Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной культуры студентов'

Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / АВТОДИДАКТИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INFORMATIONAL SPACE / SELF-DIRECTED LEARNING / COMPUTER EDUCATION SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельников Антон Вадимович

В статье охарактеризован комплекс педагогических условий формирования информационно-коммуникационной культуры студентов-бакалавров вуза. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ понятия «условия» и, в частности, «педагогические условия». Раскрыты особенности понятия «информационное пространство» в образовательной сфере, а также рассмотрено отличие автодидактики от самостоятельной и дистанционной работ в процессе самообучения. Благодаря своим конструктивным и функциональным характеристикам ПК создаёт уникальную возможность изменить традиционные информационные системы в образовании. В условиях модернизации системы отечественного образования на первый план выходят компьютерные мотивирующие обучающие программы, содействующие реализации учебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельников Антон Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective of this paper is to characterize a set of pedagogical conditions of informational and communicative culture formation of undergraduate students. Contrastive-comparative analysis of “condition” concept and “pedagogical conditions” concept in particular is presented. The peculiarities of “informational space” concept in the education environment are disclosed as well as the difference of self-directed learning from self-tuition and distance learning. The computer creates unique opportunities to change traditional informational systems in education due to its structural and functional characteristics. Under the conditions of Russian education system modernization it is the motivating computer education software that steps forward. They help to put into practice academic goals.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной культуры студентов»

УДК 378:681.14 ББК 74.480:32.973

А.В. Стрельников

педагогические условия формирования информационно-коммуникационной культуры студентов

В статье охарактеризован комплекс педагогических условий формирования информационно-коммуникационной культуры студентов-бакалавров вуза. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ понятия «условия» и, в частности, «педагогические условия». Раскрыты особенности понятия «информационное пространство» в образовательной сфере, а также рассмотрено отличие автодидактики от самостоятельной и дистанционной работ в процессе самообучения. Благодаря своим конструктивным и функциональным характеристикам ПК создаёт уникальную возможность изменить традиционные информационные системы в образовании. В условиях модернизации системы отечественного образования на первый план выходят компьютерные мотивирующие обучающие программы, содействующие реализации учебных задач.

Ключевые слова: педагогические условия, информационное пространство, автодидактика, компьютерные обучающие программы

A.V. Strelnikov

the pedagogical conditions of informational and communicative culture formation of undergraduates

The objective of this paper is to characterize a set of pedagogical conditions of informational and communicative culture formation of undergraduate students. Contrastive-comparative analysis of "condition" concept and "pedagogical conditions" concept in particular is presented. The peculiarities of "informational space" concept in the education environment are disclosed as well as the difference of self-directed learning from self-tuition and distance learning. The computer creates unique opportunities to change traditional informational systems in education due to its structural and functional characteristics. Under the conditions of Russian education system modernization it is the motivating computer education software that steps forward. They help to put into practice academic goals.

Key words: pedagogical conditions, informational space, self-directed learning, computer education software.

В настоящее время, в период формирования информационного общества, в котором главную роль играет не материальное производство, а именно обработка информации, развивается математическое моделирование процессов информационной обработки, создаются автоматизированные информационные системы, интенсивно развиваются средства передачи информации, а также формируется информационная культура всех членов общества независимо от возраста, социального статуса, интересов, воз-

можностей и т.д. С точки зрения культурологии, вряд ли было бы корректно выделять информационную культуру в особый специализированный статус, ведь любая форма культуры основывается на информационных процессах. Поэтому мы акцентируем внимание на универсальности информационных процессов. Составляющими информационной культуры являются и информация, и процессы, связанные с функционированием информации в социокультурном пространстве (кумуляция, обработка, трансляция).

о

X X

о

s ^

го s

о

X

s m i 2

&Î5

к !Б

X

<u X S о

О Ïh

го s ч s

I2 °

с ^

ш о

X

ф

^ I-

О

т

<

Отталкиваясь от понимания условия как «выражения отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются» [14], мы определяем педагогические условия формирования информационно-коммуникационной культуры в качестве обязательного внешнего педагогического сопровождения, что позволяет повысить уровень предполагаемого педагогического результата и отразить внешнюю сторону педагогической модели.

