посредством многообразных контактов членов организации, т. е. в процессе коммуникации.

Опираясь на концепцию общения, разработанную Г.М. Андреевой, нами был выделен комплекс коммуникативных умений, овладение которым способствует развитию и формированию личности вообще и личности менеджера в частности, способной к продуктивному общению, а также к успешному решению профессиональных задач:

1) межличностной коммуникации;

2) межличностного взаимодействия;

3) межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации и т. д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает эффективное коммуникативное общение [1].

Исходя из характеристик общения, понятие «коммуникативная компетентность менеджера» приобретает свои особенности. Например, учитывая социальный характер процесса коммуникации, коммуникативная

компетентность менеджера предполагает его способность жить в обществе, среди других людей, способность к взаимодействию, работе в команде, сотрудничеству, достижению взаимопонимания. Вследствие этого управленец выступает как активный субъект общения и относится к своим партнерам по общению, исходя из принципов уважения, признания их независимости и индивидуальности.

Рассмотрение общения в единстве трех его взаимосвязанных компонентов - коммуникативного, интерактивного и перцептивного - предполагает, что носитель коммуникативной компетентности (в нашем случае менеджер) должен быть способен не только к передаче той или иной информации своим партнерам по общению, но и должен стремиться понять их внутренние мотивы, побуждения, цели, установки, их эмоциональное состояние и на основе этого построить взаимодействие с ними, совместную деятельность, регулируя свое собственное поведение и воздействуя определенным образом на поведение своих собеседников.

Таким образом, одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. А вторым не менее важным критерием выступает субъектность личности, под которой мы понимаем самостоятельность, целенаправленность и индивидуальность менеджера, стратегию активного преобразования окружающей действительности в его поведении.

Мы хотели бы сразу отметить, что в рамках темы нашего исследования, «комму-

никативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» рассматриваются в качестве взаимосвязанных, но не тождественных понятий.

Коммуникативная компетенция представляет собой способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний и с помощью умений, связанных с дискурсивной, прагматической (иллокутивной и функциональной), стратегической компетенциями, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. Основой коммуникативной компетенции выступают знания, умения и способности, обусловливающие успешность в коммуникативной деятельности.

Коммуникативная компетентность личности характеризуется интегральностью и многомерностью и может рассматриваться как более высокий (по сравнению с уровнем компетенции) уровень коммуникативного развития, при котором новообразования имеют личностный характер.

На основании теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров [2-5] и сформулированного выше понимания понятий «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция» выделим ряд условий, соблюдение которых определяет успешное коммуникативное развитие специалистов в сфере менеджмента.

1. Обеспечение комплексного характера формирования коммуникативной компетентности в системном единстве всех функциональных компонентов: лингвистический

(языковой), социолингвистический, дискурсивный, стратегический, социокультурный (страноведческий), предметный и прагматический.

1.1. Специфика профессиональных знаний в сфере менеджмента определяет содержание предметного и лингвистического (в части освоения лексической стороны языка) компонентов коммуникативной компетентности. В соответствии с этим, в профессиональном обучении менеджеров необходимо создавать ситуации взаимодействия, опосредуемые содержанием управленческой дея-

тельности, а именно ситуации принятия управленческих решений; взаимодействия с коллегами, партнерами и подчиненными; распределения обязанностей при организации работ и т. д., в соответствии с которыми отбирать необходимый тезаурус, подлежащий усвоению.

1.2. Прагматический компонент коммуникативной компетентности руководителя включает в себя две основные составляющие:

- функциональная компетенция, содержание которой определяется основными функциями менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль, - а также функциями управленческого общения, в соответствии с которыми речь менеджера может быть информирующей, убеждающей, призывающей. Обозначенные функции с необходимостью должны определять функциональные характеристики осваиваемого языкового материала. Другими словами, будущие менеджеры обязаны владеть разноуровневыми знаниями и умениями в области языка, позволяющими им варьировать свое коммуникативное поведение в соответствии с реализуемой профессиональной задачей;

- иллокутивная компетенция в коммуникациях управляющего проявляется в способности варьировать различные организационные формы взаимодействия с персоналом - совещание (в основе которого лежит намерение обсудить наличную ситуацию), распоряжение (информировать подчиненных об обязательном исполнении принятого решения), объяснение (дать недостающую информацию для более эффективного исполнения работ) и т. д.

Ситуации взаимодействия в учебном процессе с необходимостью должны моделировать содержание будущей профессиональной деятельности во всем многообразии ее функций и организационных форм.

1.3. Формирование социокультурного компонента коммуникативной компетентности возможно через создание модели культуры страны изучаемого языка. Такая модель по качественному и системному набору фактов может использоваться как некий аналог действительности, который позволяет обучающемуся проникнуть в ментальный мир народа, постичь систему его ценностей.

Главная задача модели - ориентировать обучающихся на: а) понимание другой культуры и себя в диалоге культур; б) духовное совершенствование на базе новой культуры в ее диалоге с родной. Иными словами, новая культура познается в сопоставлении с родной, известной обучающимся.

2. Обеспечение комплексного характера

формирования коммуникативной компетентности с точки зрения структуры речевой деятельности, а именно в процессе обучения иностранному языку будущие специалисты в сфере менеджмента должны осваивать все виды речевой деятельности: говорение,

письмо, чтение, аудирование. Содержание каждого из видов речевой деятельности опосредуется характером управленческого труда и позволит в будущем более эффективно реализовывать все многообразие функций общения в процессе профессионального взаимодействия: информационную (познавательную, когнитивную) функцию, регулятивную (побудительную) функцию, эмоционально-оценочную (ценностно-ориентационную) функцию, этикетную функцию.

3. Организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса, при котором активную позицию занимает не только преподаватель, но и обучающиеся.

3.1. Содержание субъектной позиции в речевой деятельности отражает самостоятельность, целенаправленность и индивидуальность обучающегося, стратегию активного преобразования окружающей действительности в его поведении и включает в себя три основных компонента:

- мотивационно-ценностный компонент, для формирования которого необходима такая организация учебного процесса, при котором потребность в общении носит внутренний характер, а не определяется требованиями преподавателя или боязнью получить неудовлетворительную отметку;

- когнитивно-творческий компонент, предполагающий опору на учебно-познавательную активность обучающихся. Речемыслительные задачи, решаемые на учебном занятии, определяют развитие специфических механизмов мышления, которые наиболее эффективно позволяют решать проблемы общения: механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия

решений, механизм определения цели, механизм прогнозирования (результатов, содержания), механизм выбора (мыслей, фактов и т. п.), механизм комбинирования, механизм конструирования;

- регулятивно-деятельностный компонент, включающий возможность самостоятельного целеполагания, планирования деятельности и самооценки достигнутых результатов.

3.2. Преподаватель как субъект образовательного процесса выступает в качестве партнера по отношению к обучающимся и обладает следующими качествами: поощряет способность студентов решать проблемы и принимать решения; возлагает ответственность на самих студентов; акцентирует доверие; использует взаимное обучение; ориентирует студентов на усовершенствование деятельности.

4. Организация учебного процесса посредством имитации социального и профессионального взаимодействия путем приобщения студентов к речевой деятельности в условиях активных форм (методов) обучения: ролевых и деловых игр; «деятельностных» заданий различных видов (коммуникативные игры; коммуникативные имитации; свободное общение). Приоритетными при этом являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества. Такие игры требуют развитых социальных умений и нередко включают элементы социального тренинга.

5. Успешное формирование коммуникативной компетентности будущих менеджеров возможно в условиях аутентичного процесса учебно-профессиональной социализации.

5.1. Соблюдение данного условия предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного учебного общения. Такое общение имеет следующие особенности:

- его содержание не всегда предсказуемо;

- возможны переходы от одной темы к другой;

- требуются незнакомые или забытые слова;

- требуется малознакомая или недостаточно усвоенная грамматика;

- требуется активная мобилизация речемыслительных резервов;

- иностранный язык используется в реальном действии.

5.2. Применение аутентичных форм (дискуссии, проблемные ситуации, свободное общение) позволяет формировать знания о будущей профессиональной деятельности, которые носят имплицитный характер, а именно:

- обнаруживаются и развиваются в процессе коммуникативного взаимодействия,

- подвижны по форме,

- произвольны и определены коммуникативной целью,

- ограничиваются лишь познавательными возможностями обучающихся.

Принимая во внимание все вышесказанное, формирование коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров будет эффективным, если:

- учитывается структурная сложность и многомерность коммуникативной компетентности и содержание профессиональной деятельности, в рамках которой она реализуется;

- взаимодействие всех участников образовательного процесса носит субъект-субъектный характер и направлено на овла-

дение особенностями профессионального общения в процессе решения типичных профессионально ориентированных задач в сфере менеджмента;

- в процессе учебно-профессиональной подготовки преобладают активные методы обучения, адекватные особенностям реализации основных видов профессиональной деятельности менеджеров.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004. С. 19.

2. Босова Л.М. Об интерактивной компетенции специалиста в ситуациях профессионального межкультурного общения. иКЬ: ШрУ/еИЬ.аІйШ. ш/еИЪ/Ьоок5М1е8/1998-01/12/рар_12.Ы:т1 (дата обращения: 22.04.2010).

3. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения сту-дентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54-60.

4. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М., 2007.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989.

Поступила в редакцию 12.04.2010 г.

UDC 378

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MANAGERS Igor Vladimirovich Chichikin, Kursk State University, Kursk, Russia, Post-graduate Student of Teaching Methodology of Foreign Languages, e-mail ichichikin@mail.ru

The article contains the criteria and pedagogical conditions for developing communicative competence of managers in their professional education.

Key words: competence; manager; competency; communicative; pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.