Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к социальному партнерству'

Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к социальному партнерству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / КЕЙСЫ / ВНЕШНИЕ ПАРТНЕРЫ / SOCIAL PARTNERSHIP / MENTAL EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL / MENTAL MAPS / CASE STUDIES / EXTERNAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косогова Н.В.

В статье рассматривается образовательное пространство вуза как ментальное в контексте системного подхода. Мы говорим об образовательном пространстве вуза как специально организованной совокупности взаимосвязанных образовательных структур, характеризующихся системной многофункциональностью, то есть органичной связью теоретической и профессионально-практической подготовки с его исследовательской, управленческой и социальной составляющей. Определяя образовательное пространство вуза как ментальное, мы выделяем в нем потенциальную возможность создавать условия в режиме реального времени для формирования компетентного специалиста, в том числе такого «когнитивного конструкта» компетентности как готовность студентов к социальному партнерству. В учебном процессе для предварительного моделирования эффективного педагогического взаимодействия c внешними партнерами работаем с ментальными картами и с кейсами. Делается вывод о том, что работа с ментальными картами, кейсами носит выраженный практикоориентированный характер, следовательно, предлагаемые студентам проблемные ситуации направлены на применение полученных знаний на практике, на формирование умений взаимодействовать, осуществлять поиск возможных партнеров, на моделирование различных ситуаций, связанных с социальным партнерством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of university students’ preparedness formation to the social partnership

The article considers the educational space of a higher institution, being mental, in a systematic approach context. We mean the educational space of the university as a purposefully organized set of interrelated educational structures, characterized by the system multi-functionality, that is by an organic connection between theoretical and practical vocational training with its research, managerial and social aspects. Defining the educational environment of higher school as a mental one, we distinguish in it the potential to create the real time conditions for a competent specialist formation, including such a “cognitive construct” competence as the willingness of students to the social partnership. With the purpose of the effective pedagogical interaction with external partners preliminary modeling, mental maps and case studies are included in the educational process. The conclusion is that working with the mental maps and case studies tends to have a fully marked practical character; therefore, problematic situations offered to students are aimed at the application of acquired knowledge in practice, at the formation of skills to interact, to search for potential partners, at the modeling of social partnership various situations.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к социальному партнерству»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ

Косогова Н.В.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

В статье рассматривается образовательное пространство вуза как ментальное в контексте системного подхода. Мы говорим об образовательном пространстве вуза как специально организованной совокупности взаимосвязанных образовательных структур, характеризующихся системной многофункциональностью, то есть органичной связью теоретической и профессионально-практической подготовки с его исследовательской, управленческой и социальной составляющей. Определяя образовательное пространство вуза как ментальное, мы выделяем в нем потенциальную возможность создавать условия в режиме реального времени для формирования компетентного специалиста, в том числе такого «когнитивного конструкта» компетентности как готовность студентов к социальному партнерству. В учебном процессе для предварительного моделирования эффективного педагогического взаимодействия с внешними партнерами работаем с ментальными картами и с кейсами. Делается вывод о том, что работа с ментальными картами, кейсами носит выраженный практикоориенти-рованный характер, следовательно, предлагаемые студентам проблемные ситуации направлены на применение полученных знаний на практике, на формирование умений взаимодействовать, осуществлять поиск возможных партнеров, на моделирование различных ситуаций, связанных с социальным партнерством.

Ключевые слова: Социальное партнерство; ментальное образовательное пространство вуза; ментальные карты; кейсы; внешние партнеры.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF UNIVERSITY STUDENTS' PREPAREDNESS FORMATION TO THE SOCIAL PARTNERSHIP

Kosogova N. V.

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The article considers the educational space of a higher institution, being mental, in a systematic approach context. We mean the educational space of the university as a purposefully organized set of interrelated educational structures, characterized by the system multi-func-

tionality, that is by an organic connection between theoretical and practical vocational training with its research, managerial and social aspects. Defining the educational environment of higher school as a mental one, we distinguish in it the potential to create the real time conditions for a competent specialist formation, including such a "cognitive construct" competence as the willingness of students to the social partnership. With the purpose of the effective pedagogical interaction with external partners preliminary modeling, mental maps and case studies are included in the educational process. The conclusion is that working with the mental maps and case studies tends to have a fully marked practical character; therefore, problematic situations offered to students are aimed at the application of acquired knowledge in practice, at the formation of skills to interact, to search for potential partners, at the modeling of social partnership various situations.