Понятие «педагогические условия» напрямую связано с педагогическим процессом и направлено на решение проблемы, присущей этому процессу. В целом, определений этого понятия достаточно много и в принципе различия в характеристиках минимальны. Так, например, «педагогические условия» рассматриваются как «совокупность мер, направленных на поэтапное моделирование и эффективное функционирование подготовки к управлению учебно-воспитательным процессом, которые обеспечивают формирование, становление и развитие у учащихся высокого уровня готовности к положительному взаимодействию, обеспечивающему культуру межличностных отношений» [13, с. 178]. По нашему мнению, не совсем корректно в определении используется лексема «мера», которая сужает общее семантическое поле всей синтаксической конструкции. И.Я. Лернер понимает под педагогическими условиями «обстоятельства процесса обучения, в которых, во-первых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучении; во-вторых, отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы, приёмы и организационные формы обучения с учётом принципов оптимизации» [10 , с. 45]. На наш взгляд, данное определение содержит много ограничений, в связи с чем оно не в полной мере отражает современную педагогическую парадигму.

Заслуживает внимания и точка зрения А.В. Лысенко [11]. Автор выделяет объективные и субъективные условия. Первые включают в себя средства информации, гражданско-правовые основы и т.п. Объективные условия являются своего рода показателем субъектов образовательного процесса к активному в нём участию. Субъективные условия какой-либо педагогической системы складываются из самих её субъектов, их личного отношения к педагогическому процессу, заинтересованности в конечном результате [там же, с. 112].

Разделял точку зрения Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, которые говорят о комплексе педагогических условий, «а не системе, так как исследователь вряд ли сумеет в процессе научного поиска выявить все элементы, оказывающие влияние на исследуемое явление... Он просто выделяет наиболее значимые из них, руководствуясь выбранной методологией исследования, особенностями изучаемого явления и собственными научно-методическими предпочтениями» [16, с. 188], мы в ходе исследования и по результатам анализа также определяем комплекс условий, необходимый для формирования информационно-коммуникационной культуры будущего специалиста.

Комплексный характер выделенных педагогических условий определяется их взаимосвязью, а также связью со всеми уровнями и критериями сформированности информационно-коммуникационной культуры студентов. Рассмотрим в ходе теоретического анализа содержание комплекса педагогических условий формирования информационно-коммуникационной культуры (ИКК).

Современная система образования предполагает создание информационных потоков, сопутствующих реализации учебных, научных, а также административных задач. От того, как организован учебный процесс, каково его содержание, насколько эффективны методы передачи знаний и контроля за их получением студентами, зависит в итоге и качество подготовки будущего специалиста, его уровень квалификации.

В связи с «гиперболическим ростом информации, повлекшим трансформацию всей образовательной парадигмы к идее "начать учиться" [6, с. 26], мы определяем первое педагогическое условие для формирования ИКК - активное внедрение и использование информационного пространства в образовательной среде. «Чтобы получить определенное движение в среде, нужно чтобы содержание и форма выражения действия касались личностей обучающихся» [15, с. 163].

Особенность современной системы образования - в постоянно нарастающей сложности образовательной среды. Её элементы становятся более разнообразными и другой качественной направленности - это и образовательные компетентности, и индивидуальные образовательные уровни, а также тьютор-ские и интерактивные технологии. Технология представляет собой организацию процесса обучения студентов, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий всех элементов этого процесса. Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности преподавателя и студентов по проектированию, организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением их совместной творческой деятельности на всех этапах: целеполагание, планирование, реализация, оценивание и, в определенной степени, коррекции [4]. М. Ко-стельс пишет: «Знание и информация являются критически важным элементом во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и обработки информации. Однако специфически важным для информационного способа развития является воздействие знаний на самосознание, как главный источник производительности. Таким образом, фундаментом информационного общества является изменение социального статуса информации. В прежние времена она была предназначена для воздействия на технологию. Теперь информация сама подвергается технологическому воздействию, знание воздействует

на само знание, получая новые данные» [9, с. 39].

На этапе перехода к информационному обществу, что характерно для развития современного общества, интенсификация информационных процессов - закономерный процесс. Возрастает скорость передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Процесс функционирования информации связан со спецификой сущностно значимых факторов, в первую очередь - информационного пространства. В философии информационное пространство относят к одному из качественно новых пространств бытия, которое характеризуется динамичностью, широтой, индивидуальностью, коммуникативностью (Э. Агацци, П. Хесле, М. Роуч). Социологи определяют информационное пространство как поле распространения информации, значимой для определенных социальных групп [2]. По определению И.И. Дзялошинского, информационное пространство - это «пространство информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющих свое особое "системное" качество, отсутствующее в самих субъектах» [3].

