Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции в системе отраслевого образования'

Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции в системе отраслевого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОТРАСЛЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / INDUSTRY-BASED EDUCATION / ACADEMIC AND OCCUPATIONAL MOBILITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / LANGUAGE PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарикова Е. Г.

Проведен анализ понятия «педагогические условия» и уточнены классификационные группы педагогических условий для реализации педагогического процесса, направленного на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке молодых специалистов в области экономики и управления в системе отраслевого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарикова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN INDUSTRY-BASED EDUCATION

The paper gives analysis ofthe notion «pedagogical conditions» and specifies classification groups ofpedagogical conditionsfor the pedagogical process implementation aimed at the foreign language communicative competence development. The pedagogical conditions ensuring development ofthe foreign language communicative competence for young specialists’ training in economics and management within industry-based education are disclosed and justified.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции в системе отраслевого образования»

Белугин Максим Германович (г. Москва), главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ, полковник полиции. E-mail.'guncbgd@maiLru

Belugin Maxim Germanovich (Moscow), General Directorate of Road Safety Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, head of road safety advocacy and media relations, Police Colonel. E-mail:guncbgd@mail.ru

УДК 378.147:811

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Г. Жарикова

ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, г. Новосибирск,

Российская Федерация

Проведен анализ понятия «педагогические условия» и уточнены классификационные группы педагогических условий для реализации педагогического процесса, направленного на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке молодых специалистов в области экономики и управления в системе отраслевого образования.

Ключевые слова: педагогические условия, иноязычная коммуникативная компетенция, отраслевое образование, академическая и производственная мобильность, индивидуальная образовательная траектория, языковой портфель

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN INDUSTRY-BASED EDUCATION

E.G. Zharikova

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Siberian State Transport University», 630049, Novosibirsk, Russian Federation

Abstract: The paper gives analysis ofthe notion «pedagogical conditions» and specifies classification groups ofpedagogical conditionsfor the pedagogical process implementation aimed at the foreign language communicative competence development. The pedagogical conditions ensuring development ofthe foreign language communicative competence for young specialists' training in economics and management within industry-based education are disclosed and justified.

Key words: pedagogical conditions, foreign language communicative competence, industry-based education, academic and occupational mobility, individual educational route, language portfolio

Сегодня кадровая политика на железнодорожном транспорте ориентирована на тесное взаимодействие отраслевых образовательных учреждений с основным работодателем ОАО «РЖД». На протяжении последнего десятилетия в период проведения реструктуризации железнодорожной отрасли ОАО «РЖД» особенно активно занимается вопросами подготовки кадров для своей отрасли [1].

Подготовка специалистов для транспортной отрасли традиционно означала приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности. Однако на сегодняшний день такая модель формирования специалиста является недостаточной. По данным современных исследований выпускники университетов зачастую не в полной мере готовы к активной профессиональной деятельности. Формальное подтверждение наличия профессиональных знаний и навыков работы (диплом университета) не является показателем и гарантией профессиональной состоятельности специалиста [2].

В настоящее время ОАО «РЖД» планирует расширить свой бизнес и выйти на международный рынок. Это означает, что компании будут необходимы новые сотрудники, в том числе молодые перспективные специалисты в области экономики и управления. Требования к подготовке специалистов нового типа закреплены в компе-тентностных моделях компании, согласно которым молодые специалисты должны владеть определенной совокупностью компетенций, в том числе и коммуникативной компетенцией.

Данные факторы позволили нам определить значимость иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) при подготовке специалистов в области экономики и управления в отраслевом образовании и разработать педагогические условия ее формирования у студентов в рамках дополнительных учебных программ по заказу отрасли. Для лучшего понимания термина «педагогические условия» рассмотрим семантику слов, входящих в это словосочетание. В словарных статьях слово «условия» (от старорусского «слово»») трактуется как: а) обязательные обстоятельства, предпосылки, определяющие, обусловливающие существование, осуществление чего-либо б) нормы, законы, правила, установленные для определенной области жизни, деятельности или принятые в узком общественном кругу [3]; обстоятельства, от которых что-нибудь зависит, предопределяющие собою что-нибудь [4]; в педагогическом словаре термин «условия» обозначает обстоятельства, обусловливающие появление / развитие того или иного процесса. Обязательными являются следующие группы условий: мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные условия. При этом, в каждой конкретной педагогической ситуации эти группы условий будут иметь свою специфику [5] и др. В новом толково-словообразовательном словаре русского языка прилагательное «педагогический» соотносится по значению с существительным «педагогика» и обозначает «соответствующий правилам, требованиям педагогики» [4].

