УДК/UDC 37.042
DOI10.54509/22203036_2023_2_113 EDN FEFUNK
Фомина Анна Михайловна
доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения органов внутренних дел, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Домодедово
Fomina Anna M.
Associate Professor, the Department of Psychological, Pedagogical and Medical Support of Internal Affairs Bodies Activities of the Personnel Centre, Psychological, Pedagogical and Medical Support of the Internal Affairs Bodies, Russian Qualification Improvement Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Domodedovo
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE LEADERSHIP QUALITIES FORMATION AND DEVELOPMENT OF INTERNAL AFFAIRS BODIES HEADS
Введение. Настоящая работа посвящена решению проблемы формирования лидерских качеств у руководителей органов внутренних дел, которая определяется учеными как комплексная и междисциплинарная. Необходимость обеспечить общество профессионалами, обладающими лидерскими качествами и навыками, обязательными для руководителя служебного коллектива сотрудников ОВД, определяет актуальность и значимость решения данной проблемы. Изучив программы подготовки руководителей ОВД в образовательных организациях системы органов внутренних дел, мы пришли к выводу об актуальности дополнения имеющихся знаний в области определения сущностных характеристик, структуры лидерских качеств руководителя ОВД России, а также о необходимости разработки эффективных педагогических условий для формирования и развития лидерских качеств руководителя ОВД.
Методология. Методологическую базу данного исследования составляют исторический (ретроспективный) метод, который использовался при анализе базовых теорий лидерства; системный подход дал возможность изучить феномен лидерства как совокупность лидерских качеств, составляющих личностное основание для проявления лидерства у руководителя ОВД; эмпирический метод применялся с целью изучения взаимосвязи профессиональной успешности руководителей ОВД и их лидерского статуса в служебных коллективах. При изучении нормативно-правовых актов был использован формально-юридический метод.
Результаты и заключение. На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования разработана и апробирована про-
грамма формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД. В результате эмпирического исследования автором были определены: понятие «лидер» применительно к руководителям ОВД, структура лидерских качеств руководителя ОВД, состоящая из четырех элементов; типы лидеров; выделены особенные лидерские качества руководителя ОВД, которые могут служить содержательным ориентиром в процессе целенаправленного формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД.
Introduction. This work is devoted to solving the complex and interdisciplinary problem of leadership qualities formation of the heads of Internal Affairs Bodies. The need to provide society with professionals with leadership qualities and other mandatory skills for the quality management of the service team of police officers determines the relevance and significance of solving this problem. Having studied the training programs for heads of internal affairs bodies in educational organizations of the system of internal affairs bodies, we came to the conclusion about the relevance of supplementing existing knowledge in the field of determining the essential characteristics, the structure of leadership qualities of the head of the internal affairs bodies of Russia, as well as the need to develop effective pedagogical conditions for the formation and development of leadership qualities of the Head of the Police Department.
Methodology. The methodological basis of this study is a historical (retrospective) method, which was used in the analysis of basic leadership theories; a systematic approach made it possible to study the phenomenon of leadership as a set of leadership qualities that make up the personal
basis for the manifestation of leadership of the Head of the Department of Internal Affairs; an empirical method was used to study the relationship between the professional success of the heads of the Department of Internal Affairs and their leadership status in service teams. When studying normative legal acts, the formal legal method was used.
Results. Based on the theoretical analysis and empirical research, a program for the formation and development of leadership qualities among the heads of the Department of Internal Affairs has been developed and tested. As a result of empirical research, the author identified: the essence of the concept of "leader" in relation to the heads of the Department of Internal Affairs, the structure of leadership qualities of the head of the Department of Internal Affairs, consisting of four elements; types of leaders; identified special leadership qualities of the head of the Department of Internal Affairs, which can serve as a meaningful guideline in the process of purposeful formation and development of leadership qualities in the heads of the Department of Internal Affairs.
Conclusion. The formation and development of leadership qualities of the heads of the Department of Internal Affairs provides for the implementation of a holistic pedagogical process (when studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as in the process of operational and service activities). The formation and development of leadership qualities among the heads of the Department of Internal Affairs occurs effectively when creating proven pedagogical conditions that contribute to their formation and development.
