УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ
© Игорь Владимирович Чичикин
Курский государственный университет, г. Курск, Россия, аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков, e-mail: [email protected]
В статье определены и обоснованы критерии и педагогические условия формирования коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров.
Ключевые слова: компетентность; менеджер; компетенция; коммуникативный; педагогические условия.
Специфика управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации усилий подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь - посредством многообразных контактов членов организации, т. е. в процессе коммуникации.
Опираясь на концепцию общения, разработанную Г.М. Андреевой, нами был выделен комплекс коммуникативных умений, овладение которым способствует развитию и формированию личности вообще и личности менеджера в частности, способной к продуктивному общению, а также к успешному решению профессиональных задач:
1) межличностной коммуникации;
2) межличностного взаимодействия;
3) межличностного восприятия.
Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации и т. д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает эффективное коммуникативное общение [1].
Исходя из характеристик общения, понятие «коммуникативная компетентность менеджера» приобретает свои особенности. Например, учитывая социальный характер процесса коммуникации, коммуникативная
компетентность менеджера предполагает его способность жить в обществе, среди других людей, способность к взаимодействию, работе в команде, сотрудничеству, достижению взаимопонимания. Вследствие этого управленец выступает как активный субъект общения и относится к своим партнерам по общению, исходя из принципов уважения, признания их независимости и индивидуальности.
Рассмотрение общения в единстве трех его взаимосвязанных компонентов - коммуникативного, интерактивного и перцептивного - предполагает, что носитель коммуникативной компетентности (в нашем случае менеджер) должен быть способен не только к передаче той или иной информации своим партнерам по общению, но и должен стремиться понять их внутренние мотивы, побуждения, цели, установки, их эмоциональное состояние и на основе этого построить взаимодействие с ними, совместную деятельность, регулируя свое собственное поведение и воздействуя определенным образом на поведение своих собеседников.
Таким образом, одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. А вторым не менее важным критерием выступает субъектность личности, под которой мы понимаем самостоятельность, целенаправленность и индивидуальность менеджера, стратегию активного преобразования окружающей действительности в его поведении.
Мы хотели бы сразу отметить, что в рамках темы нашего исследования, «комму-
никативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» рассматриваются в качестве взаимосвязанных, но не тождественных понятий.
Коммуникативная компетенция представляет собой способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний и с помощью умений, связанных с дискурсивной, прагматической (иллокутивной и функциональной), стратегической компетенциями, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. Основой коммуникативной компетенции выступают знания, умения и способности, обусловливающие успешность в коммуникативной деятельности.
Коммуникативная компетентность личности характеризуется интегральностью и многомерностью и может рассматриваться как более высокий (по сравнению с уровнем компетенции) уровень коммуникативного развития, при котором новообразования имеют личностный характер.
На основании теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров [2-5] и сформулированного выше понимания понятий «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция» выделим ряд условий, соблюдение которых определяет успешное коммуникативное развитие специалистов в сфере менеджмента.
1. Обеспечение комплексного характера формирования коммуникативной компетентности в системном единстве всех функциональных компонентов: лингвистический
(языковой), социолингвистический, дискурсивный, стратегический, социокультурный (страноведческий), предметный и прагматический.
1.1. Специфика профессиональных знаний в сфере менеджмента определяет содержание предметного и лингвистического (в части освоения лексической стороны языка) компонентов коммуникативной компетентности. В соответствии с этим, в профессиональном обучении менеджеров необходимо создавать ситуации взаимодействия, опосредуемые содержанием управленческой дея-
тельности, а именно ситуации принятия управленческих решений; взаимодействия с коллегами, партнерами и подчиненными; распределения обязанностей при организации работ и т. д., в соответствии с которыми отбирать необходимый тезаурус, подлежащий усвоению.
1.2. Прагматический компонент коммуникативной компетентности руководителя включает в себя две основные составляющие:
- функциональная компетенция, содержание которой определяется основными функциями менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль, - а также функциями управленческого общения, в соответствии с которыми речь менеджера может быть информирующей, убеждающей, призывающей. Обозначенные функции с необходимостью должны определять функциональные характеристики осваиваемого языкового материала. Другими словами, будущие менеджеры обязаны владеть разноуровневыми знаниями и умениями в области языка, позволяющими им варьировать свое коммуникативное поведение в соответствии с реализуемой профессиональной задачей;
- иллокутивная компетенция в коммуникациях управляющего проявляется в способности варьировать различные организационные формы взаимодействия с персоналом - совещание (в основе которого лежит намерение обсудить наличную ситуацию), распоряжение (информировать подчиненных об обязательном исполнении принятого решения), объяснение (дать недостающую информацию для более эффективного исполнения работ) и т. д.
Ситуации взаимодействия в учебном процессе с необходимостью должны моделировать содержание будущей профессиональной деятельности во всем многообразии ее функций и организационных форм.
1.3. Формирование социокультурного компонента коммуникативной компетентности возможно через создание модели культуры страны изучаемого языка. Такая модель по качественному и системному набору фактов может использоваться как некий аналог действительности, который позволяет обучающемуся проникнуть в ментальный мир народа, постичь систему его ценностей.