Проблемой разработки условий в педагогическом контексте занимались А.Я. Найн, Н.В. Ипполитова, С.А. Ды-нина, Е.И. Козырева, Э.Г. Скибицкий,

/

К группе педагогических условий по сфере воздействия относятся внешние и внутренние условия. Внешние условия обусловлены природно-гео-графическими, общественными, производственными и культурными факторами, в то время как внутренние -учебно-материальными, школьно-гигиеническими, морально-психологическими и эстетическими [6].

По характеру воздействия педагогические условия могут быть объективными - нормативно-правовые документы, средства информации, и т.п. и субъективными, характеризующими возможности участников педагогического процесса, их взаимодействие и целевые приоритеты.

По специфике объекта воздействия различают общие (социальные, экономические, культурные, национальные, географические и пр.) и специфические педагогические условия (социальный статус, возраст обучающихся, материальные-технические возможности образовательного учреждения, местоположение и пр.).

Н.М. Шмидт, и др. Большинство ученых выделяют несколько групп условий для реализации педагогического процесса (Рис. 1).

Ч

В настоящее время в работах Российских ученых наиболее часто встречаются три основные группы педагогических условий:

1) Организационно-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм и методов целостного педагогического процесса, лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы;

2) Психолого-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды, направленных на развитие личностного аспекта педагогической системы;

3) Дидактические условия - результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов и организационных форм обучения для достижения дидактических целей.

Рис. 1. Классификация условий реализации педагогического процесса

В рамках нашего исследования мы рассматриваем термин «педагогические условия» как возможности развития и реализации процесса формирования ИКК с использованием конкретной педагогической модели и технологии. Педагогические условия представляют собой потенциальную среду и комплекс требований для получения синергетического эффекта взаимодействия всех факторов педагогической деятельности, направленных на формирование ИКК.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по проблемам формирования ИКК специалистов в области экономики и управления в системе высшего образования показал, что педагогические условия разработаны в общем виде без учета конкретных условий педагогической деятельности. Новые ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Экономика» (080100) и «Менеджмент» (080200), разработанные в СГУПСе учебные планы и рабочие программы не в полной мере отвечают современным требованиям, предъявляемым ОАО «РЖД» к выпускникам отраслевых университетов этих направлений.

Формирование ИКК будущих работников экономического блока требует создания педагогических условий, при которых эта задача будет выполнена наиболее успешно, а специально организованное обучение в рамках дополнительных программ по заказу отрасли будет способствовать формированию необходимых компетенций, в том числе ИКК. Для конкретизации педагогических условий формирования ИКК будущих экономистов в рамках отраслевого образования мы

использовали теоретическую базу современных исследований по проблемам образования и подготовки специалистов (В.В. Егоров, Т.И. Исаева, В.В. Ос-тровая, М.А. Паутова, Я.В. Садчикова, Э.Г. Скибицкий, Н.М. Шмидт и др.).

Принимая во внимание специфику формирования ИКК в отраслевом образовании и опираясь на проведенный нами анализ классификаций педагогических условий, необходимых для реализации поставленной педагогической задачи, мы выделили комплекс педагогических условий для формирования ИКК специалистов в области экономики и управления в рамках дополнительного учебного курса по заказу отрасли:

■ Тесное сотрудничество с работодателем, совместная разработка учебных программ;

■ Разработка модели формирования ИКК;

■ Разработка технологии формирования ИКК;

■ Готовность участников педагогического процесса к формированию ИКК;

■ Мобильность участников педагогического процесса как условие формирования ИКК;

■ Использование индивидуальной образовательной траектории;

■ Использование языкового портфеля.

Рассмотрим кратко их содержание.

1. Тесное сотрудничество с работодателем, совместная разработка учебных программ. Базовое профессиональное образование в университете поддерживается и наращивается за счет организации дополнительных

обучающих программ, имеющих отраслевую направленность. Система подготовки специалистов в области экономики для железнодорожной отрасли основывается на совместной деятельности железнодорожных университетов и их главного заказчика - ОАО «РЖД» с учетом взаимных интересов. Так, экономический и финансовый департаменты Западно-Сибирской железной дороги принимают непосредственное участие в разработке учебных планов и программ в рамках государственного стандарта с учетом интересов отрасли.

