УДК 37.0001 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ЛИЦЕЕ
Быков Е.В., Абдуллин А.Г.
На современном этапе развития общества лицейское образование ориентировано на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией не только к учебной, но и исследовательской деятельности. Кроме того, исследовательская деятельность учащихся является показателем результативности и нормативной составляющей образовательного процесса современного лицея. Поэтому целью исследования является теоретическое обоснование и выявление особенностей организации научного общества учащихся лицея, направленного на развитие готовности учащихся к исследовательской деятельности. В работе использованы анализ и синтез педагогической, психологической, дидактической и методической литературы, монографических публикаций и научных статей; обобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование и аналитический метод. В результате исследования выявлены компоненты исследовательской подготовки учащихся лицея и комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие готовности учащихся к исследовательской деятельности в практике лицейского научного общества. Основные положения и выводы по организации научного общества учащихся в лицее могут быть использованы в практике исследовательской подготовки учащихся общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: лицей, научное общество учащихся, организация, исследовательская деятельность учащихся, педагогические условия.
ORGANIZATION OF SCIENTIFIC SOCIETY OF STUDENTS SCHOOL
Bykov E.V., Abdullin A.G.
The lyceum education focused on work with students, who have high motivation not only educational, but also research activity, at the present stage of development of society In addition, researching the students' activity is an indicator of performance and normative components of the educational process of modern lyceum. Therefore the aim of this study is a theoretical basis and determine the characteristics of the organization of the scientific community of students of the Lyceum, aimed at developing the availability of students to research. The analysis and synthesis of pedagogical, psychological, educational and methodological literature, monographic publications and research papers, synthesis, comparison, abstraction, forecasting and analytical method were used in this work. The study identified the components of the research training of students of the Lyceum and complex pedagogical conditions for the development of the readiness of students to research in practice of the Lyceum Society. Main points and conclusions of the scientific community on the organization of students in high school can be used in the practice of research training of students of educational institutions.
Keywords: high school, the scientific community of students, organization, students' research activity, pedagogical conditions.
Современный этап развития российского образования связан с его активной модернизацией и реализацией приоритетного национального проекта, важнейшими направлениями которого являются гуманизация и индивидуализация образования. Поэтому одной из стратегий отечественного образования является развитие творческой личности способной к самостоятельной познавательной деятельности.
В современных социокультурных условиях возникает необходимость получения и применения знаний, повышения общекультурного уровня,
самостоятельного решения возникающих в процессе познания проблем. В связи с этим крайне важным является реализация потенциальных возможностей лицеев, прежде всего, за счет организации самостоятельного познавательного процесса каждого ученика путём приобщения его к исследовательской деятельности.
Отметим, что 2012 год знаменуется 200-летием лицейского образования в России. Летоисчисление начинается со дня открытия императорского царскосельского лицея. Основными принципами лицейского образования с момента возникновения были: гуманность, нравственность, творчество, свобода мысли, дух независимости, уважение к собственному достоинству, культ дружбы, лицейское братство, уважение к личности, сообразность возрасту, осознанность слов и ясность идей, оценка без отметки, элитарность, равноправие, патриотизм, образование на образцах, образование как образ жизни, преподавание как педагогическая лаборатория, разносторонность развития, неразрывность образования и воспитания, традиции и новации, наставничество, школа как дом родной [4; 6 и др.].
Однако история лицейского образования в России не линейная, она претерпевала свои «взлеты» и «падения». Возрождение лицейского образования в России произошло в конце ХХ века. Среди базовых принципов лицейского образования конца ХХ - начала XXI века следует отметить: авторская концепция и уникальность образовательного учреждения; атмосфера творчества и созидательной деятельности; академизм и исследовательский подход в лицейском преподавании; авторские курсы и авторское изложение; учебные пособия как приложение к диалогу ученика и учителя; интеграция базового и дополнительного образования; связь лицея с вузами, наукой, учреждениями культуры, производством; построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся на основе создания ситуации выбора; становление субъектности как ориентир развития учащихся и педагогов; опора не на память, а на мышление; значение слова и ценность дела;
диалог как средство, поступок как цель; многообразие смыслов и поливерсионность видения мира; патриотизм и межкультурное взаимодействие; общечеловеческие ценности и культурная уникальность[3; 4; 6 и др.].
