И.И. Круглова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
В статье рассматриваются перспективы применения исследовательского метода обучения для повышения эффективности и качества образования с учётом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей учащихся, анализируются проблемы использования ученической исследовательской деятельности в качестве эффективного инструмента поддержания преемственности средней школой с высшим профессиональным образованием.
В Концепции модернизации российского образования модель выпускника представлена следующим образом: это современно образованный, нравственный человек, самостоятельно принимающий ответственные решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающийся динамизмом, конструктивностью [1]. Для формирования таких качеств личности нужны новые подходы в обучении.
В последние десятилетия педагоги осваивают курс на создание для учащихся возможностей занимать активную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на достигнутом как на окончательной истине. В новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации, или готового знания, а на развитие мышления. Под развитием мышления понимается систематическая, последовательная тренировка творческих, критических, исследовательских навыков (умений, способностей, искусств) с тем, чтобы сделать сознание людей гибким, открытым для необычного. Исходя из этого, знание должно подаваться не в виде готовых истин, а как «арсенал возможных теорий, моделей, схем, приемов, необходимых для ценностно-ориентированной профессиональной деятельности и гражданской активности» [5, с. 285]. Широкие возможности в решении этой проблемы открывает раннее приобщение школьников к исследовательской деятельности.
Правильно организованная и осуществляющаяся исследовательская работа имеет и воспитательную, нравственно-эстетическую, социокультурную направленность. Системное, последовательное и структурированное использование исследовательской методологии в качестве одной из основ образовательно-воспитательного про-
цесса в школе создает условия как для развития самого образовательного учреждения, его педагогического коллектива, так и для активного, творчески ориентированного развития учащихся.
Путем обобщения позитивного опыта, накопленного в области формирования и развития учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, необходимо выяснить механизмы превращения ее в эффективный инструмент познания учащимися материального и социального устройства окружающего мира.
Вся совокупность форм, средств и методов исследовательской деятельности учащихся может быть условно разделена на учебно-исследовательские и научно-исследовательские. Научно-исследовательская часть является основополагающей и базовой, но начинается она с учебно-исследовательского этапа, его средств, форм и методов, помогающих формировать и развивать основные учебные знания, умения и навыки учащихся через активизацию познавательной деятельности, в том числе самостоятельной, через проявление личностных способностей и творческих задатков.
Педагогические аспекты формирования системы исследовательской деятельности учащихся в лицее
В Концепции профильного обучения отмечено, что недостаточность широкой специализированной подготовки учащихся привела к нарушению преемственности между школой и вузом, содействовала сохранению таких явлений как массовое репетиторство, платные курсы, отток старшеклассников из школ в подготовительные отделения вузов и т.п. [2]. Для получения качественного фундаментального университетского образования необходимо, чтобы выпускники школ хорошо представляли себе основные направления развития науки, могли самостоятель-
288
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© И.И. Круглова, 2009
но выбрать наиболее перспективную для себя область реализации знаний и стремления к научно-исследовательской работе, а также были способны к творческому выполнению конкретных дел, были бы востребованы обществом [3, с. 52].
Примечательным явлением современного российского образования стало появление гимназий и лицеев, как «школ повышенного типа». Они проводят специальную подготовку учащихся для научной деятельности, характеризуются высокими требованиями к учащимся, усложнёнными программами, новыми предметами, близкой к вузовской системой обучения, высококвалифицированными педагогическими и научными кадрами, серьёзной технической базой. В основе образовательной деятельности школ повышенного уровня обучения чаще всего лежит принцип предпрофильной и профильной подготовки по предметам. По мнению Н.В. Немовой, одного из разработчиков идеи профильного обучения в школе, при его внедрении неизбежны изменения в технологии обучения, а именно: необходимо использование исследовательского метода обучения, увеличение объема самостоятельной работы, повышение ответственности школьников за результаты обучения [4, с. 58].
Экспериментальной базой проведённого педагогического исследования явился Вологодский многопрофильный лицей, цель деятельности которого - выявление одарённых детей и создание благоприятных условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе. Отличительной чертой педагогического процесса в лицее является то, что с пятого класса в него входит ученическая исследовательская работа, позволяющая воспитывать нестандартно мыслящих людей.
Под исследовательской работой понимается экспериментальная и теоретическая индивидуальная деятельность, связанная с изучением явлений и свойств реальных объектов природы и техники, направленная на выявление и развитие творческих способностей детей. Исследование как совокупность форм, методов и средств в своем диалектическом и дидактическом единстве рассчитано на проявление и реализацию личностной познавательной и творческой активности учащихся. Исследовательская деятельность позволяет реализовать такую активность как продуктивную, так как нацелена на перестройку имеющейся ин-
формации, социально-нравственных и познавательных установок, на получение новых знаний, умений и навыков, на решение конструктивно-творческих задач.
Работа лицея, основанная на исследовательских методах, осуществляется в следующих направлениях:
1. Использование учебно-исследовательских форм, средств и методов в общеобразовательных учебных курсах.
2. Организация внеурочной совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
3. Совместная учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа педагогов и учащихся, реализуемая в форме участия в конференциях различных уровней, семинарах, мероприятиях, фестивалях, олимпиадах, в сотрудничестве с средствами массовой информации.
Практика формирования системы учебно-научно-исследовательской деятельности показывает, что необходимыми условиями для развития творческих способностей учащихся до уровня посильного самостоятельного исследования являются:
- наличие в общеобразовательном учебном заведении научно-педагогических кадров;
- ориентация администрации и педагогического коллектива на творческий поиск средств и педагогических технологий обучения приёмам исследовательской деятельности;
- создание системы обучающих исследовательских проектов и доведение их до конца; получение значимых практических и даже теоретических результатов;
- введение исследовательских заданий в преподавание предметов;
- включение учащихся в работу исследовательских лабораторий вузов, предприятий.
Процесс формирования умений ученической исследовательской деятельности проходит следующие этапы:
1. Диагностический этап - выявление познавательных интересов, способностей, склонностей, возможностей учащихся; формулировка противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации с помощью новых методик (выявление проблемы и обоснование ее актуальности).
2. Прогностический этап - постановка цели и задач, построение модели новой технологии применения исследовательского подхода в обучении.
3. Организационный этап - составление программы эксперимента, включающее обоснование темы, определение объекта, предмета, задач и этапов исследования.
Планирование исследовательских работ для учащихся имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке соответствующих учебных планов.
Во-первых, при планировании учитывается техническая оснащенность школьных лабораторий, необходимая для проведения тех или иных учебно-научно-исследовательских работ, и без которой невозможно достижение конечного результата.
Во-вторых, в разрабатываемых планах необходимо выделить время для ознакомления ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий, а также предусмотреть часы для обучения школьников тем или иным навыкам, необходимым при техническом конструировании.
В-третьих, работа, выполняемая учащимися, может быть обобщённо спланирована и как самостоятельно выполняемая разработка, и как часть исследования, проводимого совместно в какой-либо научно-исследовательской группе. При выборе направления исследования следует обращать внимание на реальное достижение результата, чтобы не создавать у учащихся ощущения бесполезно проделанной работы. Также следует выбирать темы, наиболее актуальные на данный момент, чтобы в большей степени использовать повышенный интерес учащихся к данной проблеме.
В-четвертых, следует предусмотреть возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие школьников в различных выставках и конкурсах исследовательских проектов.
4. Практический этап - реализация исследовательского проекта, отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка вводимой технологии.
При практическом воплощении в жизнь исследовательской программы обучения возникают следующие основные проблемы:
- создание материально-технической базы для проведения работ;
- обеспечение исследований квалифицированными научными кадрами.
Решение первой задачи определяется связями лицея с предприятиями и учреждениями, спо-
собными оказать помощь в оснащении лабораторий физики, химии, биологии необходимым исследовательским оборудованием: приборами, инструментами, реактивами и расходными материалами.
Проблема поиска руководителей исследовательских групп в каждом отдельном случае решается сугубо индивидуально. Как правило, поиск кандидатов на эти должности осуществляется среди учителей лицея, а также сотрудников институтов и научно-исследовательских учреждений. Однако выбор осложняется тем, что среди лицейских педагогов, имеющих, вследствие объективных причин, высокую почасовую нагрузку, не всегда удается отыскать тех, кому хватает времени интересоваться широким спектром проблем современной науки и выбрать из них те направления, которые можно было бы предложить учащимся в качестве учебно-научно-исследовательской задачи. Сотрудники же институтов, несущие ауру принадлежности к научному сословию - в соблюдении научной этики, особенностях речи, в рассказах и воспоминаниях о личном общении с авторитетами науки - зачастую не обладают тем педагогическим опытом, который необходим для работы с группами подростков. В тех случаях, когда не удается отыскать единственную кандидатуру на роль руководителя, проблема решается так: учащимся в постановке и решении научно-исследовательской задачи помогают одновременно и школьный педагог, и научный сотрудник.
5. Обобщающий этап - обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, оформление и описание хода и результатов эксперимента.
6. Внедренческий этап - распространение новой методики, рефлексивный анализ опыта по реализации разработанного другими педагогами проекта обучения.
Опираясь на опыт работы в лицее, приходится констатировать, что к 9-10 классам отмечается некоторая потеря интереса к научным исследованиям. Можно выделить ряд причин этого явления:
- общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у детей подробной ин-
290
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
формации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванное снижением количественного и качественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов;
- загруженность учащихся выполнением учебных заданий, что особенно остро проявляется в школах с повышенным уровнем обучения.
Для решения имеющихся проблем перспективно использование комплекса мероприятий, которые по отдельности достаточно широко применяются в практике общего образования. Так, для повышения информированности и интереса учащихся к научно-исследовательским проблемам весьма эффективным является организация лекций и встреч школьников с известными учеными, профессорами вузов и ведущими научными сотрудниками исследовательских институтов, проведение экскурсий на кафедры и в научные лаборатории, демонстрация уникальных исследовательских установок с целью ознакомления учащихся с передовыми возможностями современной науки. Вместе с проведением лицейских дней науки эти мероприятия способствуют повышению интереса учащихся к современным научным проблемам.
Исследовательская деятельность учащихся лицея - основа ранней научной специализации
В конечном итоге учебно-научно-исследовательская работа, развивающая критическое и творческое мышление, способствует выпуску учащихся с высоким уровнем среднего образования, развития познавательных функций, мотивации достижений и адаптации к жизненным условиям. Об этом свидетельствуют результаты деятельности лицея: высокие показатели ЕГЭ, участия в предметных олимпиадах и конкурсах исследовательских работ всероссийского и международного уровня. Выпускники лицея поступают в классические высшие учебные заведения страны: на химический, биологический и механико-математический факультеты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в Московский физико-технический институт, в Санкт-Петербургскую государственную химико-фармацевтическую академию. Более 50% бывших лицеистов учатся в аспирантуре, 11 из них защитили кандидатские диссертации по хи-
мии, математике, экономике. Эти данные свидетельствуют о весьма успешном решении проблемы преемственности на содержательном и методическом уровне между лицейским общим образованием и высшим профессиональным образованием.
Опыт использования разнообразных приемов в организации учебно-научно-исследовательской деятельности учащихся позволяет добиться при ее проведении целого ряда позитивных факторов, не свойственных традиционному образовательному процессу. Так, увлечение учащихся решением поставленной исследовательской задачи приводит к тесному общению ребят из разных научных групп, широкому обсуждению проблем в атмосфере научного клуба, поиску общих точек соприкосновения в областях исследований различных направлений. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. В целом учебно-научное исследование способствует решению одной из актуальных проблем развития лицейской и вузовской педагогики - проблемы подготовки и сохранения высококвалифицированных кадров.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Нормативно-методические материалы Минобразования России // Дидакт. - 2002. - №>5.
3. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. и др. Роль математики в фундаментальном химическом образовании // Инновационные образовательные программы в области химии: Химический факультет / Под ред. В.В. Лунина. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - С. 51-66.
4. Немова Н.В. Профильное обучение старшеклассников - новая педагогическая стратегия российской школы // Директор школы. - 2004. -№10. - С. 49-58.
5. ОботуроваГ.Н. Миф в структуре познания и деятельности. - Вологда: «Русь», 2000. - 299 с.