Следует отметить, что железная дорога, заинтересованная в подготовке своих будущих специалистов в области экономики постоянно курирует весь педагогический процесс выполнения дополнительных экспериментальных программ по подготовке экономистов. Студенты экспериментальных групп получают гранты, обеспечиваются местами для прохождения преддипломной практики, выполняют дипломные проекты по заказу отрасли с учетом реальных потребностей ж/д предприятий. Таким образом, подготовка специалистов в области экономики и управления непосредственно ориентирована на транспортную отрасль и ее потребности.

2. Разработка модели формирования ИКК. Формирование ИКК не может быть решено без создания педагогической модели формирования ИКК. Основной задачей модели является формирование ИКК будущих специалистов в области экономики с учетом требований транспортной отрасли к профессиональной компетентности специалистов, включая сегод-

няшние требования компании ОАО «РЖД» к уровню владения иностранным языком работниками компании. Построенная нами модель обеспечивает решение вышеназванных задач.

3. Разработка технологии формирования ИКК. С учетом специфики подготовки студентов в области экономики и управления в транспортном университете и в рамках проекта «Инновационная модель подготовки специалистов финансово-экономического блока ОАО «РЖД»», реализуемого в Сибирском государственном университете путей сообщения, мы разработали педагогическую технологию формирования ИКК специалистов в области экономики, которая представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов и соответствует общепринятым критериям технологичности, таким как: системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.

4. Готовность участников педагогического процесса к формированию ИКК. Под готовностью участников педагогического процесса мы понимаем внутреннее психическое состояние участника педагогического процесса, обеспечивающее активное взаимодействие, направленное на решение задачи формирования ИКК. Мотивационная составляющая проявляется в сформированном постоянном интересе к изучению иностранного языка и осознании необходимости владения языковыми навыками в будущей профессиональной деятельности. При формировании ИКК применяются различные методики, а также межпредметные связи и знания, вы-

ходящие за рамки одного предмета и опирающиеся на уже полученные знания и опыт, направленные на самостоятельную работу и личную ответственность студентов. Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка, который предусматривает формирование ИКК у студентов для выполнения профессиональных задач.

5. Мобильность участников педагогического процесса как условие формирования ИКК. В нашем исследовании академическая и производственная мобильность непосредственно отражает связь между университетом и производством и характеризуется совокупностью компетенций, сформированных у студентов в процессе обучения в университете по выбранной ими специальности.

Мы разделяем точку зрения В.Н. Чистохвалова и В.М. Филиппова о том, что академическая мобильность отражает реализацию внутренней потребности интеллектуального потенциала в движении, являясь неотъемлемой формой его существования в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей [7].

Таким образом, академическая мобильность студентов представляет собой неотъемлемый процесс личностного и профессионального развития, а производственная мобильность отражает динамику профессионального роста, изменение профессионального статуса и роли обучающегося. В нашем исследовании под академической и производственной мобильностью мы понимаем формирование студен-

том собственной образовательной траектории, а именно реализацию возможности выбирать образовательные учреждения, учебные дисциплины и курсы в соответствии со своим интеллектуальным потенциалом и карьерными устремлениями в рамках предлагаемых образовательных программ.

6. Использование ИОТ при формировании ИКК. В настоящее время основной целью системы высшего образования становится «не только качественная подготовка молодых специалистов к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, но и создание необходимых условий для раскрытия и реализации возможностей и потребностей каждого обучающегося, развитие индивидуальных способностей и умения критически оценивать свои достижения и решать поставленные задачи» [8].

А.В. Хуторской рассматривает ИОТ как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании. Выявление, реализация и развитие способностей происходит в ходе образовательного движения обучающихся по индивидуальным траекториям» [9]. Вслед за Е.Ю. Емельяновой мы считаем, что «ИОТ - есть проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности студента, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование» [10].

Таким образом, разработка ИОТ для формирования ИКК при подготовке специалистов в области экономики и управления в отраслевом университете представляет собой многоаспек-

тный процесс, который должен обеспечить развитие самостоятельности и инициативности студентов, дать им возможность максимально реализовать свой творческий потенциал для успешной профессиональной деятельности в дальнейшем.