За прошедшие годы лицеи утвердились как учебных заведений страны, получили нормативное статусное закрепление наряду с гимназиями и другими типами и видами общеобразовательных учреждений. Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования. Таким образом, лицей нормативно определен как профильное учреждение общего образования естественнонаучной направленности - в отличие от гимназии, осуществляющей углубленную подготовку по образовательным программам гуманитарного профиля [7 и др.].
С учетом нормативной определенности и базовых принципов лицейское образование обладает выраженной спецификой, которая заключается в его ориентации на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией не только к учебной, но и исследовательской деятельности. Именно возрастание роли исследовательской деятельности учащихся - это устойчивая тенденция характерная для лицеев. Значительный багаж знаний, умений и навыков, способность анализировать, осмысливать и оценивать современные события, факты, решать профессиональные задачи на основе единства теории и практики приобретаются и вырабатываются, прежде всего, в процессе исследовательской деятельности, которая является также равноправной формой учебных занятий [1; 6; 13 и др.].
Необходимо отметить, что значительный опыт формирования умений исследовательской деятельности накоплен в педагогике общеобразовательной школы. Теоретические основы решения данной проблемы, заложены В.В. Давыдовым, Е.Н. Кабановой-Меллер, М.И. Махмутовым, К.К. Платоновым, Д.Б. Элькониным. В дальнейшем эти идеи были использованы в многочисленных прикладных исследованиях В.Н. Аксюченко, Л.И. Гоженко, В.А. Кулько, Н.А. Лошкарева, Т.Д. Цехмистрова, И.К. Шалаева и др.).
Проведенный теоретический анализ организации исследовательской деятельности учащихся показал, что в настоящее время данная деятельность является показателем результативности и нормативной составляющей образовательного процесса не только лицеев, но и современных школ, гимназий. В процессе организации исследовательской деятельности учащихся обеспечивается построение содержания образования, направленного на формирование актуальных для личности знаний, совокупности умений, мышления, мировоззрения, развитие опыта творческой деятельности и самостоятельности учащихся, воспитание коммуникативных, нравственных качеств. Кроме того, организация исследований учащихся создает дополнительные возможности в интеграции основных и дополнительных образовательных программ, ориентирует лицейское образование на созидание знания [1; 2; 6; 9 и др.].
Изучение организации исследовательской деятельности учащихся в практике лицейского образования дает основание полагать, что исследовательская деятельность учащихся становится самостоятельной подсистемой в системе общего среднего образования, которая представлена в урочной и внеурочной работе общеобразовательного учреждения [ 6; 9; 14 и др.].
Проведенный практико-теоретический анализ позволил определиться с организационными формами и методами обучения, обеспечивающими реализацию предложенных В.А. Пиявским [12], функций исследовательской
деятельности: поиск проблемы для исследования; научное осмысление
проблемы; выдвижение ключевых идей и формирование плана решения проблемы; освоение или создание необходимых обеспечивающих средств; реализация отдельных составляющих плана решения проблемы; синтез отдельных результатов в целостное решение проблемы; оформление результата; ввод результата в научный обиход, защиту и сопровождение решения; внутренний критический анализ решения и др. А также выявить содержательно-процессуальную сторону исследовательской подготовки учащихся, которая представляет собой целенаправленный процесс освоения взаимообусловленной системы содержательных (нормы, ценности, мотивы, знания) и процессуальных (умения, способы деятельности, операции) компонентов исследовательской деятельности, в целостности обеспечивающих высокий уровень решения актуальных и перспективных учебных и научных проблем [8; 9 и др.].