Информационное пространство вуза представлено информацией, содержащейся на корпоративных сайтах, в библиотеке, в сети Интернет и Интранет, на электронных носителях, а также передаваемой через радио- и телесвязь. Кроме того, это и вся устная информация, звучащая в аудитории, связанная непосредственно с учебно-воспитательным процессом. Но нельзя забывать, что кроме такого структурного компонента как информация, в «границах» информационного пространства существуют и другие компоненты: субъект деятельности -личность педагога и объект - личность студента. Таким образом, цель создания и расширения личностного информационного пространства студента - формирование образовательной среды, наполненной информацией, самостоятельно добытой конкретным студентом в процессе учебно-познавательной деятельности.

о

X X

о

го ^

о

X

2 ш ii

2 о

к !Б ¡1

X

<и X ^ о

О £

I2 °

с ^

m о

S X .0

Ф ^

I-

O

ad <

Поэтому в соответствии с предыдущим условием нами рассматривается второе педагогическое условие - активизация самообразовательной деятельности студентов на основе приёма автодидактики.

Мы опираемся на определение понятия «автодидактика», сформулированное А.С. Ворониным [1]. По мнению ученого, «автодидактика» выступает как совокупность или система освоенных методов и приёмов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная. На наш взгляд, современный вузовский процесс преподавания (подачи материала) объективно предполагает новые формы и варианты, которые должны отучить студента от пассивного восприятия «чужой» информации, пусть даже тематически целенаправленно переработанной педагогом. В противном случае ни о какой самостоятельности мышления, анализе речь идти не может. Закономерно, что традиционные формы подачи информации в вузе начинают переосмысливаться учёными: «В современной высшей школе все более остро встаёт проблема падения интереса к лекции. За долгую историю существования эта форма обучения уже переживала подобный спад, однако, в условиях стремительного развития информационных технологий и лавинообразного потока информации данная проблема нуждается в более серьезной проработке. Применение мультимедийных презентаций позволяет в некоторой степени разнообразить монолог лектора, но ситуацию не спасает - меняется оформление, а не суть» [8, с. 191].

На современном этапе развития информационных технологий, особенно сетевых, каждый студент имеет возмож-ностьактивно использоватьэлектронные устройства с выходом в Internet (в частности и в ходе лекции преподавателя) и практически почти мгновенно получить необходимую информацию в любое время, причём продублированную в нескольких источниках: как электронных, так и в книжных. Поэтому конструктивность результата поиска необходимой

информации - это уже субъективный момент, зависящий от осознания и желания студента достичь положительного результата. Используя умения и навыки, приобретённые с помощью автодидактики, — «автономное приобретение и применение новых знаний при полном самоуправлении» [12, с. 6] - обучающийся самостоятельно определяет цель поиска требуемой информации, а также вычленяет информационные составляющие, необходимые для целостного представления материала.

Таким образом, так же, как и педагог на занятии сначала озвучивает план лекции, студент последовательно и логично находит, а затем, анализируя, отбирает информацию и в итоге — обобщает и применяет для решения поставленной практической проблемы. Данный навык универсален: необходим и для жизни, и для будущей профессиональной деятельности.

Процесс автодидактики отличается от самостоятельной и дистанционной работ. Ещё раз подчеркнём, что самостоятельная работа - «работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально представленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, используя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [5, с. 33]. Процесс дистанционного обучения предполагает применение совокупности образовательных технологий при целенаправленном опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя (тьютора) независимо от места и времени распределения на основе педагогически организованных информационных технологий (в первую очередь, средств телекоммуникации). А для метода автодидактики характерна не только самостоятельность деятельности студента, но главное - автономность всего процесса от педагога. Основные технологии дистанционного обучения - кейсовая (набор печатных материалов для самостоятельного изучения, консультации по

e-mail); интернет-технология (авторизованный доступ к учебным материалам на сайте вуза) - являются переходным логически обоснованным звеном к освоению автодидактики.

Образовательная сфера, являясь по своей сути колоссальной информационной сферой, использует в настоящее время нетрадиционные (компьютерные) информационные системы -информационно-обучающие.