Based on the conducted experimental research on the formation and development of leadership qualities of the head of the Department of Internal Affairs, the effectiveness of the developed and tested program for the formation and development of leadership qualities of the heads of the Department of Internal Affairs, which includes trainings and projective exercises, stimulating the independent development of a particular head of the Department of Internal Affairs.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогические условия, лидерские качества, руководители, органы внутренних дел.
Keywords: pedagogical conditions, leadership qualities, managers, Internal Affairs Bodies.
Введение
Актуальность темы статьи связана с тем, что в условиях, в которых находится Министерство внутренних дел, значительно возрастает роль лидера. Не исполнителя лишь, а человека, который способен организовать работу, в том числе по противодействию коррупции, способен быть независимым даже
от мнения начальника и руководствоваться буквой закона, чтобы обеспечить функционирование системы сдержек и противовесов. Лидерство в общественном сознании прочно связано с харизмой, наличием принципов, мировоззрения и персональной ответственностью за результат. Интерес к проблеме лидерства на практике в ОВД и формированию авторитета связан с вопросами качественных изменений деятельности начальствующего состава органов внутренних дел [3, с. 9]. Это происходит по причине того, что формальные полномочия дополняются лидерскими, неформальными. Главным управленческим звеном в ОВД, непосредственно и опосредованно взаимодействующим с сотрудниками, является руководитель органа внутренних дел. «Найти оптимальные методы управления, которые вдохновят коллектив в условиях перемен, задача, требующая от руководителя не только профессионализма, но и лидерских качеств. Будут ли сотрудники слушать руководителя, во многом зависит от лидерского потенциала первого лица и от того, насколько эффективно он принимает решения» [4, с. 111]. Так называемые проявления «неуставных» отношений, а также прецеденты, связанные с нарушением дисциплины и законности, закономерно случаются в тех коллективах, где руководители являются только формальными лидерами, к которым подчиненные не испытывают уважения и не считают авторитетом в служебном коллективе.
Объектом исследования является процесс формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД. Предметом - педагогические условия формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД.
Цель исследования заключается в определении и обосновании педагогических условий формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Как показывает обзор исследований в данной области, выявлением проблем и сущности лидерства и руководства занимались отечественные исследователи: Е. Н. Абашкина, Г. К. Ашин, Б. Д. Парыгин, О. Б. Широких и др., а также зарубежные: Дж. Барбер, Р. Беллоу, К. Бланшар, Д. Максвелл, Д. Макгрегор, Ф. Фидлер,
A. Шерман, А. Шлезингер и др [1, с. 178].
Исследовали психологические аспекты формирования лидерства в учебных группах и профессиональных коллективах ОВД, а также занимались разработкой проблемы диагностики лидерского потенциала руководителей В. В. Вахнина, О. В. Евтихов, И. О. Коте-нев, М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. М. Столяренко,
B. И. Черненилов и др [4, с. 57]. И. Б. Марьясис [4, с. 59]
изучались психологические условия совершенствования стиля руководства младших командиров образовательных учреждений МВД России, Л. Е. Киселевой - развитие лидерских качеств руководителей гор-райорганов в процессе профессионально-психологической подготовки и др. [2, с. 17].
Проблема целенаправленного формирования и развития лидерских качеств руководителя ОВД в соответствии со спецификой профессиональной деятельности до сих пор не решена. Между тем, успешное руководство служебным коллективом, в большинстве случаев, определяет успех в ситуациях взаимодействия внутри групп в коллективе, социально-психологический климат групп и коллективов, а также характер человеческих отношений в коллективах сослуживцев.
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что формирование и развитие лидерских качеств у руководителей ОВД будет эффективным, если:
- определена совокупность качеств, составляющих личностное основание для проявления лидерства у руководителей ОВД;
- разработаны и реализованы педагогические условия, способствующие формированию и развитию лидерских качеств у руководителей ОВД.
Методология
Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, результаты которого позволили констатировать, что выявлять действительных и потенциальных лидеров можно с помощью систематически организованного педагогического мониторинга [3, с. 68].
Динамика развития лидерских качеств у руководителей ОВД позволили раскрыть особенности взаимодействия членов служебного коллектива в исследуемых нами экспериментальных группах.
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента прошли апробацию необходимые и достаточные педагогические условия, способствующие формированию и развитию лидерских качеств у руководителей ОВД. К ним относятся следующие:
- систематическое вовлечение руководителей ОВД в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
- использование на занятиях тренингов и проективных упражнений с предоставлением каждому возможности реализации обеих позиций - организатора и исполнителя;
- осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств у руководителей ОВД.
