Научная статья на тему 'Формирование коммуникационных компетенции с использованием информационных технологий при получении высшего образования по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование'

Формирование коммуникационных компетенции с использованием информационных технологий при получении высшего образования по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВРИАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCES / HIGHER EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / FEDERAL STATE STANDARD / BACCALAUREATE / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамов Э.В.

Статья посвящена вопросам формирования информационно-коммуникационных компетенций в условиях реализации федеральных государственных стандартов высшего образования на примере ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамов Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION COMPETENCIES WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN RECEIVING HIGHER EDUCATION ON THE TRAINING DIRECTION 44.03.01 PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the formation of information and communication competencies in the context of the implementation of Federal state standards for higher education by the example of FSES HE in the field of training 44.03.01 Pedagogical education

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникационных компетенции с использованием информационных технологий при получении высшего образования по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование»

УДК 519.876.5 БАЙРАМОВ Э.В.

ассистент кафедры прикладной математики и информатики по областям, Московский государственный гуманитарно-экономический университет E-mai: aze@yandex.ru

UDC 519.876.5 BAYRAMOV E.V.

Assistant, Department of Applied Mathematics and Informatics in Regions, Moscow State University of

Humanities and Economics E-mai: aze@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

FORMATION OF COMMUNICATION COMPETENCIES WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

IN RECEIVING HIGHER EDUCATION ON THE TRAINING DIRECTION 44.03.01 PEDAGOGICAL EDUCATION

Статья посвящена вопросам формирования информационно-коммуникационных компетенций в условиях реализации федеральных государственным стандартов высшего образования на примере ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные компетенции, высшее образование, информационные технологии, федеральный государственный стандарт, бакалавриат, педагогическое образование.

The article is devoted to the formation of information and communication competencies in the context of the implementation of Federal state standards for higher education by the example of FSES HE in the field of training 44.03.01 Pedagogical education

Keywords: information and communication competences, higher education, information technologies, Federal state standard, Baccalaureate, pedagogical education.

Под информационно-коммуникативной компетенции понимают «профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе» (Клименко, 2015). Информационно-коммуникативная компетентность объединяет в себе коммуникацию, работу с информацией, выполнение социальной роли, толерантное отношение к партнеру по общению, умение создавать оптимальное коммуникативное пространство, интеграцию 1Т-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационные ресурсы, освоение новых знаковых систем и другое. Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации. (Круглякова, 2007).

Формирование информационно-коммуникационных компетенций является неотъемлемой частью образовательного процесса в высшей школе и регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подго-

товки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015, № 1426) предусматривает формирование следующих информационно-коммуникационных компетенций:

«Общекультурных

1. Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

Профессиональных:

2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)

3. Способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4)» (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 2015).

К современному образовательному процессу в вузах предъявляются общесистемные требования, к которым относится и обеспечение каждого обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

© Байрамов Э.В. © Bayramov E.V.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

(уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015, № 1426) продчеркивается, что «электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее» (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 2015).

Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) определяет задачи электронной информационно-образовательной среды организации, согласно которым электронная информационно-образовательная среда организации «должна обеспечить доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

«Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих» (Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 2015). Именно поэтому бесспорна актуальность формирования информационно-коммуникационных компетенций, являющихся неотъемлемой частью квалификационных характеристик педагогов, всех участников современного образовательного процесса.

По мнению Е. И. Клименко, можно выделить 8 компонентов информационно-коммуникационной компетенции: 1) информационный - способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы 2) коммуникативный - построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде 3) личностный - умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей; чувства ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации 4) аксиологический (духовно-нравственный) - способность регулировать свое поведение в рамках значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность); оперирование различными понятиями и смыслами

5) технологический - способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности 6) лингвистический - умение грамматически правильно строить предложения, формировать осмысленные высказывания, соотносить выражения с соответствующей социокультурной ситуацией 7) профессиональный - способность оперировать профильными знаниями в условиях трудовой деятельности 8) межкультурный - возможность реализовать все указанные выше компоненты ИКК в разных социокультурных системах и пространствах (Клименко, 2015).

Формирование информационно-коммуникационных компетенций с использованием компьютерных технологий при получении высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) можно достичь при реализации комплекса мер: 1) внедрение инновационных информационных технологий при чтении всех дисциплин (модулей) учебного плана, 2) чтение специальных дисциплин (модулей), таких, как: «Основы математической обработки информации и информационные технологии», «Адаптационный курс информатики», «Новые информационные технологии в обучении», 3) разработка и внедрение новых курсов, отвечающих современным требованиям к высшему образованию, например: «Информационная безопасность», «Информационная образовательная среда» и т. д.

Одним из средств формирования информационно-коммуникационных компетенций в образовательном процессе являются компьютерные технологии.

И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения (ПСУН):

• индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

• осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

• осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

• высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

• визуализировать учебную информацию;

• моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

• проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

• формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

• развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

• усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

• формировать культуру познавательной деятельности и др. (Роберт И. В., 2004)

Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные

программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; ком-

пьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий. Очень часто используется сейчас тестовая система компьютерного контроля.

Библиографический список

1. Астафьева О.Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества/ О. Н. Астафьева, О. А. Захарова. - URL: www.Ural-yeltsin.ru/ usefiles/ media/ Astafieva_Zaharova. doc

2. Емельянова В.Е. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. Смирнова И.Г. Педагогические условия формирования информационно коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза: дис...канд. пед. наук: 13.00.01/ И. Г. Смирнова. Воронеж, 2011.188с.

3. Клименко Е.И. Информационно-коммуникативная компетенция - ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. 2015. №22. С. 816-818. - URL https://moluch.ru/archive/102/22425/.

4. Круглякова Г.В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов: автореф. дис....канд. пед. наук. Тольятти, 2007. 243 с.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.:Школа-Пресс, 2004.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015, № 1426)// http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _192459/

References

1. Astafieva O.N. Informational and communicative competence of the personality in the conditions of the formation of the information society / O.N. Astafieva, O.A. Zakharova. - URL: www.Ural-yeltsin.ru/ usefiles / media / Astafieva_Zaharova. doc

2. Emelyanova V.Ye. Formation of information-communicative competence of university students // Herald of the Moscow City Pedagogical University. Smirnova I.G. Pedagogical conditions for the formation of information and communication competence of students in the educational process of the university: dis ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / I.G. Smirnova. Voronezh, 2011.-188p.

3. Klimenko E.I. Information-communicative competence - the key concept of modern education // Young Scientist. 2015. № 22. Pp. 816818. - URL https://moluch.ru/archive/102/22425/.

4. Kruglyakova G.V. The content and technology of formation of the professional information-communicative competence of students-philologists: the author's abstract. dis ... .cand. ped. sciences. Togliatti, 2007. 243p.

5. RobertI.V. Modern information technologies in education. Moscow: School-Press, 2004.

6. Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 44.03.01 Pedagogical Education (Bachelor's Degree) (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 4, 2015, No. 1426) // http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.