Первая обучающая система Plato на основе мощной ЭВМ фирмы Control Data Corporation была разработана в США в конце 50-х гг. XX века. Для совершенствования и полного внедрения системе потребовалось 20 лет. О массовом использовании компьютерных обучающих программ можно говорить только к началу 80-х годов прошлого века. Компьютер как обучающее средство за счёт своих технических возможностей имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами: активизирует обучение и самообучение; повышает интерес обучающихся к учебно-познавательному, самообучающему

процессам за счёт широкого спектра наглядности (графические и иллюстративные возможности, в том числе и когнитивная компьютерная графика ПК (визуальный образ тех понятий и явлений, которые в реальности наглядности не имеют, например, закономерность числовых рядов, параллельность и бесконечность и т.д.); индивидуализирует процесс кумуляции, обработки, трансляции информации; повышает автодидактические навыки, то есть перспективно-практические. На наш взгляд, в рамках заявленного исследования, третьим педагогическим условием формирования ИКК является применение в процессе обучения компьютерных мотивирующих обучающих программ. Возможность интерактивного режима работы ПК уникальна для использования обучающих программ. Диалоговый характер работы компьютера (действие обучающегося - реакция машины) стимулирует обучающегося к деятельности и конструктивно контролирует результаты этой деятельности. Мотивирующие реплики

обучающих программ, причём разного экспрессивно-стилистического характера, а также музыкально-цветового, оценивают работу обучаемого и самообучающегося и, что очень важно, стимулируют и даже пролонгируют познавательный процесс. Несомненно, у обучаемых появляется интерес к необходимой (изучаемой) информации, к процессу её обработки, к результату обучения и самообучения. Развитие технологии программированного обучения подтверждается и появлением учебных курсов на основе возможностей мультимедиа и гипермедиа. Под управлением компьютера система мультисред может производить в едином представлении объединение текста, графики, звуков, видеообразов и мультипликации, что на сегодняшний день широко применяется для создания электронных учебников и книг. Развитием идей мультимедиа являются также и технологии компьютерной виртуальной реальности. При внедрении такого информационного пространства в процесс учебно-познавательной и самостоятельной деятельности повышается как компьютерная грамотность студента, так и информационно-коммуникационая. Все эти моменты способствуют развитию умения использовать компьютер для решения разнообразных прикладных задач в различных сферах профессиональной деятельности. Использование современных компьютерных технологий (программированное обучение) расширяет процесс формирования ИКК студента. Основной составляющей программированного обучения является программа, представленная в виде упорядоченных последовательных задач, передающихся с помощью дидактической машины или программированного учебника и выполняемых непосредственно студентами. Отталкиваясь от двух классических вариантов программированного обучения - линейного, основанного на «управлении ответами», и разветвлённого, основанного на «управлении процессом мышления», - мы используем в процессе обучения комплексный программированный вариант, на наш взгляд, актуальный для современного образования.

о

X X

о

го ^

о

X

Í£ ii

i ь S о

к !Б ü

X

<и X s О

О £

г ° С Ü

Библиографический список

1. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

2. Волович, В.И. Надёжность информации в социологическом исследовании [Текст] / В.И. Во-лович. - Киев, 1974. - 112 с.

3. Дзялошинский, И.М. Как нами манипулируют [Текст] // Право знать: История, теория, практика / И.М. Дзялошинский. - М., 2004. - № 3-4(87-88) март-апрель 2004 г.

4. Елагина, В.С. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения [Электронный ресурс] / В.С. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5; Режим доступа: URL: www.science-education.ru/99-4927.

5. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 1979. - 586 с.

6. Ефимов, П.П. Педагогические условия успешности инновационного процесса в высшем учебном заведении [Текст] / П.П. Ефимов, И.О. Ефимова / / Педагогика высшей школы. - 2015. -№ 1. - С. 26-27.

7. Ефимов, П.П. Интерактивные методы обучения - основа инновационных педагогических технологий [Текст] / П.П. Ефимов, И.О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф.- Казань: Бук, 2014. - С. 286-290.

8. Клименко, О.А. Влияние информатизации на процесс преподавания в высшем учебном заведении [Текст] / О.А. Клименко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, нояб. 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 191-193.

9. Костельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура [Текст] / Мануэль Ко-стельс; пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. - М., 2000. - 606 с.