Keywords: Social partnership; mental educational space of higher school; mental maps; case studies; external partners.

В современном динамично развивающемся обществе эффективность деятельности обусловлена не только активностью и профессионализмом работников какой-либо организации, но и тем, насколько мобильны и согласованы ее связи с внешним окружением. Цивилизованные общественные отношения с другими структурами (государственными или общественными) позволяют обеспечить согласование и защиту интересов всех взаимодействующих сторон. Только во взаимодействии с другими структурами возможно эффективное достижение как производственных, так и социальных, культурных, образовательных научных целей, удовлетворение потребностей в сфере законных интересов, защиты прав каждого участника взаимодействия.

Важнейшими целями социального партнерства являются цели более полного и качественного удовлетворения потребностей взаимодействующих сторон. Поэтому перед вузами стоит актуальная проблема формирования готовности студентов к социальному партнерству. Ее решение в образовательном пространстве вуза представляется нам возможным благодаря рассмотрению образовательного пространства вуза как ментального в контексте системного подхода. Мы рассматриваем образовательное пространство вуза как специально организованную совокупность взаимосвязанных образовательных структур, характеризующихся системной многофункциональностью, то есть органичной связью теоретической и профессионально-практической подготовки с его исследовательской, управленческой и социальной составляющей.

В ходе теоретического исследования нами установлено, что на сегодняшний день в педагогической науке понятие «социальное партнерство» представлено незначительно, что является свидетельством недостаточной разработанности выделенного понятия в виду его относительной новизны. Вместе с тем мы пришли к выводу, что готовность к социальному партнерству -это наиболее значимая характеристика уровня профессионализма специалиста.

Например, готовность к социальному партнерству будущего педагога говорит о его способности видеть и учащегося, и окружение, и самого себя в неразрывном единстве и взаимозависимости. Пространство образования для будущего педагога формируется как целостное, и все его компоненты оказывают, так или иначе, воздействие на процессы обучения и воспитания. Наши исследования показывают, что наиболее слабым звеном в подготовке будущих педагогов является их готовность и способность к социальному партнерству. Из педагогических процессов выпадают возможности внешней среды (в том числе возможности социальных партнеров) в повышении качества обучения и воспитания.

Ментальное пространство человека по определению Ж. Фоконье и М. Тернера [5] представляет собой постоянно модифицируемые когнитивный конструкт, который строится в режиме реального времени в ходе дискурсивной деятельности и хранится в оперативной памяти взаимодействующих людей.

Определяя образовательное пространство вуза как ментальное, мы выделяем в нем потенциальную возможность создавать условия в режиме реального времени для формирования компетентного специалиста, в том числе такого «когнитивного конструкта» компетентности как готовность студентов к социальному партнерству. В ментальном пространстве вуза выделяем следующие компоненты: теоретико-образовательный, профессионально-практический, исследовательский, управленческий, финансово-экономический.

Существующее базовое образовательное пространство как реальный материальный конструкт становится ментальным в зависимости от обстоятельств и времени. В базовое образовательное пространство могут входить новые компоненты. Фокус ментального образовательного пространства для студента, преподавателя становится подвижным в зависимости от поставленных им задач взаимодействия. В.Е. Клочко, В.Н. Мунгалов [2, 3] описывают ментальное пространство как некое пространство между человеком и средой, которое подчинено не объективной логике среды, и не субъективной логике человека, а логике самоорганизации человека как открытой системы. В ментальном пространстве субъективное начинает путь к внешнему через поиск необходимого. И в нем же объективное приближается к внутреннему выступая перед субъектом значимой для субъекта стороной. Фактически ментальное пространство выстраивается человеком и играет для него роль фильтра отбирающего из многообразия объектов окружающего мира лишь те, которые отвечают требованиям человека.

Организовать ментальное образовательное пространство, отвечающее потребностям будущего специалиста для его продуктивной профессиональной самореализации, и, прежде всего, для формирования его готовности к социальному партнерству, возможно при обоюдном стремлении субъектов образования (преподаватель и студент) к организации этого пространства.

Одной из самых важных характеристик ментального пространства является его многомерность. Многомерность ментального пространства задается встречей объективных (внешних) характеристик образовательного пространства вуза, и субъективных (чувственных) характеристик обучающегося. Результат взаимодействия этих характеристик - готовность будущего специалиста к социальному партнёрству.