Чтобы оценить практический опыт обеспечения формирования и развития лидерских качеств руководителей ОВД на местах, с использованием метода анкетирования, был проведен пилотажный опрос сотрудников воспитательных и психологических подразделений, в котором приняли участие 36 сотрудников ОВД из различных субъектов Российской Федерации, в том числе Карачаево-Черкесской Республики, Московской и Новосибирской областей, Хабаровского края, Санкт-Петербурга и Москвы.
По данным результатов анкетирования, на необходимость в дополнительном развитии лидерских качеств у руководителей ОВД указали большинство опрошенных (78,6%). Основная часть из них (62,4%) сказали о том, что в жизни, в процессе морально-психологической подготовки или других видов подготовки, работа по формированию и развитию лидерских качеств, лидерского потенциала руководителей не является обязательной составляющей деятельности кадрового работника или психолога.
Таким образом, проведенный анализ состояния проблемы формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД позволил выявить следующие главные противоречия:
- между необходимостью для служебной деятельности механизмов и технологий формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД и недостаточной степенью их теоретической разработанности;
- между потребностью в формировании и развитии лидерских качеств руководителей ОВД и отсутствием программ формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД в рамках их профессиональной подготовки.
На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования разработана и апробирована программа формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД в процессе профессиональной подготовки.
Об эффективности программы свидетельствуют результаты опроса участников-руководителей ОВД, показавшие, что они высоко оценили практическую значимость программы, отметили повышение заинтересованности в ходе ее этапов, осознание важности формирования и дальнейшего развития лидерских качеств как эффективного способа влияния на подчиненных с целью достижения ими служебных задач.
Полученные в процессе опроса данные выявили совпадение мнений респондентов о значимых для руководителя ОВД качествах (табл. 1).
Кроме упомянутых в таблице, назывались такие качества руководителя, как: стремление к развитию
Таблица 1
Наиболее предпочтительные качества руководителя ОВД
профессиональной компетентности подчиненных; ответственность за деятельность коллектива; умение конкретизировать цель, структурировать задачи, человечность, порядочность, принципиальность и др.
В процессе проведенного эмпирического исследования были выделены компонентные блоки лидерских качеств, как ориентиры для подготовки руководителей ОВД к роли формального и, одновременно, неформального лидера: 1) организационный; 2) коммуникативный; 3) компетентностный; 4) конструктивный.
В процессе апробации программы формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД и на основании анализа результатов формирующего эксперимента смоделированы следующие условные типы руководителей ОВД-лидеров.
«Муза»: характеризуется сформированными нравственно-этическими качествами - ответственностью; добросовестностью; трудолюбием; порядочностью, оптимизмом; влияет, вдохновляя, заражая собственным примером.
«Педагог-психолог»: дружелюбен, толерантен; отличается психологической компетентностью, деятель-ностной направленностью; мотивирован и способен мотивировать подчиненных; умеет воздействовать и обучать.
«Менеджер»: обладает инструментальными компетенциями: целеполагание, формулирование задач, навыки командообразования; видит перспективы развития; гибок.
По мнению руководителей ОВД, на основании результатов проведенного опроса на формирование и развитие их лидерских качеств повлияли следующие факторы и условия: опыт работы на руководящей должности - 81 %; наблюдение за поведением эффективного управленца - 48%; самообразование в этом направлении - 41 %. Однако влияние обучения по программам повышения квалификации или участия в семинарах по эффективному управлению, занятий в рамках морально-психологической подготовки в органах внутренних дел, работы с наставником при назначении на должность отметили около 14% опрошенных руководителей ОВД. Большинство из них считают, что работа по формированию и развитию лидерских качеств у руководителей ОВД должна стать одним из направлений деятельности психолога или работника кадровой службы, но при этом, почти 80% респондентов отметили, что в органах внутренних дел работа в этом направлении не ведется.
Заключение
Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы.
1. Концепции, в рамках которых рассматривался феномен лидерства, делают попытку объяснить причины становления того или иного лидера, закономерности, приводящие к присвоению лидерского статуса. При этом, рассмотренные теории не объясняют причин, по которым одни мотивированы на лидерство, а другие не стремятся к этому. Также упомянутые концепции не предлагают алгоритма, с помощью которого можно управлять формированием лидерства.