Кроме того, проведенный анализ также выявил такую форму организации исследовательской деятельности учащихся как лицейское научное общество (ЛНО). Занятия в рамках научного общества учащихся являются наиболее востребованными в отечественном общем образовании. Они обеспечивают интеграцию обучающихся, педагогов и учёных.
Лицейское научное общество учащихся (ЛНОУ) рассматривается учеными как форма организации исследовательской деятельности во внеурочной и внеклассной работе, основанной на объединении и взаимодействии педагогов, ученых и учащихся, имеющих сходные интересы и познавательные потребности, занимающихся исследованиями по разным отраслям знаний [3; 8 и др.].
Процесс организации научного общества учащихся лицея предполагает определение понятия «организация».
Понятие «организация» является общенаучной категорией. В философском энциклопедическом словаре организация представляет собой
внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением, а также совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Исходя из теории педагогического процесса Л.В. Жаровой, организация предполагает: определённый порядок и взаимосвязь элементов системы, её структуру; определение времени, в пределах которого совершаются действия; направленность взаимосвязи и взаимодействия элементов системы; выполнение заданной функции или поставленной задачи; определение места функционирования системы; выбор и использование средств и методов, обеспечивающих выполнение поставленной задачи.
Учитывая проблему нашего исследования под организацией будем понимать компонент педагогического процесса, включающий построение, обеспечение и сопровождение индивидуальной и групповой исследовательской деятельности учащихся лицея во внеурочной и внеклассной работе на единой методологической основе. В качестве единой методологической основы целесообразно рассматривать синтез положений деятельностного, информационного и личностно ориентированного подходов, на описании которых в рамках данной статьи подробно не останавливаемся.
Процесс организации научного общества учащихся (НОУ) в лицее включает несколько основных этапов:
- этап целеполагания (целевой);
- этап определения содержания исследовательской деятельности учащихся лицея (содержательный);
- этап осуществления непосредственно исследовательской деятельности учащихся лицея (деятельностный);
- этап получения, анализа и коррекции результатов исследовательской деятельности учащихся лицея (результативный).
При определении этапов процесса организации научного общества учащихся в лицее мы исходили из основных процедур организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования: постановка целей и их максимальное уточнение; подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленных на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов [3; 5, с. 16; 9; 10].
Остановимся более подробно на характеристике этапов процесса организации научного общества учащихся в лицее.
На этапе целеполагания определяется основное направление подготовки к исследовательской деятельности учащихся лицея. При определении целей подготовки учащихся к проведению исследований необходимо учитывать следующие принципы организации исследовательской деятельности учащихся
[3; 9]:
- принцип целостности, отражающий объединение учащихся и педагогов как относительно автономную систему внеурочной и внеклассной работы, целенаправленно осуществляющей индивидуальную или групповую исследовательскую деятельность;
- принцип открытости предполагает включение обучающихся в систематический процесс обучения, развития и воспитания посредством различных форм организации исследований (семинар, летняя практика, научнопрактическая конференция лицея), а также на субмуниципальном уровне -районных, городских, российских, международных научно-практических конкурсах и конференциях;
- принцип коммуникативности направляет учащихся на установление связей и субъект-субъектных отношений непосредственно путём общения и опосредованно через различную информацию и информационные и коммуникационные технологии;
- принцип универсальности характеризует освоение учащимися ценностей, идей и норм современного научного знания, общенаучных и специальных методов исследования;
- принцип добровольности предполагает учёт познавательных интересов, способностей и потребностей лицеистов, а также самостоятельное определение ими уровня сложности проблем исследования, способов её решения и представления;
- принцип субъектности ориентирует образовательный процесс на формирование и развитие субъектности лицеиста, выраженной в его индивидуальном режиме обучения, свободой выбора цели, содержания и способов организации собственной исследовательской деятельности, а также общения и отношений с другими участниками ЛНОУ;
- принципы управляемости и результативности характеризуют получение обратной связи от секций, включающую информацию о возникших затруднениях учащихся, динамике индивидуальной исследовательской деятельности, секций и ЛНОУ.