Рассматривая образовательное пространство вуза как специально организованную совокупность взаимосвязанных образовательных структур, характеризующихся системной многофункциональностью студент начинает осознавать компоненты этого пространства для своего профессионального становления и «фильтровать» из предлагаемых компонентов образовательного пространства вуза те, которые значимы для решения его образовательной задачи.

Одними из требований освоения федеральных государственных образовательных стандартов педагогического высшего образования выпускника является: способностью проектировать образовательное пространство, готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В связи, с чем перед преподавателями вуза стоит задача поиска технологий применимых во всех этапах образовательного процесса. По данной проблеме, на первом этапе формирования у студентов готовности к социальному партнерству, мы остановились на технологии работы с ментальными картами. Как показала практика работы со студентами, данный метод способствует эффективному планированию деятельности преподавателя и студента с позиций системного подхода. Подготовка лекционных материалов, активизация деятельности обучающихся при проведении практических занятий организуются с привлечением дополнительных необходимых участников образовательного процесса, в том числе, социальных партнеров, как на уровне предварительного моделирования, так и при организации непосредственного взаимодействия с ними. Это позволяет комплексно структурировать и обрабатывать информацию, включаться в активное обсуждение проблем качества образования, мыслить творчески, с учетом всех реалий социума, влияющих на качество образования.

Отсутствие значимых компонентов ментального образовательного пространства приводит к тому, что преподаватели часто замечают у студентов потерю интереса к учебным занятиям: студенты перестают готовиться к семинарским и практическим занятиям, нередко прогуливают занятия и не демонстрируют желания овладевать необходимой вузовской программой.

С целью наполнения ментального пространства вуза таким значимым компонентом как формирование у студентов готовности взаимодействовать с социальными партнерами мы используем в учебном процессе средства как для предварительного моделирования эффективного педагогического взаимодействия (ментальные карты), так и контекстное обучение (непо-

средственная встреча с потенциальными социальными партнерами) на базе ФБГОУ ВО «Иркутский государственный университет».

Как показал анализ теоретических источников и практика работы со студентами, ментальные карты - это средство, с помощью которого студенты более эффективно структурируют и обрабатывают информацию. Задавая студентам цели привлечения внешних участников для более эффективной организации образовательного процесса, преподаватель вовлекает их в создание дополнительных значимых связей и отношений, тем самым создает условия для творческого, системного мышления.

Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса на учебных занятиях подробно описано в работах Тони Бьюзена [1], Хорста Мюллера [4].

Подавляющее большинство публикаций посвящено применению ментальных карт в экономике и бизнесе, возможность применения их в рамках построения образовательного пространства для формирования у будущих педагогов системного мышления и готовности к социальному партнерству нами не обнаружено.

Как показала практика нашей работы с ментальными картами, использование данного метода делает возможным увидеть необходимость кооперации субъектов как внутри образовательного учреждения, так и с привлечением их извне. Ментальная карта дает возможность визуализации познавательной деятельности студента как системного кооперативного процесса, дает возможность интегрировать мысли, идеи и действия всех участников, выделить необходимые и значимые компоненты кооперативного процесса для повышения его качества.

При всех многочисленных положительных сторонах применения ментальных карт широкого употребления в системе высшего образования при обучении студентов не наблюдается, в то время как этот инструмент наиболее подходит именно для системы высшего образования.

В процессе теоретического исследования мы пришли к выводу, что работа с ментальными картами в образовательном пространстве вуза способствует формированию теоретико-образовательного компонента ментального образовательного пространства вуза, способствующего формированию готовности студентов к социальному партнерству.

С целью констатации проблемы исследования, а также выделения контрольной группы, нами проводилась работа по межгрупповому экспериментальному плану с предварительным и итоговым тестированием и неэквивалентной группой сравнения в условиях параллельного изучения контрольной и экспериментальной групп в реальной ситуации их жизнедеятельности.

На наш взгляд, готовность студентов к социальному партнерству в образовательном пространстве вуза будет более эффективной, если организовать как в образовательном пространстве вуза, так и вне его познавательный, исследовательский, профессионально-практический и социальный контекст взаимодействия в триаде: студент - преподаватель - внешний партнер,

что будет способствовать формированию профессионально-практического и исследовательского компонентов ментального образовательного пространства вуза. Для этого необходимо организавать различные варианты внутривузовского и межвузовского взаимодействия через создание проблемных ситуаций в процессе использования кейсов.

Результат (готовность студентов к социальному партнерству).