На этапе определения целей студент совместно с преподавателем составляет свою ИОТ, начальной точкой которой является стартовый уровень его языковой подготовки. Конечная точка ИОТ указывает прогнозируемый уровень сформированности ИКК, к которому обучающийся будет стре-

миться по окончании курса обучения. ИОТ проектируется как индивидуальный маршрут достижения конечной цели. Студенты прогнозируют промежуточные цели, т.е. достижение конкретных результатов по завершении определенных этапов педагогического процесса в рамках конкретной учебной программы и поставленных сроков. Ниже приведен пример индивидуальной образовательной траектории, которая была разработана для участника реализованной в СГУПСе экспериментальной программы обучения по английскому языку:

Рис. 2. Индивидуальная образовательная траектория участника экспериментальной программы обучения по английскому языку

В соответствии с ИОТ, разработанной совместно преподавателем и студентом, на 1 этапе обучения по дополнительной программе перед студентом была поставлена задача выйти на уровень B2 (Европейская система уровней владения иностранным языком) по курсу General English. По окончании 2 этапа обучения студент должен был сдать международный сертифицированный экзамен по деловому английскому языку Business English Certificate (BEC) Vantage на уровне В2.

Формы и методы обучения в рамках предложенной ИОТ предусматривают обязательное посещение практических занятий, овладение интерактивными компьютерными программами уровня Upper-Intermediate в

рамках УМК, чтение дополнительных аутентичных текстов, просмотр видеофильмов, лексические и грамматические задания повышенной сложности, подготовку докладов и презентаций для научных студенческих конференций, участие в языковых и профессиональных стажировках, оформление языкового портфеля, защиту диплома на английском языке, обязательную сдачу международного экзамена, подтверждающий уровень сформирован-ности ИКК.

7. Использование языкового портфеля. В настоящее время ученые и педагоги-практики ведут активный поиск новых методов и средств повышения эффективности и контроля качества образования. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных

средств оценки успешной деятельности студентов является создание языкового портфеля (Language Portfolio) студентов.

Разработанная и применяемая нами методика языкового портфеля для формирования ИКК в отраслевом образовании представляет собой организационный и технологический процессы работы по обучающей программе и предназначена для проведения анализа и оценки сформированности ИКК, развития навыков рефлексии, осознания достигнутых результатов своей образовательной деятельности и собственной жизненной позиции. Метод языкового портфеля дает возможность не только увидеть результаты, но и оценить прогресс студента в сравнении с результатами на предыдущих этапах, обеспечивая интеграцию качественных и количественных оценок. Он позволяет непрерывно проводить мониторинг и диагностику достигнутых результатов учебной деятельности студентов.

Следует подчеркнуть, что разработанные нами педагогические условия, взятые отдельно, не могут решить поставленную задачу формирования ИКК, синергетический эффект может быть получен только в том случае, если все предложенные педагогические условия учитываются и применяются в комплексе. В нашем исследовании мы опираемся на то, что предлагаемые нами педагогические условия являются достаточными и необходимыми и обеспечивают эффективность формирования ИКК. Данная система педагогических условий может быть расширена и дополнена при изменении педагогической задачи.

Источники:

1. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года от 6 августа 2012 г. N 1598 р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTURE_ID = 5127&layer_ id=3290&id=3655 (дата обращения: 24.08.2014). [Strategy for Human Resources Development in JSC «Russian Railways» till 2015 as of August 6, 2012 N 1598r. Access mode: http://rzd.ru/ static/public/ru?STRUCTURE_ID=5127&layer_ id=3290&id=3655, free (accessed data: 24.08.2014) (In Russ.)]

2. Галиновский А.Л., Семиразумов Д.Г, Винокурова Е.В. Взаимодействие с работодателями, стратегическими партнерами, учебными заведениями технического профиля / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в 21 веке: проблемы и перспективы» 13-14 ноября 2009 г. Томск: Изд-во Томского университета, 2009. С.63-67. [Galinovskiy A.L., Semirazumov D.G., Vinokurova E.V. Cooperation with Employers, Strategic Partners, Educational Engineering Institutions / Materials of IV All-Russian Research & Practice Conference «Russian Education in the 21-st Century: Problems and Perspective», November 13-14, 2009, Publishing House of Tomsk University, 2009. P. 63-67. (In Russ.)]

3. Ефремова ТФ. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Изд.: Дрофа, Русский язык, 2000. 1233 с. [Efremova T.F. New Explanatory and Word Formation Russian Dictionary. Publishing House: Drofa, Russian Language, 2000. 1233 p. (In Russ.)]

4. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд.: А Темп, 2009. 944 с. [Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory Russian Dictionary. Publishing House: А Temp. 2009. 944 p. (In Russ.)]

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 236. [Novikov A.M. Pedagogics: Dictionary of Basic Concepts. М.: Publishing Centre IET, 2013. P. 236 (In Russ.)]

6. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1988. 432 с. [Pedagogics / edited by Yu.K. Babanskiy. М.: Pedagogy, 1988. 432 p. (In Russ.)]

7. Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 162 с. [Chistokhvalov V.N., Filippov V.M. Condition, Trends and Problems of Academic Mobility in the European Higher Education Environment: textbook. М.: RUDN, 2008. 162 p. (In Russ.)]

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приказ от 11.02.2002 № 39. Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru (дата обращения: 21.06.2014). [Concept of Russian Education Modernization till 2010. Order of 11.02.2002 №39, Moscow. Access mode: http://www.ed.gov.ru free (accessed data: 21.06.2014) (In Russ.)]

9. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с. [Khutorskoy A.V. Pedagogical Innovation Theory: Textbook for students of higher educational institutions. М.: Academy, 2008. 256 p. (In Russ.)]

10. Емельянова Е.Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавров филологического факультета специальности «Журналистика» посредством использования информационно-коммуникационных технологий, 2011. [Элек-тронныйресурс]. Режим доступа: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=22 свободный (дата обращения: 24.07.2014). [Emelyanova E.Yu. Development of Individual Educational Route for Bachelors of Philology Faculty in Specialty «Journalism» via Information and Communication Technologies, 2011 Access mode: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=22free (accessed data: 24.07.2014) (In Russ.)]

References:

1. Strategiya razvitiya kadrovogo potentsia-la OAO «RZhD» na period do 2015 goda ot 6 avgusta 2012 g.N 1598r. Rezhim dostupa:http://rzd.ru/

static/public/ru?STRUCTURE_ID=5127&layer_ id=3290&id=3655, svobodnyy (data obrashcheniya: 24.08.2014)

2. Galinovskiy A.L., Semirazumov D.G., Vinokurova E.V. Vzaimodeystvie s rabotodatelyami, strategicheskimi partnerami, uchebnymi zave-deniyami tekhnicheskogo profilya / Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rossiyskoe obrazovanie v 21 veke: problemy i perspektivy» 13-14 noyabrya 2009 g. Izd-vo Tomskogo universiteta, 2009. S.63-67.

3. Efremova T.F. Novyy tolkovo-slovo-obrazovatel'nyy slovar' russkogo yazyka. Izd.: Drofa, Russkiy yazyk, 2000. 1233 s.

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Izd.: A Temp. 2009. 944 s.

5. NovikovA.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy. M.: Izdatel'skiy tsentr IET, 2013. S.236

6. Pedagogika / pod red. Yu.K. Babanskogo. M.: Pedagogika, 1988. 432 s.

7. Chistokhvalov V.N., Filippov V.M. Sostoyanie, tendentsii i problemy akademicheskoy mobil'nosti v Evropeyskom prostranstve vysshego obrazovaniya: ucheb. posobie. M.: RUDN, 2008. 162 s.

8. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda Prikaz ot 11.02.2002 №39, Moskva. Rezhim dostupa: http:// www.ed.gov.ru svobodnyy (data obrashcheniya: 21.06.2014)

9. Khutorskoy A.V. Pedagogicheskaya innovatika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M.: Akademiya, 2008. 256 s.

10. Emel'yanova E.Yu. Formirovanie in-dividual'noy obrazovatel'noy traektorii bakalavrov filologicheskogo fakul'teta spetsial'nosti «Zhur-nalistika» posredstvom ispol'zovaniya informat-sionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy, 2011 Rezhim dostupa: http://scientific-notes.ru/ index.php?page=6&new=22 svobodnyy (data obrashcheniya: 24.07.2014)

Зарегистрирована: 18.11.2014

Жарикова Елена Геннадьевна (г. Новосибирск), ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет путей сообщения, кафедра «Иностранные языки», старший преподаватель. Тел.: 8913-065-70-17. E- mail: jarikovalena@mail.ru

Zharikova Elena Gennadievna (Novosibirsk), Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Siberian State Transport University», Department of Foreign Languages, Senior Lecturer. Tel.: 8-913-065-70-17. E- mail: jarikovalena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.