На содержательном этапе происходит отбор основного содержания исследовательской деятельности учащихся лицея. При этом необходимо учитывать закономерности обучения исследовательской деятельности и обеспечить формирование понятия «исследование». Отметим, что формирование понятия как элемента знаний ученика заключается в усвоении содержания (существенных признаков) понятия, его объёма (совокупности объектов, охватываемых понятием), установлении связей с другими понятиями, а также овладении умением оперировать им в решении разнообразных задач [8, с. 87; 14].
Содержание исследовательской деятельности учащихся лицея возможно представить в виде трех учебных модулей: методологический,
экспериментально-практический и интеллектуально-эвристический, которые характеризуют логику научно-познавательного процесса по А.С. Майданову
[11]. Методологический модуль направлен на изучение учащимися системы методов научного познания и структуры исследования. Экспериментальнопрактический модуль заключается в подборе учащимися и практическом использовании методов научного познания (общенаучных и специальных), а также необходимых средств при выполнении исследования. Интеллектуальноэвристический модуль состоит в осуществлении учащимися анализа достигнутых результатов собственного исследования.
Деятельностный этап процесса организации научного общества учащихся в лицее определяется согласованной деятельностью ученика-исследователя и педагога по достижению заданной цели учебного исследования, а также формированию и освоению учебных и исследовательских умений и операций. Вариативность используемых педагогом форм, методов и средств организации исследовательской деятельности учащихся предполагает построение непрерывного образовательного процесса и преемственность в развитии учебных и исследовательских умений на разных этапах обучения [3; 9].
Исходя из анализа литературы, опыта руководства ученическими исследованиями, можно выделить следующие учебные умения: работать с информационными ресурсами (справочная, энциклопедическая литература, электронные источники); выделять главное, классифицировать; систематизировать информацию; проводить наблюдения и эксперименты; определять и дифференцировать понятия; применять понятия для решения задач. В исследовательские умения учащихся входят: определять цель и задачи работы; определять объект и предмет; формулировать познавательную проблему и гипотезу; выделять этапы исследования; применять общенаучные и специальные методы исследования; анализировать достигнутые результаты и определять перспективы работы.
Результативный этап процесса организации научного общества учащихся в лицее предполагает деятельность педагога по оценке
индивидуальной исследовательской деятельности учащихся лицея в рамках НОУ. Обобщенный анализ эффективности исследовательской деятельности учащихся осуществляется куратором НОУ при научно-методической службе лицея.
Важно отметить, что результатом организации научного общества в лицее, направленного на исследовательскую подготовку учащихся является готовность учащихся к исследовательской деятельности, которая отражает мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, теоретических и практических умений и навыков, состояний и отношений личности, необходимых для достижения актуальных и перспективных целей исследовательской работы [9 и др.].
Эффективная организация научного общества учащихся лицея предполагает разработку и внедрение в практику лицейского образования комплекса педагогических условий [8; 9 и др.]. Данный комплекс включает в себя следующие условия:
1) интеграция процессов учения и исследования учащихся;
2) партнерское учебно-педагогическое взаимодействие в процессе исследовательской деятельности учащихся;
3) самопознание и определение своих возможностей в совместной учебнопедагогической исследовательской деятельности.
Первое педагогическое условие основано на интеграции процессов учения и исследования учащихся. Результатом такой интеграции являются освоенные общенаучные способы получения знаний с конкретным содержанием и с учетом специфики определенной научной дисциплины и её инструментария. Кроме того, важным результатом такой интеграции является развитие личностного опыта исследовательской деятельности в соответствии с познавательным выбором.