Рис. 1. Предметная область - ментальное образовательное пространство вуза, включает участников ситуации: студент - преподаватель - внешний партнер, (сделать как схему)

В рамках нашего исследования предметная область это - ментальное образовательное пространство вуза. Поэтому необходимо сделать анализ предметного поля ситуации. Огромное значение работе по осмыслению ситуации придают Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская, В.П. Бес-палько, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Суховская. Мы рассматриваем предметное поле в рамках организации ментального образовательного пространства вуза, способствующего формированию готовности студентов к социальному партнерству через создание проблемной ситуации, в том числе и при непосредственном участии внешних партнеров.

В качестве предмета могут выступать различные стороны познавательного, профессионально-практического и социального взаимодействия в триаде: студент - преподаватель — внешний партнер. Могут быть определены технологии, методы, формы, способы организации, педагогические условия, в которых разворачиваются ситуативные действия.

Предметная область — ментальное образовательное пространство вуза, включает участников ситуации: студент - преподаватель - внешний партнер (см. рис. 1). Мы особо подчеркиваем тот факт, что в ситуации, кроме студентов, преподователей, участвуют и внешние партнеры. Немаловажным фактором является установление многообразных отношений между выделенными участниками ситуации, а так же между участниками и условиями, в которых разворачивается ситуация. Именно установлению отношений (связей) особое значение придает Л.М. Фридман. На этой стадии следует установить причинно-следственные зависимости, имеющиеся в ситуации: от реального явления к причине, его вызвавшей, попытаться выявить ценностно-мотивационные основания участников ситуации, приведшие к данному явлению. При этом важен не отдельный анализ каждого элемента ситуации (предметной области, участников), а рассмотрение их в соотнесении друг с другом в контексте целостной ситуации.

В процессе анализа предстоит выявить возможные области и сферы взаимодействия в ментальном образовательном пространстве вуза в триаде студент — преподаватель - внешний партнер.

Перед непосредственным взаимодействием с внешними партнерами эффективной является работа студентов с кейсами. Использование кейсов носит выраженный практикоориентиро-ванный характер, следовательно, предлагаемые студентам проблемные ситуации направлены на применение полученных знаний на практике, на формирование умений взаимодействовать, осуществлять поиск возможных партнеров, на моделирование различных ситуаций, связанных с социальным партнерством.

Открытость, доступность ментального образовательного пространства вуза выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, государственными органы управления, включая службу занятости; работодателями (Министерство образования РФ, Отделы образований региона); бизнесом; объединениями работников (профсоюзы, общественные организации), направленное на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Данное взаимодействие способствует формированию управленческого компонента ментального образовательного пространства.

Для того чтобы сформировать финансово-экономический компонент ментального образо-ватеьного пространства, целесообразно построить такие отношения, которые бы заинтересовали всех участников «студент - преподаватель - внешний партнер». На наш взгляд данное взаимодействие может выражаться в совместной деятельности направленной на построении и определении общих целей, общих ценностей в рамках экономической заинтересованности всех сторон.

Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства, так как по нашему мнению внешние партнеры должны участвовать в разработке восстребованных направлений подготовки, профелей и в том числе и самого содержания основных профессиональных образовательных программ.

Мы полагаем, что совместная деятельность в триаде «студент - преподаватель - внешний партнер» может быть направлена на проектирование конкретных программ совместной работы, развитие профессиональной компетентности студентов посредством освоения подходов к решению практических задач в области социального партнерства, продуктивность, взаимоподдержку и формирование экономической, правовой культуры в области социального партнерства.

Кроме этого мы считаем, что необходимым условием партнерских отношений является их:

— добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия, совместной деятельности в образовательном пространстве вуза;

— долговременность - продолжительный и неоднократный характер совместная деятельность в триаде «студент - преподаватель - внешний партнер»;

— взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности.

Таким образом, в процессе теоретического исследования и практики работы со студентами и внешними партнерами мы пришли к выводу, что ментальное образовательное пространство вуза способствует формированию готовности студентов к социальному партнерству.

Список литературы

1. Бьюзен Т. Супермышление [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. Минск : ООО «Попурри», 2003. 304 с.

2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В.Е. Клочко. Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

3. Мунгалов В.Н. Ментальное пространство сибиряков: содержание и структура (на примере русских, бурят и евреев) // Психология в экономике и управлении. М., 2011. С. 97-102.

4. Мюллер X. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст]. М.: Омега-Л, 2007. 126 с.

5. Fauconnier G., Turner М. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind's Hidden Complexities. NY: Basic Books, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.