10. Лернер, И.Я. Проблемы школьного учебника: XX век: итоги [Текст]: сб. ст. / И. Я. Лернер.; сост., авт. вступ. ст. Д.Д. Зуев. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. -Майкоп, 2005. - 203 с.

12. Маслоу, Г. Мотивация и личность [Текст] / Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001. - 479 с.

13. Педагогика [Текст]: учеб. пособ. для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский [и др.]. -Москва: Просвещение, 1988. - 478 с.

14. Философский энциклопедический словарь [Текст]: словарь / ред.- сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Ко-раблёва, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА, 2003. - 576 с.

15. Циулина, М.В. Средовый подход в патриотическом воспитании [Текст] // Молодой ученый. - Т. II. - Март, 2011. - № 3(26). - С. 158-164.

16. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: РБИУ, 2010. - 316 с.

References

1. Voronin A.S. Vocabulary of terms in general and social pedagogics. Ekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI, 2006. P. 135. [in Russian].

2. Volovich V.I. The reliability of information in social research. Kiev, 1974. P. 112. [in Russian].

3. Dzyaloshinsky I.M. How we get manipulated. Pravo znat': Istorija, teorija, praktika. M., 2004. № 3—4. [in Russian].

4. Elagina V.S., Grevtseva G.Ya., Nemudrya E.Yu. Formation of students' pedagogical competence in conditions of the project-based learning technology. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2011. № 5. Available at: http://www.science-education.ru/99-4927 (01.07.2015). [in Russian].

5. Esipov B.P. The individual work of students at the lessons. M.: Prosveshhenie, 1979. P. 586. [in Russian].

6. Efimov P.P. The pedagogical conditions of innovation process success in the higher educational institutions. Pedagogika vysshejj shkoly. 2015. № 1. P. 26—27. [in Russian].

7. Efimov PP. The interactive training methods as a basis of innovation pedagogical technologies. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii. Kazan': Buk, 2014. P. 286—290. [in Russian].

8. Klimenko O.A. The influence of computerization on the educational process in higher educational institution. Voprosy sovremennojj pedagogiki. Ufa: Leto, 2013. P. 191—193. [in Russian].

9. Kostels, M. The information age. Economics, society and culture. Gos. un-t. Vyssh. shk. ehkonomiki. M., 2000. P. 606. [in Russian].

10. Lerner I.Y. The problems of a school book: XX century: the results: Collected Edition. M.: Prosveshhenie, 2004. P. 384. [in Russian].

11. Lysenko A.V. Psychological and pedagogical conditions of professional and value priorities formation of a music teacher. Dis. ...Cand. Sci. (Education). Majjkop, 2005. P. 203. [in Russian].

12. Maslou G. Motivation and personality. Saint Petersburg: Evrazija, 2001. P. 479. [in Russian].

13. Pedagogics: Work book for students of pedagogical institutions: a tutorial. M., 1988. [in Russian].

14. Philosophical encyclopedic dictionary. M.: INFRA, 2003. P. 576. [in Russian].

15. Tsiulina M.V. Environmental approach in patriotic education. Molodojj uchenyjj. № 26. Vol. II. 2011. P. 158-164. [in Russian].

16. Yakovlev E.V. The Pedagogical research: content and results. Cheljabinsk: RBIU, 2010. P. 316. [in Russian].

Сведения об авторе: Стрельников Антон Вадимович,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.

Information about the author:

Strel'nikov Anton Vadimovich, Post graduate student ,

The Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

УДК 372 ББК 74.100

Л.В. Трубайчук

социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через организацию общения ребенка со значимым взрослым и сверстниками, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт. Опираясь на исследования М.И. Лисиной, автор доказывает актуальность формирования в современных условиях модернизации дошкольного образования различных форм общения ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, коммуникативные умение, общение, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, внеситуативно-познавательное общение, внеситуативно-личностное общение.

L.V. Trubaychuk

socio-communicative development of preshoolers

The article highlights the problem of social-communicative development in preschoolers, which can be solved through the organization of the child's communication with a highly-reputed adult and peers and result in the development of social norms and moral values along with formation of social and personal experience. Taking M.I. Lisina's research as a basis, author proves the importance of

го I-

o го

Œ

со О m

m

со

го

<u о

X m s I-

го

S

X

>

О

О X

.0 ç

го s J о

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.