Второе педагогическое условие предполагает партнерское учебнопедагогическое взаимодействие в процессе исследовательской деятельности
учащихся лицея. Партнерство учащихся лицея и педагогов-наставников
формируется в совместной исследовательской деятельности и осуществляется на основе сотрудничества, взаимной ответственности и соуправления.
Третье педагогическое условие ориентирует учащихся лицея и педагогов на самопознание и определение своих возможностей в совместной исследовательской деятельности. С позиции деятельностного подхода к
обучению самопознанию и определению своих возможностей способствует развитие индивидуальной рефлексии (реконструкция ситуации исследования, её критический анализ, выявление понятий, раскрывающих сложившуюся ситуацию и затруднения). Индивидуальная рефлексия обеспечивает целенаправленное осознание и осмысление интеллектуальных шагов в
изучении выбранного объекта и предмета исследования, а также критическую оценку полученного в ходе его реализации результата (продукта) деятельности.
В заключении отметим, что процесс организации научного общества учащихся лицея с учетом комплекса выявленных педагогических условий обладает свойствами системности, управляемости и воспроизводимости. Основные положения и выводы по организации научного общества учащихся в лицее могут быть использованы также в практике исследовательской подготовки учащихся общеобразовательных учреждений. Кроме того, организация научного общества учащихся обеспечивает оценку, как индивидуальной исследовательской деятельности, так и общей
результативности научного общества учащихся общеобразовательных
учреждений.
Список литературы
1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности: метод. пособие / В.И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
2. Беликов В.А. Философия образования личности: монография / В.А. Беликов. М.: Гуманир. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 357 с.
3. Гостев А.Г. Научное общество учащихся в лицее: современные представления и факторы развития: учебное пособие / А.Г. Гостев, М.В. Лебедев. Челябинск: ИЦ «Уральская Академия», 2011. - 124 с.
4. Гостев А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно-ориентированный аспект: монография / А.Г. Гостев. Челябинск: УралГАФК, 1996. 216 с.
5. Информатизация общего среднего образования: науч.-метод. пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004. 384 с.
6. Калугина Т.Г. Теоретические основы и технологии развития личности школьника в условиях общеобразовательного лицея: монография / Т.Г. Калугина. Челябинск: лаб. организации и содержания лицейского образования РАО, 1999. 192 с.
7. Киприянова Е.В. Организация инновационной образовательнопрофессиональной среды: методология, теория, практика: монография / Е.В. Киприянова. Нижний Новгород -Челябинск: Изд-во ВГИПУ, 2009. 408 с.
8. Кленова И.В. Способы повышения эффективности работы научного общества учащихся / И.В. Кленова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе»; под ред. В.П. Борисенкова. М.: НТА «АПФН», 2007. Сер. Профессионал. Т. 5. С. 34-41.
9. Лебедев М.В. Исследовательская подготовка старшеклассников в
условиях организации лицейского научного общества учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Лебедев. Челябинск: ИЦ «Уральская
Академия», 2011. 24 с.
10. Лурье Л.И. Моделирование региональных систем: учеб. пособие / Л.И. Лурье. М.: Гардарики, 2006. 287 с.
11. Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
12. Пиявский С.А. Управляемое развитие научных способностей молодежи / С.А. Пиявский. М.: Академия наук о Земле, 2001. 109 с.
13. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А.И. Савенков. М.: «Ось-89», 2006. 408 с.
14. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения: монография / А.В. Усова; Труды д. чл. и чл.-кор. РАО. М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007. 309 с.
References
1. Andreev V.I. Evristicheskoe programmirovanie uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Heuristic programming educational and research activities]. M: Vysshaya shkola, 1981. 240 p.
2. Belikov V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti [Personal philosophy of education]. Moscow: Gumanir. ed. VLADOS center, 2004. 357p.
3. Gostev A.G., Lebedev M.V. Nauchnoe obshchestvo uchashchikhsya v litsee: sovremennye predstavleniya i faktory razvitiya [Scientific society of students in high school: modem concepts and factors of development: a training manual]. Chelyabinsk: EC "Ural Academy", 2011. 124 p.