2. Сущностная характеристика лидера применительно к руководителю ОВД - человек, формально и неформально играющий в служебном коллективе главную роль, призванную контролировать и изменять поведение всех членов служебного коллектива для достижения общих целей. Структура лидерских качеств руководителя ОВД представлена следующим образом: организационный компонент (инициативность, активность, самоконтроль); коммуникативный компонент (коммуникабельность, эмпатия, умение вдохновлять); компетентностный компонент (профессиональные знания, умения и навыки); конструктивный компонент (наблюдательность, решительность).
3. К педагогическим условиям, способствующим формированию и развитию лидерских качеств у руководителей ОВД, относятся следующие:
- систематическое вовлечение руководителей ОВД в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
Качества руководителя-лидера Доля предпочтений %
Требовательность 70
Справедливость 70
Способность к наставничеству 68
Высокий уровень эмоционального интеллекта 67
Стрессоустойчивость 65
Умение владеть собой, тактичность 61
Умение работать в ситуации многозадачности 56
Уверенность в себе, настойчивость, твердость, решительность 53
Ответственность 44
Аналитические способности 41
Общительность, доброжелательность 39
Навыки командообразования 38
Оптимизм, активность, чувство юмора 26
- использование на занятиях тренингов и проективных упражнений с предоставлением каждому возможности реализации обеих позиций - организатора и исполнителя;
- осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств руководителей ОВД.
4. На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования разработана и апробирована программа формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД.
Литература
1. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002. 800 с.
2. Киселева Л. Е. Развитие лидерских качеств руководителей горрайорганов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.06 / Киселева Людмила Евгеньевна. М., 2011. 24 с.
3. Марьин М. И. Методика социально-психологического мониторинга служебных коллективов органов внутренних дел // Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013): мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 мая 2013 г. Часть 2. СПб., 2013. С. 67-71.
4. Сердюк Н. В. Педагогическое понимание в структуре профессиональной компетентности руководителя органа внутренних дел // Современные кадровые технологии и совершенствование воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: мат-лы Межведомственной науч.-практич. конф. М., 2O12. BOO с. 7B с.
References
1. Al'bert M., Meskon M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management]. Мoscow, 2OO2, BOO p.
2. Kiseleva L. E. Razvitie liderskikh kachestv rukovoditelei gorraior-ganov vnutrennikh del v protsesse professional'no-psikhologich-eskoi podgotovki: avtoref. [Development of leadership qualities of the heads of the city bodies of internal affairs in the process of professional and psychological training]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2O11, 24 p.
3. Mar'in M. I. Metodika sotsial'no-psikhologicheskogo monitoringa sluzhebnykh kollektivov organov vnutrennikh del [Methodology of socio-psychological monitoring of service collectives of internal affairs bodies] Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v pravookhranitel'noi deiatel'nosti (Vasil'evskie chteniia - 2O13): mat-ly Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sankt-Peterburg, 3O-31 maia 2O13 g. Chast' 2. SPb., 2O13. S. 67-71.
4. Serdiuk N. V. Pedagogicheskoe ponimanie v strukture professional'noi kompetentnosti rukovoditelia organa vnutrennikh del // Sovremennye kadrovye tekhnologii i sovershenstvo-vanie vospitatel'noi raboty s lichnym sostavom organov vnutrennikh del: mat-ly Mezhvedomstvennoi nauch.-praktich. konf. M., 2O12. BOO s. 7B s.
УДК/UDC 37.04
DOI10.54509/22203036_2023_2_117 EDN FBGTYF
Шефер Ольга Робертовна
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Антонова Надежда Анатольевна
преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Shefer Olga R.
Ph. D, Associate Professor, Head of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanities Pedagogical University, Chelyabinsk
Antonova Nadezhda A.
Teacher of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanities Pedagogical University, Chelyabinsk
АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ ADAPTATION OF FUTURE PHYSICS TEACHERS TO STUDY AT THE UNIVERSITY
Введение. Актуальность поднятой в статье темы подтверждается тем, что опирается на закон «Об образовании в Российской Федерации». Одним из направлений является достижение высокого каче-
ства образования без ущерба здоровью обучающихся, что определяется адаптацией для студентов первого курса - будущих учителей физики - к вузовскому обучению.