Главная задача модели - ориентировать обучающихся на: а) понимание другой культуры и себя в диалоге культур; б) духовное совершенствование на базе новой культуры в ее диалоге с родной. Иными словами, новая культура познается в сопоставлении с родной, известной обучающимся.
2. Обеспечение комплексного характера
формирования коммуникативной компетентности с точки зрения структуры речевой деятельности, а именно в процессе обучения иностранному языку будущие специалисты в сфере менеджмента должны осваивать все виды речевой деятельности: говорение,
письмо, чтение, аудирование. Содержание каждого из видов речевой деятельности опосредуется характером управленческого труда и позволит в будущем более эффективно реализовывать все многообразие функций общения в процессе профессионального взаимодействия: информационную (познавательную, когнитивную) функцию, регулятивную (побудительную) функцию, эмоционально-оценочную (ценностно-ориентационную) функцию, этикетную функцию.
3. Организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса, при котором активную позицию занимает не только преподаватель, но и обучающиеся.
3.1. Содержание субъектной позиции в речевой деятельности отражает самостоятельность, целенаправленность и индивидуальность обучающегося, стратегию активного преобразования окружающей действительности в его поведении и включает в себя три основных компонента:
- мотивационно-ценностный компонент, для формирования которого необходима такая организация учебного процесса, при котором потребность в общении носит внутренний характер, а не определяется требованиями преподавателя или боязнью получить неудовлетворительную отметку;
- когнитивно-творческий компонент, предполагающий опору на учебно-познавательную активность обучающихся. Речемыслительные задачи, решаемые на учебном занятии, определяют развитие специфических механизмов мышления, которые наиболее эффективно позволяют решать проблемы общения: механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия
решений, механизм определения цели, механизм прогнозирования (результатов, содержания), механизм выбора (мыслей, фактов и т. п.), механизм комбинирования, механизм конструирования;
- регулятивно-деятельностный компонент, включающий возможность самостоятельного целеполагания, планирования деятельности и самооценки достигнутых результатов.
3.2. Преподаватель как субъект образовательного процесса выступает в качестве партнера по отношению к обучающимся и обладает следующими качествами: поощряет способность студентов решать проблемы и принимать решения; возлагает ответственность на самих студентов; акцентирует доверие; использует взаимное обучение; ориентирует студентов на усовершенствование деятельности.
4. Организация учебного процесса посредством имитации социального и профессионального взаимодействия путем приобщения студентов к речевой деятельности в условиях активных форм (методов) обучения: ролевых и деловых игр; «деятельностных» заданий различных видов (коммуникативные игры; коммуникативные имитации; свободное общение). Приоритетными при этом являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества. Такие игры требуют развитых социальных умений и нередко включают элементы социального тренинга.
5. Успешное формирование коммуникативной компетентности будущих менеджеров возможно в условиях аутентичного процесса учебно-профессиональной социализации.
5.1. Соблюдение данного условия предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного учебного общения. Такое общение имеет следующие особенности:
- его содержание не всегда предсказуемо;
- возможны переходы от одной темы к другой;
- требуются незнакомые или забытые слова;
- требуется малознакомая или недостаточно усвоенная грамматика;
- требуется активная мобилизация речемыслительных резервов;
- иностранный язык используется в реальном действии.
5.2. Применение аутентичных форм (дискуссии, проблемные ситуации, свободное общение) позволяет формировать знания о будущей профессиональной деятельности, которые носят имплицитный характер, а именно:
- обнаруживаются и развиваются в процессе коммуникативного взаимодействия,
- подвижны по форме,
- произвольны и определены коммуникативной целью,
- ограничиваются лишь познавательными возможностями обучающихся.
Принимая во внимание все вышесказанное, формирование коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров будет эффективным, если:
- учитывается структурная сложность и многомерность коммуникативной компетентности и содержание профессиональной деятельности, в рамках которой она реализуется;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса носит субъект-субъектный характер и направлено на овла-
дение особенностями профессионального общения в процессе решения типичных профессионально ориентированных задач в сфере менеджмента;
- в процессе учебно-профессиональной подготовки преобладают активные методы обучения, адекватные особенностям реализации основных видов профессиональной деятельности менеджеров.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004. С. 19.
2. Босова Л.М. Об интерактивной компетенции специалиста в ситуациях профессионального межкультурного общения. иКЬ: ШрУ/еИЬ.аІйШ. ш/еИЪ/Ьоок5М1е8/1998-01/12/рар_12.Ы:т1 (дата обращения: 22.04.2010).
3. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения сту-дентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54-60.
4. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М., 2007.
5. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989.
Поступила в редакцию 12.04.2010 г.
UDC 378
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MANAGERS Igor Vladimirovich Chichikin, Kursk State University, Kursk, Russia, Post-graduate Student of Teaching Methodology of Foreign Languages, e-mail [email protected]
The article contains the criteria and pedagogical conditions for developing communicative competence of managers in their professional education.
Key words: competence; manager; competency; communicative; pedagogical conditions.