4. Gostev A.G. Teoreticheskie osnovy upravleniya razvitiem munitsipal'nogo litseya: lichnostno-orientirovannyy aspect [Theoretical foundations of development management of the municipal entity: personal - indicative aspect]. Chelyabinsk Ural GAFK, 1996. 216 p.
5. Matrosa D.Sh. Informatizatsiya obshchego srednego obrazovaniya [Informatization of general secondary education]. M.: Pedagogical Society of Russia, 2004. 384 p.
6. Kalugina T.G. Teoreticheskie osnovy i tekhnologii razvitiya lichnosti shkol'nika v usloviyakh obshcheobrazovatel'nogo litseya [Theoretical basis and technology of development of the individual student in a general education Lyceum]. Chelyabinsk lab. Of the Organization and content of the Lyceum of RAO, 1999. 192
P.
7. Kipriyanova E.V. Organizatsiya innovatsionnoy obrazovatel'no-professional'noy sredy: metodologiya, teoriya, praktika [Innovative educational organization - professional environment: methodology, theory and practice]. Nizhny Novgorod - Chelyabinsk VGIPU Publishing, 2009. 408 p.
8. Klenova I.V. Sposoby povysheniya effektivnosti raboty nauchnogo obshchestva uchashchikhsya [Ways to improve the efficiency of the scientific community of students]. Trudy nauchno-metodicheskogo seminara «Nauka v shkole» [Proceedings of the scientific - methodical seminar "Science in School"]. Moscow: NTA "APFN", 2007. Professional Series. Vol. 5. pp. 34-41.
9. Lebedev M.V. Issledovatel'skaya podgotovka starsheklassnikov v usloviyakh organizatsii litseyskogo nauchnogo obshchestva uchashchikhsya [Researching training in high school organization Lyceum Society students]: summary, thesis. ... PhD: 13.00.01. Chelyabinsk Research Center "Ural Academy", 2011. 24 p.
10. Lure L.I. Modelirovanie regional'nykh sistem [Simulation of regional systems]. Moscow: Gardariki, 2006. 287 p.
11. Maydanov A.S. Metodologiya nauchnogo tvorchestva [The methodology of scientific creativity]. M.: Publishing LKI, 2008.
12. Piyavskiy S.A. Upravlyaemoe razvitie nauchnykh sposobnostey molodezhi [Managing development of scientific capabilities of the Youth]. Moscow: Academy of Sciences of the Earth, 2001. 109 p.
13. Savenkov A.I. Psikhologicheskie osnovy issledovatel'skogo podkhoda k obucheniyu [Psychological basis of the research approach to studying]. M.: "Os-89", 2006. 408 p.
14. Usova A.V. Formirovanie u shkol'nikov nauchnykh ponyatiy v protsesse obucheniya [Formation of scientific concepts in students in the studying process]. RAO. M.: Publisher University RAO, 2007. 309 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Быков Евгений Витальевич, доктор биологических наук, профессор, декан факультета «Физическая культуры и спорт»
Южно-Уральский государственный университет (национальный
исследовательский университет)
проспект Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Россия
Абдуллин Асат Г иниатович, доктор психологических наук,
профессор, профессор кафедры "Общая психология"
Южно-Уральский государственный университет (национальный
исследовательский университет)
проспект Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS
Bykov Evgeny Vitalyevich, Doctor of biological sciences, professor, dean of faculty «Physical cultures and sports»
South Urals State University (National Research Institute)
76, Lenin prospect, Chelyabinsk, 454080, Russia [email protected]
Abdullin Asat Giniatovich, Doctor of Psychology, Professor
South Urals State University (National Research Institute)
76, Lenin prospect, Chelyabinsk, 454080, Russia [email protected]
Рецензент:
Резанович И.В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета